Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поль Вирильо: скорость и политика
190 Неспешность деревенского житья и скорость, задаваемая городом, знакомы нам по личному опыту и многократно противопоставлены в литературе. Быстрее — значит лучше, быстрее — значит сделать больше за отведенное время, время — деньги, высокая скорость экономит время — все эти элементарные сегодня максимы лежат в основе недовольства транспортными пробками или качеством соединения домашнего компьютера с Сетью. 190 Производство мобильности и иммобильности, скорости и приостановки становится решающим фактором изменений социального пространства, стратификации, включенности и исключенности людей из сетей и информационных потоков. 190 О связи скорости и современной социальной и политической жизни писал целый ряд авторов [см.: Gleick, 1999; Rosa, 2003]. Я остановлюсь на взглядах французского мыслителя, архитектора, планировщика и политического активиста Поля Вирильо. Ему интересно, как скорость, возможная в век информационных технологий, меняет городскую жизнь. 190 Если преобладающим объяснением «сжимания» пространства и времени, предложенным географом Дэвидом Харви и социологом Мануэлем Кастельсом, является глобализация (см. об этом подробнее в 6-й главе), то Вирильо в своих взглядах ближе основательнице современной социологии времени Барбаре Адам. 190 Для них ценность, которую придает скорости общество модерности, и есть главная причина всех изменений. По Адам, никто не ставит под вопрос ценность скорости. 190 Все социальные проблемы рассматриваются «в тени» одержимости современного общества скоростью [см.: Adam, 2003]. 190 Вирильо также 191-192 убежден, что скорость — в центре современной цивилизации и политики и это скорее их негативная характеристика.
191 «Стоянка» велосипедов у библиотеки университета Гумбольдта — эмблема дружественного велосипедистам Берлина 192 Во-первых, ускоряется ведь и скорость принятия политических решений, так что на убеждение граждан и выслушивание их мнений ни у кого сегодня времени нет. Скорость дробит политическое сознание до такой степени, что современный человек не способен ни с кем и ни с чем отождествиться, когда пытается осмыслить свою социальную жизнь. 192 Публичная сфера поэтому приходит в упадок, демократия разрушается, а военно-промышленный комплекс приобретает все большую власть. Столицы будущего уже не будут играть какой-то политической и социальной роли: их роль в качестве средоточия скорости выйдет на передний план [см.: Virilio, Lotringer, 2007]. Во-вторых, скорость связана с тем, что в основу современного социального порядка уже невозможно положить знание «...если скорость ответственна за экспоненциальный рост вызванных человеком несчастных случаев XX века, она в равной мере ответственна за увеличение частоты экологических несчастных случаев... как и за эсхатологические трагедии, которыми угрожают недавние открытия, связанные с вычислением генома и биотехнологиями. Если в прошлом местные несчастные случаи были еще местоположены... то глобальные несчастные случаи — уже нет» [Virilio, 2003:24—25]. 192 В-третьих, скорость ставит под угрозу подвижность человека. 192 Ускорение всех измерений реальности оборачивается властью машин и тех, кто их программирует [см.: Idem, 2000: 122], тех, кто нацелен на «предельные представления» на грани возможностей искусства, науки и технологии, оборачивается съеживанием нашего мира: 192 «Каждый раз, когда мы вводим ускорение, мы не только сокращаем протяженность мира, но и стерилизуем движение и величие движения, делая бесполезным действие движущегося тела» [Ibid.: 123]. 192 Скорость передачи информации, которую делают возможной современные информационные технологии, дает нам 193 контроль над пространством и временем, только время меняется. 193 Оно уже не связано с хронологической последовательностью, соединяющей прошлое, настоящее и будущее. Оно — абсолютное настоящее. 193 Итог — «серая экология»: «загрязнение расстояний и протяженности времени, что уменьшает простор нашего обитания» [Virilio, 1997: 58]. 193 Разрушение традиционных пространственно-временных границ между местами и временами (положим, дня и ночи) приводит к нарастанию инерции. 193 Наиболее яркое проявление этой диалектики скорости и инерции — наша прикованность к высокоскоростным компьютерам. Изменение темпоральности информационными технологиями Вирильо описывает, используя метафору города. Если дороги и мосты, канализация и здания городов дали людям контроль над пространством, то нематериальные технологии дали им контроль над временем. Урбанизация пространства в прошлом уступает место урбанизации времени, а последняя представляет собой «урбанизацию тела, подключенного к различным интерфейсам» [Ibid:. 11]. Изменение времени освобождает нас от ограничений, налагаемых делением на дни, недели и так далее, мы свободны от «местечковой» ограниченности в выборе того, что читаем и любим. 193 С другой стороны, «мы» состоит из тех, кто сосредоточен в метрополисах, и тех, кто остался «на местах», «выживая в реальном пространстве местных городков» [Ibid:. 71]. Жизнь последних не имеет отношения к высоким технологиям, разрыв между «местными городками» и глобальными городами неминуемо будет нарастать, так что «в наступающем столетии нам следует бояться метрополизации» [Ibid.. 74]. 193 Вирильо имеет в виду не концентрацию населения в той или иной сети городов, но «гиперконцентрацию мирового города, виртуального города, лишь пригородами которого окажутся реальные города» [Ibid]. 193 В качестве примера он приводит высокоскоростное метро, которым девять самых крупных городов Швейцарии собирались превратить в «суперпригород», в «столицу, которая положит конец всем столицам» [Ibid:. 80—81]. 194 Вирильо пытается главные характеристики городского пространства — плотность, сложность и разнородность — использовать для описания городского времени. 194 Плотными, сложными и разнородными теперь оказываются протяженность, интервалы и одновременность. Пространство и визуальное восприятие уничтожены массмедиа, перемещающимися со скоростью света: «Вся наша жизнь проходит в протезах ускоренных путешествий» [Virilio, 1991:61]. 194 Иными словами, город который рисует Вирильо, преобразован ускорением, вносимым в жизнь информационными технологиями. 194 «Реальный» город приходит в упадок уже потому, что в нем сегодня не работают привычные различения между городским и деревенским, центром и периферией. На его месте оказывается «эффект реальности»: на наше переживание пространства все большее воздействие оказывают экран ТВ и кино. Так, аэропорт — это не что иное, как «проектор» [см.: Idem, 2005: 98]. 194 Весьма активная критика идей Вирильо — симптом нарастающего сегодня противостояния тех, кто, продуцируя понятия и метафоры, включает их в деконтекстуализованные масштабные «трансисторические» описания современности, и тех, кто не возражает против новых понятий, но всегда интересуется тем, как их можно исторически и контекстуально укоренить. 194 Если географ Дэвид Харви просто, по сути, отмел взгляды Вирильо как постмодернистские [см.: Harvey, 1989: 351], а социальный теоретик Джон Армитаж, наоборот, призывает внимательнее читать его тексты [см.Armitage, 2000], то политические географы Тимоти Люк и Герод ОТуатхейл подчеркивают, что, хотя энергичный стиль письма Вирильо и завораживает читателя, к его размашистым гиперболам нужно относиться с большим скепсисом [см.: Luke, (УТисЛЬай, 2000].
194 Возможно, не стоит преувеличивать возросшую скорость городской жизни, ибо чрезмерное к этому внимание вновь возвращает нас в тенета технологического детерминизма, отвлекая от того, что информационные технологии включены в сложные сети, объединяющие материальную городскую инф-195-раструктуру и людей. 195 Стремительность циркуляции информации невозможна без большого количества ее неподвижных носителей, включая и людей: парадоксальный образ прикованного к компьютеру человека, нарисованный Вирильо, побуждает вновь и вновь задумываться о том, о чьей, собственно, скорости часто идет речь в описаниях современности. 195 Более того, реляционное мышление побуждает нас анализировать акселерацию в тесной связи с ее противоположностями: скорость, обеспечиваемую автомобилем, — с тем, как быстро отвыкают люди от радости физического движения, привычный комфорт ресторанов быстрого питания — с невероятными количеством пустых калорий, которое их посетители вынуждены поглощать. Стоит чаще напоминать себе о том, что в городе можно активно переживать самые разные ритмы, а не только пресловутую скорость жизни. Радости неспешной беседы, медленного чтения и другие переживания, открываемые возможностью не торопиться, ценны сами по себе, а не только по контрасту с акселерацией.
Date: 2015-08-07; view: 1137; Нарушение авторских прав |