Нахождение опорного решения методом минимального тарифа (минимальной стоимости)
Согласно этому методу грузы распределяются в первую очередь в те клетки, в которых находится минимальный тариф перевозок Cij. Далее поставки распределяются в незанятые клетки с наименьшими тарифами с учетом оставшихся запасов у поставщиков и удовлетворения спроса потребителей. Процесс распределения продолжается до тех пор, пока все грузы от поставщиков не будут вывезены, а потребители не будут удовлетворены. При распределении грузов может оказаться, что количество занятых клеток меньше чем m+n-1. В этом случае недостающее их число заполняется клетками с нулевыми поставками, такие клетки называют условно занятыми.
Нулевые поставки помещают в незанятые клетки с учетом наименьшего тарифа таким образом, чтобы в каждой строке и каждом столбце было не менее чем по одной занятой клетке.
Рассмотрим нахождение исходного опорного решения транспортной задачи на конкретном примере.
На каждом шаге будем делать поставку в клетку с наименьшей стоимостью перевозки единицы груза среди всех незаполненных клеток.
Шаг 1. Среди всех незаполненных клеток у клетки (2,2) наименьшая стоимость перевозки груза – 1. Поэтому делаем поставку в эту клетку min (190,120)=120. Исключаем 2-й столбец как полностью «удовлетворенный».
Шаг 2. Среди всех незаполненных клеток у клеток (1,3) и (2,3) наименьшая стоимость перевозки единицы груза – 2. Для клетки (1,3) min (30,150)=30. Для клетки (2,3) min(190-120,150)=70. Выбираем ту клетку, куда можно сделать наибольшую поставку. Так как 70>>30, то это клетка (2,3). Исключаем 2-ю строку как полностью «использованную»:
Среди всех незаполненных клеток у клетки (1,3) наименьшая стоимость перевозки единицы груза – 2. min (30,150 – 70)=30. Исключаем 1-ю строку как полностью «использованную»:
И т.д. Окончательный вариант:
Число отмеченных клеток = число строк + число столбцов – 1: 6=3+4–1.
Стоимость перевозки равна: 2*30+1*120+2*70+5*70+3*50+7*130=1730.
Нахождение опорного плана методом Фогеля.
Метод Фогеля предусматривает введение штрафов строк (di) и штрафов столбцов (dj). Каждый штраф определяется как разность между минимальным элементом рассматриваемой строки (столбца) и следующим по величине. Вычеркнутые строки и столбцы в рассмотрение не принимают. Перевозку осуществляют в клетку, лежащую на строке (в столбце) с максимальным штрафом и имеющую минимальную стоимость перевозки. Далее при необходимости реализуют вычёркивание строк и столбцов, и все штрафы пересчитываются заново. Алгоритм заканчивается, когда все перевозки реализованы.
Шаги алгоритма представлены ниже.
Шаг 1. Рассчитываем штрафы строк и столбцов:
Потреб.
Поставки
| В1
| В2
| В3
| В4
|
|
|
|
|
| di
| А1
|
| 4
| 7
| 2
| 3
| 3-2=1
| А2
|
| 3
| 1
| 2
| 4
| 2-1=1
| А3
|
| 5
| 6
| 3
| 7
| 5-3=2
|
| dj
| 4-3=1
| 6-1=5
| 3-2=1
| 4-3=1
|
| Максимальный штраф в столбце 2. Минимальный элемент этого столбца – 1. Загружаем его максимально возможным количеством груза – 120.
Получаем следующую таблицу:
Потреб.
Поставки
| В1
| В2
| В3
| В4
|
|
|
|
|
| А1
|
| 4
| 7
| 2
| 3
| А2
|
| 3
| 120 1
| 2
| 4
| А3
|
| 5
| 6
| 3
| 7
|
Шаг 2. Убираем столбец 2, одновременно уменьшаем количество груза у второго поставщика (строка 2) на 120 единиц и пересчитываем штрафы.
Потреб.
Поставки
| В1
| В3
| В4
|
|
|
|
| di
| А1
|
| 4
| 2
| 3
| 3-2=1
| А2
|
| 3
| 2
| 4
| 3-2=1
| А3
|
| 5
| 3
| 7
| 5-3=2
|
| dj
| 4-3=1
| 3-2=1
| 4-3=1
|
| Загружаем клетку с тарифом 3 в строке 3 максимально возможным количеством груза – 150, получаем таблицу:
Потреб.
Поставки
| В1
| В3
| В4
|
|
|
| А1
|
| 4
| 2
| 3
| А2
|
| 3
| 2
| 4
| А3
|
| 5
| 150 3
| 7
| Шаг 3. Убираем отмеченный столбец, одновременно уменьшаем количество груза у третьего поставщика на 150 и пересчитываем штрафы.
Потреб.
Поставки
| В1
| В4
|
|
|
| di
| А1
|
| 4
| 3
| 4-3=1
| А2
|
| 3
| 4
| 4-3=1
| А3
|
| 5
| 7
| 7-5=2
|
| dj
| 4-3=1
| 4-3=1
|
| Загружаем клетку А3В1 70 единицами груза, получаем:
Потреб.
Поставки
| В1
| В4
|
|
| А1
|
| 4
| 3
| А2
|
| 3
| 4
| А3
|
| 70 5
| 7
| Шаг 4. На этом шаге после исключения первого потребителя остается столбец В 4, в клетки которого загружаем оставшееся количество груза.
Потреб.
Поставки
| В4
|
| А1
|
| 30 3
| А2
|
| 70 4
| А3
|
| 30 7
|
В итоге получаем опорный план:
Потреб.
Поставки
| В1
| В2
| В3
| В4
|
|
|
|
| А1
|
| 4
| 7
| 2
| 30 3
| А2
|
| 3
| 120 1
| 2
| 70 4
| А3
|
| 70 5
| 6
| 150 3
| 30 7
| Стоимость перевозки – 1500.
Кроме вышерассмотренных методов существуют и другие приёмы составления опорного плана:
· метод двойного предпочтения;
· метод минимальной стоимости по столбцу или строке и др.
Date: 2015-07-27; view: 614; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|