Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магическая мандала Зодиака





 

Зодиак представляет собой не просто последовательность небесных созвездий, а нечто большее. Зодиакальный круг – это своеобразная мандала, содержащая в себе целый комплекс космогонических представлений, уходящих своими корнями в далекое прошлое. В зодиакальной мандале, как в некоем магическом кристалле, сконцентрированы огромные силы космоса. В этой мандале, словно в сказочном зеркале, можно увидеть величественные картины рождения, роста, зрелости и умирания целых миров. В ней как в Книге великих перемен можно прочесть историю эволюции космоса. Зодиак – это уникальная по своему мифологическому и смысловому содержанию система, поражающая многообразием всевозможных составляющих ее элементов, гармонично объединенных в единое целое рукой Великого Творца.

Никакого человеческого знания не хватит, чтобы полностью понять великий замысел Господа Бога, и никаких слов не хватит для того, чтобы выразить тот восторг, который охватывает человека, обратившего свой взгляд к звездам. Священный трепет перед огромным величественным космосом знаком каждому, кто хоть раз оставался один на один с завораживающим ночным небом, полным загадочного блеска далеких мерцающих звезд. В далекие времена, когда разум человеческий еще не пресытился собственными достижениями, а великое знание небесных законов еще не стало уделом холодных прагматиков, астрология была нужна людям как метод поиска ответов на волнующие вопросы: что было? что есть? что будет? Астрология – это в первую очередь система познания, а Зодиак – ключ к пониманию мира, его основ, скрытых механизмов, направляющих и определяющих развитие космоса. Зодиакальная символика содержит в себе не просто эмпирический опыт многих поколений, нет, скорее Зодиак является средоточием информации космического порядка, расшифровать которую – значит понять замысел Творца и найти выход из «круга жизней» (а именно так и переводится греческое слово zodiacos). Звездные врата – вот чему можно уподобить зодиакальный круг. Для кого‑то – это врата рая, а для кого‑то – врата ада. Врата, за которыми лежит неведомое, невиданное, непознанное…

Зодиак вовсе не является результатом желания древних астрологов разделить небесную сферу на 12 равных отрезков, каждый из которых посвящен различным мифологическим существам из «круга животных». Попытка свести зодиакальный круг лишь к последовательности 12 зооморфных и антропоморфных знаков наивна и может свидетельствовать о полной безграмотности в области астрологии. На самом деле зодиакальный круг представляет собой довольно сложную конструкцию планетарных взаимодействий, упорядоченных согласно космической иерархии, в которой каждой планете отведена особая роль согласно степени ее удаления от центра Солнечной системы. Изучение внутренних взаимосвязей астрологических знаков позволяет расставить приоритеты и выявить как «центр тяжести» Зодиака, так и истинную точку отсчета зодиакального круга.

Шумеры, признанные авторы зодиакальной астрологии, начинали отсчет небесных домов именно от знака Телец. Группа зодиакальных созвездий УЛ.ХЕ – «сияющее стадо» шумерской астрологии – описывалась в следующей последовательности:

ГУ.АН.НА («небесный бык»), Taurus – Телец.

МАШ.ТАБ.БА («близнецы»), Gemini – Близнецы.

ДУБ («клешни, щипцы»), Cancer – Рак.

УР.ГУЛА («лев»), Leo – Лев.

АБ.СИН («ее отцом был Син»), Virgo – Дева.

ЗИ.БА.АН.НА («небесная судьба»), Libra – Весы.

ГИР.ТАБ («тот, кто режет клешнями»), Scorpio – Скорпион.

ПА.БИЛ («защитник»), Sagittarius – Стрелец.

СУХУР.МАШ («козел‑рыба»), Capricorn – Козерог.

ГУ («хозяин вод»), Aquarius – Водолей.

СИМ.МАХ («рыбы»), Pisces – Рыбы.

КУ.МАЛ («обитающий в полях»), Aries – Овен.

Мы видим, что шумерский зодиакальный круг начинается знаком Телец, в чем читается явное сходство Зодиака и рунического ряда, начинающегося с двух рун, соотносящихся с созвездием Тельца. Руны Феху и Уруз, открывающие Футарк, символизируют Корову и Быка – мужскую и женскую ипостась космического Тельца. В дальнейшем мы увидим, что последовательность остальных рун Старшего Футарка соответствует зодиакальной логике времен шумерской цивилизации, что позволяет нам датировать время появления рунического письма четвертым тысячелетием до нашей эры.

Большинство ученых считают, что выделение шумерами созвездия Тельца, как первого созвездия в зодиакальном ряду, свидетельствует о древности Зодиака. Началом года древние (в том числе и шумеры) считали весеннее равноденствие, а 30‑градусный небесный сегмент, в котором в этот момент находилось Солнце, являлся первым в ряду зодиакальных знаков. Во времена расцвета шумерской цивилизации и возникновения астрологии (IV–V тысячелетие до н. э.) точка весеннего равноденствия находилась в Тельце, что послужило основанием для выделения этого зодиакального знака в качестве точки отсчета в годичном движении Солнца по эклиптике. Летнее солнцестояние в это время происходило под знаком Льва, который наделялся яркими солярными качествами по причине наивысшего положения солнца в течение года в этом зодиакальном знаке. Исследователь шумерской культуры Хартнер обратил внимание на часто повторяющийся с древнейших времен в рисунках шумеров мотив борьбы быка со львом и выдвинул гипотезу, что он является отражением взаимного расположения созвездий Тельца и Льва, отмеченных весенним равноденствием и летним солнцестоянием в 4000 г. до н. э.

Но точка весеннего равноденствия не имеет стационарного положения на эклиптике, она медленно смещается в сторону, противоположную суточному вращению небесной сферы. Помимо вращения Земли вокруг собственной оси наша планета под воздействием совместного влияния Солнца и Луны совершает колебательные прецессионные и нутационные движения, подобные движениям волчка, ось вращения которого имеет наклон по отношению к горизонтальной плоскости. Ввиду прецессии земной оси точки равноденствия и солнцестояния год за годом смещались в направлении, обратном направлению вращения Земли, со скоростью пятьдесят секунд за год, или 1 градус небесной дуги за 72 года, то есть один полный зодиакальный знак за 2160 лет [91].

В 2003 году точка весеннего равноденствия переместилась в знак Водолея, а стало быть, вместе с ней в знак Водолея должно переместиться начало зодиакального круга. Но тем не менее этого не произошло – «шумерский» порядок астрологических знаков и система обителей и экзальтаций планет остались незыблемыми. Солнце по‑прежнему имеет обитель в знаке Льва, хотя летнее солнцестояние теперь приходится не на знак Льва, а на 30‑й градус Тельца. Луна, влияющая на произрастание растений, по‑прежнему имеет место экзальтации в Тельце, хотя в период весеннего цветения в наши дни Солнце движется не по созвездию Тельца, а по созвездию Рыб.

Время идет, точки равноденствий движутся по эклиптике, зодиакальные знаки уже давно не совпадают с зодиакальными созвездиями, к которым они были «прикреплены» когда‑то, но астрологические закономерности, тем не менее, по‑прежнему остаются весьма актуальными. Люди, рожденные под знаком Льва, все так же выделяются на фоне окружающих яркостью и царственными манерами, типичные Рыбы по‑прежнему предпочитают иллюзорный мир фантазий и снов объективной реальности, а Тельцы все так же стараются создать прочный материальный фундамент для воплощения своих весьма конкретных целей. В чем же секрет столь странного несоответствия незыблемой астрологической системы знаков, домов, обителей и т. д. реальному движению прецессионной точки от знака к знаку? Ведь астрологические закономерности объективно проявляются независимо от того, знаем мы о них или нет. Как это может происходить, если зодиакальные созвездия, соответствующие астрологическим знакам, давно уже ушли от своих изначальных мест?

Ответ может быть только один – в астрологии первичны вовсе не созвездия, пересекаемые планетами в их движении по эклиптике, а светила – Солнце, разделяющее год на четыре сезона равноденствиями и солнцестояниями, и Луна, делящая год на 12 месяцев. Зодиакальные знаки, отражающие деление солнечного года на 12 лунных месяцев, точно соответствовали зодиакальным созвездиям лишь во времена Древнего Шумера. Небесную сферу шумеры использовали лишь как шкалу для разметки года на 4 сезона по 3 месяца каждый. Те звезды, которые попали в размеченные Луной и Солнцем 30‑градусные сегменты небесной дуги, и были объединены в зодиакальные созвездия. За группами звезд, совпадающими с восходами Солнца в течение 12 различных месяцев, древними астрономами были закреплены астрологические названия: Телец, Близнецы, Рак, Лев и т. д., которые сохранились за ними по сей день.

В результате возникла путаница: с момента возникновения астрологии до настоящего времени зодиакальные созвездия сместились по эклиптике почти на 90 градусов, точка весеннего равноденствия переместилась в знак Водолея, в то время как начало Зодиака соответствуют картине I века до нашей эры, когда точка весеннего равноденствия находилась в знаке Овна. При всем этом система управителей зодиакальных знаков осталась такой, как во времена Древнего Шумера, когда точка весеннего равноденствия, начала года и зодиакального круга приходилась на знак Тельца. Подобное несоответствие астрологических конструкций реальному движению небес стало следствием ряда ошибок, каждая из которых была обусловлена объективными историческими обстоятельствами.

В эпоху Рыб – эпоху христианства, осуждаемая церковью астрология находилась в «замороженном» состоянии, что привело к тому, что точка весеннего равноденствия вместе с зодиакальными созвездиями ушла вперед, а последовательность астрологических знаков с началом зодиакального круга в Овне по‑прежнему соответствовала уровню развития астрологии времен эллинизма. Однако, судя по всему, изначальная ошибка была допущена значительно раньше.

Вероятнее всего, еще аккадцы неправильно поняли сущность зодиакальной астрологии шумеров. Жители Аккада, покорив более развитых шумеров в XXII веке до нашей эры, восприняли письменность, математику и астрологическую науку шумеров, но восприняли ее, к сожалению, буквально. Астрологические знаки были соотнесены ими с зодиакальными созвездиями, чего в принципе делать было нельзя, поскольку знаки должны быть жестко увязаны с солнцестояниями и равноденствиями, а вовсе не с участками небесной сферы, по которым движется Солнце в течение года. Астрологические знаки и зодиакальные созвездия можно было бы отождествить лишь в том случае, если бы небесная сфера была незыблема и не претерпевала прецессионного движения.

Еще шумеры знали о явлении прецессии (предварении равноденствий), но во времена расцвета их цивилизации зодиакальные созвездия точно соответствовали зодиакальным знакам. Преемники шумеров – аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, мидяне, персы и эллины развивали астрологическую науку, дополняя базовую шумерскую астрономию новыми открытиями. Одним из таких «нововведений» было открытие Гиппархом явления прецессии, которое было известно шумерам еще за 3000 лет до этого. Ко времени Гиппарха многие древние знания были утрачены, в том числе и знание такого явления, как предварение равноденствий. Но во времена Ассирии и Вавилона астрологи провели коррекцию зодиакального круга, передвинув начало Зодиака со знака Тельца на знак Овна. На подобную реформу звездочетов мог подтолкнуть лишь факт перехода точки весеннего равноденствия из зодиакального знака Телец в знак Овен, а стало быть, они знали о прецессионном движении планеты.

Наличие у шумеров глубоких знаний о движении Земли и светил подтверждается многими современными исследователями. «Исследования профессора Лангдона показали, что ниппурский календарь, составленный приблизительно в 4400 году до нашей эры, то есть в эру Тельца, говорит об осведомленности о явлении прецессии вообще и о смещении зодиакальных домов в частности, состоявшемся на 2160 лет ранее указанного времени. Профессор Йеремиас, который соотносил месопотамские тексты по астрономии с подобными же хеттскими текстами, тоже придерживался того мнения, что древние глиняные таблички содержат информацию о переходе из созвездия Тельца в созвездие Овна, а также пришел к заключению, что месопотамские астрономы предсказали и ожидали перемещение Солнца из дома Овна в дом Рыб» [92].

Судя по всему, шумеры знали о феномене прецессии еще задолго до второго открытия этого явления греческим астрономом Гиппархом. Однако им, создавшим удивительно стройную систему зодиакальной иерархии, было ведомо, что прецессия влияет на события эпохального характера, в то время как для человеческой жизни гораздо важнее солнечный цикл из 12 зодиакальных знаков, разделенных на 4 группы точками солнцестояний и равноденствий, делящих год на 4 сезона по 3 месяца в каждом. Каждый зодиакальный знак связан с тем или иным лунным месяцем, последовательно сменяющим друг друга 12 раз в течение года. Даже мифологические образы зодиакальных знаков связаны с календарными циклами посева, пахоты, сбора урожая, сезона дождей и так далее. Если бы зодиакальный круг смещался по эклиптике адекватно прецессии, то сейчас в качестве первого знака мы должны были бы признать зодиакальный знак Водолея, а вся система планетарных обителей должна была бы сместиться по эклиптике на 90 градусов. В таком случае с февраля 2003 года знаком обители Солнца должен был бы считаться Телец, знаком обители Луны – Овен и так далее до полного абсурда. Разумеется, подобного происходить не должно, поскольку вся система астрологических закономерностей становится условной и теряет всяческий смысл.

Зодиак приспособлен для геоцентрической системы, для людей, живущих на Земле, а посему гораздо острее ощущающих смену фаз Луны и сезонов года, нежели переход точки весеннего равноденствия из одного зодиакального знака в другой вследствие явления прецессии земной оси. Посему раз и навсегда установим важнейшее астрологическое положение: Зодиак и созвездия, по которым движется Солнце в течение года, – не суть одно и то же. Созвездия смещаются вдоль эклиптики со скоростью 1 градус небесной дуги за 72 земных года. Зодиак же незыблем, ибо он воплощает космический закон соразмерности годичного солнечного и месячного лунного циклов.

Влияние Солнца и Луны доминирует над всеми прочими космическими влияниями, и это великолепно осознавали древние астрономы, создавшие универсальную систему зодиакальной иерархии. В основе зодиакального круга лежат 4 стержневых пункта солнечного и лунного пути по небесной сфере. Эти точки и соответствующие им зодиакальные знаки символизируют 4 ипостаси солнца и 4 ипостаси Луны. Солнце в обители символизирует величие Солнца в момент летнего солнцестояния, зимнее солнцестояние проявляет качества изгнанного Солнца, нехватку его живительной энергии в зимние месяцы. Весеннее и осеннее равноденствия соотносятся с экзальтацией и падением Солнца, возрождающимся весной и «умирающим» осенью. Четыре зодиакальных знака, в которых Луна проявляет особые качества, соответствуют четырем фазам Луны в течение месяца. Изгнание Луны – не что иное, как новолуние, обитель Луны – проявление максимума лунных качеств в момент полнолуния, экзальтация и падение ночного светила соответствуют растущей и стареющей Луне, мифологически связанной с образами Селены и Лилит.

Знаки выделенного положения Солнца и Луны образуют незыблемый каркас зодиакального круга, на котором строится все здание планетарных обителей, изгнаний, экзальтаций и падений. Зодиакальные знаки, находящиеся под патронажем Солнца и Луны, имеют лишь по одному управителю, что выделяет их из числа прочих знаков, каждый из которых управляется двумя планетами.

Солнце и Луна составляют пару светил, символизирующих космическую гармонию мужского и женского начал. Именно поэтому знаки обители, изгнания, падения и экзальтации Солнца находятся в непосредственном соседстве со знаками обители, изгнания, падения и экзальтации Луны. Лев, символизирующий могущество Солнца в момент летнего солнцестояния, соседствует со знаком Рака, воплощающим качества полной Луны. Козерог, в котором изгнанная Луна проявляет качества новолуния, соседствует с Водолеем, в котором Солнце находится в изгнании в момент зимнего солнцестояния. Такой логики придерживались учредители зодиакального круга 6000 лет тому назад.

С течением времени подобные астрологические воззрения не стали менее актуальны. На биосферу Земли гораздо большее влияние оказывают Солнце и Луна, нежели остальные планеты и уж тем более далекие звезды, что делает понятным приоритет Солнца и Луны в астрологической системе по сравнению со всеми другими небесными телами. Диаметр Луны в 400 раз меньше солнечного, но то обстоятельство, что она находится в 400 раз ближе к Земле, нежели Солнце, делает ее видимый угловой диаметр практически равным солнечному диаметру, в результате чего становятся возможными полные солнечные затмения. Равновеликость видимых угловых диаметров дневного и ночного светил послужила поводом для придания древними астрологами Солнцу и Луне равного по значимости статуса в зодиакальном круге.

Зодиакальный круг представляет собой последовательность знаков, выражающих идею эволюции и становления космоса. Принадлежность зодиакальных знаков к той или иной стихии обусловлена строгой закономерностью, предполагающей деление зодиакального круга не только на стихии, но также на зоны, квадранты, полусферы и кресты. Двенадцатичастный Зодиак может быть подвергнут делению на несколько простых чисел, в результате чего и возникают зодиакальные кресты, зоны, стихии и т. д. Простые числа, на которые 12 делится без остатка, – это 2, 3, 4 и 6, но поскольку эти числа имеют различное оккультно‑мистическое значение, деление зодиакального круга на 2 полусферы, 3 зоны, 4 квадранта, 4 креста и 6 диад, позволяет взглянуть на «круг жизни» (zodiacos) под разными углами зрения.

Преломление зодиакального круга на 2 равные части (северную и южную полусферы) – первичное из возможных делений Зодиака, поскольку оно выражает изначальную двойственность – равновеликость дня и ночи в течение суток и равновеликость теплого и холодного времен года. Два – число первичной дуальности, наличия противоположности, а посему любое четное число (делимое поровну без остатка) двойственно, амбивалентно по определению. Каждое четное число, а стало быть, и 12‑ричный зодиакальный круг содержат в себе две необходимые противоположности: мужскую и женскую, светлую и темную, явную и тайную стороны. Годовой круг из 12 месяцев разделен весенним и осенним равноденствием на два полугодия – теплое и холодное, что обусловлено наклоном земной оси по отношению к эклиптике. Уменьшение наклона оси планеты привело бы к заметному уменьшению сезонных изменений климата и устранению климатических различий между Южным и Северным полушариями Земли. Увеличение же угла наклона планеты по отношению к плоскости эклиптики, напротив, привело бы к ярко выраженному температурно‑климатическому контрасту между полушариями планеты. Примером подобного может служить Уран, движущийся по орбите практически лежа на боку, в результате чего в полушарии, обращенном к Солнцу, длится вечный день, в то время как за экватором планеты царит вечный холод и мрак.

Земляне избавлены от столь ярко выраженной полярности климатических условий, но тем не менее в земных условиях контраст между холодным и теплым временем года ощущается тем острее, чем ближе наблюдатель находится к полюсу планеты. За полярным кругом время течет по иным законам, и суточный ритм смены дня и ночи приобретает масштабы годичного ритма смены сезонов года. Длящаяся полгода полярная ночь приходит на смену не менее долгому полярному дню. В Заполярье борьба между светом и тьмой, днем и ночью, летом и зимой, жизнью и смертью становится основной идеей природы. Жизнь людей, живущих в приполярных областях, полностью подчинена природному ритму смены темного и светлого времен года, что не могло не отразиться на психологии, мифологии и религиозных воззрениях северных народов. Согласно иранской Авесте и индийской Ригведе, древнейшим памятникам письменности индоевропейцев, предки ариев пришли с далекого Севера, откуда и принесли учение о борьбе света и тьмы, а также культ Солнца – подателя жизни, света и тепла. Лунные культы – порождение южных народов, для которых прохлада ночи и мягкий свет Луны представлялись более ценными, нежели испепеляющий жар южного солнца. Различие климатических условий проживания отдельных этнических групп привело к формированию различных психотипов, национальных культур, мифологических и религиозных представлений.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что прародиной ариев могло быть Заполярье в далекие времена галоценового оптимума, когда жизнь людей, животных и растений в крайних северных широтах была возможна. Для жителей Севера зима и ночь являются тождественными, неразрывно связанными понятиями, чего нельзя сказать о жителях более южных широт. Вблизи экватора вообще отсутствуют сезонные изменения природы, а биологический камертон живых организмов настроен лишь на суточный ритм. Если полюс являет собой средоточие противоположностей, концепцию извечной борьбы света и тьмы, то в экваториальных областях планеты всяческие противоположности стираются, устанавливается равновесие ночи и дня при абсолютном климатическом постоянстве и отсутствии сезонов года.

Все гораздо сложнее в средних широтах, где длина светового дня напрямую зависит от времени года, а основным ритмом природы является не годичный, как на полюсе, и не суточный, как на экваторе, а месячный цикл, имеющий колоссальное значение для аграрных культур. Полюса и экваториальные области планеты полностью подчинены солярному ритму, с той лишь разницей, что экваториальные сутки отмечают обращение Земли вокруг своей оси, а полярные сутки, равные году, отмечают обращение Земли вокруг Солнца. В обоих случаях природе присуще постоянство: на экваторе в течение года 365 раз сменяют друг друга «дни сурка», ничем не отличающиеся друг от друга, на полюсах же по полгода длятся бесконечные полярные дни и ночи. И лишь в средних широтах природа земли проявляет себя в максимальном разнообразии, обусловленном не только сменой дня и ночи, но и сменой сезонов года. Для жителей средних широт весьма актуален лунно‑солнечный календарь, сочетающий в своей структуре ритмы дневного и ночного светил. Новолуния, происходящие каждые 30 дней (синодический месяц), послужили поводом для деления года на меньшие промежутки времени, отражающие различные стадии вегетативного годичного цикла. Годы, отмеченные совпадениями новолуний и весеннего равноденствия, считались опорными, «базовыми», поскольку именно в эти годы солнечные и лунные месяцы наступали одновременно, что символизировало небесную гармонию и красоту установленного миропорядка.

Для элементарной ориентации во времени человеку достаточно знать три временных показателя: день, месяц и год, связанные с движением Земли вокруг своей оси, а также с движением Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца. Годовой макроцикл имеет солярную природу, месячный – лунарную, а суточный микроцикл смены дня и ночи имеет земную природу и связан лишь со скоростью вращения Земли вокруг своей оси. Каждый из трех временных циклов (годовой, месячный и суточный) делится на четыре части. Сутки делятся на 4 времени суток: утро, день, вечер и ночь. Год делится на 4 сезона: весну, лето, осень и зиму. Месяц делится на 4 фазы луны, ставших прототипами для деления месяца на 4 семидневные недели (слово «неделя» подчеркивает неделимость, целостность сакрального числа 7, поскольку любые числа, заканчивающиеся на 7, не делятся ни на какие делители, кроме 1). Таким образом, основных временных цикла 3, но каждый делится на 4 составляющих, что в совокупности составляет 12 форм времени: 4 времени суток, 4 сезона года и 4 недели месяца, символически связанные с четырьмя фазами ночного светила.

Три зодиакальные зоны включают в себя по 4 знака, что составляет целостный набор первичных космических стихий, состоящий из огня, земли, воздуха и воды. Разделение Зодиака на зоны происходит между знаками огня и воды – стихиями, взаимоисключающими друг друга. Каждая зодиакальная зона – участок эклиптики в 120 градусов представляет собой модель эволюции космического вещества. Первый знак каждой зоны Зодиака связан с космической стихией огня, что соответствует идее первичности огненного начала. Согласно устоявшейся в научном мире концепции происхождения Солнечной системы, в центре газопылевой туманности первым возникло Солнце – огненная звезда, источник тепла и света. Далее вращающиеся вокруг центра газопылевого облака крупицы твердого вещества сгруппировались в протопланеты (т. н. планетезимали), из которых впоследствии возникли твердые планеты земной группы, имеющие каменное ядро: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Эта вторая стадия генезиса Солнечной системы вполне соотносится со стихией земли, с которой связаны Телец, Дева и Козерог – вторые знаки в зодиакальных зонах. Далее в зодиакальных зонах следуют знаки воздушной стихии, а в Солнечной системе за твердыми «земными» планетами располагаются газообразные планеты‑гиганты Юпитер, Сатурн и Уран, образовавшиеся из газа – легкого вещества, а потому вытесненного дальше от Солнца по сравнению с планетами земной группы. Ближе к периферии Солнечной системы располагаются «водные» планеты: Нептун, Плутон, Прозерпина, представляющие собой сферические сгустки замороженной жидкости. Под ледяной поверхностью Нептуна движется аммиачный океан, Плутон же получает так мало солнечного тепла, что почти вся жидкость на нем превратилась в лед. Тем не менее дальние планеты можно вполне обоснованно соотнести с водными знаками Зодиака, замыкающими эволюционную последовательность стихий в каждой зодиакальной зоне.

Таким образом, можно установить, что последовательность четырех стихий в зодиакальном круге (огонь, земля, воздух, вода) обусловлена эволюцией Солнечной системы, а не каким‑либо другим процессом, поскольку градация по плотности вещества дала бы совершенно другую картину. Четыре состояния вещества, зависящие от его плотности: плазменное, газообразное, жидкое и твердое, точно соответствуют четырем алхимическим стихиям: огню, воздуху, воде и земле. Однако в зодиакальной модели мы наблюдаем другую последовательность, из чего можно заключить, что Зодиак представляет собой более сложную конструкцию, строящуюся не на инволюционном принципе перехода энергии в состояние вещества с дальнейшим увеличением его плотности, а на эволюционном принципе формирования Солнечной системы и зарождения в ней жизни.

Жизнь символизирует стихия дерева – пятый элемент, являющийся квинтэссенцией четырех стихий. Система китайской медицины основана на учении о пяти элементах, в число которых помимо обычных зодиакальных стихий включена также стихия дерева, являющаяся неотъемлемой частью китайского мироздания. Пятым элементом греческой астрологии считался эфир – тонкая субстанция, пронизывающая все Мироздание и связующая его в единое целое. На материальном уровне эфиру соответствовала стихия дерева, о чем популярно высказался Плутарх в своем труде «Об «Е» в Дельфах». Дерево – носитель жизни, воплощающий принцип эволюционного роста и связи нижнего, среднего и верхнего миров. Неслучайно практически во всех традициях присутствует образ Мирового Древа, являющегося осью, на которой зиждется все Мироздание. Посему не включить «пятый элемент» в Зодиак значило бы оставить его безжизненной моделью бесцельного развития космоса, ведь истинной целью эволюционного космического процесса является развитие жизни, а ведь именно Мировое Древо является главным носителем жизненной энергии. Растения возникли прежде живых организмов и впоследствии стали основой пищевого рациона для более высокоорганизованных форм жизни. Неслучайно именно древо стало символом вечной жизни.

Эволюция природы и появление жизни отражено в последовательности пяти стихий, составляющих целостность Мироздания в понимании древних китайцев. Китайская пентаграмма эволюционирует от огня к земле, от земли к металлу (соответствующему стихии воздуха в европейской традиции), от металла‑воздуха к воде, от воды к дереву. Как видим, последовательность та же, что и в зодиакальном круге, с той лишь разницей, что в круг жизни добавлен пятый элемент – стихия дерева. Данная схема точно отражает последовательность процессов, приведших к образованию жизни на планете Земля. Сначала в хаосе газопылевого облака рождается Солнце (огонь), далее из твердых частиц лепится материальная планета (стихия земли). Далее Земля – Гея рождает небо – Урана (стихия воздуха), т. е. геологическая и вулканическая активность планеты приводят к образованию атмосферы. Следующим элементом в эволюционной последовательности стихий является вода, рожденная из воздуха. Водяные пары земной атмосферы, охлаждаясь, конденсировались в воду, выпадавшую на землю в виде дождя. А уж вода, как известно, стала средой, в которой зародилась жизнь, символически представленная в пятилучевой эволюционной модели стихией дерева.

 

Date: 2015-07-27; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию