Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авестийская астрология и зороастрийская религия





 

Среди прочих постулатов Космической религии Зороастра одной из важнейших концепций была идея о небесном происхождении человеческой души. Подобные представления возникли в среде индоиранцев очень давно, а проникнув в Европу, значительно обогатили умы греческих мудрецов, философов и поэтов, творчески осмысливших эту идею и придавших ей утонченную красоту и изящество.

В самой идее космического происхождения человеческой души сокрыты глубокие корни астрологии как метода познания окружающей действительности – ведь если душа спускается с небес, входя в физическое тело, то тогда понятно, каким образом небесные тела могут оказывать влияние на характер и судьбу человека. Всему причиной – небесное происхождение человека, чья душа до рождения и после смерти принимает участие в движении небесных тел.

Главное отличие авестийской астрологической системы от европейской состоит в том, что, согласно текстам Авесты, в происходящей космической битве сил Света и Тьмы звезды и планеты занимают противоположные стороны. В зороастрийской мифологии планеты – «блуждающие звезды» мыслятся как служители зла. Они не являются порождением Ангра‑Манью, но тем не менее осквернены им – своим путаным петлеобразным движением они вносят хаос в течение событий земной жизни. В «Бундахишне» читаем следующее: «Планеты со многими демонами прорвали небесную сферу, и они смешали созвездия; и все Мироздание было обезображено так, как если б огонь изуродовал всякое место, и дым взошел над ним». В отличие от планет, неподвижные звезды неба являются напоминанием о райском идеальном состоянии мира, еще до вторжения в него духа‑разрушителя Ангра‑Манью, а базовые календарные циклы, связанные с движением Солнца и Луны, могут служить своеобразным метрономом, следование ритму которого позволяет находиться в состоянии гармонии с окружающим миром.

Солнце, Луна и звезды – вот три столпа авестийской астрологии. Они связаны между собой неразрывной логической цепью, заключающейся в том, что год – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца по какой‑либо звезде «вбирает» в себя 12 обращений Луны вокруг Земли, что служит основанием для появления 12 календарных месяцев и деления эклиптики – пути Солнца на 12 зодиакальных созвездий. Со звезд все начинается и ими же заканчивается – в этом состоит отличие авестийской астрологии от других астрологических систем.

В «Бундахишне» говорится по этому поводу следующее: «Хормазд произвел освещение между небом и землей звездами созвездий, а также и теми, что вне созвездий, а затем луной, а после – солнцем. Сначала он создал небесную сферу и определил для нее звезды созвездий, особенно тех двенадцати, чьи имена – Varak (Овен), Tora (Телец), Do‑partuar (Близнецы), Kalakaug (Рак), Ser (Лев), Khusak (Дева), Tarazuk (Весы), Gardum (Скорпион), Nimasp (Стрелец), Nahazik (Козерог), Dul (Водолей), Mahik (Рыбы), которые от своего первотворения были разделены астрономами на 28 делений (пространств, проходимых ежедневно луной среди звезд и называемых обычно «лунными стоянками»). И все подлинно его существа, пребывающие в мире, вверены им (т. е. зодиакальным созвездиям, которые имеют особую заботу о благоденствии всего творения), так что, когда разрушитель наступает, они одолевают врага и создания этого мира бывают спасены от напасти».

Из всех звезд некоторые были выделены древними персами особо. Это – Тиштар (Сириус), Вананд (Фомальгаут), Шатаваэш (Антарес) и Хапток‑ринг (Созвездие Большой Медведицы). Читаем там же: «По образцу и подобию военной армии, предназначенной для битвы, они распорядились каждым отдельным созвездием из этих 6480 тысяч маленьких звезд, как своими помощниками: и среди этих созвездий четыре вождя, назначенных на четыре стороны света, являются главными. По совету этих вождей многие бесчисленные звезды специально определены на различные четверти и различные места, представляя объединенную силу и власть этих созвездий. Так сказано: Тиштар – вождь Востока, Шатаваэш – вождь Запада, Вананд – вождь Юга, Хапток‑ринг – вождь Севера».

Персидские астрологи считали, что зловредное влияние планет уменьшается благодаря совместным усилиям благих звезд. Вожди звезд были поставлены над планетными духами для того, чтобы уменьшать их способность приносить вред. В «Бундахишне» сказано: «Семь вождей планет были приближены к семи вождям созвездий, а именно: планета Меркурий – к Тиштару, планета Марс – к Хапток‑ринг, планета Юпитер – к Вананду, планета Венера – к Шатаваэшу, планета Сатурн – к Великому вождю середины неба (Рапитвину), Гочихар и вороватый Муспар, снабженный хвостами, – к Солнцу, Луне и звездам. По взаимному согласию, Солнце присоединило Муспар к своему свечению, чтобы уменьшить его способность вредить».


Гочихаром и Муспаром древнеперсидские астрологи называли «лунные узлы» – точки пересечения пути Солнца и пути Луны. Когда Солнце в своем годичном движении проходит по этим точкам, называемым также «головой» и «хвостом дракона», происходят солнечные и лунные затмения, во все времена считавшиеся чем‑то из ряда вон выходящим и не сулящим для жителей Земли ничего хорошего.

О пользе Солнца, Луны и звезд, а также о зловредности планет очень убедительно сказано в еще одном среднеперсидском тексте, известном как «Дадестан‑и‑Меног‑и‑Храд», т. е. «Беседы с Духом Мудрости». Этот текст представляет собой диалог между мудрецом и Духом Мудрости, отвечающим на различные вопросы, касающиеся самых разных аспектов религии Заратуштры. Так, например, Мудрец спрашивает Духа Мудрости: «В чем причина того, что сокровища духовного существования распределены так истинно, а мирского существования – так ложно?» Дух Мудрости отвечает так: «Сокровища мирского существования были распределены истинно в первоначальном творении, равно как и духовные. И создатель, Хормазд, обеспечил счастье всякого рода, одарил им живые существа и все Мироздание, благодаря Солнцу, Луне и тем двенадцати созвездиям, которые в откровении названы двенадцатью вождями; и они были так согласованы с ним, чтобы распределять это счастье точно и по заслугам. И вслед за тем Ахриман произвел эти семь планет, тех, что названы семью вождями Ахримана, для того, чтобы похищать и растрачивать это счастье у созданий Хормазда, в противоположность Солнцу, Луне и тем двенадцати созвездиям. И это касается всякого счастья, которое эти созвездия даруют созданиям Хормазда, ибо те планеты отбирают его у них столько, сколько могут отнять, и отдают его для могущества демонов и злодеев».

Здесь, безусловно, необходимо отметить, что планеты не всегда считались порождениями дьявола. Сами среднеперсидские названия планет говорят о том, что в более древние времена они отождествлялись с божествами пантеона Авесты. В «Бундахишне» представлена система планетарных богов, где Меркурий именуется Тиром, Венера – Анахит, Марс – Вархраном, Юпитер – Хормаздом, что является неоспоримым свидетельством того, что в Ахеменидские времена (чему есть и другие подтверждения) зороастрийцы относились к планетам если не с поклонением, то уж во всяком случае без отвращения.

Чтобы дополнить вышесказанное, мы позволим себе привести еще одну цитату из «Меног‑и‑Храда», которая дает исчерпывающее объяснение самой сути авестийской астрологии, считающей Солнце, Луну и четырех стражей неба объектами внимания номер один.

«Мудрец спросил Духа Мудрости: «Что касается звезд, которые появляются на небосводе и которые так бесчисленны, то каковы их обязанности и влияние? И каково движение Солнца, Луны и звезд?»

Дух Мудрости отвечал так: «Из звезд, которые на небе, первая – это звезда Тиштар, о которой сказано, что она великая и добрая, самая ценная и самая славная. И на пути Тиштара существует всякого рода процветание и плодородие мира. И существует звезда зародышей воды для увеличения звезды семян растений. А звезда семян растений – для увеличения семени скота. А семена воды, огня, растений и скота созданы для увеличения семени человека. А звезде Вананд поручены проходы и ворота Эльборца, чтобы демоны, и колдуны, и дьяволы отвращались от этих проходов и ворот, чтоб они не могли пересекать и разбивать пути Солнца, Луны и звезд. А звезде Хапток‑ринг, с 99 999 духами‑хранителями праведных поручены врата и проходы ада, чтобы возвращать туда 99 999 демонов и дьяволов, колдунов и ведьм, которые противостоят небесной сфере и созвездиям Зодиака. Ее движение происходит вокруг ада, и ее особое занятие состоит в том, что она как бы держит рукой все двенадцать знаков Зодиака, давая им нужный ход. И те двенадцать созвездий продолжают свое движение по этому пути через могущество и помощь от Хапток‑ринг, и каждое отдельное созвездие, когда оно приходит к Эльборцу, получает поддержку Хапток‑ринг и просит защиты у Хапток‑ринг. Об остальных бессчетных и бесчисленных созвездиях, которые видны на небе, сказано, что они являются духами‑хранителями земных существований. Ибо что касается всякого рода живых существ и тварей, которых создатель Хормазд произвел для земного существования, тех, кто порожден, а также тех, что способны к развитию, то для каждого отдельного тела существует его собственный дух‑хранитель небесной природы.


А Солнце и Луна созданы специально для освещения мира, для созревания того, что порождено, и роста всех видов. И сохранение точной меры дня, месяца и года, лета и зимы, весны и осени и всякого рода другие вычисления и расчеты, которые люди должны осуществлять и понимать, самым совершенным образом производится по движению Солнца и Луны».

Как уже говорилось, солнечные и лунные циклы, лежащие в основе системы счета времени, являлись предметом пристального внимания для зороастрийских астрологов. В их понимании календарь по своей значимости стоял выше, чем данные планетарной астрологии, поскольку в основе календаря лежат базисные космические ритмы, хранящие воспоминание об изначальном, гармоничном состоянии мира, еще не познавшего пагубного воздействия духа‑разрушителя. Подтверждением тому, что календарные месяцы в авестийской астрологии имеют больший статус, нежели зодиакальные созвездия, может служить текст «Бундахишна». В VII главе мы читаем: «Каждый простой месяц – владелец одного созвездия; месяц Тиштрии – четвертый месяц года, а Рак – четвертое созвездие от Овна, поэтому он – хозяин Рака».

В этой же главе содержится очень ценная информация о делении месяца на три равных промежутка по десять дней, что определило и деление зодиакального круга не только на 12 созвездий, но и на 36 декад (по три декады в каждом зодиакальном знаке). «Тиштрия превращался в три формы: в форму человека, в форму лошади и форму быка; тридцать дней и ночей он был различим в своем блеске, и в каждой форме он производил дождь десять дней и ночей; как говорят астрологи, каждое созвездие имеет три формы».


Подобные представления имеют под собой очень глубокие исторические корни. Повествование о том, как Тиштрия трижды менял облик, мы находим и в «Тиштр‑Яште» – одном из древнейших гимнов Авесты, относимом современными исследователями ко II тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о древности авестийской астрологической традиции.

Индоарии уделяли особое внимание небесным светилам еще в дозороастрийские времена, и свидетельством тому могут явиться самые древние части Авесты – Яшты – гимны, посвященные древним арийским божествам – Анахите, Митре, Вертрагне, Солнцу и Луне. Одним из самых выразительных и информационно содержательных в этом смысле является только что процитированный нами Яшт, посвященный Тиштрии – Сириусу – самой яркой звезде ночного неба. В этом Яште Тиштрия превозносится как победитель демонов и колдуний‑паирика (имеются в виду «падающие звезды» – метеоры, которые своим хаотичным движением вносят свою лепту в дело разрушения благоустроенного космоса, и тем самым наносят урон благим творениям.

 

Звезде блестящей Тиштрии помолимся счастливой,

Что ведьм одолевает, что побеждает ведьм,

Которые, как звезды, что падают червями

Между землей и небом…

Которых Ангра‑Манью послал, чтобы заставить

Остановиться звезды, что семя вод хранят.

 

«Тиштр‑Яшт» прекрасно передает то чувство великого почтения, с которым наши далекие предки относились к звездам. Их не нужно было убеждать в том, что астрология действительно нужна – она была частью их жизни, она помогала им преодолевать невзгоды, находить ответы на волнующие вопросы. Такое понятие, как «путеводная звезда», могло родиться не только у моряков, ориентирующихся в море по звездам, но и в среде обычных людей – последователей Заратуштры, рассматривавших всю нашу жизнь как длинную дорогу домой в небо – к любящему отцу Хормазду, а звезды – как ориентиры на этом долгом пути.

 







Date: 2015-07-27; view: 735; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию