Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обучения психологии в ВУЗе (по В.Н. Карандашеву)





Принципы обучения - это руководящие идеи в организации учебных занятий, науч­но обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в по­следние десятилетия. Их необходи­мо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.

Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические прин­ципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику. Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуаль­ны только для определенных образовательных программ, другие же справедливы для всех.

Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответство­вал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написан­ных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В та­ких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях. Такие публикации, ис­пользуемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных пси­хологических знаниях. Соблюдение принципа научности при обучении психо­логии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказа­тельна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.

Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в опре­деленной последовательности и логике, которые дают системное представле­ние об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных пси­хологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизирова­ны. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем уста­навливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал за­нятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемст­венность и межпредметная связь.

Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда сту­денты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам - наиболее сильный стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом непра­вильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые заня­тия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только ин­тересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет боль­шую специфику, но сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной сто­роны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изу­чаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопо­знания.

Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный прин­цип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретно­го и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психоло­гии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпириче­ские факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их ил­люстрируют.

Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответст­вии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от лег­кого к трудному, от известного к неизвестному.

Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинесте­тической) также может повысить эффективность обучения. Единство нагляд­ного (образного) и вербального содержания - важнейшая психологическая основа понимания.

Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвое­ние знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: формирования потребности учащихся в психологиче­ских знаниях; диалогической формы обучения; проблемного подхода в обучении; широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллю­стрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реаль­ной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели прак­тическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать студентов использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, са­мопознания и саморазвития.

Обучение психологии должно носить развивающий характер.

В результате изучения курса психо­логии главную ценность представляет не знание психологических теорий, по­нятий, закономерностей, а лучшее понимание студентами внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успеш­ное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее по­нимание себя как личности. (Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Пи­тер, 2006. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие») – С. 84-87.).

 

1.2. Содержание дисциплины по темам

Раздел 1. Общая психология.

Тема 1. Общая характеристика психологической науки.

Психология как общественная и природная наука. Предмет психологии и ее место в системе наук. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологической науки и практики. Структура психологических знаний. Происхождение и развитие психики человека. Многоуровневая структура психики. Психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния и образования. Психика: сознательная и бессознательная человека. Объективный характер психических закономерностей. Нейрофизиологические основы функционирования психики. Сущность отражательной функции психики. Взаимосвязь отражающей и регулирующей функции психики. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

Методологические принципы психологии. Методы психологической науки. Необходимость психолого-педагогических знаний в деятельности инженера.

Тема 2. Личность в психологии.

Понятие о личности в психологии: индивид, личность, субъект, индивидуальность, человек. Врожденное и приобретенное в человеке. Феноменология личности, атрибутные свойства личности и их проявления. Структура личности. Самосознание и саморегулирование поведения. Личность и трудовой коллектив. Психологическая структура личности как основа индивидуального подхода в работе с подчиненными. Индивидуальные особенности человека (способности, темперамент, характер), внутренняя (эмоциональная и волевая) регуляции его деятельности. Психодинамические, социодинамический и интеракционистские теории изучения личности. Психодиагностические методы исследования личности.

Тема 3. Индивидуально-психологические свойства личности.

Структура психологических свойств и их проявление в поведении и деятельности личности. Темперамент. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Типы высшей нервной системы и темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Темперамент и деятельность человека. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и его целостность. Характер и темперамент. Природные и социальные основы характера. Акцентуация характера. Способности. Понятие способности. Структура способностей. Общие и специальные способности. Задатки и способности. Развитие способностей. Творческие способности. Талант, гениальность. Развитие способностей.

Тема 4. Психология познавательной деятельности человека. Эмоции и воля.

Сущность психологии познавательной деятельности человека. Познавательная сфера личности: чувственное и рациональное познание, их основные формы. Внимание, его виды и функции. Память, ее роль в познании. Виды памяти. Основные закономерности памяти. Мышление, виды и типы мышления. Формирование у обучаемых научных понятий, логического и творческого мышления. Общая характеристика интеллекта. Интеллект и личность, эмоции и воля, их роль в познании.

Тема 5. Психология мотивационной сферы личности.

Виды потребностей. Осознанные и неосознанные потребности. Когнитивные и ситуационные компоненты мотиваций. Мотивы. Механизм мотиваций поведения и деятельности. Типовое и индивидуальное в побуждающей сфере личности. Виды побуждений личности. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Направленность как ведущее свойство личности: структура, содержание, факторы, формирующие ее. Особенности учебной мотивации в ВУЗе: внутренняя и внешняя мотивация.

Тема 6. Сознание человека и основные пути его развития.

Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания. Явления сознания как предмет экспериментального психологического изучения. Свойства сознания, его структура. Субъективные и объективные элементы сознания. Проблема функции сознания.

Знания, нормы, действия (поведение) как характерные аспекты сознания. Пути развития сознания. Понятие рефлексии.

 

Раздел 2. Социальная психология.

Тема 7. Социальная психология больший и малых групп.

Группа как социально-психологический феномен. Параметры группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций, индивид в группе (статус, роль, система групповых ожиданий). Классификация групп. Большие и малые группы. Малые группы: условные и реальные, естественные и лабораторные, референтные, постоянные и временные и их характеристика. Понятие о коллективе. Сущность и структура психологии коллектива (трудового, научного, учебного). Виды взаимоотношений в коллективе. Формальные и неформальные отношения в коллективе. Механизмы формирования малой группы: феномен группового давления (конформность) и процесс групповой сплоченности. Три уровня групповой сплоченности. Определение групповой сплоченности. Лидерство в малой группе. Теории лидерства. Стили лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Эксперименты К.Левина в США в 1941-45г.г. Групповая дискуссия. Мозговой штурм.

Тема 8. Общение как социально-психологический феномен.

Общественные отношения. Индивидуальность. Социальная роль. Межличностные отношения. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Их реализация в общении. Общение и деятельность. Общение как сторона (организация, предметное содержание). Общение как вид деятельности. Общение как воздействие.

Структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная). Общение как обмен информацией. Общение – интерсубъективный процесс: понимание, влияние, единая система кодификации и декодификации, коммуникативные барьеры. Проблема доверия и контакта в коммуникативном процессе. Средства коммуникации. Речь как средство коммуникации. Процесс передачи информации: интенция – смысл – кодирование – текст – декодирование. Модель коммуникативного процесса по Лассуэлу. Невербальная коммуникация. Функции невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации: оптико-кинетическая система, пара- и экстралингвистическая система, пространство и время, визуальное общение.

Общение как взаимодействие. Организация совместных действий. Трансактный анализ Э.Берна (родитель, взрослый, ребенок). Типы взаимодействий по Томасу. Формы деятельности: совместно-индиви-дуальная, совместно-последовательная, совместное взаимодействие.

Общение как восприятие людьми друг друга. Основа общения: понимание и принятие. Понятие социальной перцепции в концепции Дж. Брунера. Определение социального восприятия. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Каузальная атрибуция Г.Келли. Установка и социальная установка (аттитюд). Эффект «ореола». Эффекты «первичности» и «новизны». Стереотипизация. Стереотип. Эмпатия. Рефлексия. Межличностная аттракция.

Date: 2015-07-27; view: 1098; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию