Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Акторно-сетевая теория
150 Акторно-сетевая теория — самая инструментальная часть масштабного проекта Латура, включающего в себя и блестящие историко-научные исследования, и участие в дебатах о дальнейшей судьбе социальной теории [см.: Latour, 2000]. 150 Он достаточно радикально рассматривает историю современного знания, показывая, что значительная его часть строилась на 151 возведении и последующем поддержании границ между различными дисциплинами и познавательными областями. 151 Эти границы мешают увидеть гибридность большинства феноменов действительности, исключающую возможность проведения их либо по ведомству естественно-научного знания, либо по ведомству знания социального. 151 Противопоставление друг другу, во-первых, людей и их связей, во-вторых, фактов о вещах и, в-третьих, слов и дискурса - относительно поздняя культурная тенденция. Для ряда культурных критиков, историков, философов и социологов науки «Великое разделение» между указанными традициями составляет суть модерности [см.: Latour, 1994; Bhaskar, 1994}. Если же принять во внимание и позднюю модерность, тысячами нитей связанную с постмодернистским проектом, то к ориентациям на вещи, людей, слова следует, по мнению Б, Латура, прибавить четвертую — деконструктивистски схватываемые игры смысла. Эти ориентации сложились в ходе модерности примерно так. Ее наступление ознаменовалось постулатом о природе-«сфинксе», неуязвимой в своей свободе от человеческих страстей и желаний, существующей независимо от людей, которым, однако, под силу, постигнув ее законы, мобилизовать ее возможности для своих, человеческих целей. Развитие модерности сопровождалось складыванием представлений о социальной связи, соединяющей людей, обремененных страстями и желаниями, в монолитное социальное целое, которое укрощает их непредсказуемость и выступает как начало, превосходящее создавших его людей. Итогом этого развития явилось понимание автономности процессов означивания, осмысление языка и текста как главного места, где обитают люди, организуя на основе тропов и жанров понимание ими приключений и несчастий, на которые их обрекают упомянутые страсти и желания. Наконец, приходит пора понять, что бесконечная активистская деятельность и великие повествования, ее фиксирующие оборачиваются забвением бытия, присутствие которого тем не менее рассредоточено между людьми, воплощаясь в историчности их существования. 151 Каждая 152 из ориентации, возникая и отвоевывая себе место, демонстрировала ограниченность предшествующих, преувеличивала свою несопоставимость с ними. В итоге, прослеживая эволюцию или связи какого-то объекта, люди видят в нем либо вещь, либо социальное отношение, либо нарратив, помня о несводимости того, другого и третьего к бытию. Научные дисциплины поделили мир, не считаясь с гибридностью большинства объектов, которые предстают сегодня перед исследователями. 152 Реализация модернистского эпистемологического проекта была невозможна без практик «очищения», как их называет Б. Латур. То, что в действительности неразличимо, спутано и сплетено, подвергается жестким познавательным и риторическим процедурам, представая предназначенным для исследования в одном случае естественно-научными, в другом — социологическими, в третьем — лингвистическими и так далее средствами. «Очищению», добавим мы, подвергается и собственно познающий субъект. И он, предполагается, вступая в святая святых лаборатории или кабинета, в состоянии оставить за дверями прагматические мотивы, повседневные заботы и политические пристрастия. Напротив, по мнению ее создателей, акторно-сетевая теория представляет собой концептуальную рамку, в которой можно помыслить взаимосвязи, отношения и «со-конструкции», которые объединяют людей, другие живые организмы и вещи, то есть естественные, технические и социальные феномены и процессы, как возникающие взаимосвязанно. Ее сторонники убеждены, что она может помочь избежать традиционного дуалистического мышления (природа — общество) и увидеть принципиальную гибридность большинства изучаемых сегодня феноменов (не только изучаемых науками, но и иными способами входящих в горизонт человеческих забот). 152 Может быть, мир в целом стал гибриден до такой степени, что традиционные линии различения природного и социального становятся бессмысленными? 152 Может быть, людей и «нелюдей» можно по 153 мыслить так, что, с одной стороны, степень активности последних не будет заведомо принижена, а с другой стороны, и фундаментальное различие между ними не будет утеряно из виду?
Date: 2015-08-07; view: 671; Нарушение авторских прав |