Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поскольку свобода — неотъемлемый элемент сознания, то человек «обречен» на свободу. Он не может не выбирать
Свобода, по Сартру, оборачивается тотальным отчуждением. Она может служить обоснованием любого отношения к миру, в силу того, что свобода — постоянный спутник человека. Более того, человек ее заложник. Свобода требует «быть иным», постоянно выбирать, проектировать себя, определять свое отношение к миру и отвечать за этот выбор, испытывая вечное беспокойство и тревогу. Экзистенциализм Альбера Камю (1913-1960 гг.) представлен в художественных образах, которые заставляют и слепого видеть, и глухого слышать. А. Камю полагает, что в основе мира лежит хаос и там бал правит случайность, посему рациональное познание не имеет смысла. А если и существует какой-то смысл, то он оправдан всего лишь желанием вычленить вероятные следствия из мира абсурда. Не случайно подзаголовок его основного философского произведения «Миф о Сизифе» называется «Эссе об абсурде», а первые три раздела именуются: абсурдное рассуждение; абсурдный человек; абсурдное творчество. Абсурд — основание Бытия, стержень мышления, руководство в рамках жизнедеятельности. Все проблемы отношения человека к миру у Камю сводятся к одной — «стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить...», что лучше, ужасный конец или ужас без конца. Этот вопрос и поиск ответа на него проходят через все произведения французского мыслителя, предметом которых выступает обреченность человека и трагизм существования, ностальгия по невостребованным возможностям и состояние отчуждения. Если прошлое было эпохой научных открытий, то XX в. входит в историю как эпоха страха в мире абсурда. «Абсурд» — фундаментальная категория всей философии А. Камю. Осознание бессмысленности существования превращает сознание в «несчастное сознание», переводит основной вопрос философии в плоскость дилеммы: если мы убеждены в своей безнадежности, нам следует вести себя так, как если бы мы все-таки на что-то надеялись, либо покончить с собой. Но самоубийство Камю отвергает. Он полагает, что тот, кто уяснил, что этот мир является театром абсурда, обретает свободу. Литература второй половины XX в.: проблемы свободы, одиночества и абсурдности бытия. Особенно распространенными экзистенциалистская проблематика и методология становятся после Второй мировой войны. Идеи экзистенциализма присутствуют прежде всего абсурдности бытия в художественных произведениях его теоретических творцов — Жана-Поля Сартра (1905— 1986), Альбера Камю (1913—1960), Симоны де Бовуар (1908—1986). Основными проблемами художественных произведений Сартра «Тошнота», «Стена», «Мухи», «Дороги свободы» (Трилогия), «Дьявол и господь Бог», пьесы «Без свидетелей», «Бытие и небытие» являются свобода, одиночество, абсурдность бытия. Экзистенциалисты, провозглашая предшествование существования сущности, во всех своих художественных произведениях проводят мысль о неповторимости индивидуального существования, о невозможности его исследования научными средствами. Героев экзистенциалистской литературы, подобно герою произведения Сартра «Тошнота» Антуана Роконтэна, преследует осознание абсурдности и тщетности своего существования. Наблюдая за деревьями в саду, их корнями, оградой, галькой, Антуан делает открытие, что «экзистенция не есть необходимость, существуют только случайные совпадения. «Сопряженность людей, обстоятельств — не ложная кажимость, смысл всего проступает в абсурдной дарованности: этот сад, этот город, я сам. Когда, наконец, вам случится понять это, все внутри переворачивается и плывет... вот что такое тошнота». Потеря смысла вещей и отсутствие указаний, как их использовать, вызывает тошноту. Основополагающее произведение экзистенциализма А. Камю — роман «Посторонний», герой которого приговорен к смерти якобы за убийство, но больше за его неспособность приспособиться к лицемерной морали общества. Камю — лауреат Нобелевской премии 1957 г. Социалистка и феминистка писательница С. де Бовуар в своих работах излагала основы феминизма и исследовала сущность экзистенциализма. В ее романе «Мандарины» (1954) герои напоминают писателей А. Камю и Ж.-П. Сартра. Иррационализм в литературе и искусстве - Экспрессионизм – направление в литературе и искусстве 1 четв. XX в., провозглашавшее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Стремление к экспрессии, обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии. Ф Кафка (1883-1924 гг.) – австрийский писатель, философ. В романах «Америка» (1914, издан 1927), «Процесс» (1915, издан 1925), «Замок» (1922, издан 1926) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Достиг особой выразительности в описании кошмаров и фантастических превращений (сборник «Превращение», 1916) благодаря «протокольному», имитирующему реалистическую достоверность стилю. Преимущественное внимание не к характеру, но к характерности (к ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экспрессионистами. Date: 2015-07-27; view: 508; Нарушение авторских прав |