Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подход Юнга к идеализации
Юнг, как и многие другие пишущие психоаналитики1, признавал, что в идеализации существуют как нормальный, так и патологический аспекты. Он признавал, что первым объектом для идеализации ребенка оказываются его родители, и считал это нормальным феноменом развития. Однако Юнг отличался от других авторов-психоаналитиков, рассматривающих идеализированные родительские образы как производные настоящих, хотя и несколько 108 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ преувеличенных качеств реальных родителей. В отличие от них, Юнг находил источник идеализации не в индивидуальном детском переживании, а в проекциях архетипов. Для Юнга родители являются носителями архетипи-ческих проекций ребенка. Эти проекции придают родителям черты всемогущества. Он говорит, что эти образы «перевешивают влияние сенсорных ощущений и придают им некое сходство с образом, предшествующим психике»2. Именно эта нуминозность архетипов подпитывает преувеличенные качества, а не характерные черты родителей. Мать становится идеальной, прекрасной матерью главным образом из-за спроецированного кормящего аспекта Великой Матери, а не потому, что была преувеличена ее личная заботливость. Если развитие протекает нормально, то, согласно Юнгу, различие между настоящими образами родителей и архетипическими формами начинает возрастать. Архети-пические образы и связанная с ними энергия попадают в бессознательное развивающейся личности, и дальнейшее проецирование прекращается. Несмотря на то, что многие писатели соглашаются с тем, что идеализация является нормальной частью развития ребенка и имеет зрелую форму, соответствующую жизни взрослого человека, они признают и ее патологические формы. Юнг соглашался с этим, утверждая, что «идеализация — это скрытый апотропаизм (Апотропей — отвращающий беду). Человек идеализирует всегда, когда существует тайный страх того, что от него пытаются избавиться»3. Поскольку Юнг не слишком интересовался клиническими проявлениями идеализации, он не рассматривал подробно ее применение в защитных целях. Когда ему предоставлялся случай упомянуть об идеализации как о клиническом феномене, он делал это, главным образом, для того, чтобы разъяснить ее трансперсональный аспект. Например, он описывал случай с женщиной, которая его переоценивала и приписывала ему сверхчеловеческие качества. Он сделал вывод, что эта переоценка возникла вследствие архети-пического импульса «освободить видение Бога от вуали личностных черт, и потому перенос на личность доктора был ИДЕАЛИЗАЦИЯ: КЛИНИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 109 не более чем непониманием со стороны сознательного разума»4. Клинический подход Юнга в этом случае заключался в объяснении своей идеи пациенту, который, как он писал, имел интеллектуальную способность «оценить теоретические возможности новой гипотезы»5. В результате идеализация пациента привела его к развитию трансперсональной точки отсчета. Другие авторы, вслед за Юнгом, акцентировали свое внимание на трансперсональном аспекте идеализации6. Вследствие этого патологический аспект идеализации по-прежнему недостаточно раскрыт в юнгианской литературе. Следует добавить, что с появлением работы Кохута возникла тенденция связывать все проявления идеализации с нар-циссическими расстройствами личности. Но идеализация существует и у зрелых здоровых людей, и у людей с проявлениями разных патологических состояний. Следовательно, возникает необходимость в определении того, что есть норма, а что — патологическая идеализация. Идеализация, которая следует беспрепятственному последовательному развитию от примитивной формы к зрелой — нормальна. Патологическая идеализация является защитной и жесткой. В довершение ко всему, каждая форма идеализирующего расстройства имеет свою собственную динамику и свою потребность в терапии. Цель этой главы заключается в том, чтобы с клинической точки зрения рассмотреть эти расстройства по отдельности, описать разные формы патологической идеализации и связать их с отличающимися друг от друга психологическими состояниями. Я сделаю акцент на переносе и контрпереносе и предложу соответствующие аналитические решения. 110 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ Date: 2015-07-27; view: 1040; Нарушение авторских прав |