Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из истории развития астрономии и астрологии
Звездное Небо, манящее и величественное, тысячами разноцветных глаз смотрит на Землю. Каждую ночь оно зажигает над ней свои разноцветные свечи, рисуя их замысловатыми узорами красочных созвездий и открывая землянам несметные сокровища окружающего их Космоса. Его красота царственна и величава, его постижение безгранично и неисчерпаемо, его жизнь беспредельна и вечна. Мерцание бесчисленных миров подвигло любознательные умы к созданию астрономии. Постижение мистериальной сути звездного калейдоскопа открыло астрологию. Божественный язык звезд помог понять истинный смысл величайшей картины Природы, созданной рукою Творца. С незапамятных времен люди вели постоянные наблюдения за небесным сводом, достигнув таких результатов, которые и поныне вызывают изумление. Наскальные рисунки, глиняные таблички, клинописные пластинки, старинные карты, атласы, глобусы с изображением ярких звезд и созвездий, а также древнейшие мегалиты в виде огромных каменных глыб и каменных кругов – все это указывает на последовательное развитие астрономии, как науки о движении звезд, и астрологии, как учения о звездах (с греческого «астрон» – звезда, «номос» – закон, «логос» – учение). Мегалитические обсерватории были для древних людей и храмом Солнца, и часами, и компасом, и календарем одновременно. Стелы‑менгиры (каменные столпы высотой до 20 м), ворота‑дольмены (сложенные из огромных каменных плит), города‑кромлехи (круги из каменных валунов, расположенные особым образом) ныне обнаружены повсюду – в Европе, Азии, Африке и Америке. Одним из наиболее древних считается мегалитический памятник в Нью‑Грейндже, найденный неподалеку от Дублина, в одном из шести знаменитых «волшебных холмов» Ирландии. Он датируется примерно III тысячелетием до нашей эры и представляет собой огромную каменную полусферу правильной формы диаметром 85 метров, окруженную внешним кольцом столбов‑менгиров высотой до 2,5 метра. Внутри этого «каменного неба» расположен узкий коридор длиною 12 метров, ведущий в небольшую комнату. Коридор ориентирован точно на юго‑восток – место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. В течение нескольких дней в году солнечные лучи проникают в комнату и буквально на 15 минут ярко освещают ее стены, расписанные странными узорами в виде кругов и спиралей, которые, по мнению ученых, символизируют кольца времени. Это был своеобразный храм Солнцу и Времени, выстроенный жителями Британских островов задолго до появления на их земле знаменитого Стоунхенджа. Мегалиты Стоунхенджа, возведенные на Солсберийской равнине Южной Англии, датируются 1900–1600 годами до нашей эры. Эта гигантская обсерватория позволяла людям самым тщательным образом следить за движениями Солнца и Луны, определять солнечные и лунные затмения, а также служила солнечно‑лунным календарем. Другие примеры мегалитов‑обсерваторий – стоячие камни в Баллохрое, установленные в 1800 году до нашей эры, каменный круг в Махорвилле (Канада), сооруженный около 2500 года до нашей эры, знаменитый Биг Хорн («Большой Рог») в штате Вайоминг (США) и др. Наряду с круговыми храмами‑мегалитами существовали пирамидальные обсерватории, например, такие как «звездные» пирамиды Эквадора, представлявшие собой комплекс из 15 усеченных пирамид различных площадей и высот. Их астрономический смысл заключался в том, что много веков назад с их помощью люди наблюдали гелиакический (перед восходом Солнца) восход Бенетнаша, последней из семи звезд в ручке ковша Большой Медведицы, что происходило в октябре – ноябре, совпадало с внезапным наступлением сезона дождей и началом сельскохозяйственного года. Другие древнейшие на земле храмы‑обсерватории – зиккураты – принадлежали шумерам, проживавшим на землях Месопотамии (Междуречья, Двуречья), по берегам рек Тигр и Евфрат. Шумеры – одна из самых древних человеческих цивилизаций на Земле и имеющая столь же древние традиции, просуществовавшая примерно с IV тысячелетия до нашей эры и до наступления новой эры. Во многих городах Двуречья (Уре, Уруке, Ниппуре, Вавилоне, Аккаде, Борспире, Хурсагкаламме, Ашшуре, Арбеле, Ниневии) при храмах строились многоэтажные башни (зиккураты), на верхних площадках которых располагались астрономические обсерватории. Наблюдение за движением небесных тел, их положением и перемещением в пространстве давало людям первичное представление о строении и развитии Вселенной. В первую очередь, это касалось Солнца и Луны: фиксировались появление и исчезновение лунного серпа, рассчитывались фазы Луны, отмечалось положение Луны по отношению к Солнцу, планетам и ярким неподвижным звездам. Особое место занимало изучение лунных и солнечных затмений. Чрезвычайным событием считалось появление хвостатых и падающих звезд – комет и метеоров. Астрономия шумеров теснейшим образом переплеталась с астрологией – древние жители Двуречья обожествляли окружающий их космос и природу, искренне веря в то, что звезды и планеты оказывают самое непосредственное влияние на судьбы людей. И если бы это было не так, вряд ли астрологии удалось бы пройти столь длительный путь, с тех далеких времен до сегодняшних дней. Обо всем этом современной науке поведали глиняные таблички старинного шумерского учебника‑справочника по астрономии, извлеченного из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала. Вот небольшой отрывок из такой глиняной книги: «Когда восходят Стрела, Змея и Лев, – Гула и Орел заходят; когда восходят Лук и Царь, – заходит Коза; когда восходят Эриду и Ворон, – заходит Пантера». Не менее любопытны и дошедшие до нас астрономические характеристики, посвященные некоторым из планет, где Марс именуется злым и сердитым, Меркурий – непоседой и прыгуном, а Сатурн – степенным и важным. Планеты, отличающиеся от неподвижных звезд своим постоянным перемещением, шумеры назвали «дикими овцами», эклиптику (круг, по которому перемещается Солнце в его видимом годичном движении) – «солнечной дорогой», а орбиту Луны – «лунной дорогой». Что же касается 12 зодиакальных созвездий, то шумеры знали их настолько хорошо, что уже в XIII веке до нашей эры изображали на межевых камнях. Добившись значительных успехов в астрономии, ассирийцы и вавилоняне стали формировать свое представление о строении Вселенной, согласно которому Небо и Земля представляли собой единое целое. «Все, что имеется на Земле – страны, города, горы, реки, леса, – является лишь слабым отражением того, что имеется на небесах. Даже пышные храмы Вавилона и Ниневии – жалкая копия небесных храмов. Прообразы всех земных предметов существуют в созвездиях. План Ниневии с древних времен был начертан небесными письменами» [88], – говорится в одной из таких табличек. Однако, по мнению исследователей, даже эти глиняные книги не относятся к астрономическим первоисточникам, а являются копией с более древнего оригинала. С какого? Вероятнее всего, с того, который имеет самое непосредственное отношение к тем, кто принес землянам Космический Закон. Мы знаем, что шумеры появились на территории Двуречья не позднее IV тысячелетия до нашей эры, но откуда они пришли – нам до сих пор неизвестно. Они обладали знаниями математики, астрономии и астрологии, владели медицинскими навыками и практиковали траволечение, знали основы жизни общества, разбирались в вопросах бытия и мирового порядка, имели свой язык и владели клинописью. Шумеры структурировали время и уложили его в календарь. Они научили людей делить год на 4 сезона, 12 месяцев и 360 дней, соответствующих 12 знакам Зодиака и 360 градусам окружности, показали, как измеряются угловые расстояния, определяются градусы, минуты, секунды в шестидесятых долях и пр. Они открывали школы, чтобы заниматься воспитанием и образованием детей, написали множество книг, изготовив для этого тысячи глиняных табличек. Шумеры оставили миру огромное письменное наследие, но нигде и никогда, ни в одних источниках, они не называли себя, сохраняя инкогнито. Так кто же они, эти искуснейшие астрономы‑астрологи, владевшие космическими знаниями о мире, принесшие их на материк и передавшие как Божественный дар людям? Так кто же они, эти таинственные жрецы Пространства и Времени, вместившие мир в стройные системы чисел? Кто они – древние шумеры, великие учителя человечества, пожелавшие остаться неизвестными, растворившись со временем в пространстве и времени? Возможно, именно те, кто первым покинул Хванират и кому посвящена данная книга… Последующая судьба шумерской цивилизации сложилась не самым лучшим образом и в конечном итоге повлекла за собой их полное забвение на целые тысячелетия. Дело в том, что постепенно все большее участие в делах шумерских городов стали принимать населявшие северную часть Нижней Месопотамии восточные семиты. В результате переворота в XXIV веке до нашей эры в одной из областей к власти пришел семит незнатного происхождения Саргон Древний, который основал город Аккад, ставший впоследствии столицей Аккадского государства. Хитрые аккадцы не разрушали, а усваивали, присваивали и развивали шумерскую культуру, приспособив к своему языку и шумерскую клинопись – со временем все шумерское стало аккадским. Впоследствии аккадский язык был вытеснен арамейским, а преемниками астрономических и астрологических знаний древних месопотамцев стали вавилоняне и ассирийцы, которые относились к данному занятию самым серьезным образом. Они систематически отмечали все перемещения планет относительно Солнца, даты равноденствий и солнцестояний, следили за положением Луны относительно звезд, фиксировали даты затмений, новолуний и полнолуний, наблюдали кометы и метеориты, подготовили огромные каталоги созвездий, звезд и список дат их утренних восходов. Астрологи Месопотамии обожествляли небо и считали, что боги посылают людям знамения, предупреждая их о будущих событиях. Созданный месопотамцами астрологический свод глиняных клинописных табличек содержал около семи тысяч толкований небесных явлений. Так родилась астрология предзнаменований. Пришедшие на смену звездочетам Шумера и Аккада вавилонские астрологи, используя теорию движения небесных тел, позволявшую вычислять их положения как в прошлом, так и в будущем, научились строить и трактовать гороскопы. В VIII–VII веках до нашей эры астрология и астрономия в Месопотамии относились к числу самых важных государственных занятий, вся страна была покрыта сетью храмов, в которых проводились постоянные астрономические наблюдения. Другой древнейшей цивилизацией, существовавшей параллельно с шумерами и внесшей свой вклад в развитие науки о Небе, являются египтяне. Обитатели долины Нила соизмеряли свою жизнь в соответствии с поведением этой реки, деля год на три сезона: наводнение, появление суши и отсутствие воды. Именно с Нила, от которого зависела жизнь египтян, началась астрономия этой цивилизации. Летнее солнцестояние и первое появление Сириуса на утренней заре, предвещавшие разлив Нила, были главными небесными знамениями для египетских жрецов‑астрономов. Имелись у них и свои таблицы положения других звезд. Согласно дошедшим до нас рисункам и надписям, египтяне делили небо на 45 созвездий, а планеты – на две группы: верхние, которые можно наблюдать в противостоянии к Солнцу, и нижние, которые видны то утром, то вечером. В целом же астрономические представления египтян были тесно связаны с их обширной мифологией и множеством божеств. Во времена античности астрономия все больше формировалась, как наука, получая научную основу. Так, в VI веке до нашей эры Анаксимандр установил наличие бесчисленных миров и дал обоснование теории небесных тел, Анаксимен указал на движущиеся среди неподвижных звезд планеты. В III веке до нашей эры Аристарх Самосский высказал идею о том, что Земля движется вокруг Солнца, Эратосфен определил радиус Земли в 6311 км, он же стал инициатором создания единой системы отсчета времени по годам, а не по династиям царей, императоров или фараонов. Тимохарис и Аристил во II в. до н. э. создали первый список главных звезд с указанием их положения относительно постоянных точек небосвода, произвели измерения Солнца, Луны, некоторых планет, изобрели солнечные часы и упорядочили календари. В этом же веке Гиппархом для объяснения видимых движений планет была построена геометрическая теория эпициклов, которая в дальнейшем легла в основу геоцентрической системы мира Клавдия Птолемея. Его же перу принадлежит и классическая 30‑книжная работа «Великое построение», дошедшая до наших времен под арабизированным названием «Альмагест». В этом труде изложена вся совокупность астрономических знаний того времени. Научным подвигом Птолемея считается создание математической теории движения планет, а также определение их шарообразности. Основанная на греческой школе астрология античности представляла собой не просто трактат предсказаний, но и астрологическую философию и психологию. Из Греции астрология проникла в Рим, в своих произведениях ее охотно воспели Вергилий, Проперций и Овидий. Однако в эпоху Римской империи астрология была не столь популярна, как в более древние века, и даже стала терять свои позиции. Но главная полоса упадка астрологического учения началась в IV веке, когда против нее выступила набиравшая силу и мощь христианская церковь, с точки зрения которой все астрологи и астрономы занимались колдовством и богомерзким делом. Значительная роль в развитии самых разных наук, в том числе астрономии и астрологии, принадлежала жрецам зороастризма – религии, зародившейся и распространившийся на территории бывшей Персидской империи. Для предсказания начала сезонов года, связанных с ними явлений природы и сельскохозяйственных работ, а также для установления сроков религиозных праздников и постов нужно было научиться определять время и составлять ежегодный календарь; в свою очередь, строительство ирригационных систем требовало точных инженерных расчетов и вычисления уклона, обеспечивающего водоток и площади орошаемых земель; проводникам купеческих караванов необходимо было умение безошибочного ориентирования в пустыне по расположению небесных светил – все это призывало ученых к постоянному развитию, в первую очередь, таких наук, как астрономия и математика. Поэтому возникшая в глубокой древности научная традиция персов не прерывалась на протяжении веков, постоянно обогащаясь как собственными достижениями, так и в ходе культурного взаимодействия с соседними народами. Впоследствии из ее среды вышла целая когорта замечательных ученых‑мыслителей, чей вклад в развитие общечеловеческой культуры трудно переоценить. Особое место в развитии самых разных наук и учений в странах Средней Азии и Кавказа заняли такие видные деятели, как Мухаммед Хорезми, Баттани, Бируни, Абу Наср Фараби, Омар Хайям, Ибн Сина, Абу Машар Балхи, Насирэддин Туси, Мирзо Улугбек и другие. В IX веке при халифе аль‑Мамуне в Багдаде была создана своего рода академия наук – «Дом Мудрости», который возглавил крупнейший математик и астроном Хорезми. Здесь работало столько различных ученых, что на рубеже VIII–IX веков Багдад стал крупнейшим интеллектуальным центром всей Азии. Огромные научные центры существовали при дворах всех правителей, просвещенных либо считавших себя таковыми, и для укрепления своего авторитета собиравших по всему миру «коллекции» из самых светлых умов. Астрономы занимались изучением небесных явлений, математики руководили строительством сооружений и каналов, а филологи и историки составляли словари, династийные хроники и биографические своды. «Когда всевышний желает добра какому‑нибудь народу, он дает знание его царям и царскую власть его ученым», – говорил сасанидский монарх Аноширван, считавшийся воплощением мудрости и справедливости. Важнейшее место в деятельности ученых занимали переводы древнейших научных и философских текстов на арабский язык. Так, Абу Закария Бактрик перевел платоновского «Тимея» и трактаты Аристотеля («Политика», «Метеорология», «О небе», «О душе»), Коста Лука занимался «Началами» Евклида, «Арифметикой» Диофанта, «Механикой» Герона Александрийского, «Сферикой» Феодосия и составил собственное изложение «Альмагеста», благодаря неутомимой деятельности сирийца Хусейна Исхака на арабском языке зазвучали около ста различных фундаментальных научных трудов. Осмыслив многочисленные античные, индийские и персидские научные традиции, лучшие представители ученых приступали к самостоятельным исследованиям в области математики, астрономии, географии, минералогии и других наук. В это же время научное наследие Индии и Ирана (астрономические и арифметические трактаты, переведенные с санскрита и пехлеви) стали первыми практическими руководствами для астрономов других стран. Так, например, в 622 году, в том самом, которым открывается эра ислама, сирийский епископ‑монофизит Север Себохт, автор известного трактата об астролябии, написал следующее: «Я не стану касаться науки индийцев, народа, отличного от сирийцев, их замечательных открытий в астрономии, более глубоких, чем открытия греков и вавилонян, их системы счисления, превосходящей все описания. Я хочу лишь сказать, что счет производится при помощи девяти знаков. Если бы об этих вещах узнали те, кто думает, будто достиг пределов науки только потому, что говорят по‑гречески, то они убедились бы, что имеются и другие, знающие кое‑что». Индийские цифры вскоре были заимствованы арабами, которые внесли в них некоторые изменения, приспособив к своей манере письма, а после и вовсе присвоив. Но первым оригинальным сочинением, где подробно описывается десятичная позиционная система и приводятся арифметические действия с помощью индийских цифр, была «Книга об индийском счете», созданная математиком Хорезми. Хорезми, живший в первой половине IX века, увековечил свое имя в науке главным образом благодаря двум математическим трактатам: по алгебре – «Хисаб алджебр вал‑мукабала» и по арифметике – «Арифметика». В них Хорезми сделал извлечение из астрономических таблиц индийских математиков, а также путем астрономических наблюдений исправил нужные для астрономии таблицы хорд Птолемея. Кроме того, он участвовал в измерении градуса земного меридиана и составил ряд астрономических трактатов, в том числе «Трактат по астролябии» и «Трактат о солнечных часах». Вторая половина IX века прошла под знаком научных достижений трех сыновей Мусы Шакира, принадлежавших к той же самой багдадской школе. Не менее крупной фигурой был и ученик сыновей Мусы, потомок древних звездочетов из Харрана – Сабит Курра, коим впервые был выполнен полный перевод великого труда Птолемея. Знакомство с индийским переложением теории Птолемея и тем более с переводом его труда стимулировало развитие наблюдательной астрономии, а также соответствующего математического аппарата. Из Харрана был родом и другой крупнейший астроном – Мухаммед Баттани, который в течение 40 лет вел систематические наблюдения за небесными светилами, результатом чего стали опубликованные более совершенные таблицы движения Солнца и Луны, а также связанные с ними календарные системы. Еще одним исследователем небесных светил стал Абу Вефа, обнаруживший в своих исследованиях новое неравенство в движении Луны – изменение скорости, получившее позднее название вариации. Весьма обширна научная деятельность Бируни – математика, астронома, физика, ботаника, географа, геолога, минералога, этнографа и историка. Он занимался астрономическими измерениями, календарными изысканиями, циклами движения планет, изучением затмений. Им посвящено свыше сорока сочинений по математике и астрономии. Но главная научная идея Бируни – это утверждение того, что Земля движется вокруг Солнца. На Среднем Востоке он был первым, кто пришел к этой мысли и высказал ее вслух. Огромное место в работах ученого уделяется и астрологии, в частности правилам построения и трактовки гороскопов. В изучении материалов древнейших ученых‑предсказателей и их методов прогноза многое можно почерпнуть из дошедших до наших дней V–VI томов «Избранных трудов» Бируни. В год кончины Бируни родился выдающийся поэт и ученый Омар Хайям. Он работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней Азии – Балхе, Самарканде, Исфахане, Бухаре, где прославился как великий математик, астроном и поэт. В Исфахане Хайям возглавлял астрономическую обсерваторию, где в течение долгих лет систематически наблюдал за небом. Результатом его трудов стал солнечный календарь, в основу которого был положен 33‑летний цикл смены високосных лет (в течение этого цикла високосными были приняты 8 лет). Год начинался с весеннего равноденствия, то есть соответствовал ритмам природы и сельскохозяйственным работам. Весенние и летние месяцы длились 31 день, а осенние и зимние были по 30 дней. В простые годы последний месяц имел 29 дней. Ошибка в одни сутки накапливалась в календаре лишь за 5 тысяч лет. Этот точнейший календарь действовал в Иране почти тысячу лет и был отменен только в 1976 году. Имам Хорасана, ученейший муж века, знаток истины, царь философов Востока и Запада – вот неполный список почетных титулов Омара Хайяма в зените славы. Усилиями азербайджанского астронома, математика и государственного деятеля Насирэддина Туси в свое время была создана крупнейшая обсерватория на Кавказе, в которой были составлены уникальные таблицы звезд, вошедшие в историю астрономии под названием Ильхановских. Туси и его ученики трудились над ними целых двенадцать лет. Его перу принадлежат труды «Краткое руководство к астрономии» и «Звездный каталог». Известный острослов Востока, Насирэддин Туси известен всему миру как легендарный Ходжа Насреддин, с именем которого связано немало забавных историй и анекдотов. Всемирную известность ученого получил и Мирза Улугбек Гураган. Под руководством Улугбека была построена разработанная по личному плану ученого чудо‑обсерватория, в которой в течение тридцати лет вел Улугбек наблюдения над Солнцем и планетами, изучая их полные циклы. В результате наблюдений им был заново составлен каталог из 1018 звезд, причем координаты примерно 700 из них были вычислены впервые. Главный труд Улугбека – звездный каталог «Зидж‑и джедид‑и Гурагони» – посвящался изложению основ теоретической и практической астрономии, различным системам летосчисления у разных народов с таблицами переходов между ними, теории движения планет, а также включал тригонометрические таблицы, географические координаты 683 городов Европы и Азии, рассматривал вопросы астрологии, после чего шли звездный каталог и таблицы движения Солнца, Луны и планет. На Востоке им пользовались вплоть до XVIII века. Говоря об Улугбеке, следует заметить, что четвертая книга его знаменитого «Зиджа» полностью посвящена астрологии, ознакомившись с которой любой практикующий астролог сможет пополнить свой собственный багаж знаний в этой области. В ней ученый ссылается на использование именно зороастрийских методов в области предсказательной астрологии: «Каждый раз, когда не знают точную дату рождения [человека], а знают ее лишь приблизительно, то определение какого‑либо гороскопа без намударов [89]представляется невозможным. У людей этого искусства [имеется] множество намударов. Наиболее известны среди них три, с чем согласны все. Среди этих более известен намудар Птолемея. Как утверждают астрологи, более близок к сопоставлению намудар Гермеса. Как еще утверждают астрологи, близок также к истине намудар мудреца Заратуштры, владыки общины магов». И далее следует подробное описание метода ректификации гороскопа по намудару Заратуштры, что еще раз подтверждает занятие астрологией великого пророка – владыки общины магов. Однако в Средние века, во времена Арабского халифата, с официальным развитием астрологии все обстояло гораздо сложнее. Чрезвычайно популярная во всех слоях азиатского общества предсказательная астрология резко осуждалась мусульманскими богословами, поскольку тезис о влиянии звезд на судьбы людей вступал в явное противоречие с Кораном, утверждавшим, что всевышний украсил небо «красотою звезд для охранения его от всех дерзких дьяволов» и этим, мол, ограничивается назначение небесных светил. Все инакомыслящие подвергались порицанию и гонениям, а их действия находились под жесточайшим контролем властей. Уступая все более обострявшемуся нажиму богословов, астрологи были вынуждены признать, что звезды как таковые не могут оказывать влияния на земные события, но позволяют сведущим людям читать по их расположению божественную волю – что, собственно говоря, и есть. А о популярности астрологии среди населения и мастерстве персидских астрологов может рассказать хотя бы следующий пример, приведенный в биографии Бируни. Однажды на рынке ему пришлось столкнуться с бродячим звездочетом. У астролябии, подвешенной к воткнутому в землю шесту, собралась толпа любопытных. Прикладываясь к прорезу диоптра, астролог наводил его на небо и затем камышовой палочкой старательно выводил столбцы цифр на ящике с песком. Все подсчеты занимали лишь несколько минут, после чего звездочет выносил клиенту свой «звездный вердикт». Вероятно, речь идет о хорарной астрологии, профессиональное владение которой позволяет мгновенно отвечать на несложные жизненные вопросы. Самым авторитетным астрологом азиатского мира того времени считался Абу Машар Балхи, написавший свою знаменитую «Книгу наук о звездах». Следует также заметить, что этот великий предсказатель был не менее великим астрономом, открывшим зависимость приливов и отливов от движения Луны, а также составившим таблицы «Зидж тысяч» – незаменимое подспорье в любых астрономических расчетах. На астрологические труды Балхи ссылаются в своих сочинениях многие восточные ученые. На смену среднеазиатским астрономам и астрологам пришли европейские. Так, в XV веке знаменитый немецкий ученый Региомонтан опубликовал астрономические таблицы, называемые эфемеридами, которыми пользовались известные путешественники‑мореплаватели Васко да Гама и Христофор Колумб. Выдающийся польский астроном Николай Коперник, живший в XV–XVI веках, явился создателем гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце, а не Земля, является тем центром, вокруг коего обращаются планеты, показав тем самым истинную картину устройства Солнечной системы. Великим астрономом‑наблюдателем XVI века был датский ученый Тихо Браге – выдающийся организатор этой науки и конструктор астрономических инструментов, впервые создавший в Европе крупный астрономический центр. В дальнейшем результаты его работ попали в руки гениального теоретика Иоганна Кеплера, который на их основе сумел сформулировать законы движения планет. Итальянский ученый Галилео Галилей, живший в XVI–XVII веках, стал одним из основателей естествознания, считая основой познания опыт. Он построил первый телескоп, открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце и пр. За активную защиту гелиоцентрической системы мира Галилей был подвергнут суду инквизиции, вынудившей его отречься от учения Коперника. Польский ученый XVII века Ян Гевелий вошел в историю астрономии как создатель селенографии (описания Луны), им был издан знаменитый «Атлас звездного неба», включавший в себя «Звездный каталог» известного узбекского астронома Мирзы Улугбека. В Средние века возросла и роль астрологии, которая с огромной скоростью распространилась по всей Европе. Астрологи служили при дворах правителей и королей, которые постоянно пользовались их услугами. Так, например, один из выдающихся ученых эпохи Возрождения Джироламо Кардано лишь три науки считал божественными: медицину, математику и астрологию. В наше время хорошо известны его труды в области техники (карданный вал) и математики (формулы решения кубических уравнений), многие читали о Кардано как о хорошем враче, однако мало кто знает Кардано как астролога, которому принадлежит целое астрологическое открытие – закон о синастриях. Согласно гороскопу, который Кардано построил для короля Эдуарда VI, тот должен был умереть в зрелом возрасте, но умер в возрасте примерно 16 лет. Как выяснилось, на смерть короля указывал не его гороскоп, а гороскопы окружавших его людей, резонансное воздействие которых повлекло смерть короля. Астрологией занимался и величайший датский астроном Тихо Браге, считавший так: «Кто отрицает влияние звезд, тот отрицает мудрость и противоречит самому явному опыту». Однажды, споря с противниками этого учения, он вопрошал: «Зачем же еще нужно звездное небо, если не для предсказания судьбы?» В своей публичной лекции в Копенгагенском университете в 1574 году он заявил: «Кто бы ни отрицал силы и влияния звезд, он, во‑первых, недооценивает божественную мудрость и предусмотрительность и, кроме того, противоречит самым очевидным практическим данным. Ибо как можно глупее подумать о Боге, чем то, что Он создал огромную и удивительную небесную декорацию безо всякой пользы или цели, тогда как каждый человек всегда делает самую малую работу с какой‑то целью». Невзирая ни на какие нападки и гонения он до конца жизни сохранил веру в астрологию и порицал тех, кто ее отвергал. Известный немецкий астроном Иоганн Кеплер тоже увлекался астрологией и даже был наемным астрологом при полководце Валленштейне. Заинтересовавшись астрологией во время учебы на факультете искусств, Кеплер настолько постиг все премудрости предсказаний, что еще в студенческие годы слыл большим мастером в составлении гороскопов. Многие упрекают его в том, что он занимался астрологией только из‑за денег – это действительно давало Кеплеру возможность существования. Но кто посмеет упрекнуть создателя гениальной «Гармонии мира» в астрологической безграмотности и некомпетентности, и уж тем более – в алчности? Никто. И, наконец, еще один прославленный астролог Европы – Мишель Нострадамус, автор знаменитых на весь мир «Центурий». Его пророчества, записанные в виде стихов и загадок, оказались к тому же настолько закодированными, что многие из них до сих пор так и не удалось расшифровать. Другие же предсказания полностью отражают существующий ныне мир: «железные амфибии, плавающие под водой», «железные птицы устремятся в полет и своим ревом будут наполнять пространство», «человечество увлечется железными игрушками, которые заменят ему божество… и чем больше их будет, тем больше будет войн, тем больше будет разобщение человечества, тем больше будет его зависимость от деспотизма, тем больше оторвутся люди от природы, которая начнет им мстить». Вспомнив об эпохе Водолея, а также говоря о связи небесных наук с этим знаком, коснемся немного и водолейской России, где в середине XVII века, с приходом к царствованию Петра I, также усилился интерес к постижению знаний о Небе. У истоков этого стоял один из образованнейших людей того времени, видный богослов и ученый Алексей Артемьевич Любимов, известный в русской истории как Афанасий, архиепископ Холмогорский. Об Афанасии доподлинно известно, что он вел астрономические наблюдения и даже оборудовал в Холмогорах специальную обсерваторию. Этот неутомимый сподвижник Петра обладал богатыми знаниями в разных науках. Дошедший до нас список книг его библиотеки содержит немало сочинений по астрономии. Таковы были книги о кометах, введение в космографию, звездные атласы, математические таблицы и другое. В 1692 году для архиерейских потребств на Архангельской ярмарке кто‑то из его людей купил семь трубок око‑зрительных, а позднее, в 1696 году, Афанасий сам приобрел у шведских моряков «градус да стекло, с которого по градусу смотреть». Вероятно, это был какой‑то угломерный инструмент для измерения угловых высот светил. Поначалу Афанасий вел наблюдения из задней кельи архиерейского дома, но кругозор там был мал, и позже для астрономических наблюдений Афанасий использовал колокольню громадного каменного собора, построенного им еще в 1691 году. Кстати сказать, многие астрономические наблюдения именно с колоколен проводились еще до XVIII века. Большинство современников Афанасия считали астрономию «богомерзкой наукой», а «проклятого Коперника богу соперником». В таких условиях научная деятельность Афанасия была поистине героической, ибо как крупный церковный иерарх он всегда был на виду. Лишь покровительство Петра спасало Афанасия от гонений. Еще одним активным астрономом‑наблюдателем в те времена был Яков Вильямович Брюс, организовавший астрономическую обсерваторию в здании Сухаревой башни. Им же была издана карта звездного неба, а также выпускались знаменитые «Брюсовы» календари. Выдающимся деятелем в области практической астрономии в России XVIII века стал Михайло Васильевич Ломоносов. С исключительным успехом им были проведены наблюдения столь редкого небесного явления, как прохождение Венеры по диску Солнца, результатом чего стало открытие наличия атмосферы на Венере. Он занимался также разработкой и усовершенствованием оптических астрономических приборов, работал над созданием географического атласа России и применением астрономической науки к мореплаванию. В более поздние времена первое место в Российской астрономической школе принадлежит Василию Яковлевичу Струве, основателю Пулковской обсерватории. Немецкий эмигрант, филолог, чье настоящее имя Фридрих Георг Вильгельм Струве, стал не только российским астрономом, но и родоначальником целой династии ученых‑астрономов. Его сын Отто Васильевич Струве сменил в 1862 году своего отца на посту директора Пулковской обсерватории. В Пулкове, Харькове и Кенигсберге блистали его внуки, всемирную известность получил его правнук, но уже как известный американский астрофизик. Система астрономических постоянных, полученная в Пулкове, стала самой точной и общепринятой в науке на рубеже XIX–XX вв. В дальнейшем в стенах Пулкова работала целая плеяда выдающихся ученых человечества, уму которых принадлежит множество астрономических открытий и космических исследований. Что же касается истории астрологии на Руси, то следует сказать, что тысячелетняя борьба православного христианства с пережитками «поганого язычества», к коим относилась и астрология, не прошли даром. Связь с изначальным учением была нарушена, и лишь некоторым подвижникам удавалось достичь каких‑либо результатов в изучении небесной тверди. Повсеместное утверждение основ христианской церкви положило предел существованию традиции волхвов на Руси. Но, как бы то ни было, а земля Русская все же взрастила своих звездочетов‑предсказателей. Одним из таких людей был Самуил Емельянович Петровский‑Ситниянович, живший в XVII веке и известный миру как Симеон Полоцкий. Простой полочанин и школьный учитель был замечен царем Алексеем Михайловичем во время визита в Полоцк, а впоследствии приглашен в Москву, назначен воспитателем и наставником царских детей. Он лично обучал царевичей Алексея с Федором и царевну Софью, а для восьмилетнего Петра (будущего Петра Великого) составил специальный букварь с собственным стихотворным предисловием. Симеон Полоцкий был человеком разносторонних и глубоких знаний. Он увлекался философией, интересовался медициной и астрономией, писал стихи (его личное поэтическое наследие насчитывает более 50 тысяч строк), первым в Белоруссии составил минералогию (опять же в стихах!), проявил себя как талантливый просветитель и организатор и вошел в историю как мыслитель, поэт, драматург. Наряду с этим Симеон Полоцкий серьезно увлекался астрологией, разработал множество остроумных стихов‑гороскопов, пользовавшихся успехом в царской семье и среди боярства. Им же был построен гороскоп Петра I, вот его отрывок:
И ты, плането Арес и Зевс, веселися В ваше бо сияние царевич родился… От бога сей планет естество дадеся Лучши бо прочих планет в действе обретеся, Хитрость, богатство, слава на ней почивает, И на главе царской венец полагает.
Каждый, кто знаком с астрологией, поймет из этих строк, что Арес и Зевс есть не кто иные, как Марс и Юпитер – одни из наиболее значимых планет гороскопа Петра, стоящие на оси Лунных Узлов, определяющей кармическое его предназначение. Другой великий выходец Полоцкой земли – Василий Немчин – астролог, которого смело можно назвать «белорусским Нострадамусом». Этот уникальный человек написал в XV веке книгу пророчеств, срок которых простирается вплоть до V тыс. н. э. В свое время он был очень популярен, а начиная с XVII века его сочинения постоянно цитировались старообрядцами. Например, всем известное предсказание о приходе царя с ликом кота, который будет похож на Антихриста (Петр I), принадлежит именно Василию Немчину, так же, как и пророчество о пустом городе Петербурге и страшной войне. Для нас особый интерес представляют предсказания Немчина, связанные с нашим временем и сбывающиеся на наших глазах. В частности, по этому поводу Немчин говорил, что в данный период страной будет править «титан» или «медведь», который «уйдет по лабиринту» – понятно, что речь идет о Б. Н. Ельцине. К сожалению, до нашего времени не дошло понимание астрологии такой, какой она была раньше, не говоря уже об очень давних временах. Сейчас наиболее часто встречаются или огульное отрицание этой божественной науки, или резко упрощенный, утилитарный подход к ней. Например, что знает об астрологии современный человек в России, других странах, входивших в СССР? В течение всего советского периода она считалась «донаучным средневековым учением о звездах и о возможности предсказания будущего по положению звезд». Астрологии противопоставлялась астрономия, базирующаяся на последних достижениях науки и техники. Сторонников этой точки зрения хватает до сих пор. При этом они даже не пытаются познакомиться с тем, о чем же говорит и что изучает ругаемая ими с таким жаром наука. С началом демократизации общественной жизни, наоборот, интерес к астрологии возрос, и даже появилось огромное количество астрологов или тех, кто называет себя астрологами. Астрология вошла в моду. Открылось множество курсов, школ, институтов и пр., которые за несколько месяцев не очень напряженного обучения выпускали специалистов, едва знакомых с терминологией, но зато имеющих диплом или сертификат, дающий право профессиональной работы. На каждом шагу можно было встретить астрологов, которые за пять минут с помощью компьютера за соответствующую плату распечатывали ваш личный гороскоп, составленный из весьма обтекаемых фраз, которые при желании каждый мог бы отнести к себе. Однако мода преходяща, и сейчас наблюдается некоторый спад интереса к астрологии, что создает условия для спокойного и взвешенного подхода к этой древнейшей науке. Поэтому остается надеяться лишь на то, что наступающая эра Водолея все же пробудит сверхъестественные уранические способности людей, и астрология действительно займет достойное место среди прочих наук. XX век был не менее предыдущих отмечен новыми именами и открытиями в области окружающего нас космического пространства. Среди наиболее значимых открытий – теория относительности Альберта Эйнштейна, которая произвела настоящий переворот в представлениях о пространстве и времени, и первая научная классификация галактик Эдвина Хаббла с изучением скорости их удаления от нашей галактики, что легло в основу концепции расширяющейся Вселенной, и новые открытия в исследованиях звездного мира Артура Эддингтона. Среди русских ученых можно назвать А. А. Фридмана – выдающегося космолога, интерпретатора теории Эйнштейна, Л. А. Чижевского – ученого‑гелиобиолога, изучавшего влияние Солнца и солнечной активности на все жизненные процессы на Земле. Не менее интересны работы астрофизика Н. А. Козырева, связанные с процессами, происходящими внутри звезд, на основании которых им была разработана гипотеза о воздействии времени на энергию космических тел, и многие другие выдающиеся ученые, исследователи, профессионалы и любители. В целом же современная астрономия достигла очень больших высот: построена релятивистская теория движения планет, позволяющая вычислять их положение на многие тысячелетия вперед и назад, исследована природа планет, комет и астероидов, создана теория происхождения, развития и внутреннего строения звезд, у некоторых из них открыты даже планетные системы, найдены методы измерения расстояний до самых удаленных объектов Вселенной, изучено строение ядра Галактики, а также основных типов галактик и их скоплений, обнаружено, что скопления галактик распределены не хаотически, а образуют крупномасштабную ячеистую структуру Вселенной.
Зодиакальный круг и фигурки планет
В наши дни за многими происходящими процессами во Вселенной следят десятки радиоприемников и искусственных спутников Земли, в самые далекие глубины Космоса нацелены сотни мощнейших телескопов и фотообъективов, их информацию обрабатывают тысячи компьютерных комплексов. Но лишь одна особенность в работе астрономов и астрологов остается неизменной во все времена – огромное звездное Небо, одно на всех и доступное каждому. Небо, пробуждающее сознание, совершенствующее разум и воспитывающее душу. Небо, способное подарить самый высокий полет человеческой мысли…
Date: 2015-07-27; view: 948; Нарушение авторских прав |