Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышцы и мимические выражения





 

Рассмотренный в предыдущей главе череп определяет конструктивную форму головы человека и является жесткой основой, к которой прикрепляются мышцы, - сложная система лицевых мускулов, управляющая мимическими движениями лица.

               
   
     
 

 


Мышцы лица Мышцы лица и шеи Череп с указанием Череп с указанием

прикрепления мышц прикрепления мышц

Мышцы лица подразделяются на два группы:

1) жевательные мышцы,

2) мимические мышцы.

1) Жевательных мышц, прикрепленных снаружи и имеющих пластическое значение, всего две - жевательная и височная.

Жевательная мышца представляет мясистую четырехстороннюю массу, начинается от скуловой дуги и прикрепляется к углу нижней челюсти. Благодаря своей толщине мышца образует резко выраженный рельеф к углу нижней челюсти От этого щеки у худощавых людей кажутся как бы ввалившимися, а у полных, благодаря скоплениям жира, щеки принимают шарообразный вид.. Сокращаясь, жевательная мышца поднимает нижнюю челюсть и производит акты жевания. Мышца сокращается также при всяком усилии, крике, при выражениях угрозы, гнева

и т. д. Это сокращение мышцы обрисовывается на боковых частях лица в виде ярко выраженного утолщения щек. Резко очерченная форма жевательной мышцы придает физиономии выражение энергии.

Височная мышца занимает все пространство височной кости и оканчивается на венечном отростке нижней челюсти. Влияет на пластическую форму височной впадины, скрывая иногда границу перехода от лобной к височной кости.

2)Мимические мышцы прикрепляются с одной стороны к скелету, а с другой - к коже. Сокращаясь, они перемещают и изменяют форму складок и морщин кожи. Сокращение каждого мускула лица образует на коже одну или несколько складок, направление которых перпендикулярно направлению мышцы.

К мимическим мышцам относятся: лобные, пирамидальная, сдвигатели бровей, круговые глаз, большие и малые скуловые, поднимающие верхнюю губу и крылья носа, поперечная носа, круговая рта, треугольные и квадратная подбородка и кожная мышца шеи.

Лобная - нижний край прикрепляется к коже бровей, оттуда, поднимаясь вертикально вверх, на уровне корня волос переходит в сухожильную пластинку надчерепной мышцы. Сокращаясь, тянет кожу лба снизу вверх, поднимает при этом брови и образует поперечные складки на лбу. Сопровождает мимические выражения внимания, удивления и т. д.

Пирамидальная - нижним концом прикрепляется к костям носа, а верхний теряется в коже между бровями. Является как бы антагонистом лобной мышцы и, сокращаясь, тянет вожу надбровного пространства книзу, образует короткие поперечные, складки, спускает немного внутренние концы бровей. Сопровождает выражения гордости, угрозы, вызова и т. д.

Сдвигатели бровей - прикрепляются на лобной кости над надбровными дугами, отсюда натравляются кнаружи и немного вниз и прикрепляются к глубокой. поверхности кожи бровей. Сокращаясь, притягивают брови внутрь и немного вверх, как бы переламывая в точке присоединения, наподобие занавески, которую шнурок приподнимает и прикрепляет к неподвижной точке. На коже лба образуются складки, расположенные концентрически над этим изломом бровей, на средней части лба. Сопровождают выражения страдания, боли.

Круговая мышца глаз - окружает орбиту глаз. Разделяется на мышцу век и орбиты. Мышцы век, сокращаясь, смыкают их. При слабом сокращении веки только прищуриваются, сопровождая выражение презрения.

Круговая мышца орбиты разделяется на верхнюю и нижнюю. Нижняя, сокращаясь, оттягивает несколько нижнее веко и образует морщину при соединении со щекой, дополняя выражение смеха.

Верхняя часть круговой мышцы орбиты находится под кожей брови. Волокна ее идут в том же направлении, как и бровь, описывая дугу, вогнутую вниз, концы ее присоединяются к соответствующим краям глазницы. Сокращаясь, она. выпрямляет свой изгиб, а так как она прикреплена к коже бровей, то изменяет и изгиб брови, делая ее более прямолинейной. Сопровождает выражения размышления, думы.

Большая скуловая - начинается от скуловой дуги и, направляясь косвенно вниз, прикрепляется к внутренней поверхности кожи углов рта. Сокращаясь, оттягивает утлы рта вверх и наружу. Растягивая рот, изменяет его прямолинейный характер, при этом боковая половина рта направляется косвенно вверх; нижний конец носогубной складки также поднимается вверх, описывает кривую, концентрическую с углом.рта, а остальная часть носогубной складки переходит в кривую с выпуклостью вниз. Кожа щек, собранная к скуле, становится более выдающейся и у наружного угла глаза образует расходящиеся морщинки (гусиные лапки). Сопровождает выражение смеха.

Малая скуловая мышца - начинается от щечной поверхности скуловой кости и прикрепляется в толщине носогубной складки. Сокращаясь, изменяет носогубную складку так же, как и большая скуловая, но менее сильно (участия в смехе не принимает). Сопровождает выражение плача.

Мышца, поднимающая верхнюю губу - начинается от нижнего края глазницы, идет вертикально вниз и прикрепляется частью к крылу носа, частью к верхней губе, недалеко от серединной ее части. Сокращаясь, оставляет угол рта неподвижным и придает каждой половине линии губ косвенное направление вниз и наружу, в то же время приподнимает крыло носа и расширяет ноздри. Сопровождает выражение плача.

Поперечная мышца носа - прикрепляется к коже щеки на уровне боковых частей носа; отсюда она направляется поперечно по боковой поверхности носа, достигает спинки его и тонким сухожильным растяжением, составляющим ее неподвижную точку, соединяется с такой же мышцей другой стороны носа. Сокращаясь, образует на боковых поверхностях носа ряд вертикальных складок. Сопровождает выражения презрения, отвращения и т. д.

Мышца, поднимающая угол рта - начинается на собачьей ямке верхней челюсти, а оканчивается в коже угла рта. При сокращении она поднимает угол рта и исполняет роль антагониста мышцы, опускающей угол рта.

Круговая рта - окружает отверстие рта, образуя толщу губ. Сокращаясь, видоизменяет форму их, подтягивая губы или вытягивая их вперед. Сопровождает акт жевания.

Треугольная мышца - образует маленький треугольник, основание которого прикрепляется к нижней челюсти снаружи подбородочного бугра, вершиной своей прикрепляется к углу рта. Сокращаясь, опускает угол рта, придавая линии туб косвенное направление вниз и наружу; тянет вниз нижний конец носогубной складки, так что делает ее почти прямой, а нижний конец носогубной складки обрисовывает небольшой изгиб, обхватывающий угол рта. Сопровождает выражения грусти, презрения и т. д.

Квадратная - несколько скрыта основаниями предыдущих треугольных мышц, прикрепляется к передней части нижней челюсти, направляясь вверх, теряется в нижней губе. Сокращаясь, опускает нижнюю губу, несколько выворачивая ее. Сопровождает выражение отвращения.

Подкожная мышца шеи - начинается.от верхней части кожи груди, направляется вверх, прикрепляется к коже подбородка нижней губы, угла рта и щеки.

Самые верхние ее волокна почти горизонтальны и протягиваются от кожи в области уха к углам рта (так называемая мышца смеха - Санторини).

Сокращение подкожной мышцы шеи, и«производя само по себе определенных выразительных движе­ний, присоединяется к сокращению других мышц при пере­ходе мимического выражения в предельную стадию своего проявления (испуг — ужас, гнев — ярость; смех — конвульсивный смех.

Рассматривая мимический аппарат лица, можно выделить такие мышцы, сокращение которых является главным при том или ином мимическом выражении (например: лобная — «мускул внимания», пирамидальная — «мускул гордецов», скуловая «мускул смеха», треугольная — «мускул презрения» и т. д.), и мышцы, дополняющие выражение (таковы, например, части круговой мышцы глаза, малая скуловая, подкожная мышца шеи и т. п.).

Так как мимические выражения являются всегда следствием определенных сокращений мышц, мы можем совершенно точно установить, какие мышцы создают данное мимическое выраже­ние и сокращение каких мышц является основным, а каких — дополняющим. Актер должен это знать совершенно точно, чтобы суметь подчеркнуть в гриме основной характер выражения. Наконец,.анализируя мимические выражения, актер должен обра­тить внимание на те индивидуальные особенности, которыми отли­чается мимика его лица. Например, при гневе у всех людей брови нахмуриваются, но у одних это нахмуривание выражается в рез­ком изломе бровей, тогда как у других брови становятся только более прямыми: у первых в межбровном пространстве образуются две-три вертикальные складки, у вторых — одна складка, но очень глубокая,и т. п.

. Не все мимические выражения подчеркиваются гримом, -обычно не рисуют на лице крайние, проявления мимики: ужас, ярость, или быстро сменяющиеся мимические выражения: восхи­щение, испуг, плач и т. п.

Мы рассмотрим только три основных мимических выражения (гнев, печаль, радость), так как с ними актеру главным образом приходится иметь дело в гриме. Но это, однако, не значит, что другие мимические выражения изучать не нужно и что они не имеют никакого отношения к гриму. Напротив, возможности гри­ма достаточно обширны и разнообразны, перечислять их из­лишне, так как совершенно не требуется фиксировать гримом тю или иное мимическое выражение полностью, ^достаточно под­черкнуть или выделить лишь отдельные элементы его в со­ответствии с конкретными задачами образа, создаваемого актером.

Г н е в выражается в мимике лица сильным нахмуриванием лба (сокращение сдвигателей бровей, пирамидальной мышцы и верхней части «рутовой мышцы глаза), при котором внутренние концы бровей сдвинуты.и опущены книзу. В межбровном пространстве вследствие этого образуются резко выраженные вертикальные складки. Переносье выдается из-под нависших бровей. Верхние ве­ки сильно нависают над глазами. Губы плотно сжаты, причем но-согубная складка несколько вытягивается по своему направлению. Щеки кажутся более впалыми, так как впадины щек подчерки­ваются сильно выступающими при своем сокращении жеватель­ными мышцами. Центр мимического выражения — в верхней части лица.

Печаль. Это эмоциональное состояние в мимике лица выра­жается бледностью кожи1 и общим мышечным расслаблением, от которого все черты лица кажутся как бы опустившимися книзу и удлиненными. Брови нередко принимают косюе направление, при котором внутренние концы бровей подняты кверху (положение бровей обратное нахмуриванию). Это положение бровей об­разуется вследствие одновременной работы сдвигателей бро­вей и средней части лобной мышцы. На лбу при этом обра­зуются характерные подковообразные морщины. Верхнее веко, не­сколько нависая над глазом, приподнимается вверх параллельно направлению бровей. Переносье, вытягиваясь кверху, удлиняет нос.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Рабочее место

Рабочее место для гримирования представляет собой столик, на котором установлено зеркало с двумя лампами по бокам его. Свет должен падать на лицо гримирующегося так, чтобы оно было освещено равномерно. Прежде чем начать гримироваться, необходимо привести в порядок свое рабочее место — накрывать его сал­феткой или листом чистой бумаги, на котором разложить гри­мировальные принадлежности. Рабочее место, а также все гри­мировальные принадлежности должны быть всегда идеально чистыми. Чтобы не загрязнить костюм, необходимо прикрыть его. Для этого лучше всего надеть халат. Теперь, сев за столик, мож­но приступить к гриму.

Подготовка лица

Процесс гримирования начинается со смазывания лица вазелином. После того как лицо сма­зано вазелином, жир необходимо стереть чистым полотенцем или ватой так, чтобы лицо было почти сухим, и только тогда можно приступить к накладыванию красок. Смазывание лица жиром (с последующим вытиранием) необхо­димо для того, чтобы, во-первых, снять с лица случайно по­павшую пыль, а во-вторых, грим по слегка жирной коже накла­дывается легче (особенно, если краски жесткие). Необходимо следить, чтобы вазелина не оставалось на лице слишком много, иначе краски будут течь, и добиться необходимой чистоты в гриме будет трудно. Грим необходимо делать как можно суше. После то­го как кожа смазана вазелином, накладывается общий тон.

Общий тон

Общий тон необходим для того, чтобы при­дать коже необходимый по условиям роли цвет; кроме того, общий тон: является своеобразной подготовкой, благодаря которой краски ложатся более чисто и лучше сту­шевываются друге другом. Цвет общего тона может быть чрезвы­чайно разнообразным. Точные указания дать трудно, так как выбор зависит от требований роли.

Следует предостеречь от слепого следования «правилу», по которому светлый общий тон предназначается для ролей моло­дых людей и женщин, а темный тон — для стариков и мужчин. Правило это слишком обще и очень часто идет вразрез с кон­кретными случаями как в жизни, так и на сцене. При выборе цвета общего тона следует учитывать все многообразие факторов, которые могут влиять на цвет кожи. Наблюдения подтверждают, что кожа у женщин в общем светлее, чем у мужчин, но, в зави­симости от тех или иных условий, это соотношение может изме­ниться. Например: женщина — землекоп, мужчина — кабинетный ученый, или представьте себе персонажи — один негр, другой — монгол; или — больной и здоровый, пьяница и физкультурник и т. д. «Итак, необходимо внимательно проанализировать роль, учесть возраст, климат, социальные условия жизни, признаки про­фессии, болезни, расовые особенности и т. д. Только тогда можно прийти к верному решению цвета общего тона, а это чрезвычайно важно, так как цвет кожи является существенным признаком, характеризующим внешний облик человека.

Если в наборе гримировальных красок нет необходимого по цвету общего тона, то.следует составить этот цвет путем смеши­вания красок. Например, добавляя к имеющимся общим тонам белила, можно получить более светлые оттенки общего тона, а добавляя красную, коричневую или желтую краски — более темные цвета («загар» и т. д.). Дать подробные указания, как смешивать краски, чрезвычайно трудно, здесь помогут только наблюдательность и постепенно накапливающийся опыт.

Приемы накладывания общего тона

Общий тон накладывается на лицо пальцами накладывания. Гуськов дает следующее отличное описание процесса накладывания общего тона:

«…краски берутся из коробки указательным пальцем правой руки. Краска промешивается между указательным и большим пальцами. Основная масса краски остается на неподвижном боль­шом пальце, в то время как указательный ведет всю обработку лица. В процессе работы указательный палец постепенно снимает краску с большого пальца и переносит ее на лицо. Движения пальца должны быть последовательно четкие, нажим на лицо — мягкий, но в то же время отрывистый, на манер плавного Постукивания. При растушевывании общего тона надо строго учитывать степень нажима пальца для соответствующего усиления или ослабления слоя краски на данном участке лица. Когда краска па лице равномерно расположена, надо слегка растереть ее, начи­ная со лба по направлению к носу, щекам и подбородку, и посте­пенно сводить на нет к шее и к краям шевелюры.

Растирать краску нужно всеми пальцами очень тщательно. Сводить ее на нет к волосам рекомендуется непременно чистым пальцем.» 1

Ни в коем случае не следует оставлять белыми уши. Если при сведении общего тона на нет разница между цветом шеи и лица будет все же резко заметна и шея не закрывается костюмом, то общим тоном следует покрывать и шею. П ч:ле того как общий тон наложен, полезно снять излишки его чи­стым полотенцем, прикладывая его к лицу и слегка прижимая. Накладывание общего тона — один из самых простых процессов грима, но он требует большой чистоты и тщательности в работе (особенно в гриме так называемого «молодого лица») — иначе весь грим будет выглядеть неряшливо и грубо.

Работа с растушовкой

После того как общий тон наложен следует уже непосредственно выполнение грима: накладываются различные краски в виде теней, бликов или линии. Эта работа производится обычно кистью или растушовкой, а иногда и просто при помощи пальца.

При работе с растушовкой краска на растушевку берется вращательным движением. Проводить линию нужно держа растушовку большим, указательным, средним и безыменным паль­цами, несколько плашмя, постепенно поворачивая ее в пальцах по мере расходования краски с растушевки. При работе с расту­шовкой приходится особенно следить за равномерностью линии и чтобы растушовка не оставляла на лице комочков краски. Эти комочки в дальнейшем приходится растирать пальцами, вслед­ствие чего может потеряться четкость грима.

Начинающему обычно кажется, что растушовка—очень удобный инструмент для грима, но скоро гримирующийся пере­ходит к кисти. Действительно, только кистью можно достигнуть наибольшей чистоты и точности при наложении грима, так как кисть не оставляет после себя комочков краски. Набирая краску на кисть, необходимо следить, чтобы кончик кисти был острым и не захватывал слишком много краски.

Тушовка пальцем применяется обычно при передаче расплыв­чатых форм с весьма постепенными мягкими переходами одного

_____________________

1 Гуськов. Искусство грима. Гизлегпром, 1932.

_______________________

оттенка краски в другой. Во всех случаях, когда после работы с одним цветом краски на кисть или растушевку набирается другой цвет, инструмент следует чисто вытирать. Еще лучше иметь отдельную кисть для каждой краски.

Законченный грим фиксируется пудрой, для чего пуховка опускается в коробку с пудрой, слегка встряхивается, и осто­рожно, плавными движениями, без нажима, запудривается все лицо. Пудру необходимо распределять равномерно. Когда лицо запудрено, лишняя пудра снимается заячьей лапкой или мягкой щеткой. Не следует снимать пудру пуховкой во время самого запудривания, так как это приводит к размазыванию грим-. Иногда после залудривания подводка глаз, брови и ресницы выглядят как бы поседевшими от пудры; пудра в таких случаях снимается кисточкой с небольшим количеством краски, чем выправляется подводка. Вообще же грим после запудривания исправлять трудно, так как краски будут ложиться пятшо-и не будут растушевываться.

Снимание грима

Грим по окончании работы снимается вазелином. Излишек краски можно предварительно стереть чистой тряпкой или снять костяным ножом. Приразгримировании лицо покрывают вазелином и вытирают чистой тряпкой, полотенцем или лигнином. Эта операция повторяется несколько раз, пока лицо не будет совершенно чистым. Наконец, вытерев лицо насухо, его запудривают. Обмывать после грима лицо нужно только теплой водой, так как холодной водой жир смыть нельзя.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ГРИМИРОВАНИЮ

В целях закрепления вышеизложенных знаний полезно выпол­нить следующие работы: 1) прочертить контуры костей (черепа своего лица, 2) прочертить основные схемы мимических выраже­ний, исходя из анализа мимики своего лица.

Эти работы, являясь тренировочными по технике грима, будут в то же время практической проверкой теоретических знаний основ анатомии и началом работы над изучением индивидуальных особенностей своего лица.


Прочерчивание контура своего лица

Подготовьте лицо для грима (наложив какой-нибудь светлый оттенок общего тона — например, светло желтоватый) и после этого растушовкой, своего лица или лучше кистью, коричневой или черной крас­кой, тонкими линиями очертите контуры костей своего черепа. На лбу укажите границы между лобной костью и височными, очертите лобные бугры и надбровные дуги, обведите границы глазничных впадин, впадину носа, скуло вые кости, нижнюю челюсть и ветви ее. Прочерчивать контуры костей следует, предварительно изучив их форму на черепе и потом прощупав и проанализировав их очертания на своем лице. Когда контуры костей очерчены, закрасьте краской основ­ные впадины: височные, глазничные, впадину носа, пространство между нижней и верхней челюстью. Границы месторасположения этих впадин, а также очертания костей следует запомнить, так как знание их необходимо будет в дальнейшей работе. Примерное выполнение этого упражнения — см. табл. II.

Date: 2015-07-27; view: 872; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию