Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи. Теории речи
В психологии используется два понятия - язык и речь. Язык - это система знаков любой физической природы, служащее средством человеческого общения и мышления. Язык может быть жестовый. Язык - это выработанная обществом система слов, правил, их произношение и сочетания. Язык характеризует: Состав значащих слов (лексика). Грамматика. Звуковой состав (фонетика).Письменные знаки (графемы). Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения). Основной функцией слова является аннотативная (обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как предметную отнесенность, как функцию представления, замещения предмета. Благодаря языку происходит удвоение мира человека и появляется возможность иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Слово рождает не только указание на определенный предмет, но и вызывает дополнительные ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое "семантическое поле".Существенную роль играет вторая важнейшая функция слова собственно значение (по Л. С. Выготскому). Значение слова включает не только предметную отнесенность и ассоциативное окружение, но и анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и клеточкой мышления.Помимо того, что слово является инструментом, средством мышления, оно является также средством общения.В целом язык переводит познание человека в рациональный план. Речь - это вербальная коммуникация или особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речь каждого человека индивидуальна. Язык будет общим для народа, но речь каждого человека уникальна и индивидуальна и выражает личностные особенности. Человеческая речь: *предметна, может давать информацию о чем либо. У животных речи нет они используют сигналы, информирующие дающие сигналы о состоянии удовлетворенности, напряженности или беспокойства. *обладает членимостью (приставки, суффиксы, окончания, однокоренные слова), благодаря этому мир предстает концептуально упорядоченным. *В речи используются специальные названия для обобщенных понятий. Функции речи: выражение (высказывание отношения к предмету, явлению, самому себе), сообшение (передача инфо), обозначение (способность давать названия явлениям и предметам), воздействие(на слушателя) Виды речи: устная (диалогическая(бывает активная-пассивная), письменная, кинетическая (жесты), внешняя, внутренняя. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Речь устная – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.Процесс порождения устной речи включает звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной речи. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией). Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. Письменная речь- представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия навоспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Речь письменная – общение вербальное (словесное) посредством письменных текстов. Письмо бывает отсроченным и непосредственным (обмен записками во время заседания). Отличается от устной речи не только использованием графики, но и типичными для нее синтактическими конструкциями и специфичными функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно – структурная организация, которой необходимо специально овладеть; отсюда – особая задача обучения письменной речи в школе.Поскольку текст письменной речи может быть воспринят единовременно или хотя бы «большими кусками», восприятие письменной речи и речи устной сильно отличаются. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Внутренняя речь -беззвучная, отличается отрывочностью, свернутостью, бывает в виде диалога и монолога.С помощью внутренней речи происходит логическая перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе. Она – весьма сложное явление, где мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Благодаря ей, словесно выражаются процессы восприятия мира, действий и переживаний личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.Выделяются три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание – "речь про себя", сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи. внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение. По форме она внешняя, а по сути - внутренняя. Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Одна из форм детской речи, впервые описанная Ж. Пиаже. Наблюдается в возрасте трех – пяти лет. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько тем не беспокоясь. С возрастом проявления эгоцентрической речи снижаются и к шести – семи годам исчезают.Итак, эгоцентрическая речь – как бы переходный этап от внешней речи к внутренней. Становление и развитие речи ребенка. Усвоение речи ребенком происходит только через общение.Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.Становление речи происходит в течение нескольких периодов:фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности). Теории речевого развития. Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из существования глубинной грамматики. За поверхностными синтаксическими структурами, различными для разных языков, существует небольшое число глубинных структур, отражающих общие схемы построения мысли. Эта глубинная грамматика позволяет ребенку, используя ограниченное число правил, формулировать самые разные предложения. Таким образом, в основе развития познавательных процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая компетентность.Л. С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей.На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил "поверхностного" синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта. Date: 2015-07-27; view: 1163; Нарушение авторских прав |