Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Город-сад Эбенезера Ховарда
142 Эбенезер Ховард (1850—1928) — английский реформатору один из основателей современного городского планирования. Чтобы положить конец отчуждению человека от природы, Ховард замыслил создание городов-садов. Общество должно было быть интегрировано в окружающую среду так, чтобы их взаимодействие отличалось устойчивостью. Перенаселенность городов и вымирание деревень, считал он, должно было быть остановлено с помощью государственного вмешательства и создания «зеленого пояса» вокруг больших городов. В книге «Сады-города завтрашнего дня» (1902) он сделал набросок города, свободного от загрязнения вода и воздуха и отмеченного изобилием открытых пространств и парков. 142 Производство в нем ориентировано на местные потребности, чтобы избежать 143 транспортировки товаров на дальние расстояния, а все отходы возвращаются в землю, чтобы обеспечить ее неослабевающую продуктивность. 143 Книга стала манифестом целого движения - Ассоциации городов-садов — и сильно повлияла на современное городское планирование. 143 Ховард считал несправедливой необходимость для человека выбирать между городом и деревней как местом жительства, полагая, что в его городе-саде можно совместить активность и энергию городской жизни с удовольствием от созерцания красот природы за городом. Понимая, что к жизни в такого рода «гибридах» людей нельзя принудить, он настаивал, что они должны быть «магнитами» (его любимая метафора), что они, иными словами, должны хорошо продаваться И в деревне и в городе есть качества, которые работают как «магнит» для людей. В деревне это красота природы, свежий воздух, солнце, свежие продукты. В городе это возможность интересной работы, социального роста, культурного обобщения, высоких зарплат. Но города-сады обещали соединить все эти качества, освободив людей как от «идиотизма деревенской жизни», так и от городской скученности. Для этого деревню и город надо объединить, и из этого союза, надеялся он, возникнет новая цивилизация. 143 Моделью для утопического проекта Ховарда послужила замкнутая феодальная общность с добавлением незначительного промышленного производства и современных коммуникаций, соединяющих такие города друг с другом и с центральным городом, в котором предполагалось сосредоточить основное промышленное производство. Но реформаторский пафос Ховарда (сады вместо загрязненных земель, рациональная система распределения благ вместо жадности и бессердечия, города без трущоб, социальная поддержка пожилых и больных) сегодня кажется более чем насущным. В век, когда неолиберальная логика приводит к тому, что все больше зеленых пространств превращается в парковки и торговые центры, идеи Ховарда напоминают о возможности альтернативных путей развития городов. 144 Интерес к сложным отношениям между городом и окружающей средой воплотился в таких дисциплинах, как «Городская экология» и «Гуманистическая география». Первым городским экологом стал биолог Ричард Фиттер, в «Естественной истории Лондона» показавший, как рост Лондона повлиял на «родную» для этой территории флору и фауну [см.-. Fitter, 1945]. Но еще во второй половине XIX — начале XX века проблема городской окружающей среды обсуждалась в трудах реформаторов Эбенезера Ховарда, Фредерика Лоу Олмстеда, Патрика Геддеса. 144 Этому, в свою очередь, предшествовало прозрение о принципиально «неустойчивом» характере европейских городов, принадлежавшее Фридриху Энгельсу, который описал неприглядные условия жизни английского рабочего класса (его взгляды подробно рассмотрены в главе 5). Автор «Диалектики природы» трезво оценил последствия стремительной урбанизации, предвосхищая современную рефлексию удручающей экологии городов: «Два с половиной миллиона человеческих легких и двести пятьдесят тысяч печей, сосредоточенных на трех-че- тырех квадратных географических милях, потребляют необъятное количество кислорода, которое возмещается лишь с большим трудом, так как городские постройки сами по себе затрудняют вентиляцию» [Энгельс. 436]. 144 В работе британского социолога культуры Раймонда Уиль* ямса «Деревня и город» трансформация природы западным обществом прямо увязана с процессами урбанизации [см.: Williams, 1973]. Социальность природы, ее способность выступать на стороне власти — вот что выходит на первый план. От конструирования знания о природе до способов, какими люди с ней взаимодействуют, от коммерческой апроприации природы как товара до ее физической трансформации в соответствии с представлениями властей предержащих [см. Lannuzzie- tal, 2002] — природа пронизана властными отношениями. По словам Уильямса, сама идея природы включает большой объем человеческой истории. 145 Американский географ Дэвид Харви в работах, посвященных взаимодействию капитализма и пространства, подчеркнул, что взаимное преобразование общества и окружающей среды ведет к созданию все новых вариантов сочетания городских социальных и физических условий. Британский радикальный географ Эрик Суингеду подытожил эту линию мысли введением понятий социоприрода и социоэкология. Другие авторы используют понятие городская природа. Эти понятия фиксируют понимание городов как гибридов природы, технологии и архитектуры. Повсеместные комары в подвалах, крысы в подсобках, лондонские лисы, у которых, говорят, даже очертания челюстей изменились, потому что они добывают пищу из мусорных баков, — часть городской, а не какой-то иной природы. Обмены и превращения, что поддерживают городскую жизнь, — еда и вода, банкоматы и компьютеры - демонстрируют бесконечную переплетенность природного и социального. «Органическая» еда, доставляемая в Москву из Европы, и частички гари, которые невозможно, кажется, выкашлять из легких, когда горят подмосковные торфяники, — глобальные влияния и местные риски сплетены в связях, объединяющих людей, нефть, автомобили, растения и животных, леса и климат и создающих город в неравномерно распределяющихся социоэкологических процессах.
Date: 2015-08-07; view: 717; Нарушение авторских прав |