Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследовательский метод





Эвристический метод в обоих его вариантах дает возможность формировать у учеников умение осуществлять отдельные этапы решения проблемы. Однако, как замечает И.Я. Лернер, ограничение учебного процесса участием детей только в частичном решении творческих задач не ведет к формированию умений исследовать и решать целостные проблемы, какими они не были бы простыми. Эту функцию призван выполнять исследовательский метод.

Исследовательский метод, как и другие рассмотренные методы проблемного обучения, является способом организации творческой деятельности учеников, что обусловливается учебным проблемным заданием. Но отличие деятельности детей, организованной этим методом, заключается в самостоятельном решении целостной проблемы; это значит, что ученики выполняют все этапы процесса решения проблемы, начиная с осознания познавательного противоречия.

Особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учеников в процессе использования исследовательского метода отображаются его общедидактическим содержанием:

Выбор исследовательского метода осуществляется на основе критериев, которые аналогичны критериям выбора эвристического метода: соответствие собственно предметному содержанию, общая и локальная готовность школьников. Кроме того, обязательной предпосылкой использования этого метода является усвоение учащимися умений выполнять все этапы решения проблемы в их логической последовательности.

Специфика применения этого метода в начальных классах проявляется:

а) в конструировании учебных проблемных заданий, которые ученики будут решать самостоятельно, но обязательно под руководством учителя поскольку они носят учебный характер. Целью их использования является не только (и не столько) усвоение новых знаний и умений (их можно подать и в готовом виде), как овладение ребенком опыта целостного решения проблемы;

б) в способах руководства самостоятельной поисковой деятельностью учащихся.

Для самостоятельного решения используют разные учебно-проблемные задания. Во время их выбора учитывается несколько о6стоятельств. Во-первых, с помощью исследовательского метода организуется усвоение такого содержания учебного предмета, который имеет познавательное и практическое значение для ученика, поскольку самостоятельная творческая деятельность требует больше времени для своей реализации в сравнении с другими видами. Во-вторых, доказательство версии нуждается в таких методах познания, какие доступны ученикам начальных классов. В-третьих, в работе с младшими школьниками, особенно на начальных этапах привлечения их к самостоятельному решению целостной проблемы, целесообразно использовать такие задания, в которых доказательство версии осуществляется в материальной или материализованной форме. В-четвертых, для самостоятельного выполнения конструируются проблемные задания, для которых способ решения конкретной проблемы является результатом перенесения известного способа в новые условия по аналогии.

Учебные проблемные задания в структуре исследовательского метода следует называть учебно-исследовательскими, чтобы подчеркнуть их особенности и специфику выполнения. Учебно-исследовательские задания, которые ученик выполняет самостоятельно, хотя по содержанию они могут быть одинаковыми для группы или всего класса. Отметим, что разные уровни общей готовности детей и опыта выполнения ими отдельных поисковых умений требуют индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности. Индивидуализация осуществляется путем построения на одинаковом содержании вариативных заданий, которые имеют разный уровень сложности для детей с высоким, средним и низким уровнями готовности. Дифференцируются исследовательские задания и через разную степень помощи учителя. Такие задания лучше предлагать ученикам в письменном виде.

Во время выполнения учениками учебно-исследовательских заданий большое значение имеет текущий контроль. Он дает возможность выявить трудности каждого ребенка и своевременно обратить на них внимание, предупредить накопление ошибок, создать позитивное отношение к поисковой деятельности. Этот вид контроля базируется на постоянной обратной связи, имеет свои особенности в процессе использования исследовательского метода обучения. Обратная связь осуществляется в основном опосредованно, в частности через: наблюдения учителя за исследовательской деятельностью каждого ученика; анализ причин восприятия и невосприятия помощи; анализ вопросов и обращений к учителю и к самому себе; анализ эмоционального состояния детей (радость, беспокойство, разочарование, удивление). Кроме того, текущий контроль дает возможность своевременно корректировать самостоятельный поиск учеников.


Младшие школьники только овладевают опытом решения проблем, и в частности целостных. Поэтому выбор способов и средств коррекции и регулирования, которые обеспечивали бы гибкость педагогического управления на каждом этапе и не превратили бы исследовательскую деятельность в эвристическую, является очень важным.

На первом этапе ученического исследования создается проблемная ситуация. Анализ ее позволяет ученикам осознать содержание противоречия, самостоятельно сформулировать или воспринять ту проблему, которую предлагает учитель. С целью устранения трудностей на этом этапе используются такие приемы:

а) система «наводящих» (без подсказки) вопросов, заданий. («Рассмотрите и устно опишите внешний вид… Не возникает ли у вас вопросов во время этого?»);

б) ориентирование учеников на анализ содержания исследовательского задания и сравнение его составляющих частей, то есть выделение сторон, которые вступают в противоречие. («Прочитать задание. Выделить те части, в которых закончены мысли об объекте… Сравнить эти части. Какой вопрос можно поставить?»);

в) привлечение к последовательному анализу содержания задания. («Что в задании известно об объекте (или вспомните об объекте…)? Что неизвестно? Что нужно узнать (определить)?;

г) актуализация известных знаний об объекте и побуждении к сравнению с теми, которые подаются в задании. («Вспомните о… Что вы узнали об объекте из задания? Сравните, что вы знаете и о чем прочитали. Не возникает ли у вас вопросов? О чем вы хотели бы спросить?»).

На втором этапе – этапе высказывания версии для управления деятельностью школьников часто используется непрямая «подсказка» хода решение проблемы. Значение такой помощи изучалось в психологии. Экспериментально доказано, что она имеет учебный эффект тогда, когда в конкретной проблемной ситуации полностью исчерпаны индивидуальные возможности ребенка.

Приемы, которые облегчают поиски путей выполнения учебно-исследовательских заданий, такие:

а) дополнительная информация (в виде схематического изображения предметов, явлений, процессов, дополнительных наблюдений за ними; актуализации жизненного опыта; просмотра видео- и кинофильмов);

б) повторение способа выполнения аналогичных заданий;

в) решение аналогичных, но более простых заданий;

г) указание на аналогии;

д) постановка дополнительных вопросов, которые направляют ход рассуждения;

е) актуализация общих законов, правил, принципов и закономерностей, которые будут способствовать объяснению или предвидению фактов, действий.

В процессе управления самостоятельной поисковой деятельностью школьников сначала преобладает сочетание средств наглядности со словом, потом – слова со средствами наглядности. Это изменение связано с накоплением у детей запаса опорных знаний и умений, приобретением опыта творческой деятельности.

Доказательство правильности суждения – одно из важных звеньев решения проблемы. Дети выполняют систему последовательных действий, направленных на отбор и группирование фактов, установление определенных связей, осуществление обобщений и формулирование предыдущих выводов. Итогом такой работы является подтверждение суждения, определенной степенью его уточнения и расширения, или отрицания, то есть доказательство его ошибочности. Кроме того, суждение выступает для ребенка управляющим принципом, который определяет промежуточные цели и конкретные задачи исследования, направляет поиск. На этом этапе управление самостоятельной познавательной деятельностью детей состоит в направлении исследований соответственно правильно построенным суждениям. Приемы корректирования и регулирования могут быть такими, как и на предыдущем этапе.


На последнем этапе ученики делают общий вывод и сравнивают его с определенными целями. Анализ выполнения учебно-исследовательского задания является завершающим элементом педагогического руководства. Он обеспечивает полное осознание всеми учениками класса каждого этапа решения проблемы, понимание сути допущенных ошибок, ценности применения отдельных действий и операций. Анализ проводится путем фронтальной беседы.

В процессе использования проблемных методов обучения знания и умения, которые имеются в опыте детей, выступают средствами организации их деятельности, то есть они осваиваются на новом уровне – применения в новой ситуации. Выделение и решение проблемы не только позволяет овладевать опытом оперирования усвоенными знаниями и умениями, но и приобрести новые, которые являются продуктом их творческой деятельности.

 







Date: 2015-07-27; view: 910; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию