Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа № 2. 1. Выявление самооценки степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности и идеального образа квалифицированного психолога





ЦЕЛИ:

1. Выявление самооценки степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности и идеального образа квалифицированного психолога (конкретизация представлений о направлениях саморазвития);

2. Ознакомление с процедурами применения методики личностного дифференциала (ЛД).

 

Методика представляет собой оригинальный вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Общепризнана как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания, а также межличностных отношений. Применяется в клинико-психологической, психодиагностической, социально-психологической практике.

В представленном ниже бланке содержится 21 полярная пара черт личности. Каждая из них при интерпретации соотносится с каким-либо базовым фактором (Оценки (О); Силы (С); Активности (А)).

Повышение эффективности использования ЛД во многом обусловлено возможным варьированием предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальный супруг», «моя жена думает, что я...» и т. д.) с последующим вычислением интервалов между идеальным и реальным, ожидаемым и существующим.

В нашем случае испытуемые руководствуются следующей инструкцией: «На бланке приведены противоположные по смыслу пары слов, при помощи которых можно описать личностные особенности людей (реальных или воображаемых). Между этими словами, как Вы видите, на каждой строке размещены цифры. Чем ближе расположена цифра к тому или иному слову, тем большую выраженность имеет данное качество в оцениваемом человеке.

Ваша работа будет происходить в два этапа. Вначале Вам предстоит дать оценку степени выраженности качеств высокопрофессионального психолога. Для этого надо зачеркнуть крестиком соответствующие цифры. Помните только, что психолог вовсе не является идеальным человеком. Вы поступите неверно, если зачеркнёте, к примеру, цифру «3» у каждого положительного качества.

Затем, на втором этапе, Вам предстоит оценить выраженность данных качеств у самого себя в настоящее время. Для этого надо обвести соответствующие цифры кружками. Пусть ваши оценки будут достоверными. Работайте...»

 

 

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И.О. ___________________ пол _________ возраст __________________

О + 1. Обаятельный               - Непривлекательный
С - 2. Слабый               + Сильный
А + 3. Разговорчивый               - Молчаливый
О - 4. Безответственный               + Добросовестный
С + 5. Упрямый               - Уступчивый
А - 6. Замкнутый               + Открытый
О + 7. Добрый               - Эгоистичный
С - 8. Зависимый               + Независимый
А + 9. Деятельный               - Пассивный
О - 10. Чёрствый               + Отзывчивый
С + 11. Решительный               - Нерешительный
А - 12. Вялый               + Энергичный
О + 13. Справедливый               - Несправедливый
С - 14. Расслабленный               + Напряжённый
А + 15. Суетливый               - Спокойный
О - 16. Враждебный               + Дружелюбный
С + 17. Уверенный               - Неуверенный
А - 18. Нелюдимый               + Общительный
О + 19. Честный               - Неискренний
С - 20. Несамостоятельный               + Самостоятельный
А + 21. Раздражительный               - Невозмутимый

 


Интерпретация индивидуального выполнения ЛД начинается с исследования самооценки. При этом данные по конкретным параметрам объединяются в комплексные признаки («ключ» на левой стороне бланка).

Результаты фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, удовлетворён собой, приписывает себе позитивные, социально одобряемые характеристики. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, на недостаточный уровень принятия себя, на неудовлетворенность собственным поведением и особенностями личности. Особо низкие значения этого фактора рассматриваются как возможные свидетельства наличия неврологических или иных проблем, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

Данные по фактору Силы (С) определяют самооценку развития волевых качеств. Высокие значения показывают уверенность в себе, независимость, склонность собственными силами преодолевать трудности, низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности придерживаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств. Особо низкие оценки указывают на возможную астенизацию и тревожность.

Показатели фактора Активности (А) соотносимы с понятиями экстраверсии и интроверсии. Так, положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Отрицательные (-) на замкнутость, пассивность, преобладание спокойных эмоциональных реакций.

Далее, в предлагаемом варианте ЛД изучаются представления о личностных качествах психолога-профессионала и о степени соответствия собственных черт свойствам этого своеобразного «эталона». Здесь представленные на бланке параметры личности рассматриваются уже вне названных факторов, т. е. взятыми сами по себе. При этом составляются следующие перечни:

- черты, выделенные как доминирующие в структуре референтной личности (соответствуют отметке «3» на первом, этапе заполнения бланка);

- черты, выделенные как второстепенные для психолога-профессионала (по другим отметкам первого этапа в порядке убывания);

- черты, в отношении которых существует полное соответствие между «реальным» и «идеальным» образами личности (по совпадению отметок на первом и втором этапе заполнения бланка);

- черты, по которым испытуемым отмечается значительное несоответствие (в два балла и более) между желаемым уровнем и выделенным при самооценке.

Следует иметь в виду, что на бланке ЛД отражаются субъективные представления человека, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел. Поэтому данную методику целесообразно на практике использовать в сочетании с более достоверными способами получения информации.







Date: 2015-08-15; view: 657; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию