Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание и обучение в Беларуси и России
92. Взяв современный русский алфавит, запишите названия букв так, как они назывались в Древней Руси. Проследите, как на протяжении времени он изменился не только количественно (с 44 букв уменьшился до 33), но, главное, качественно. Буквы имели наименования для того, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждала ценность слова и мысли. Для нас буква есть буква, пусть даже декоративно украшенная. Для древнерусского книжника понятие декоративности было совершенно чуждым, он, прежде всего, передавал и украшал мысль, не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание, весь мир и само небо над головой были книгой, развернутым свитком, которому не каждому дано прочесть. Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Само начертание букв таило в себе чертеж мира. В них можно было увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни. Буквы кириллицы используются для записи чисел по греческой системе. Некоторые буквы, отсутствующие в греческом алфавите (например, Б, Ж), не имеют числового значения. Это отличает кириллицу от глаголицы, где числовые значения не соответствовали греческим и эти буквы не пропускались. Буквы кириллицы имеют собственные названия, по различным нарицательным славянским именам, которые с них начинаются, или прямо взятые из греческого (кси, пси); этимология ряда названий спорна. А − Аз – первая буква алфавита, свет – основа мира. Имела особое значение, от нее произошло само название – азбука. Аз отождествлялась с буквой Альфа древнегреческого алфавита. Изображалась в виде симурга – причудливого существа, соединяющего в себе свойства птицы, зверя и человека. Такие существа наподобие древнеегипитских сфинксов символизировали собою вечность, мироздание. Симурги представляли соединение трех царств: неба, земли и подземного царства. Ж – буква Живете – ассоциируется с символом жизни. Из центра человекообразной фигуры, сплетенной с древом жизни, исходят справа и влево вверх две вылетающие птицы. Сама человеческая фигура как бы произрастает из пасти зверя, уходящего корнями в землю. Ноги человека также корнями уходят в землю, и древо как бы врастает в его сердце – средоточие жизни. Все восходит к нему, и все от него исходит. Все живое переплетено в единый бесконечный узор. М – буква Мыслете своим названием возводит к слову «мысль», нередко изображалась в виде двух рыбаков, несущих богатый улов, но это не простые рыбаки, а ловцы мыслей. Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сети, - распространенный образ средневековой культуры. Между рыбаками-мыслителями ощутим элемент спора: один тянет сеть к себе, другой придерживает ее, – символ философского диспута в поисках истины. Иногда буква Мыслете изображалась в виде двух диковинных симургов, которые символизировали собой все мироздание. Расположение их слева и справа означало восход и заход солнца, наклоненные головы и клювы устремленные в себя – символ углубленного размышления. В центре из переплетения рождается амфора, которая покоится на трилистнике. Она переполнена, из нее как бы изливается мудрость мира. Слова «мысль» и «мир» достаточно красноречиво свидетельствуют о важности этой буквы в алфавите. П – буква Покой, по мнению В.И. Даля, это любимая согласная русских, особенно в начале слова, она занимает собою четверть всего словаря. Р – буква Рцы означает одновременно глагол повелительного наклонения «говори!». «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем» – это призыв к изречению премудрости. С – буква Слово изображалась в виде пойманного, связанного сокола, на голове которого колпачок, а когда он будет снят, сокол устремится вперед на ловлю мудрости. Зримое напоминание поэтического образа в «Слове о полку Игореве», где творчество сравнивается с соколиной охотой – «Боян пускал десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал, та первой пела песнь».
93. Повсеместно отмечают семантический обвал языка, особенно последние сто лет. Прежде существовало несколько смысловых вариантов слова «жизнь»: житье, житие, живот, жизнь. Определите, какой из них обозначал вечную, божественную, духовную жизнь; жизненный процесс; физическую жизнь; социальную жизнь?
94. Почему гражданская кириллица (округлый шрифт славянской азбуки) называется капиевкой?
95. Какая самая «многострадальная» буква русского алфавита? Она появилась на свет благодаря Н.М. Карамзину в 1795 году, к 210-летию со дня первой ее публикации в Ульяновске перед зданием областной научной библиотеки был открыт памятник этой букве, хотя многие считают, что она «лишняя» в алфавите. Кстати, похожий памятник только белорусской букве «Ў», которая не встречается больше ни в одном алфавите, был установлен двумя годами раньше, в 2003 году в г. Полоцке. Александр Финский задумал его как монумент всему белорусскому алфавиту, в то же время этот памятник может служить солнечными часами, по которым можно определить время суток.
96. Основным методом воспитания Владимир Мономах считал: а) беседу; б) подражание отцу; в) подражание матери; г) учиться, учиться и учиться; д) отдать чадо в обучение монаху, диакону.
97. Кто первым из восточных славян стал автором целостной системы педагогических взглядов? Владимир Мономах, Мелетий Смотрицкий, Спиридон Соболь, Симеон Полоцкий, М.В. Ломоносов. Date: 2015-07-25; view: 553; Нарушение авторских прав |