Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала разочарований





Как мы уже видели, заряд представляет собой умственное напряжение, которое чувствует человек, когда дела идут не так, как ожидалось. Пока человек уверен в имеющихся у него данных, в своей цели и намерении, он чувствует себя превосходно. Но в ту секунду, когда он теряет эту уверенность и погружается в сомнение, он начинает нервничать. Внезапно возникает “не-знание”. До этого имело место просто “знание”. (“Я точно знаю, что все птицы летают.”... Ну, на самом-то деле может быть и нет.... Большинство из них летают, это точно. Но нет ли таких, которые не летают...? Надо справиться на этот счет в какой-нибудь книжке.”) Созданная здесь неуверенность ощущается как умственное напряжение (заряд). Оно ведет к любопытству и побуждает человека что-то выяснить. Если же это любопытство не будет удовлетворено, то начнется скольжение по наклонной плоскости разочарований, которое сопровождается соответствующим понижением эмоционального тона.

В самом любопытстве нет ничего плохого. И все-таки это заряд в своей наилегчайшей форме. Удовлетворение любопытства может доставить удовольствие. Человек чувствует его, например, когда читает детективный рассказ. Человек захвачен загадкой. Он желает выяснить, “кто это сделал”. Здесь мы имеем сознательно образованную пару “не знаю/желаю выяснить”. Можно назвать это “благотворным зарядом”. Это тот вид напряжения, без которого та или иная деятельность не была бы удовольствием. Здесь имеется достаточно загадочности, чтобы удерживать человека в напряжении, но ее недостаточно для того, чтобы вызвать у него ощущение собственной беспомощности.

Теперь пусть у нас есть некий мистер Робертс, который пресытился детективными рассказами, и его отношение к ним приняло вид “Знаю я их все. Прочитаешь с десяток и с остальными уже все понятно.” Несмотря на подобное отношение мистера Робертса к детективным рассказам, хороший продавец мог бы завлечь его и возбудить в нем любопытство, сказав: “Так-то оно так, сэр, но вы не знаете, что это за рассказ. Это нечто особенное. Нечто бесподобное. Прочитаете - не пожалеете.” И тогда мистер Робертс, возможно, задумался бы: “Хм, может, и правда. Может, и в самом деле на рынке объявилась свежая идея. Надо выяснить.” И он покупает книгу.

Смысл здесь в том, что мистер Робертс сам создал свое отношение к детективным рассказам, выразившееся в не-знании. Безусловно, что и продавец внес свою лепту, но в конечном итоге именно мистер Робертс сознательно “занезнал (начал не-знать)” то, что он знал просто наверняка (то, что он покончил с детективными рассказами). Он позволил себе оказаться втянутым в игру продавца. Вся ответственность за то, что мистер Робертс купил книгу, лежит исключительно на нем самом и ни на ком другом. Когда эта книга оказывается скучной, мистер Робертс проклинает продавца. Однако он не может отрицать, что сам принял решение о том, что он, возможно, не знает всего о детективных рассказах. Так что всю вину ему следует возлагать на себя самого.

Здесь мы встречаемся с переходом от любопытства к агрессивности, от “благотворного” к “вредоносному” заряду. Мистер Робертс уже не нашел в этом никакого удовольствия. Он почувствовал себя обманутым и крепко рассердился. Пронаблюдаем в деталях, как совершается этот нисходящий переход:

Придя домой, мистер Робертс открывает новоприобретенную книгу, он сгорает от любопытства. Он пробегает первые несколько страниц, но это оказывается не тем, на что он рассчитывал. Но он желает что-нибудь получить от книги, а потому продолжает чтение. Но и дальше она не становится лучше. Теперь мистер Робертс силой навязывает себе дальнейшее чтение книги. Он не может поверить, что этот продавец сбыл ему всего лишь какую-то ничего не стоящую чепуху. Там, дальше в этом треклятом рассказе просто должно быть нечто такое...! Но дальше - ничего такого. Мистер Робертс чувствует, как что-то внутри него препятствует дальнейшему чтению. И в самом деле, все это, похоже, лишь напрасная трата времени. И настроение его от этого тоже не улучшается. Еще несколько абзацев и он откладывает книгу. Он ни за что не будет читать дальше. Ничего из себя не представляет эта книга. Разве не знал он этого с самого начала? Все детективные рассказы одинаковы. Ни к одному из них он больше никогда не притронется. Мистер Робертс отказывается связываться в будущем с детективными рассказами.

Разница между его первоначальным отношением к детективным рассказам и теперешним состоит в их эмоциональной окраске. Вначале он был совершенно спокоен по поводу того, что больше не будет читать детективные рассказы. Теперь же он ощущает агрессивную решимость больше не притрагиваться к ним - никогда!


Эти события развивались по определенной шкале. На ней имеются: “Знаю - Не-знаю - Любопытство - Желание - Навязывание - Воспрепятствование - Отсутствие - Отказ”. Если вам захочется проверить ее, вы убедитесь, что она работает во всех случаях. (Ее называют Шкалой ЗНЛЖНВОО [1].)

Ступенчатые шкалы являются тем инструментом, который Хаббард часто использует для описания различных состояний. Двигаясь далее, мы будем встречать и другие шкалы. Они существуют ввиду того, что жизнь - это изменчивая штука. Да, в ней могут встречаться и крайности, но нет абсолютов, нет “объективных критериев”. Нет абсолютного счастья или абсолютной печали. Это относительные термины - они привязаны к точке зрения каждого индивидуума, а потому не поддаются сравнению как принадлежащие разным индивидуумам. Каждый сам отдает себе отчет в том, чувствует ли он себя более счастливым или более печальным, чем вчера, или “чувствует себя счастливым как никогда”. Это его правда, и более ничья. В субъективном мире, представленном умом конкретного человека, ступенчатые шкалы служат для измерения того состояния, действительность которого может быть известна только этому человеку.

ПРИБЛИЖЕНИЕ И отДАЛЕНИЕ [3]

“Приближение и отдаление являются двумя фундаментальными действиями тэты”, говорит Хаббард [2]. Это следует из вышеприведенной истории. Мистер Робертс приближался к книге, что на нашей шкале выразилось как “любопытство - желание - навязывание”. Когда же стало нарастать его разочарование, а его упования на успех сходить на нет, он стал отдаляться от книги, что выразилось как “воспрепятствование - отсутствие - отказ”.

Так что же, всегда только приближение и отдаление, и никогда никакого состояния покоя? Состояние покоя тоже может иметь место. До того как мистер Робертс принял участие в игре продавца, он находился в состоянии знания относительно детективных рассказов. (Хаббард называет это знанием, то есть “состоянием пребывания в уверенности”.) Он был совершенно счастлив, безмятежен и ненапряжен по отношению к ним. Он начитался их вдосталь, пришел к некой конечной точке и к некому заключению на их счет, и все это в общем и целом принесло ему удовлетворение. Он не ощущал ни приближения, ни отдаления. Он находился выше какого бы то ни было действия по отношению к жанру криминального рассказа. Он не находился в каком бы то ни было действии, он был выше него.

Но есть еще одна точка, в которой достигается состояние покоя: это точка, находящаяся ниже всякого действия. Когда мистер Робертс отказался когда-либо еще связываться с детективными рассказами, он уже не находился в том безмятежном настроении, в котором он пребывал до этого. Он был расстроен. В этот момент относительно детективных рассказов образовался ридж, потому чтов своем гневе мистер Робертс исторг против них умственную (ментальную) энергию. Он стал сопротивляться дальнейшему притоку детективных рассказов, образовав сильный отток, направленный против них. Ридж характеризуется определенной устойчивостью. Он будет активироваться всякий раз, когда кто-нибудь посмеет предложить мистеру Робертсу почитать детективный рассказ. Скорей всего, мистер Робертс отреагирует безо всякого удовольствия и соблюдения общественных норм вежливости. Он в момент разозлится.


Таким образом, ридж - это “замороженная тэта”. Нет потока - покой. Не происходит ни приближения, ни отдаления. Этот покой расположен ниже уровня, на котором существует действие. Таким образом, действие характеризуется приближением и отдалением. Выше и ниже уровня действия не происходит ни приближения, ни отдаления. Тогда, если выражаться очень просто, заряд - это не что иное, как протест против того, что человеку не нравится. Если что-то препятствует приближению (“не могу добраться туда”) или отдалению (“не могу выбраться оттуда”) человек ощущает протест, он ощущает наличие заряда. Это соответствует определению хронического заряда: “стремление отдалиться от того, от чего невозможно отдалиться, или приблизиться к тому, к чему невозможно приблизиться, подобно двухполюсной батарее, порождает ток” [2].

Обратимся снова к мистеру Робертсу. Давайте вообразим, что он работает в книжном магазине, окруженный целыми полками, уставленными детективными рассказами. Он, вероятно, будет чувствовать себя в высшей степени рестимулированным. Каждый раз когда он поутру входит в магазин, его ридж взыгрывает и играет до вечера, пока он не уйдет. Ему хочется отдалиться от этих полок, но он не может этого сделать, поскольку это значило бы бросить работу. Ему хочется приблизиться к любой другой книге, но он не может этого сделать, поскольку люди все время просят показывать им детективные рассказы. Постоянный протест, постоянный заряд.







Date: 2015-07-25; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию