Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание и обучение в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществах





Раздел III. История образования

И педагогической мысли

Содержание данного раздела направлено на подготовку студентов к осуществлению ведущего принципа современной инновационной деятельности – преемственности традиций и новаторства. Для того, чтобы оценить степень актуальности существующего в настоящем времени, создавать нечто новое, надо знать, что уже было в прошлом.

Раздел включает задания и упражнения по всему курсу, расположенные в хронологическом порядке по темам программы: вначале история зарубежной педагогики, затем отечественной. Содержание их отражает характерные особенности мирового историко-педагогического процесса, его знаковые события, наиболее важные темы и вопросы, которые способствуют формированию продуктивного педагогического мышления студентов, что предполагает становление верного соотношения истории и современности, общечеловеческого и национального, осознания насущных проблем теории и практики педагогической науки на данном этапе развития.

Для уточнения, закрепления и обогащения знаний по данной учебной дисциплине предлагаются разнообразные тестовые и игровые задания, упражнения в «педагогическом расследовании», хронологические диктанты, количественный и качественный анализ представленных статистических данных, вопросы-размышления, загадки по истории педагогики, посвященные выдающимся педагогам и просветителям прошедших веков.

Выполнение заданий и упражнений будет способствовать более эффективному обобщению и систематизации имеющихся знаний для создания целостной картины становления и развития основных педагогических категорий.

Воспитание и обучение в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществах

1. Как в первобытном обществе называлась церемония, в результате которой осуществлялся переход из группы детей в группу взрослых? (выбрать правильный ответ из предложенных вариантов)

Аттестация, олимпиада, инициация, пентатхлон.

2. С помощью каких способов и средств древний человек научился считать? Целесообразно ли использование их современными детьми?

 

3. Этнопедагогика – первая фаза мирового историко-педагогического процесса – располагала разнообразными средствами воспитания. Какие из них наиболее актуальны сегодня?

 

4. Составьте диалог из пословиц и поговорок народов мира по проблемам обучения и воспитания (персонажи по выбору), включая высказывания на иностранных языках.

 

5. Расспросите родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они играли в детстве. Определите основную развивающую направленность каждой игры.

 

6. Раскройте основные средства народной педагогики, используя одну из коллективных форм: фольклорный праздник, вечерки, педагогическое путешествие, педагогическая гостиная, конкурс частушек, пресс-конференция с приглашением «зарубежных» участников, школа молодых родителей, педсовет и др.

 

7. По репродукции картины Рафаэля Санти «Афинская школа» (Фреска 1509–1511, оригинал находится в кабинете Папы римского в Ватикане) определите, где изображен Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор, Диоген, Евклид, Эпикур, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, сам Рафаэль? Чем каждый из них знаменит?

 

8. О ком следующая загадка? (Количество знаков в отгадке соответствует количеству букв в фамилии).

Лишь устный метод применяя,

Он истину всегда искал.

Большие толпы собирая,

Вопросов много задавал.

Когда хотел добиться правды –

Иронию он в ход пускал,

На протяженье всей беседы

Логично думать побуждал. _ _ _ _ _ _

 

9. Как называлась авторская школа Платона?

Лицей, гимназия, эфебия, академия, палестра, колледж.

10. Как называлась авторская школа Аристотеля?

Мусическая школа, тривиальная школа, лицей (ликей), гимназия, академия.

11. Кому принадлежит призыв «Познай самого себя!»?

Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Ксенофонт, Платон, Сократ.

12. Кто считал, что воспитание детей – «рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим»? Согласны ли Вы с таким заявлением?

Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Ксенофонт, Платон, Сократ.

13. Кто создал науку логику?

Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Ксенофонт, Платон, Сократ.

14. Кого из древнегреческих философов можно считать родоначальником дошкольной педагогики?

Аристотель, Демокрит, Ксенофонт, Платон, Протогор, Сократ.

15. Кто является автором первой в мире возрастной периодизации воспитания? Как записать ее арифметическим примером, конечный результат которого во многих странах является возрастом совершеннолетия?


Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Ксенофонт, Платон, Сократ.

 

16. В Древнем Риме считалось, что мочка уха – это место, где сосредоточена память, поэтому учителя часто драли детей за уши, не упускали случая, чтобы взбодрить память ученика, когда он забывал урок. А какие еще средства «стимулирования» (наказания) использовались в школах в разных странах в разные исторические периоды? Кем первоначально был «мальчик для битья»? Какого дня недели больше всего боялись дети в Древней Руси и почему?

 

17. В какой системе воспитания в качестве главной цели был определен общечеловеческий идеал – формирование всесторонне развитой личности?

Афинской, римской, рыцарской, спартанской.

18. Какими природными и социальными условиями жизни, сложившимися в государстве Аттика и Лакония, детерминировались различия в афинской и спартанской системах воспитания?

19. Какие три традиции оказывали влияние на воспитание в период Средневековья:

а) церковная, варварская, педоцентризма;

б) варварская, прагматизма, дохристианская;

в) дохристианская, прагматизма, педоцентризма;

г) христианская, варварская, античная;

д) христианская, рыцарская, античная.

 

20. Какое учреждение в старые времена в разных странах называли «Дом мудрости», «Аптека для души», «Приют мысли»?

Церковь, монастырь, школа, библиотека.

 

21. Что не входило в состав 7 «свободных искусств» – основного содержания образования в Средние века?

Астрономия, геометрия, диалектика, рисование, музыка.

22. Что было венцом семи «свободных искусств»?

Логика, риторика, алхимия, богословие, живопись.

23. Что означает слово «Библия»? Сколько книг входит в Святое писание под таким названием? Какие части Библии служили в качестве школьных учебников?

 

24. Выборочно проанализируйте педагогические идеи в Притчах Соломона (Ветхий Завет) и сравните их с притчами Христа (Новый Завет):

Евангелие от Матфея,

13: 1- 15 – О сеятеле (толкование 18-23).

13: 24- 30 – О пшенице и плевелах (толкование 36-43).

13: 31- 32 – О зерне горчичном.

18: 21- 35 – О прощении 10 000 талантов и 100 динариев.

20: 1- 16 – О работниках в винограднике и их плате.

21: 28- 32 – О двух сыновьях, посланных работать в винограднике.

21: 33- 41 – О злых (преступных) виноградарях.

22: 1- 14 – О брачном пире.

25: 1- 13 – О десяти девах (5 мудрых и 5 неразумных).

Евангелие от Луки,

10: 25- 37 – О милосердном самарянине.

12: 16- 34 – О безумии богатого.

13: 6- 9 – О смоковнице.

14: 16- 24 – О большом ужине.

15: 3- 10 – О потерянной овце.

15: 11- 32– О блудном сыне, его отце и брате.

16: 1- 10 – О неверном управителе.

16: 19- 26 – О богаче и нищем Лазаре.

17: 11- 19 – О благодарном прокаженном самарянине.

18: 1- 8 – О неправедном судье.

18: 9- 14 – О фарисее и мытаре.

19: 11- 27 – О десяти минах (фунтов серебра).

 

25. Выпишите из Библии крылатые фразы и выражения, которые вошли в повседневную речь. Например, «Да будет свет!», «соль земли», «камень преткновения». Что означало наставление учителя: «Выучи, как Отче наш!»?


 

26. В какую эпоху появились цеховые, гильдейские школы?

Раннее Средневековье, позднее Средневековье, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения.

27. Декурион – это …?

Священник, лектор, неуспевающий ученик, учитель, староста группы.

 

28. Распределите университеты по времени создания и географическому месту расположения:

Гарвард, Кембридж, Сорбонна, Оксфорд, Болонский, Саламанкский, Краковский, Виленский, Московский.

29. Как называется международный гимн студентов? Когда приблизительно он был написан?

Гаудеамус, Дидактус, Культура, Интернационал.

 

30. Проведите педагогическое детективное расследование на основе анализа содержания одной из самых известных дошедших до нас песен вагантов «Во французской стороне…» (Ваганты от лат. vagare, странствовать – в Средние века бродячие актеры (беглые монахи, студенты), исполнители песен и разного рода представлений антиклерикального содержания).

В какой университет, на какой факультет, из какой страны отправляется в путь молодой человек, каким способом, с какими чувствами, планами на будущее и т.д. Какой его социальный статус?

 

31. В наше время древний студенческий гимн звучит на торжественных собраниях в университетах по всему миру. Настоящие студенты считают делом чести знать его текст на латинском языке. Выучите и Вы несколько куплетов!

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! (bis) Post jugundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus.(bis) Ubi sunt, qui ante nos In mundo fuere? Vadite ad Superos, Transite ad Inferos, Ubi jam fuere! Vita nostra brevis est, Brevi finietur. Venit mors velociter, Rapit nos atrociter, Nemini parcetur! Vivat Academia! Vivant professores! Vivat membrum quodlibet! Vivant membra qualibet! Semper sunt in flore! ……………………. Гаудеамус игитур, Ювенес дум сумус! (2 р.) Пост югундам ювентутем, Пост молестам сенектутем, Нос хабебит хумус (2 р.) Уби сунт, кви анте нос Ин мундо фуэре? Вадите ад Cуперос, Трансите ад Инферос, Уби йам фуэрэ! Вита ностра бревис эст, Бреви финиэтур; Вэнит морс велоцитер, Рапит нос атроцитер, Немини парцетур. Виват Академиа! Вивант профессорес! Виват мембрум кводлибет! Вивант мембра квалибет! Семпер сунт ин флоре! …………………..

В час, пока мы молоды, Где же те, что не шумят,
Бейся жизни пламя! Кого с нами нету?
После юности весёлой, Иль в раю они парят,
Вслед за старостью суровой Иль в аду они горят,
Смерть придёт за нами. Ах, узнать бы это!
Юность быстротечна, Да здравствует Академия!
Коротка награда. Да здравствуют профессора!
Смерть нежданно подойдёт, Да здравствуют все члены её!

За собою поведёт, Да здравствует каждый!
Чужда ей пощада. Пусть вечно они процветают!

…………………………….
Сгинь печали тяжкий груз,
Крепни, славься наш союз,


Век звучи наш голос!

 

32. Что такое «7 рыцарских добродетелей»? Отражаются ли в них моральные качества? На основе какой возрастной периодизации строилась система воспитания рыцарей?

 

33. Кто в эпоху Средневековья поднимал вопросы о воспитании женщин? Выберите несколько авторов:

Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Франсуа Рабле, Леонардо Бруни, Хуан Луис Вивес.

 

34. Составьте список исторических романов и художественных фильмов, которые отражают эпоху рыцарей и прекрасных дам, раскрывают средства, методы и приемы воспитания юношей и девушек.

 

35. Идеальную школу в Средние века создал

И «Дом радости» он ей названье дал.

Такое во сне даже нам не приснится,

Ну, кто во дворце не хотел бы учиться? _ _ _ _ _ _ _

 

36. К эпохе Возрождения относятся слова, характеризующие состояние общества того времени: «Умы проснулись, жизнь стала наслаждением!». В 1534 году Франсуа Рабле(1494–1553) написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», который называли энциклопедией мира. Сам роман около 600 страниц, но стоит ознакомиться хотя бы с теми главами, где автор, используя интересный сюжет и яркие образы, показывает преимущества нового и недостатки старого подходов на примере воспитания сына короля. Так, в главе XXIII Рабле описывает методику, которую применял учитель Понократ, благодаря которой у Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа.

«Увидев, какой неправильный образ жизни ведет Гаргантюа, Понократ решился обучить его наукам иначе, однако ж на первых порах не нарушил заведенного порядка, ибо он полагал, что без сильного потрясения природа не терпит внезапных перемен. Чтобы у него лучше пошло дело, Понократ обратился к одному сведущему врачу того времени, магистру Теодору, с просьбой, не может ли он наставить Гаргантюа на путь истинный; магистр по всем правилам медицины дал Гаргантюа антикирской чемерицы и с помощью этого снадобья излечил его больной мозг и очистил от всякой скверны. Тем же самым способом Понократ заставил Гаргантюа забыть все, чему его научили прежние воспитатели,− так же точно поступал Тимофей с теми из своих учеников, которые прежде брали уроки у других музыкантов.

Чтобы вернее достигнуть своей цели, Понократ ввел Гаргантюа в общество местных ученых, соревнование с коими должно было поднять его дух и усилить в нем желание заниматься по-иному и отличиться.

Затем он составил план занятий таким образом, что Гаргантюа не терял зря ни часу: все его время уходило на приобретение полезных знаний.

Итак, вставал Гаргантюа около четырех часов утра. В то время как его растирали, он должен был прослушать несколько страниц из Священного писания, которое ему читали громко и внятно, с особым выражением, для каковой цели был нанят юный паж по имени Анагаост, родом из Баше. Содержание читаемых отрывков часто оказывало на Гаргантюа такое действие, что он проникался особым благоговением и любовью к богу, славил его и молился ему, ибо Священное писание открывало перед ним его величие и мудрость неизреченную.

Затем Гаргантюа отправлялся в одно место, дабы извергнуть из себя экскременты. Там наставник повторял с ним прочитанное и разъяснял все, что было ему непонятно и трудно.

На возвратном пути они наблюдали, в каком состоянии находится небесная сфера, такая ли она, как была вчера вечером, и определяли, под каким знаком зодиака восходит сегодня солнце и под каким луна.

После этого Гаргантюа одевали, причесывали, завивали, наряжали, опрыскивали духами и в течение всего этого времени повторяли с ним заданные накануне уроки. Он отвечал их наизусть и тут же старался применить к каким-либо случаям из жизни; продолжалось это часа два-три и обыкновенно кончалось к тому времени, когда он был совсем одет.

Затем три часа он слушал чтение.

После этого выходили на воздух и, по дороге обсуждая содержание прочитанного, отправлялись ради гимнастических упражнений в Брак или же шли в луга и там играли в мяч, в лапту, в пиль тритон, столь же искусно развивая телесные силы, как только что развивали силы духовные.

В играх этих не было ничего принудительного: они бросали партию когда хотели и обыкновенно прекращали игру чуть только, бывало, вспотеют или же утомятся. Сухо-насухо обтерев все тело, они меняли сорочки и гуляющей походкой шли узнать, не готов ли обед. В ожидании обеда они внятно и с выражением читали наизусть изречения, запомнившиеся им из сегодняшнего урока.

Наконец появлялся и господин Аппетит, и все во благовремении садились за стол. В начале обеда читалась вслух какая-нибудь занимательная повесть о славных делах старины,− читалась до тех пор, пока Гаргантюа не принимался за вино. Потом, если была охота, чтение продолжалось, а не то так завязывался веселый общий разговор; при этом в первые месяцы речь шла о свойствах, особенностях, полезности и происхождении всего, что подавалось на стол: хлеба, вина, воды, соли, мяса, рыбы, плодов, трав, корнеплодов, а равно и о том, как из них приготовляются кушанья. Попутно Гаргантюа выучил в короткий срок соответствующие места из Плиния, Афинея, Диоскорида, Юлия Поллукса, Галена, Порфирия, Огшиана, Полибия, Гелиодора, Аристотеля, Элиана и других. Чтобы себя проверить, сотрапезники часто во время таких бесед клали перед собой на стол книги вышепоименованных авторов. И все это с такой силой врезалось в память Гаргантюа и запечатлевалось в ней, что не было в то время врача, который знал хотя бы половину того, что знал он.

Далее разговор возвращался к утреннему уроку, а потом, закусив вареньем из айвы, Гаргантюа чистил себе зубы стволом мастикового дерева, ополаскивал руки и глаза холодной водой, после чего благодарил бога в прекрасных песнопениях, прославлявших благоутробие его и милосердие. Затем приносились карты, но не для игры, а для всякого рода остроумных забав, основанных всецело на арифметике.

Благодаря этому Гаргантюа возымел особое пристрастие к числам, и каждый день после обеда и после ужина он с таким увлечением занимался арифметикой, с каким прежде играл в кости или же в карты. В конце концов он так хорошо усвоил ее теоретически и практически, что даже английский ученый Тунстал, коему принадлежит обширный труд, посвященный арифметике, принужден был сознаться, что по сравне­нию с Гаргантюа он, право, смыслит в ней столько же, сколько в верхненемецком языке.

И не только в арифметике,− Гаргантюа оказывал успехи и в других математических науках, как-то: в геометрии, астрономии и музыке. В то время как их желудки усваивали и переваривали пищу, они чертили множество забавных геометрических фигур, а заодно изучали астрономические законы.

Потом они пели, разбившись на четыре или пять голосов, или же это было что-нибудь сольное, приятное для исполнения.

Что касается музыкальных инструментов, то Гаргантюа выучился играть на лютне, на спинете, на арфе, на флейте немецкой о девяти клапанах, на виоле и на тромбоне.

На подобные упражнения тратили около часа; за это время процесс пищеварения подходил к концу, и Гаргантюа шел облегчить желудок, а затем часа на три, если не больше, садился за главные свои занятия, то есть повторял утренний урок чтения, читал дальше и учился красиво и правильно писать буквы античные и новые римские.

По окончании занятий они выходили из дому вместе с конюшим Гимнастом, молодым туреньским дворянином, который давал Гаргантюа уроки верховой езды.

Сменив одежду, Гаргантюа садился на строевого коня, на тяжеловоза, на испанского или же на арабского скакуна, на быстроходную лошадь и то пускал коня во весь опор, то занимался вольтижировкой, заставлял коня перескакивать через канавы, брать барьеры или, круто поворачивая его то вправо, то влево, бегать по кругу.

При этом он ломал,− но только не копья (что может быть глупее такого хвастовства: «Я сломал десять копий на турнире или же в бою»,− да это сумеет сделать любой плотник!),− нет, честь и слава тому, кто одним копьем сломит десятерых врагов. Гаргантюа же своим копьем, крепким, негнущимся, со стальным наконечником, ломал ворота, пробивал панцири, валил деревья, поддевал на лету кольца, подхватывал седло, кольчугу, латную рукавицу. Все это он проделывал в полном вооружении.

Насчет того, чтобы погарцевать и, сидя верхом, показать разные фокусы, то тут ему не было равных. Сам феррарский вольтижер по сравнению с ним просто-напросто обезьяна. Особенно ловко перескакивал он с коня на коня − в мгновение ока и не касаясь земли (такие лошади назывались дезультуарными), в любую сторону, держа в руке копье; при этом в стремя он не ступал и, не прибегая к поводьям, направлял коня, куда ему только хотелось, что в военном искусстве имеет значение немаловажное.

В иные дни он упражнялся с алебардой: размахивал ею с такой силой и так стремительно, круговым движением, ее опускал, что все его стали почитать за настоящего рыцаря, рыцаря-воина и рыцаря турнирного.

Кроме того, он владел пикой, эспадроном для обеих рук, длинной шпагой, испанской шпагой, кинжалом широким и кинжалом узким; бился в кольчуге и без кольчуги, со щитом обыкновенным, со щитом круглым, завертывая руку в плащ.

Охотился он, верхом на коне, на оленей, козуль, медведей, серн, кабанов, зайцев, куропаток, фазанов, дроф. Играл в большой мяч, подкидывая его ногой или же кулаком. Боролся, бегал, прыгал, но не с разбегу, не на одной ноге и не по-немецки, ибо Гимнаст находил, что эти виды прыжков бесполезны и не нужны на войне, − он перепрыгивал через канавы, перемахивал через изгороди, − взбегал на шесть шагов вверх по стене и таким образом достигал окна, находившегося на высоте копья.

Плавал в глубоких местах на груди, на спине, на боку, двигая всеми членами или же одними ногами; с книгой в руке переплывал Сену, не замочив ни одной страницы, да еще, как Юлий Цезарь, держа в зубах плащ. С помощью одной руки, ценою огромных усилий взбирался на корабль, а оттуда снова вниз головой бросался в воду, доставал дно, заплывал в расселины подводных скал, нырял в пучины и водовороты. Поворачивал судно, управлял им, вел его то быстро, то медленно, по течению, против течения, останавливал судно посреди шлюза, одной рукой вел корабль, а другой орудовал длинным веслом, ставил паруса, влезал по вантам на мачты, бегал по реям, устанавливал буссоль, поворачивал булинь против ветра, руль держал твердо.

Мгновенно выскочив из воды, взбегал на гору и потом так же легко сбегал, лазил по деревьям, как кошка, прыгал с одного на другое, как белка, ломал толстые сучья, как второй Милон. С помощью двух отточенных кинжалов и двух прочных шильев проворно, как крыса, взбирался на кровлю дома, а спускаясь, принимал такое положение, при котором падение не представляло для него опасности.

Метал дротик, железный брус, камень, копье, рогатину, алебарду; натягивал лук; один, без посторонней помощи, заводил осадный арбалет; прицеливался из пищали; ставил на лафет пушку; стрелял на стрельбище в картонную птицу, стрелял снизу вверх, сверху вниз, вперед, вбок и назад, как парфяне.

К высокой башне привязывался канат, спускавшийся до самой земли, и Гаргантюа взбирался по этому канату на руках, а затем спускался с такой быстротою и ловкостью, что вам так не проползти и по ровному лугу.

Между двумя деревьями клали толстую перекладину, и он, держась за нее руками, передвигался взад и вперед, − ноги на весу, − да так быстро, что его и бегом невозможно было догнать.

Чтобы развить грудную клетку и легкие, он кричал, как сто чертей. Однажды я сам был свидетелем, как он, находясь у ворот св. Виктора, звал Эвдемона, и голос его был слышен на Монмартре. Даже голос Стентора во время битвы под Троей не достигал такой мощи.

Для того чтобы Гаргантюа укрепил себе сухожилия, ему отлили из свинца две громадные болванки в восемь тысяч семьсот квинталов весом каждая, − он их называл гирями; он поднимал их с полу и неподвижно держал над головою, по одной в каждой руке, три четверти часа, а то и больше, что обличало в нем силу непомерную.

В брусья он играл с первыми силачами; когда наступал его черед, он держался на ногах необычайно твердо и, как некогда Милон, уступал только наиболее отважным, кому удавалось сдвинуть его с места. В подражание тому же Милону он брал в руку гранат и вызывал желающих отнять у него этот плод.

После подобных занятий его растирали, чистили, меняли на нем одежду, и он не спеша возвращался домой; если же он шел по лугу или по какому-либо обильному травою месту, то рассматривал деревья и растения и сравнивал их с тем, что о них писали древние ученые, как, например, Теофраст, Диоскорид, Марин, Плиний, Никандр, Макр и Гален, и когда он и его спутники приходили домой, то руки у них были полны трав, поступавших затем в распоряжение юного пажа по имени Ризотом, ведавшего также полольными тяпками, мотыгами, заступами, лопатами, ножами и другими инструментами, необходимыми для правильной гербаризации.

Придя домой, они, пока готовился ужин, повторяли некоторые места из прочитанного, а затем садились за стол.

Надобно заметить, что за обедом, неизменно простым и скромным, Гаргантюа ел, только чтобы заморить червячка, зато ужин бывал обилен и продолжителен, и уж тут он принимал пищу в таком количестве, которое было ему необходимо, дабы подкрепить силы и насытиться, а в этом-то и состоит правильный режим питания, предписываемый истинной и разумной медициной, меж тем как орава тупоголовых докторишек, у коих от софистической выучки мозги стали набекрень, советует нечто прямо противоположное.

За ужином возобновлялся обеденный урок, и длился он, пока не надоедало; остальное время посвящалось ученой беседе, приятной и полезной.

Прочтя благодарственную молитву, пели, играли на музыкальных инструментах, принимали участие во всякого рода забавах, вроде карт или же костей, так что иной раз обильная трапеза и увеселения длились до тех пор, когда уже надо было идти спать, а иной раз Гаргантюа и его приближенные посещали общество ученых или путешественников, коим довелось побывать в чужих странах.

Темной ночью, перед сном, выходили на самое открытое место во всем доме, смотрели на небо, наблюдали кометы, если таковые были, или положение, расположение, противостояние и совпадение светил.

Затем Гаргантюа в кратких словах рассказывал по способу пифагорейцев наставнику все, что он прочитал, увидел, узнал, сделал и услышал за нынешний день.

Засим молились господу творцу, выражали ему свою любовь, укреплялись в вере, славили его бесконечную благость и, возблагодарив его за минувшее, предавали себя его милосердию на будущее.

После этого ложились спать».

 

37. Выберите из прочитанного текста, а также главы XXIV, где рассказывается о том, как Гаргантюа проводил время в дождливую погоду, те виды занятий и приемы, которые можно было бы использовать для воспитания современных детей.

«Если выпадали дождливые и ненастные дни, то все время до обеда проводили как обыкновенно, с тою, однако же, разницей, что, дабы перебороть непогоду, разводили веселый и яркий огонь. Но после обеда гимнастика отменялась, все оставались дома и в апотерапических целях убирали сено; кололи и пилили дрова, молотили хлеб в риге; потом занимались живописью и скульптурой или же возрождали старинную игру в кости, руководствуясь тем, как ее описал Леоник и как играет в нее добрый наш друг Ласкарис.

Во время игры вызывали в памяти те места из древних авторов, где есть о ней упоминание или же связанное с нею уподобление.

А то ходили смотреть, как плавят металлы, как отливают артиллерийские орудия, ходили к гранильщикам, ювелирам, шлифовальщикам драгоценных камней, к алхимикам и монетчикам, в ковровые, ткацкие и шелкопрядильные мастерские, к часовщикам, зеркальщикам, печатникам, органщикам, красильщикам и разным другим мастерам и, всем давая на выпивку, получали возможность изучить ремесла и ознакомиться со всякого рода изобретениями в этой области.

Ходили на публичные лекции, на торжественные акты, на состязания в искусстве риторики, ходили слушать речи, ходили слушать знаменитых адвокатов и проповедников.

Посещали залы и помещения для фехтования, и там Гаргантюа состязался с мастерами и доказывал им на деле, что он владеет любым родом оружия нисколько не хуже, а, пожалуй, даже и лучше, чем они.

Вместо того чтобы составлять гербарий, они посещали лавки москательщиков, продавцов трав, аптекарей, внимательнейшим образом рассматривали плоды, корни, листья, смолу, семена, чужеземные мази и тут же изучали способы их подделки.

Ходили смотреть акробатов, жонглеров, фокусников, причем Гаргантюа следил за их движениями, уловками, прыжками и прислушивался к их краснобайству, особое внимание уделяя шонийцам пикардийским, ибо то были прирожденные балагуры и великие мастера по части втирания очков.

Вернувшись домой, они ели за ужином меньше, чем в другие дни, и выбирали пищу сухую и не жирную, дабы тем самым обезвредить влияние сырого воздуха, коим дышит тело, и дабы на их здоровье не сказалось отсутствие обычных упражнений.

Так воспитывался Гаргантюа, с каждым днем оказывая все большие успехи и, понятное дело, извлекая из постоянных упражнений всю ту пользу, какую может извлечь юноша, в меру своего возраста сметливый; упражнения же эти хоть и показались ему на первых порах трудными, однако с течением времени сделались такими приятными, легкими и желанными, что скорее походили на развлечения короля, нежели на занятия школьника.

Со всем тем Понократ, чтобы дать Гаргантюа отдохнуть от сильного умственного напряжения, раз в месяц выбирал ясный и погожий день, и они с утра отправлялись за город: в Шантильи, в Булонь, в Монруж, в Пон-Шарантон, в Ванв или же в Сен-Клу. Там они проводили целый день, веселясь напропалую: шутили, дурачились, в питье друг от дружки не отставали, играли, пели, танцевали, валялись на зеленой травке, разоряли птичьи гнезда, ловили лягушек, раков, перепелов.

И хотя этот день проходил без чтения книг, но и он проходил не без пользы, ибо на зеленом лугу они читали на память какие-нибудь занятные стихи из Георгия Вергилия, из Гесиода, из РустикаПолициано, писали на латинском языке шутливые эпиграммы, а затем переводили их на французский язык в форме рондо или же баллады.

Во время пиршества они, следуя указаниям Катона и Плиния, с помощью трубочки, сделанной из плюща, выцеживали из разбавленного вина воду, промывали вино в чане с водой, а затем пропускали его через воронку, перегоняли воду из одного сосуда в другой или же изобретали маленькие автоматические приспособления, то есть такие, которые двигаются сами собой».

 

38. Определите цели воспитания в различных исторических периодах и концепциях: стадии первобытного общества, спартанская, афинская, римская, рыцарская системы воспитания и концепция гуманистического образования (эпоха Возрождения). Составьте схему на основе их сравнительного анализа.

 

39. Английский философ и гуманист,

Но больше известен как утопист.

Книгу написал он не простую,

А, прямо скажем, «Золотую». _ _ _

 

40. Где впервые в мире было изобретено книгопечатание?

Англия, Беларусь, Германия, Китай.

 

Школа и педагогическая мысль в Новое время (XVII − XIX вв.)

 

41. По определению этого просветителя,«нельзя найти такого скудоумия, которому совершенно уже не могло помочь образование (cultura). Как дырявый сосуд, часто подвергаемый мытью, хоть и не удерживает воды, но все-таки становится чище...»;

«Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватывают несколькими чувствами».

Ф. Скорина, Ф. Рабле, Я.А. Коменский, Д. Дидро, С. Френэ.

42. С именем какого педагога связано распространение в мире классно-урочной системы обучения? Какими доводами он обосновывал возможность одного учителя работать с большой группой учащихся?

Я. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег.

43. Ознакомьтесь с текстом книги Яна Коменского «Материнская школа», проанализируйте предлагаемое в ней содержание образование детей от рождения до 6 лет и сравните его с одной из современных программ дошкольного воспитания.

 

44. Проведите сравнительный анализ дидактических принципов Я.А. Коменского и современных принципов обучения, взяв за основу один из нынешних учебников по педагогике. Какие принципы сохранились до наших дней? Что и как изменилось почти за четыреста лет?

 

45. Кто предложил систему элитарного образования?

Я. Коменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег.

 

46. Джентльмена воспитать

Очень сложно, надо знать

Пушку, порох и предлог,

Автор этого – _ _ _ _ _ _ _ _

 

47. Какой принцип положен в основу отбора содержания обучения джентльмена?

а) самодеятельности;

б) природосообразности;

в) культуросообразности;

г) утилитаризма;

д) гуманного отношения к личности ученика.

 

48. По книге Дж. Локка «Мысли о воспитании» познакомьтесь со способами закаливания, преодоления капризов ребенка, наградами и наказаниями.

 

49. Место воспитания джентльмена по Джону Локку:

а) общие школы;

б) закрытые школы-пансионаты;

в) вне общества, на лоне природы;

г) школы для благородных детей;

д) дома, в семье.

 

50. Кто по Европе ходит-бродит,

Роман-трактат «Эмиль» выводит?

Великим просветителем

Лозунг был провозглашен

«Свобода и естественность во всем!»_ _ _ _ _

 

51. Когда возникла идея свободного и естественного воспитания и какое развитие она получила в последующие века?

 

52. Ж.Ж. Руссо считал, что ребенку до 12 лет не следует давать книг, так как самой лучшей книгой для него является окружающая природа. В этом возрасте необходимо другое: продолжать физическое воспитание, укреплять здоровье, всячески развивать внешние чувства, предоставлять широкую возможность наблюдать, измерять, сравнивать, взвешивать, считать. Если же ребенок пожелает научиться читать, то единственной книгой, которую можно было бы дать ребенку, по мнению просветителя, является …? Почему он сделал такой выбор?

Библия, народные сказки, Д. Дефо «Робинзон Крузо», Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

53. Считаете ли вы убедительным следующее утверждение:«Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить». Кому принадлежит это высказывание? «Если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств» – в чем именно тогда смысл помощи взрослых в саморазвитии детей?

 

54. Прокомментируйте совет Жан-Жака Руссо: «Разрешайте с удовольствием, отказывайте лишь с сожалением, но пусть сказанное вами «нет!» будет медной стеной».

 

55. Человек, Христианин, Гражданин…

Выдвинул идею саморазвития сил,

Фундамент современного

Начального обучения заложил.

Бедных сирот он полюбил

И дом «Нейгоф» для них открыл,







Date: 2015-07-25; view: 1474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.067 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию