Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическая характеристика методов обучения
Методы обучения-это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения.Методы преподавания-это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.Методы учения-это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач. Методы: лекция, беседа, устный рассказ, учебная дискуссия, объяснение, иллюстрация, демонстрация и др.Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами.Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения. Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Голант, Верзилин, Шаповаленко).Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков(Данилов,Есипов).Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения(Алексюк).При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (Лернер,Скаткин). В соответствии с концепцией содержания образования(Лернер, Скаткин):каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения:репродуктивные(информационо-рецептивные и репродуктивные)и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). О бъяснительно-иллюстративные: учитель сообщает готовую информацию,уч-ся воспринимают, осмысливают, дополняют,воспроизводят полученные знания; репродуктивные МО способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). М етоды проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала рассчитаны на вовлечение уч-ся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Ч астично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки уч-ся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования; знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. И сследовательские методы -способы организации поисковой, творческой деятельности уч-ся по решению новых для них познавательных проблем. Методы информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника,телевидения и др.; репродуктивный предполагает повторение,Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование,решение поисковых задач.особую роль в школе играет самостоятельная работа учеников (моделирование, написание сочинений, рефератов и т.д.).Выбор мет.от цели обучения, предмета, возраста, конкретных условий, личности учителя и т.д. 13. Педагогическая характеристика средств обучения Средства обучения (СО) - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения, благодаря которым более успешно достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение СО - ускорить процесс усвоения учебного материала. Функции средств обучения: Познавательная функция: обеспечение передачи более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении..Формирующая функция: формирование познавательных способностей, чувств и воли учащихся, их эмоциональной сферы. Дидактическая функция: облегчение проверки и закрепления учебного материала, активизация познавательной активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. Классификации:. По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: (предметы, макеты, карты, ИКТ – презентации); аудиальные: (музыкальный центр, радио); аудиовизуальные: (телевидение, кинофильмы, ИКТ – презентации). По степени сложности: простые: (учебники, пособия, картины); сложные: (механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.По происхождению: натуральные природные: (коллекция камней, растений); символические: (представляют действительность с помощью знаков: рисунки, схемы, карты); технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства (Т. Габай). Виды средств обучения и их характеристика: Вербальные: устное слово, речь учителя. Визуальные средства: естественные предметы и объекты, карты, схемы, диаграммы, модели, наглядные пособия, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. Технические средства обучения - приборы и устройства, используемые в процессе обучения. Они обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы преподнесения учебной информации; повышают степень наглядности; наиболее полно отвечают научным и культурным интересам учащихся; усиливают интерес учащихся к учебе; активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности; являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний; иллюстрируют связь теории с практикой; создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному); экономят учебное время. Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Классификация Е.С. Полат: по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач); принципу устройства и работы; роду обучения; логике работы; характеру воздействия на органы чувств; характеру предъявления информации. Материальные (учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование) и идеальные (общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.), учебные компьютерные программы). Компьютеризация учебного процесса: Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов, электронные проекторы, электронные копировальные классные доски. Классная доска претерпела сильное изменение, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой. Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов, модули: административный и просмотровый (для родителей и учеников). Date: 2015-07-27; view: 1184; Нарушение авторских прав |