Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменениях воздействующего фактора. К задачам данной группы ранее были отнесены переходные процессы в системе преобразователь-двигатель (П-Д)
К задачам данной группы ранее были отнесены переходные процессы в системе преобразователь-двигатель (П-Д). Фактор, вызывающий переходный процесс, изменяется не мгновенно (темп его изменения соизмерим с темпом изменения скорости привода в переходном процессе); учитывается только механическая инерция в приводе (J), индуктивности в цепях двигателя малы или не проявляются. Типичные структуры системы П-Д и соответствующие механические характеристики показаны на рис. 4.11 и 4.12.
а) б)
Рис. 4.11. Система ПН-ДПТ и ее механические характеристики
Роль преобразователя П в схеме на рис. 4.11, как отмечалось, может играть генератор (система Г-Д) или тиристорный преобразователь (ТП-Д). Фактор, вызывающий переходный процесс в этих системах, – изменение входного сигнала uвх, приводящее к изменению ЭДС преобразователя еп.
а) б)
Рис. 4.12. Система ПЧ-АД и ее механические характеристики
Роль преобразователя П в схеме на рис. 4.12 играет статический преобразователь частоты. Фактор, вызывающий переходный процесс в этих системах, – изменение входного сигнала uвх, приводящее к изменению частоты и напряжения на выходе преобразователя. Как и прежде, целью изучения переходных процессов в системе П-Д будет определение зависимостей w(t), М(t) и иногда i(t) при известных условиях переходного процесса и параметрах привода. Введем ряд условий и допущений. 1. Механические характеристики привода w(М) известны, линейны (по крайней мере, на рабочих участках) и параллельны друг другу, т. е. выражаются уравнением (4.4) где – жесткость характеристик. 2. Известны или могут быть определены зависимости еп(t) или f1(t), т. е. закон изменения во времени фактора, вызывающего переходный процесс. Так как еп или f1 однозначно связаны со скоростью идеального холостого хода привода w0 – для схемы на рис. 4.11, – для схемы на рис. 4.12, то известен закон изменения во времени w0. 3. Известно начальное (wнач, Мнач) и конечное (wкон, Мкон) состояние привода, момент инерции J и момент сопротивления Мс = const. 4. Преобразователь П обладает двусторонней проводимостью, т. е. характеристики w(М) могут располагаться во всех квадрантах плоскости w, М. Рассмотрим, прежде всего, качественные отличия переходных процессов в системе П-Д от изученных ранее случаев, когда еп или f1 изменялись мгновенно, т. е. мгновенно устанавливалась соответствующая новая механическая характеристика, а изменение скорости w и момента М в переходном процессе происходило согласно именно этой характеристике. Переходный процесс определялся статической механической характеристикой привода. В рассматриваемых далее задачах еп или f1 изменяются, как указывалось, не мгновенно, т. е. переход привода с одной характеристики на другую происходит постепенно, одновременно с изменением скорости, в результате чего соответствие между скоростью w и моментом М в каждый момент времени определяется не статической механической характеристикой, а другой, отличной от нее характеристикой, которую мы далее будем называть динамической механической характеристикой или просто динамической характеристикой. В качестве примера на рис. 4.13 показана статическая характеристика асинхронного двигателя при номинальной частоте 1, по которой будет происходить пуск при мгновенном приложении к двигателю напряжения такой частоты, и динамическая характеристика 2, соответствующая пуску двигателя путем плавного изменения частоты от нуля до номинальной по некоторому закону.
Динамические характеристики определяются темпом изменения фактора, вызывающего переходный процесс, и параметрами привода, могут очень сильно отличаться от статических характеристик и даже иметь совсем другую форму. Легко обнаружить связь зависимостей w(t) и М(t) с динамической характеристикой привода: исключив время t из уравнений w(t) и М(t), мы получим динамическую характеристику.
а) Уравнения, описывающие переходные процессы. Из уравнения механической характеристики (4.4) получим М = ½ b ½ w0 - ½ b ½ w. (4.5, а) Подставив (4.5, а) в уравнение движения (4.1), после элементарных преобразований будем иметь (4.13) Коэффициент при производной как и раньше, – электромеханическая постоянная времени Тм. Правая часть уравнения представляет собою скорость wс, соответствующая моменту сопротивления Мс, однако, в рассматриваемом случае w0, а, значит, и wс не постоянные величины, а известные функции времени w0(t) и wc(t). Таким образом, уравнение (4.13) имеет вид . (4.14) Решение этого дифференциального уравнения определит искомую зависимость w(t). Для получения зависимости М(t) удобно воспользоваться непосредственно уравнением движения (4.1), подставив в него производную найденной функции w(t): (4.15) Правая часть уравнения (5.14), вообще говоря, может иметь любой вид. Закон w0(t) в случае безынерционного преобразователя формируется на его входе; при инерционном преобразователе закон w0(t) связан со свойствами преобразователя. В ряде случаев закон w0(t) формируется таким образом, чтобы получить требуемый закон w(t).
б) Уравнение переходных процессов при линейном законе wс(t) Получим решение уравнения (4.14) для одного важного вида функции wс(t) – для линейного изменения wс во времени wс(t) = а + kt. (4.16) Такой закон может быть сформирован при безынерционном преобразователе с помощью задатчика интенсивности. Мы используем здесь общее уравнение прямой, не накладывая пока никаких ограничений на величины а и k с тем, чтобы, рассматривая частные случаи, можно было пользоваться полученным общим результатом. Уравнение (4.14) с учетом (4.16) имеет вид (4.17) Решение будем искать, как и прежде, в виде суммы свободной wсв и принужденной wпр составляющих w = wсв + wпр. Свободная составляющая, т. е. решение однородного уравнения, полученного из (4.17), имеет вид: Принужденную составляющую будем искать, учитывая (4.16), в виде wпр = В + kt, т. к. в установившемся режиме скорость будет линейно изменяться во времени. Подставив wпр в (4.17) получим В + kt + kTм = a + kt или B = a - kT м. Подставим теперь wсв и wпр в (*) Постоянную А найдем, используя начальные условия: при t = 0 w = wнач: wнач = А + а - kTм, откуда А = wнач - а + kTм Окончательно будем иметь . (4.18) Перейдем теперь к рассмотрению некоторых конкретных переходных процессов в системе П-Д.
в) Пуск вхолостую Будем полагать, что закон изменения во времени фактора, вызывающего переходный процесс, еп или f1 или в общем случае w0 имеет вид, представленный на рис. 4.14 справа вверху. Так как Мс = 0 (пуск вхолостую), то wс = (t) будет совпадать с w0(t) [см. уравнение (4.13)], т. е. а = 0 и где e – ускорение, характеризующее темп изменения w0; при 0 < t < t1 wс(t) = et; при t > t1 wс(t) = w01 = сonst. Излом функции wс(t) при t = t1 свидетельствует о том что переходный процесс состоит из двух этапов, и его необходимо рассчитать отдельно для каждого участка. I этап (0 < t < t1). Приняв, что при t = 0 wнач = 0 и подставив в (4.18) а = 0, k = e, получим (4.19)
Рис. 4.14. Механические характеристики и графики переходного процесса при пуске вхолостую с w0(t) = et
Воспользовавшись уравнением (4.15), найдем закон изменения момента во времени (4.20) Проанализируем полученные уравнения. Ускорение привода определится как и при t = 0 Этот результат очевиден: при t = 0 wс = w0 = 0 т. е. еп = 0 или f1 = 0, привод не развивает момента и в соответствии с уравнением движения (4.1) и . При t > 3Тм , т. е. скорость изменяется в том же темпе, что и фактор, вызывающий переходный процесс. Из уравнения (4.19) следует, что при t > 3Тм w = e (t - Тм) = wс(t) - e Тм . (4.19, а) Графики wс(t) и w(t) представлены на рис. 4.14. Кривая w(t) сдвинута вправо относительно кривой wс(t) на величину Тм; в каждый момент времени при t > 3Тм разница между wс и w составляет e Тм. Момент в соответствии с (4.20) возрастает по экспоненциальному закону (см. рис. 4.14) и при t > 3Тм достигает величины Mмакс = J e. (5.20, а) Это соотношение позволяет оценить допустимую величину e. Действительно, если считать, что в переходном процессе Ммакс = Мдоп, то В частности, можно найти минимальное время пуска привода, при котором момент не превысит допустимого значения Если положить, что Мдоп = 2 Мн, а , что справедливо для нормальной электрической машины средней мощности, то получим
II этап (t > t1). На II этапе wс = w01, а, значит, и еп или f1 имеют постоянную величину. Переходный процесс в этом случае ничем не отличается от рассмотренных ранее переходных процессов, отнесенных к первой группе задач. Если отсчитывать время от t1, (точка 0’), то скорость w и момент М будут изменяться в соответствии с уравнением (4.10); в качестве хнач следует принять значения w и М в момент времени t1. Если t1< 3Тм, начальные значения должны быть определены по (4.19) и (4.20) при подстановке в эти уравнения t = t1. В качестве хкон, очевидно, следует взять w01 и 0. Графики w(t) и M(t) на II этапе показаны на рис. 4.14. Там же слева приведена динамическая механическая характеристка для случая пуска вхолостую. Все рассмотренные выше величины и зависимости имеют очевидный физический смысл для системы П-Д с двигателем постоянного тока. Действительно,
т. е. кривая w0(t) представляет собою в некотором масштабе закон изменения во времени еп, а кривая w(t) – закон изменения е в том же масштабе. Разность этих величин в соответствии о вторым законом Кирхгофа определит ток, протекающий в якорной цепи а, значит, и момент, развиваемый двигателем M(t) = ci(t). г) Реверс (торможение) вхолостую Для осуществления реверса w0 должна изменить направление. Это значит, что еп уменьшается до 0, затем изменяет полярность и возрастает до заданной величины, либо f1 уменьшается до 0, меняется чередование фаз и f1 возрастает до заданной величины. Как и прежде, будем считать, что изменение w0 во времени осуществляется по линейному закону при (0 < t < t1), затем при t > t1 w0 = w01. Таким образом, переходный процесс состоит из двух участков, которые следует рассматривать отдельно. Так как переходный процесс осуществляется вхолостую (Мс = 0), то wс(t) = w0(t). I этап (0 < t < t1). На I этапе изменение wс(t) можно представить уравнением (4.16), подставив в него а = w01, k = -e. Тогда, воспользовавшись уравнением (4.18), в котором wнач = w01, получим или (4.21) Уравнение (5.16) определяет закон изменения М во времени (4.22) Проанализируем полученные уравнения. Ускорение привода При t = 0 , что очевидно и с физической точки зрения: при t = 0 М = 0 т. е. и . При t > 3Тм , т. е. как и при пуске, скорость изменяется в том же темпе, что и фактор, вызвавший переходный процесс. При t > 3Тм w = w01 - e (t - Тм) = wс(t) + e Тм , т. е. как и при пуске, кривая w(t) располагается правее кривой wс(t), причем сдвиг по оси t составляет величину Тм, а в каждый момент времени при t > 3Тм разница между wс и w составляет e Тм. Момент отрицателен и изменяется по экспоненциальному закону до величины Mмакс = - J e. II этап (t > t1). Переходные процессы на II этапе подчиняются уравнению (4.10) и рассчитывается очевидным образом. Кривые wс(t), w(t) и М(t) и динамическая характеристика показаны на рис. 4.15.
Рис. 4.15. Механические характеристики и графики переходного процесса при реверсе вхолостую с w0(t) = -et
При торможении вхолостую w0 изменяется от значения w01 до нуля. Как и при реверсе, процесс состоит из двух этапов, причем на I этапе (0 < t < t1) кривые w(t) и М(t) не отличаются от аналогичных кривых при реверсе, а на II этапе – подчиняются уравнению (4.10) с соответствующими хнач и хкон. Кривые w(t) и М(t), а также динамическая характеристика показана на рис. 4.16.
Рис. 4.16. Механические характеристики и графики переходного процесса при торможении вхолостую с w0(t) = -et
Рассмотрим кратко порядок операций при построении кривых переходного процесса в рассматриваемых случаях. 1. Изображается wс(t), в рассмотренных случаях wс(t) = w0(t); отмечаются этапы и определяется e на этапе, где wс(t) изменяется. 2. Проводится линия, параллельная wс(t) и сдвинутая вправо на Тм, – это и будет основа графика w(t). 3. Корректируется график w(t) на начальном и конечном (II) участках, введением экспонент с постоянной времени Тм. 4. Строится основа графика М(t) – прямоугольник со сторонами 0 - t1 и J e; в случае реверса и торможения e имеет отрицательный знак. 5. Корректируется график М(t) на начальном и конечном участках, введением экспонент с постоянной времени Тм. Переходные процессы под нагрузкой Общие формулы (4.15) и (4.18) справедливы и для этого случая, вместе с тем различия в характере нагрузки Мс могут быть как активным, так и реактивным – и в начальных условиях делают задачи разнообразными и иногда не очень простыми. Выясним, прежде всего, как будет изменяться правая часть (4.13), т. е. wс(t) = w0(t) - Мс / êb½, при тех же, что и прежде, изменениях w0(t), но различном характере Мс. Как показано на рис. 4.17, при активном моменте сопротивления wс(t) располагается ниже w0(t) на Dw и никаких существенных отличий в алгоритме решения задачи нет. Единственное, пожалуй, о чем следует позаботиться, – о правильном учете начальных условий при пуске. Возможны два случая – первый, когда при t = 0 w = 0, т. е. когда растормаживание привода с активным моментом и начало роста w0(t) совпадают, и второй, когда до начала пуска привод вращался под действием активного Мс с небольшой скоростью – Dw – пунктир на рис. 4.17.
Рис. 4.17. Переходный процесс пуска при активном Мс
При пуске с реактивным Мс (рис. 4.18) скорость начинает изменяться через некоторое время tз, за которое момент двигателя вырастет до значения Мс. В качестве примера на рис. 4.18 показаны все кривые, соответствующие этому случаю.
Рис. 4.18. Переходный процесс пуска при реактивном Мс
При реверсе с реактивным Мс имеются две ветви wс(t), причем переход с одной на другую осуществляется в момент времени, когда скорость, достигнув нулевого значения, изменит знак. Таким образом, как следует из изложенного в системе преобразователь-двигатель можно формировать любые требуемые динамические характеристики.
4.4. Переходные процессы при L¹0
Ограничим рассмотрение задач этой группы случаями, когда механические характеристики привода линейны. Как и прежде, переходный процесс должен удовлетворять уравнению (4.1) однако изменение М, а, значит, и теперь будет определяться не только внешним воздействием, но и электрической инерционностью – индуктивностью L. В системе действуют два накопителя энергии J и L и при определенных условиях возможен обмен энергией между этими накопителями, т. е. колебательный процесс.
а) Переходный процесс в электроприводе с двигателем постоянного тока независимого возбуждения при Lя¹0.
Рассмотрим схему на рис. 4.19. Отличительной особенностью схемы по сравнению с рассмотренными ранее, является индуктивность Lя. Для якорной цепи справедливо уравнение , (4.23) решив которое относительно w и обозначив получим .
Рис. 4.19. Схема пуска электропривода постоянного тока с двигателем независимого возбуждения Если сравнить (**) с (3.4), то окажется, что уравнения идентичны, однако в (**) U¢ зависит от т. е. уравнение (**) представляет семейство прямых (рис. 4.20, а), параллельных естественной характеристике и располагающихся как ниже ( > 0), так и выше ( < 0) нее. При = 0, очевидно, уравнение (**) соответствует естественной характеристике. После замыкания ключа К ток i начинает расти, значит, растет М и привод разгоняется (для упрощения рассуждений примем Мс = 0), переходя при этом с характеристики на характеристику ( > 0, но уменьшается по мере разгона). В процессе увеличения тока и скорости (участок Оа на рис. 4.20) возрастает запас энергии как в индуктивности, так и во вращающемся якоре. В точке а рост тока прекращается; при этом в соответствии с (*) привод оказывается на естественной характеристике, но М > Мс = 0. С точки а начинается спадание тока, т. е. энергия, запасенная в Lя, передается вращающемуся якорю. Механизм передачи очевиден из (*): напряжение, приложенное к якорю U¢, становится больше, чем напряжение сети U. На участке аb привод разгоняется, соответственно растет е = сw, причем в точке b i = 0 – запас энергии в Lя исчерпан, однако w >w0 и e > U, т. е. в якоре запасена избыточная механическая энергия. На участке bc под действием e > U ток изменяет направление, привод тормозится, при этом избыточная механическая энергия вновь переходит в электромагнитную энергию, накапливаемую в индуктивности. В точке с = 0, однако в Lя запасена энергия, чему соответствует i ¹ 0 и M ¹ 0. Привод продолжает тормозиться до точки d, затем процесс повторяется.
а) б)
Рис. 4.20. Механические характеристики (а) и переходной процесс пуска при Lя ¹ 0 (б)
Кривая 0abcd... w0 в плоскости w – M представляет собою динамическую механическую характеристику. Соответствующие зависимости w(t), i(t) или M(t) показаны на рис. 4.20, б. Так как в якорной цепи есть сопротивление Rя процесс перекачивания энергии сопровождается ее рассеиванием, вследствие чего система после ряда колебаний приходит в точку w0, соответствующую установившемуся режиму. Если бы сопротивление Rя было равным нулю, колебания w и М имели бы незатухающий характер. Если, наоборот, Rя велико, энергии, запасенной в Lя на участке 0а, может оказаться недостаточно для покрытия потерь в Rя и вывода якоря в точку w > w0 при i = 0. В этом случае процесс будет иметь апериодический характер. Количественное описание рассмотренных выше процессов можно получить, решив совместно (4.1) и (4.23). Из (4.1) при Мс = 0 следует: . Подставив это выражение и его производную в (4.23), получим после элементарных преобразований (4.24) где
Решение (4.24) найдем в виде w = wсв + wпр = + w0, (4.25) где А1, А2 – постоянные, определяемые по начальным условиям w ½ t=0 и p1, p2 – корни характеристического уравнения 1 + Тмр + ТмТяр2 = 0. (D) Решив (D), получим откуда вытекает условие колебательности процесса. Если т. е. Тм < 4Тя, корни комплексные и процесс носит колебательный характер; если т. е. Тм ³ 4Тя, корни действительные и процесс апериодический. Уравнение для тока или момента легко получить, воспользовавшись, как и прежде, (4.15). Продифференцировав (4.25) и умножив результат на J получим М = J (). (4.26) б) Переходные процессы в системе ИТ-Д, замкнутой по скорости Рассмотрим переходные процессы в системе ИТ-Д (п. 3.7) на участке, где действует отрицательная обратная связь по скорости. Если при анализе установившихся режимов мы не учитывали индуктивность цепи возбуждения, то теперь это сделать необходимо, т. к. момент в этой системе определяется iв, а изменение этого тока связано с Lв. Уравнения динамики для схемы на рис. 4.21 имеют вид (примем, как и в предыдущем случае, что Мс = 0): (4.27) (4.28) где Uв – напряжение на обмотке возбуждения; Rв, Lв – активное сопротивление и индуктивность цепи возбуждения; iв – текущее значение тока возбуждения.
Эти уравнения отражают динамические свойства системы, т. к. содержат члены с J и Lв. Кроме того, следует записать уравнения, отражающие связи между переменными. Из общего уравнения для момента (3.1), приняв, что Ф = a iв, имеем М = kФI = kI a iв или с учетом (4.27) Из уравнения замыкания системы при линейном безынерционном возбудителе получаем или с учетом (4.28) После простых преобразований получаем окончательно (4.29) где – электромеханическая постоянная времени; – постоянная времени цепи возбуждения; – скорость идеального холостого хода. Сравнив (4.29) с (4.24), обнаруживаем полное сходство уравнений, хотя входящие в них параметры совершенно различны. В этом факте проявляется глубокая физическая общность систем на рис. 4.19 и 4.21: каждая из них имеет по два накопителя энергии и существуют условия для обмена энергией между ними. Очевидно, что уравнению (4.29) соответствуют процессы, рассмотренные в п. а). в) Переходные процессы при изменении магнитного потока двигателя независимого возбуждения.
Рассмотрим еще один практически важный случай – изменение Ф в двигателе постоянного тока независимого возбуждения (рис. 4.22). В исходном состоянии ключ К замкнут и привод работает на естественной характеристике (рис. 4.22) в точке wнач = wс нач. Переходный процесс вызывается размыканием в момент t = 0 ключа К, в результате чего уменьшается ток iв и магнитный поток Ф и привод переходит на верхнюю характеристику. Если бы обмотка возбуждения не обладала индуктивностью, то ток iв изменился бы мгновенно, т. е. мгновенно исходная (естественная) характеристика заменилась бы конечной, и переходный процесс протекал по ней, как было описано в п. 4.2 (пунктирные стрелки на рис. 4.23). В действительности же L ¹ 0, и переход от естественной характеристики к конечной происходит во времени, причем темп этого перехода в общем случае соизмерим с темпом изменения скорости. В результате динамическая механическая характеристика имеет вид, показанный на рис. 4.23 сплошной линией со стрелкой.
Рис. 4.23. Механические характеристики при ослаблении поля
Получим уравнение, описывающее изменение скорости. Для этого за основу, как и раньше, возьмем уравнение движения (4.1) (4.1) Зависимость момента от скорости можно в соответствии с рис. 4.23 записать как . (*) Подставив (*) в (5.1), после простых преобразований получим или, если учесть, что и , (4.30) В этом уравнении, похожем внешне на (4.6), есть существенное отличие: Тм и wс зависят от потока и растут с его уменьшением. В свою очередь, магнитный поток экспоненциально изменяется во времени, если принять зависимость Ф(iв) линейной. Численное решение (4.30), подстановка в (4.1) и вычисление тока якоря по соотношению приводят к результату, представленному на рис. 4.24 и имеющему, как и при всяком численном решении, частный характер.
В данном случае переходной процесс определяется двумя инерционностями – J и Lв и описывался двумя дифференциальными уравнениями первого порядка, одно из которых было нелинейным. Эти уравнения не имели комплексных корней, в чем отразилась физическая невозможность обмена энергией между двумя накопителями.
Date: 2015-08-06; view: 494; Нарушение авторских прав |