Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок проведения эксперимента
Основное задание: исследуемому мельком показывают карточки и говорят: «Их надо разложить на группы (подходящие к подходящим). Сначала посмотри на эту доску (тут они все нарисованы) и подумай, как будешь делать». Ориентировочный этап: ребенку показывают таблицу 30 сек. Затем убирают и дают в руки карточки. Если ребенок не начинает действовать, можно оказать ему организующую помощь. I задача: «Разложи эти картинки на 3 или 4 группы. Выкладывай карточки по одной». Если через 30 сек. ребёнок не начинает действовать, дается 1-й урок. Каждый следующий урок дается в том случае, если ребенок в течение 30 сек. не начинает действовать правильно. 1-й урок (указание на один различительный признак). Экспериментатор отбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, 2 больших треугольника - красный и синий), выкладывает их перед ребенком. 2-й урок (указание на сходство двух фигур по цвету). Из других лежащих на столе карточек ребенку предъявляется такая, которая сходна с одной из двух первых по цвету (например, большой красный квадрат) со словами: «Куда мы положим эту карточку - сюда или сюда?». Если ребенок не решает задачу, экспериментатор продолжает: «Мы положим её сюда, к красному, потому что она тоже красная» (выкладывает карточку в красный ряд). 3-й урок (прямой, наглядный показ действий по 3-м группам с выделением названия признака). Экспериментатор добавляет к уже отложенным еще карточку (желтого цвета) и, начав таким образом все три группы, говорит: «Сюда будем класть все красные, сюда - синие, а сюда - желтые». 4, 5, 6 и т. д. уроки (укладка каждой последующей карточки, сделанная самим экспериментатором с соответствующими пояснениями). По окончании раскладки предлагается дать словесный отчет в виде завершающей «словесной формулировки». Если ребёнок этого сделать не может, экспериментатор делает это сам: «Значит, мы разложили карточки на синие, красные, желтые - по цвету» (фиксируется также время раскладки). II задача: карточки перемешиваются и предъявляются с инструкцией: «А теперь разложи по-другому, тоже подходящие к подходящим, но уже на 4 группы». При неудаче дается организационная помощь; при попытке прибегнуть к классификации по предыдущему признаку делается напоминание о том, что нужно разложить карточки на 4 группы. 1-й урок (указание на один различительный признак - по форме). Экспериментатор предъявляет ребенку две карточки, различающиеся формой (большой синий круг и большой синий квадрат) и спрашивает: «Чем эти карточки различаются, чем они похожи?». При отсутствии ответа экспериментатор сам комментирует различие: «Здесь квадрат (кубик), а здесь - кружок». 2-й урок (указание на сходство 2-х фигур по форме). Экспериментатор предъявляет ребенку третью карточку, сходную с одной из первых двух по форме (например, большой желтый квадрат) со словами: «Эту карточку куда надо положить - сюда или сюда?» При отсутствии ответа или при неправильном ответе экспериментатор говорит сам: «Положим ее к этому квадрату, потому что она тоже квадрат». 3-й урок (прямой показ действий по всем 4-м группам с выделением названия признака). Экспериментатор выкладывает еще 2 карточки (другие, но сходные с 1-м рядом по цвету, форме) и говорит: «Будем собирать по форме - вместе все круги, все квадраты, все треугольники, все ромбы («конфетки»)». 4, 5, 6 уроки (укладки каждой последующей карточки, с пояснениями, сделанными экспериментатором). По окончании раскладки ребенку предлагается сделать словесный отчет в виде завершающей формулировки. При отсутствии такого отчёта словесный итог работы подводит экспериментатор: «Мы разложили карточки на четыре группы по форме - круги, квадраты, треугольники, ромбы». III задача: карточки вновь перемешиваются и предъявляются ребенку с инструкцией: «Снова разложи их, что к чему подходит, но уже по-другому, на две группы». 1-й урок (указание на один различительный признак - по величине). Ребенку предъявляются две карточки (большой красный круг и малый красный круг) со словами: «Чем они отличаются?» При отсутствии ответа ребенка признак называет экспериментатор: «Они отличаются размером: один большой, а другой маленький». 2-й урок (указание на сходство двух фигур по величине). Экспериментатор предъявляет ребенку 3-ю карточку, сходную с одной из первых двух по величине (например, маленький синий квадрат) со словами: «Куда мне эту карточку положить?» и далее, при отсутствии ответа ребенка: «Положим его к маленькому кружочку, потому что он тоже маленький». 3-й урок (прямой показ действия по двум группам с выделением названия признака). Экспериментатор, указывая на группы, говорит: «Все большие будем класть вместе, все маленькие - тоже вместе». 4, 5, 6 уроки (укладка каждой последующей карточки экспериментатором с пояснением). По окончании раскладки ребенку вновь предлагается сделать словесный отчет о принципе классификации при выполнении этой задачи либо это проделывает сам экспериментатор. АНАЛОГИЧНОЕ ЗАДАНИЕ. Ребенку предъявляется второй набор карточек со словами: «Ты уже научился раскладывать карточки. Эти почти такие же, их тоже можно раскладывать на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как будешь делать». При этом не называется ни количество, ни признаки групп. Участие экспериментатора состоит в стимулирующей организационной помощи в тех случаях, когда ребенок проявляет пассивность: «Попробуй, подумай, а еще как можно сделать?» При выполнении этой части задания фиксируется наличие переноса навыка, сформированного при выполнении основного этапа, качество переноса (полный или частичный, словесный или в действиях). Возможны следующие варианты результатов: 1. Перенос полный, по всем трем признакам в словесной форме. 2. Перенос частичный (не менее 2-х признаков) в словесной форме. 3. Перенос полный в действиях. 4. Перенос частичный в действиях 5. Перенос отсутствует (если указан только один признак или не указано ни одного).
ФОРМА ПРОТОКОЛА
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Итак, в основу обучающего эксперимента было положено количество той дозированной помощи экспериментатора, которое необходимо ребенку для достижения успеха в работе. Чем хуже обучаемость ребенка, тем большее количество помощи он получил и, соответственно, тем сильнее возрастает количество баллов, которым оценивается его обучаемость. Общий числовой показатель обучаемости (ПО) исчисляется по формуле: ПО = ОР+ ВП+ ЛП, где ОР - ориентировка в задании: активная - 0 баллов, пассивная -1 балл; ВП - восприимчивость к помощи: каждый урок - 1 балл, каждое проявление инертности - 1 балл; ЛП - способность к логическому переносу: отсутствие каждой словесной формулировки после классификации фигур - 1 балл; полный перенос в словесной форме - 0 баллов; частичный перенос в словесной форме - 1 балл; полный перенос в наглядно-действенной форме - 2 балла; частичный перенос в наглядно-действенной форме - 3 балла; отсутствие переноса - 4 балла.
Date: 2015-08-15; view: 712; Нарушение авторских прав |