Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, нравственное развитие, по мнению автора, связано с возрастом. Оно зависит от среды и воспитания





Близки идеям Кольберга основные позиции теории ступеней нравственного образования С.И.Гессена – русского философа и педагога первой половины ХХ века. Он также выделяет три этапа нравственного становления человека в процессе образования:

- аномия (беззаконие), Ведущая деятельность игра.

- гетерономия (чужой закон), Ведущая деятельность урок

- автономия (свой – нравственный - закон), Ведущая деятельность творчество

Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.

Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности – освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору.

Каждый, кто ставит перед собой цель стать настоящим наставником молодежи, изначально должен ориентироваться на высокий уровень профессионального мастерства. Бракоделы в педагогике недопустимы, ибо цена непрофессионализма слишком высока: ломаются судьбы людей.

Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность прису­щи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыра­жении – важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформи­ровать это стремление в реальное поведение.

Мастерство (высший уровень профессионализма) – ком­плекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой деятельности глубоко индивидуально, но можно найти некоторые общие его компоненты.

1) личностные качества,о которых шла речь выше;

2) солидная база зна­ний;

3) профессиональная педагогическая техника – совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов:

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроени­ем; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постанов­ка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив.

Профессиональной технике можно и должно учиться. Из­вестно, что А.С. Макаренко брал уроки постановки голоса у ак­тера, после чего он мог произнести фразу «можешь идти» с два­дцатью оттенками. Чем раньше студент начнет формировать свое профессиональное мастерство, тем больше у него возможностей стать в будущем мастером.

 

Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в педаго­гическом такте учителя.

Педагогический такт (от лат. tactus – прикосновение) – чув­ство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, уме­ние в каждом конкретном случае применять наиболее оптималь­ные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.

Нормы педагогической этики

Представители многих профессий, чьим объектом являются люди (юристы, врачи, психологи), и в России, и в других стра­нах имеют свои этические кодексы. Они утверждены на про­фессиональных съездах или собраниях и обязательны для всех представителей данных профессий. В случае нарушения кем-либо этого кодекса коллеги имеют право указать ему на это и даже ходатайствовать о лишении права работать по данной профессии.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип тре­бует обязательного сохранения в тайне всей информации, по­лученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе ра­боты.

Все, что обсуждается между педагогом и уче­ником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во вред ни педагогу, ни ученику. Если не будут соблюдены дополнительные усло­вия, ничто не должно обсуждаться с другими людьми: роди­телями, другими учениками или учителями. Специалист может обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и по­ведение, но не мысли и чувства других, которые доверены ему.


Для того чтобы иметь моральное право на использование по­лученной информации, необходимо добиться разрешения у ре­бенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрос­лый человек также не имеет морального права скрывать от ребенка, какие решения могут быть приняты на основе полученных сведений.

Иногда бывает, что педагог считает себя профес­сионально обязанным обсудить информацию с кем-то более компетентным или имеющим больше влияния на ребенка с целью оказать ему помощь в серьезной ситуации или предотвратить серьезный проступок, а ребенок не дает ему разреше­ния. В этом случае возможно просто заранее поставить учени­ка е известность о том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения, но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил ученика, хранить тайну обязательно.

Данное правило распространяется на все сведения об особен­ностях личности, характера, поведения и успеваемости учени­ков. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учени­ков сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

– не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувст­вах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребен­ка, или обсудить свой опыт, т.е. говорить о себе, а не об уче­никах;

– договориться с детьми, что они могут подойти и предупре­дить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждал­ся где бы то ни было (дать им право «вето»).

Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение личных разговоров с учениками в соответствую­щей обстановке (без присутствия посторонних людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение педаго­га и ученика, избегание высказываний, дискреди­тирующих личность, наносящих ущерб престижу и достоин­ству; соблюдение нейтралитета и свободу от авторитетов, мак­симальную объективность; желание идти от возможностей и потребностей ученика, давать рекомендации, а не жесткие указания.

2. Принцип объективности и ответственности за прини­маемые решения. За любое решение, принимаемое относи­тельно ученика – его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог несет единоличную ответственность. Соблюдение данного принципа приведет к тому, что педагог будет стараться максимально обосновать свое ре­шение, используя теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то он не будет сле­по доверять мнению других людей, может быть, даже и более знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог может прибегать к советам экспертов – более опытных учителей, психологов, своих преподавателей, – к литературе и др. Он будет сравнивать мнения разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе этих срав­нений.

Быть объективным педагогу поможет соблюдение морального закона «не навреди». Это относится как к словам и действиям, направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из поведения специалиста, должно быть исключено.


Разумеется, объективность потребует большой работы, особенно для начинающих, которые только учатся де­лать выводы о детях на основе анализа реальных поступков, но эта работа обернется доверием со стороны учеников, кото­рые быстро поймут, что педагог-психолог не делает необосно­ванных и неоправданных выводов.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гла­сит, что психолого-педагогическое исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использо­вания педагогом полученной информации. Со­гласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно, нежела­тельное вмешательство в его внутренний мир со стороны педагога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу. Возможно, соблюдение данного прин­ципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откро­венен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть ис­тинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интер­претации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для како­го-либо учреждения (например, для школы, отдела образова­ния, медико-педагогической комиссии и т.д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обсле­довать либо с разрешения школы (если результаты исследова­ния используются только в школе и не передаются за ее преде­лы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования. Возможно, что во время консультации были затронуты не­приятные для ребенка или учителя темы либо разговор полу­чился резким или тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т.д. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее, всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы «плохими», с точки зрения ученика, ни оказались результаты, посетитель не должен уходить из кабинета педагога расстроенным или неудовлетворенным. Всегда можно найти слова, поддержи­вающие или ободряющие человека, переключиться при завер­шении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.







Date: 2015-07-27; view: 1098; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию