Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий. В комментарии к предыдущему аяту указывалось, что правила, касающиеся 'периода выжидания' и 'отмены' разводаВ комментарии к предыдущему аяту указывалось, что правила, касающиеся 'периода выжидания' и 'отмены' развода, установлены с целью укрепления статуса семьи и предотвращения ее распада и разрушения. Однако некоторые из новообращенных мусульман продолжали действовать согласно прежним языческим обычаям, нарушая это правило Ислама. Чтобы досадить своим женам, они разводились с ними, а затем вновь и вновь отменяли свое решение о разводе. Этот аят был ниспослан для того, чтобы искоренить этот недостойный мужчины варварский обычай. О разводе объявляется дважды… Предварительный (допускающий отмену) развод провозглашается, таким образом, дважды, но не подряд, а с перерывом. Затем Коран добавляет, что каждый раз, возвращаясь к процедуре развода, муж должен решить: либо остаться с женой, достойным образом помирившись с ней, либо так же достойно освободить ее от обязательств и навсегда с ней расстаться. …после чего надо или удержать жену по добру, [как велят шариат и разум], или отпустить ее достойным образом Объявление развода в третий раз закрывает путь к отступлению, ибо если две предыдущие возможности обсудить объявленный развод и достичь примирения, отменив предыдущее решение, были использованы, то после третьего раза процедура должна быть исчерпана. Слова 'отпустить ее достойным образом' говорят о том, что мужчина должен сполна заплатить своей жене все, что ей положено по праву, а после развода не должен злословить за ее спиной. Ему не следует пытаться испортить отношение к ней окружающих, чтобы не лишать ее возможности снова выйти замуж. При разводе, таким образом, нужно проявлять достоинство и великодушие. Не случайно, поэтому, в следующей строке аята говорится: Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного [вами]… Муж не имеет права удерживать ничего из того, что он дал или обещал дать жене, то есть из калыма /махр/, который принято платить при вступлении в брак. Размер калыма, как правило, довольно велик и большая его часть обычно не выплачивается мужем. Поэтому стоимость калыма, который нужно будет заплатить при объявлении развода, является еще одним сдерживающим фактором, не позволяющим мужчине необдуманно, сгоряча прибегать к разводу. Итак, в случае развода мужу не разрешается силой отбирать у женщины то, что он дал ей в качестве калыма. В следующей фразе говорится о разводе за денежный выкуп, так называемом 'разводе /хул‘/'. Это, как сказано, единственный случай, допускающий возвращение калыма. происходит такая процедура в том случае, когда женщина не желает продолжать супружеские отношения с мужем и оба они опасаются, что при такой жизни им не удастся соблюсти установления Аллаха. …если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом Согласно закону, жена может просить развода у своего супруга, возвращая ему за это калым, если она его уже получила, либо отказываясь от еще не выплаченной ей доли. В этом случае по решению мусульманского судьи /хаким аль-шар‘/ она получает развод /хул‘/. А если же вы опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод В описанных обстоятельствах инициатива развода принадлежит, по существу, жене. В этом случае она должна заплатить компенсацию мужчине, который хотел бы продолжать жить с ней, чтобы он, тем не менее, мог жениться на другой с тем же самым калымом. В заключительной части аята вновь упоминаются все вместе установления Аллаха и говорится: Таковы границы (законы), установленные Аллахом. Так не преступайте же их. А те, кто преступает законы Аллаха, - нечестивцы
|