Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звездный исполнитель





Мы надеемся, что нам удалось объяснить в этой книге, почему успех влюбой области опирается на ряд эмоциональных способностей. Оценки "вышекрыши" в одной или двух категориях не обязательно гарантируют статусмиллионера, профессиональный взлет ракетой или осуществление ваших заветныхмечтаний. Скорее следует думать об успехе как о результате комбинации илидополнительного развития нескольких умений, причем некоторые из них могутпоказаться неожиданными. Вот почему успешные инженеры - самая успешнаякомпания, которую вы можете вообразить - отличаются высокими оценкамисамоуважения, переносимости стресса и самореализации; вот почему успехпрофессионалов в области трудовых резервов (который, как казалось бы, должензависеть от их способностей в области межличностных отношений) на делебольшей частью определяется стремлением к самореализации; вот почему 68%(согласно последнему обследованию) из 150-ти администраторов информационнойтехнологии в 1000 крупнейших компаниях страны утверждают, что по их мнению,"тонкие умения" сейчас более важны, чем они были пять лет назад. Достаточносказать, что ни один компонент эмоциональной культуры не существует визоляции. Все они переплетаются; все являются ценными и могут влиять наповышение ваших шансов на успех. В предыдущих главах мы представили разнообразные примеры того, какэмоциональная культура действует в реальной жизни. В этой главе мы подобралипримеры, какие эмоциональные способности оказались наиболее важными для"звездных исполнителей" - т.е. для выдающихся деятелей в какой-нибудьобласти. Мы кратко опишем исследования, в которых группы таких людей былитестированы, чтобы составить "звездный профиль", а также исследованияиндивидуальных случаев. В Multi-Health Systems мы тестировали эмоциональныеспособности у большего количества людей по всему миру, чем кто-нибудь другой- более чем у 42,000 из более чем 36 стран. Совсем недавно мы тестировалиболее 10,000 американских детей и подростков по нашей молодежной версии EQ-i, разработанной Бар-Оном. Наши данные были первыми в исследовании связеймежду эмоциональными способностями и полом, возрастом, культурой и расой.Исследования и личности в этой главе выдвигают на первый план некоторыепервые работы, прямо изучавшие роль эмоциональных способностей (культуры) вдеятельности на уровне звезд. Пожалуй самое обширное исследование роли эмоциональных способностей вуспехе было проведено в военно-воздушных силах США. В 1996 г. ихадминистрация выявила проблему со своими агентами по найму кадров(вербовщиками), которые отбирают молодых людей, годных к военной службе.Беда была в том, что среди этих вербовщиков была страшная текучка - около50%. Каждого нанятого человека надо было обучить, и очень часто его посылалив другой город или на отдаленную военную базу. Если этот человек неудерживался на работе, к которой был предназначен, деньги, потраченные наего подготовку, пропадали. Чтобы быть более точным, каждый случай неудачногонайма обходился примерно в 30,000 долларов. И конечно, следует учитывать,чего это стоило семье - и морально, и материально. Подполковник Рич Хэндли, руководитель отдела по набору, пригласил нас ипопросил провести через тест EQ-i Бар-Она более чем тысячу агентов на базах,расположенных по всему миру, чтобы посмотреть, сможем ли мы связатьрезультаты теста с качеством их работы. Чтобы точно оценить это качество, мыхотели узнать, во-первых, как они сами рассматривают свое исполнение, иво-вторых, насколько хорошо они соответствуют нормам, установленным для ихконкретной области. Много раз проводя EQ-i и другие тесты, мы прекрасно понимаем, чтосамооценка имеет свои пределы. Человек может сказать, что он работаетпрекрасно, и это может быть, а может и не быть истинной правдой. С другойстороны, если человек говорит, что он не так уж хорошо справляется сработой, обычно оказывается, что это так и есть. Получив результаты теста, атакже субъективные и объективные оценки работы, мы внесли все данные в нашикомпьютеры, и обнаружили следующее: в 45% случаев, когда тестируемыезаявляли, что работают успешно, у них были высокие баллы по тесту; этогораздо более сильная зависимость, чем найденная в других исследованиях,которые определяли только одни лишь когнитивные способности. Затем мы обратили внимание на их реальное исполнение (объективнуюоценку), и нашли, что тут играют роль многие из тех же самых компонент. Пятьфакторов, которые больше всех способствуют успеху, могут вас удивить. Попорядку, это самоутверждение (ассертивность), эмпатия, счастье, самоанализ иумение решать проблемы. Те, кто обладали высокими оценками в этихкатегориях, имели в 2.7 раза больше шансов на успех, и из 262, получившихнаивысшие оценки, 95% выполняли или превышали установленные нормы работы. Наши исследования также продолжают проливать новый свет на нескольковозможных факторов, которые, по мнению Военно-воздушных сил, могут влиять натекучесть кадров. Место службы не имеет прямого отношения к успеху. Не имееттакже отношения пол, этническая принадлежность, образование, возраст,семейное положение (хотя удовлетворенность семейными отношениями связана суспешностью работы) или количеством часов работы. Более того, те, ктопризнались, что тратят на работу меньше времени, чем другие, были наиболееуспешны. Все эти результаты имели для нас смысл. Во-первых, ассертивность весьмажелательна в коммерции, а задача агентов по найму (в данном случае) - это посуществу продажа гражданским лицам военной перспективы. Военные былиудивлены, когда узнали, что эмпатия тоже важна (их интересовало улучшениеискусства межличностных отношений у агентов, а не эмпатия сама по себе). Ноэмпатия, как мы уже видели, это способность воспринимать эмоции других людейи умение отзываться на эти эмоции. Успешные вербовщики были способныпользоваться эмпатией, строя свои выступления и не тратя времени нанеподходящих кандидатов, и поэтому они могли выполнять свою работу быстрее.Роль счастья достаточно очевидна, как и самоанализа. Высокое искусстворешать проблемы было совершенно необходимо, потому что они часто работали водиночку, далеко от своих руководителей и коллег. Что происходило дальше? Военно-воздушные силы быстро реорганизовалипрограмму подготовки агентов, руководясь знанием тех определяющих успехфакторов, которые были выявлены тестом EQ-i. Далее, они заказаликомпьютерную версию вопросника, которая с тех пор использовалась как частьпроцесса отбора нового персонала. Ответы кандидатов сравнивались с базойданных, которая содержала результаты первоначального тестирования 1,171агентов, и опираясь на это тестирование, мы включили в подробное интервью,которое мы разработали, выявление тех сильных и слабых сторон, на которыеуказали признания тестируемых. Далее, на нашу работу ссылались в докладе подкомитета Конгресса США,который сравнивал процесс отбора агентов, принятый различными родами войск,и установил, что "только в военно-воздушных силах существует такая методиканабора будущих агентов, которая пользуется количественной оценкой искусствамежличностного общения будущих агентов". В докладе также было отмечено (кнашему огорчению), что воздушные силы купили компьютеризованный тест EQ-i дешевле, чем стоит подготовка одного агента", и что "агенты в воздушныхсилах работают вдвое успешнее, чем в других родах войск." А что было дальше?Следующее исследование - также представленное подкомитету Конгресса - нашло,что после года применения теста EQ-i и специально разработанного интервью EQ-i для отбора новых агентов время их пребывания на этой должности возрослопо всему миру на 92%, а сэкономленные средства в авиации составили 2,700,000долларов. А мы начали работать с армией и морским флотом над такими жепроектами, подгоняя их с специфическим нуждам заказчиков. Одна из самых тяжелых "продаж", которые у нас когда-нибудь были,происходила на борту Джорджа Вашингтона, самого технологически совершенногоавианосца в мире. Напрягите свое воображение: большой салон, где боевыелетчики собрались для интервью. Старший врач представляет смиренногопсихолога по имени Стивен Стайн чрезвычайно скептической аудиенции мужчин,многие из которых участвовали в войне в Персидском заливе, но слова"эмоциональная культура" навряд ли слышали. Эмпатия не выглядела одной из ихсильных сторон, и психолог вынужден был собрать все свои запасы оптимизма допоследней крохи. К счастью, один из штурманов что-то смутное слышал об эмоциональныхспособностях и хотел услышать еще. Психолог начал с того, что нечаяннонаступил на эмблему боевого экипажа, нарисованную на полу (и должен былзаплатить 2 доллара штрафа), но оправился от смущения и начал своюпрезентацию с объяснения, почему важны эмоциональные способности, особенно вситуациях, когда дело идет о жизни и смерти. К концу дня, вопреки всем сомнениям и опасениям, вся команда выполнилатест EQ-i, и несколько человек задержалось, чтобы поговорить о эмоциональныхвопросах, связанных с их опытом. На нас произвели впечатление не только ихвеликолепные технические навыки, но и широкий круг их интересов и общейкультуры. Все обладали высшим образованием, от истории до математики,технического образования и английской литературы. Фактически никто из них незнал в точности, как они были отобраны, чтобы занять столь элитноеположение, и некоторые из них заметили, что имеют вполне достаточнуюквалификацию для работы на гражданке, где они зарабатывали бы гораздобольше, чем сейчас. С другой стороны, там нельзя водить F-14. Стивен полагал, что он заранее знает, какие оценки по тесту получитбольшинство пилотов. К своему удивлению, он немного промахнулся. Во-первых, они были среди групп с самыми высокими оценками, которые мыкогда-нибудь тестировали. Мы ожидали, что они (вместе с предпринимателями,врачами и другими людьми "элитного" рода занятий) получат высокие оценки всамоуважении, и так оно и было. Но их ответы в этой категории (и всамоанализе) показали, что они лишены высокомерия, излишней самоуверенностии слепой веры в свои способности. Другими словами, поскольку они хорошознали свой высокий уровень, у них совершенно не было склонности кбахвальству. У них были также прекрасные баллы по оценке действительности (еще бы -им требовалось за доли секунды решать, скажем, открывать ли огонь в сторонутого, что могло быть, а могло и не быть приближающимся врагом) и по владениюсобой (опять же, решающее свойство, когда нажатие не на ту кнопку можетповлечь смерть - свою и других). Они также отличались высокой переносимостьюстресса, и одновременно не побоялись признаться, что может вызвать у нихсамый большой страх. Стивен спросил их (не забывайте, большинствоучаствовало в войне), что пугало их больше всего. Они отвечали, что сбольшим самообладанием справлялись с задачей бомбометания и со встречейвражеского самолета или ракеты; самым главным их беспокойством был"возвращение домой" - ночная посадка на качающуюся палубу авианосца. Перейдя с театра военных действий на политическую сцену, давайтепосмотрим, как эмоциональная культура влияет на наших избираемых лидеров.Неосмотрительность (просто легкомыслие) президента Билла Клинтона, казалосьбы, выветривается из памяти, но это клеймо еще долго будет отмечать егопребывание на посту, отодвинув многие из его достижений. Мы все время задавали себе вопрос, почему (какого черта!) Клинтон таксебя вел? Был ли он подвержен саморазрушительным порывам, которые постояннотолкали его на безответственные поступки? Нам, конечно, очень хотелось быпровести с ним EQ-i тест или с его женой, Хиллари, которая так сильно егоподдерживала. Но не имея такой возможности, мы можем сделать одно-двапредположения об уровне эмоциональных способностей президента. Мы можем ожидать, что подобно большинству успешных политиков, БиллКлинтон получил бы высокие оценки по многим категориям, особенно поискусству межличностного общения. Он также наверняка обладает высокимуровнем переносимости стресса, эмпатии и социальной ответственности. Егостиль указывает, что он является сильной публичной личностью, котораяпроложила себе дорогу через множество политических и личных минных полей.Его способность к эмпатии очевидна; когда он говорит, слушатели чувствуют,что он обращается как будто прямо к каждому из них. Ахиллесова пята Клинтона тоже очевидна: в своей частной жизни онникогда не был способен к контролю над своими импульсами. В конце концов егонедостаток привел к тому, что весь народ был травмирован. Каковы бы ни былиего чувства к Монике Левински и многочисленным другим женщинам, совершенноочевидно, что было бы гораздо умнее держать свои импульсы в узде, как он самнеоднократно признавал в своих извинениях перед американским народом. Новсе-таки - благодаря его харизме и таланту к общению - он пережил этиинциденты. Даже после того, как отчет Старр был опубликован, когда унижениеКлинтона выставлялось напоказ по всем новостям вечер за вечером, егоподдерживало, согласно опросам, не менее 60% избирателей. Клинтон, конечно, не первый политик (и не последний), которыйпопадается на горячем из-за отказавшего контроля над импульсами - свидетелитому сообщения со всего света, которые описывают лидеров, запутавшихся влюбовных историях, в то время как они призывают к возвращению семейныхценностей, или запустивших руку в казенную кассу, в то время как онипобедили на выборах, обещая бороться со всяческой коррупцией. Наверное из чувства самосохранения (это не компонент эмоциональныхспособностей, а длительный политический императив) очень мало кто изизбираемых официальных лиц стремится пройти тест EQ-i - или, если исоглашается, то по крайней мере не разрешает огласить результаты. Один изтех, кто на это отважился, был Билл Вандер Залм, бывший премьер БританскойКолумбии (Канада). Он не только охотно выполнил этот тест, но согласилсяобсудить свои оценки в телевизионной программе о нашей работе и дал намразрешение опубликовать эти оценки. Вандер Залм был, и остается, очень яркой личностью. Он был вынужденуйти в отставку вследствие скандала, вызванного столкновением интересов.Когда мы его тестировали, он сказал, что ему нечего больше скрывать, и егозаинтересовало, что может обнаружить (если вообще может) тест EQ-i. И что же обнаружилось? Вандер Залм получил самые высокие баллы вовнутриличностных и межличностных сферах. Его средняя оценка была 100; внекоторых категориях он получил очень высокие баллы: 126 по независимости (всоответствии со своей репутацией лидера, который всегда занимал твердуюпозицию, брал на себя ответственность и привел свою партию к победе), и по123 в самоуважении и счастье. Было явно, что поражение (о котором онотпускал шутки, заполняя вопросник) не уменьшило его способность радоватьсяжизни - он продолжает до сегодняшнего дня демонстрировать бодрость, покрайней мере как публичный человек. Самые низкие оценки Вандер Залма тоже говорят о многом. Например, он неявляется (мягко говоря) выдающимся мастером в решении проблем - недостаток,который мешал его правлению и привел к тому, что он получил ярлык человека,который чешет левое ухо правой рукой, протянув ее поверх головы. Другойкатегорией с низкой оценкой - как и ожидалось, был контроль над импульсами.86 баллов. Мы не знаем, соперничает ли Вандер Залм с Клинтоном в его легендарнойустойчивости, и возродится ли он, подобно фениксу, к политической жизни. Какмы писали, он сказал, что подумывает попробовать еще разок, и он еще можетодержать победу. Если он надеется снова получить официальный выборный пост,то мы бы ему посоветовали поработать над двумя его наиболее слабымиобластями эмоциональных способностей. Ему было бы полезно уметьприостановиться и подумать прежде, чем что-то сказать, воздержаться отответа на вопросы, если он не уверен в его обоснованности, и опираться насолидные консультации, чтобы определить тактику подхода к сложным вопросам,а не спешить с собственными решениями. Если он на это пойдет, у него будутхорошие шансы оставить прошлое позади и восстановить положительный публичныйобраз. Хоккейная команда Maple Leafs из Торонто, некогда гордость национальнойхоккейной лиги (НХЛ), пережила несколько неудачных лет, не только не сумевзавоевать кубок Стэнли, но и проиграв ряд плей-офф. Внезапно, в сезоне1998-99 гг., они вернулись в хорошую форму, перейдя с 25-го на 5-е место иобеспечив себе место в плей-офф. Но они заплатили за это большую цену - команда страдала отмногочисленных травм, несколько лучших игроков вынуждены были взять отпускпо болезни. Эта ситуация стала критической к третьей игре второго кругаплей-офф против прославленных своей силой Pittsburgh Penguins, и Leafs, оценив своих запасных игроков, предприняли смелый и необычный шаг. Онипригласили новичка по имени Адам Мэйр, который никогда в жизни не участвовалв играх НХЛ, играя в провинциальной команде на востоке Канады. И вот Мэйр вышел на лед городской арены Иглу в Питтсбурге. Никто назаполненных до отказа трибунах его не заметил - иначе он был бы сразуосвистан вместе с остальной командой Торонто. Но телекомментаторы былипоражены его почти беспрецедентным появлением, обсудили его вероятную судьбув руках Penguins, и решили в перерыве пригласить на интервью то, что от негоостанется после первого тайма. Вместо этого он сразу прославился. Мэйр забил гол, став всего вторымигроком в истории Maple Leafs, который в своем дебюте послал шайбу в ворота.(Первый случай был в 1948 г.) Мы не хотели бы показаться хвастунами по этому поводу, но мы совсем небыли удивлены игрой Мэйра. Почему? Потому что мы определяли его EQ, наряду сеще 28 другими кандитатами в команду, в тренировочном лагере перед сезоном.Его оценки резко выделялись из оценок остальных, характеризуя его какчеловека, который будет преуспевать во всем, за что бы ни взялся. Его общая оценка была очень высока, указывая на великолепную общуюпригодность к любой деятельности. Тогда ему было всего 19 лет, но самыйвысокий балл он получил по умению оценить действительность; это указывало,что он обладает острым чувством ситуации, что помогло закрыть глаза на егостатус игрока провинциального клуба. Если вы внезапно отобраны в командувысшей лиги, очень легко предаться нереалистичным фантазиям: на следующейнеделе ты станешь ведущим форвардом, обожаемым всеми и оплачиваемымсоответственно своему положению. Мысль, что ты должен еще многому научиться,отходит на задний план, тормозя необходимое вам совершенствование. Но это непроизошло с Мэйром. Он правильно использовал свое время, много работал,шлифуя свое мастерство и готовясь к счастливой возможности. Следующая высокая оценка - в решении проблем - для спортсмена этоважная предпосылка и предсказание успеха. Умение думать, носясь по льду внепрерывно меняющихся обстоятельствах, решать, не отпасовать ли шайбу иливсе-таки пробить по воротам под очень неудобным углом, и в то же времяувертываясь от стаи защитников - это может определить успех игры. Лучшиеигроки оттачивают эти реакции с помощью зрительного воображения, мысленнопредставляя себе, как преодолевать возникающие препятствия. Снова мы возвращаемся к важности эмоциональных способностей вопределенной частной области. Каждый хоккейный игрок, который воспринимаетсятренером команды из НХЛ как серьезный кандидат, находится на определеннойступени, обладая достаточным уровнем спортивных талантов и искусства(которые, разумеется, намного превосходят то, чем большинство из нас можетнадеяться овладеть). Он обладает силой и выносливостью; он хорошо играет. Ночто может сделать его великим игроком? Различные компоненты эмоциональныхспособностей. Продолжая тестировать новобранцев Maple Leafs на протяжении двух лет,мы определили несколько компонент, которые прямо связаны с успехом впрофессиональном спорте. Многие скажут, что это - переносимость стресса, иэто действительно не последнее дело, но гораздо более решающим факторомявляется оптимизм. Когда команда проигрывает с маленьким разрывом в счете,игрок, который приходит в ярость, обвиняет в поражении всех остальных или"уходит в штопор", из которого оправляется только через три игры - это некандидат в профессионалы. В таком положении лучшая установка: "Если бы у насбыло еще несколько минут, мы бы победили. И вот что нам следует сделать вследующий раз." Способность учиться на ошибках и неудачах отличает звезд отостальных. Другой неожиданный фактор - счастье. Мы думали, когда началитестировать кандидатов в НХЛ, что это наверняка будет самое счастливое времяв их жизни. Мечта войти в НХЛ стала достижимой; они были отобраны из сотен,если не тысяч своих ровесников по всей Северной Америке, Европе и бывшемуСССР. Но для многих из них счастье осталось труднодостижимым (как и место вкоманде), в то время как те, кто были неподдельно рады, получив свой шанс,стремились к игре на еще более высоком уровне. А кстати, мы также определили один компонент эмоциональныхспособностей, который имел обратное влияние на успех в спорте. Этонезависимость. Игроки, которые склонны к самостоятельности, достигаютменьших успехов; на этой ранней стадии своей карьеры им лучше учитьсяособенностям командной игры и точно следовать указаниям тренера. Другой атлет, которого мы тестировали - Ширли Диртши, выдающаясялыжница из Орегона. Она и три ее брата выросли на склонах гор, и Ширлидостигла больших успехов в скоростном спуске и в слаломе на соревнованияхюниоров - до того несчастного случая на горе Худ, где ее сбил другой лыжник(инструктор по фристайлу, который выполнял сальто в воздухе и слишком позднозаметил ее и ее сотоварища). Она получила сотрясение мозга и вывих бедра.Через шесть часов, терпя сильнейшие боли, пока ее вывозили с гор на санях,она была доставлена в больницу, где ей немедленно дали общий наркоз. Едваочнувшись, она попросила разрешения встать с кровати, чтобы потренироватьсяперед соревнованиями, которые состоятся в следующий уикэнд - план, которыйврач строго запретил. Он объяснил ей, что она едва не лишилась ноги, и ейпредстоит долгая и мучительная реабилитация. Она вспоминает, что каждый вечер она молилась, чтобы пошел дождь, итогда ее братья не смогут встать на лыжи. Чтобы прогнать эти недостойныемысли, она связалась со своим учителем из портлэндского художественногомузея и попросила задание, которое она бы могла выполнять в больнице -упражнения в калиграфии ("каждую букву выписывать по миллиону раз"),развивая таким образом способность сосредоточиться на чем-то совершеннодругом. В первый же день после выписки она на костылях направилась в местныйцентр еврейской общины и нашла там лечебный бассейн. Вскоре она сталаплавать как рыба и заняла должность инструктора и спасателя. Затем онаперешла на свою старую работу помощника учителя в школе, преодолевая дорогутуда и обратно на костылях (пятимильная прогулка). Еще позднее, когда онауже могла ходить без костылей, она начала бегать ("Я и не подозревала, чтоу меня такие могучие гены выносливости"), вернулась на склоны гор, на этотраз как инструктор, и поехала в Новую Зеландию, куда друзья пригласили ееприсоединиться к ним, чтобы бежать марафон. Ее немедленный ответ: "Конечно,а какая это дистанция?" Чтобы дать ей понятие о трудности этой дистанции, еетак называемые друзья отвезли ее на 14 миль от города и предложили вернутьсядомой своими силами. Через неделю, на настоящем соревновании, онафинишировала раньше ожидаемого победителя, так что организаторы посоветовалией вернуться домой и попытать там счастья в Бостонском забеге. Первый раз,когда она участвовала в знаменитом городском марафоне, она пришлапятнадцатой. В следующем году она лидировала среди всех американских женщини установила личный рекорд - 2 часа, 39 минут и 17 секунд. Она заключает свое письмо к нам следующим: "Я не переставала бегатьтогда и бегаю до сих пор, не считая того, что сейчас учу других раскрыватьсвой потенциал. Мой опыт побуждает меня получить дальнейшее образование вобласти, где я могу способствовать совершенствованию других спортсменов, ипоэтому я хочу поступить в аспирантуру, чтобы получить докторскую степень поспортивной психологии. Я не думала, что смогу так далеко продвинуться,используя развитые мной качества - решимость, преданность делу, дисциплину иготовность много и упорно работать, пока не достигну цели. Сейчас я изучаюпсихологию упражнений и оздоровительной гимнастики и тренирую команду....Меня переполняет энергия, и я стараюсь направить ее в полезное русло,воодушевляя других мечтать и бороться за осуществление своей мечты." Ширлитакже является психологом-консультантом американской делегации на зимнейОлимпиаде. Для вас совершенно не будет неожиданностью, что результаты EQ-i теста уШирли свидетельствуют о высоких оценках в самоанализе, оптимизме,самореализации, переносимости стресса и межличностных отношениях. А теперь заглянем в некоторые другие области, в которых эмоциональныеспособности играют немаловажную роль. Мы собрали данные по столь многимгруппам, что трудно выбирать, но мы остановимся на нескольких наиболее яркихпримерах. Многочисленные исследования показали, что эмоциональныеспособности нсомненно связаны с успехом в работе. Первое из такихисследований было предпринято в 1997 г. в Маниле, Филлипины, и его провелДжозеф Хи-Ву Джей, тогда - аспирант в местном университете. Он предложилтест EQ-i ста лучшим работникам банка Плантер, пятого по величинефинансового учреждения страны. Они также прошли стандартный IQ тест, и ихруководители дали им независимую рабочую характеристику. Когда всерезультаты были сведены в одну таблицу, результаты теста IQ объяснили только1% оценок их работы, в то время как баллы EQ можно было связать с 27% ихуспеха. Другое доказательство, что связь между эмоциональными способностями иуспехами в работе существует, следует из нашей работы с канадскимкоммерческим банком, одним из самых больших финансовых учреждений Канады, икасается элитного отделения международной торговли, возглавляемого БрайаномТуи. (Twohey). Сам Брайан считает, что эмоциональные умения являются главным качествомего команды. Его служащие отвечают за ведение счетов богатых клиентов,инвестиции которых выходят за пределы национальных границ. Поэтому онидолжны быть хорошо знакомы и с канадским, и с международным налоговымзаконодательством и (хотя бы вкратце) с довольно запутанными правилами инормативами. Но каждый член отдела является по существу продавцом и должендобиваться определенной цели. Их продажи распадаются на две категории: те,которые уже были выполнены (или заказаны) и те (известные как каналыпродаж), которые дожидаются определенных событий, чтобы они моглисостояться. Брайан крайне заинтересовался, когда мы предложили ему провести EQ-i тест в его команде, чтобы посмотреть, как результаты теста могут бытьиспользованы для предсказания успеха продаж. Как оказалось, да, онисовершенно определенно могут. Короче, индивидуальные оценки объясняют 37%успеха предусмотренных (запланированных) продаж и 71% "канальных". Всегда интересно сравнивать эти результаты с предварительным мнениемруководителя. Например, большинство предполагает, что успешный продавецбудет выделяться в сфере межличностных взаимоотношений. На самом делекачество работы в этом отделе банка зависит как от межличностных отношений,так и от самореализации. Те, кто действительно получает удовольствие отсвоей работы, ставит себе личные цели и прилагает для этого особые усилия,вырывается вперед. Третье из наиболее важных умений (общее спрофессиональными продавцами в других областях - эмпатия, способностьвообразить себя на месте другого человека. За ними близко следует гибкость,переносимость стресса и оценка действительности. Соединив эти факторы вединую формулу, наподобие той, которую мы создали для военно-воздушных сил,мы предложили Брайану мощный инструмент как для отбора новых сотрудников,так и для совершенствования и так высоких умений уже действующего штата. Другой вполне документированный пример методов, как могут бытьусовершенствованы эмоциональные умения в области работы, приведены КейтКэннон в American Express Financial Services. Кэйт для этого разработалаочень эффективную программу, причем использовала EQ-i тест для оценки ееэффективности, сравнивая результаты теста, полученные у 52 консультантов попродаже, с их последующей работой. Улучшилось не только качество их работы;многие также заявили, что и в личной жизни они успешнее справляются свозникающими проблемами. В группе Кейт больше всего изменились следующиекомпоненты (особенно у тех, у кого первоначально они были на низком уровне):ассертивность, эмпатия, оценка действительности, самореализация исамоуважение, а также оптимизм. Это все логично. Когда вы стараетесь продать что-то или (в случаесборщика задолженностей, что мы далее опишем) получить что-то от кого-то,самоутверждение очень даже может пригодиться. Соединенное с эмпатией(способностью понимать других) и оценкой действительности (способностьюопределить, действительно ли вы имеете дело с потенциальным клиентом или онтолько морочит вам голову), самоутверждение далеко продвигает вас по дорогек успеху. Мы понимаем, что вы умираете от желания услышать про агентов повзиманию долгов, но потерпите еще секунду. Сначала мы хотим упомянутьпродажу страховых полисов, область, которая привлекла нас из-заклассического исследования, проведенного психологом Мартином Зелигманом вНью-Йорке, Metropolitan Life. Он убедил эту фирму предоставить ему доступ ких новым служащим, и провел не только тесты личности и IQ, но и новый тест,который он сам разработал и, который, как он надеялся, измерит степеньоптимизма. Он также договорился, что сможет проследить за прогрессом этихсотрудников в течение первого года, чтобы оценить эффективность процедуры ихобучения. К концу этого времени он обнаружил, что традиционные тесты не всостоянии предсказать успеха, но те продавцы, которые получили высокуюоценку оптимизма, продали на 33% больше страховок, чем малооптимистичныесотрудники. Он также обнаружил, что после двух лет группа оптимистов болеечем на 50% чувствовала себя привязанной к фирме, чем остальные. Такимобразом оптимизм может быть надежным указателем не только на успех впродажах, но и на склонность оставаться на этой работе. Естественно, когда мы начали применять тест EQ-i к работникам разныхсфер, продавцы интересовали нас в первую очередь. Мы обнаружили, чтооптимизм все еще является предсказателем успеха, но он был не на самомпервом месте. В нашем первом исследовании мы проверили 90 страховых агентов,разбитых на две группы - одна из тех, которые преуспевают, а другая из тех,которые плохо справляются. Их оценки значительно различались - в среднем 108и 97 соответственно. Факторы, которые больше всех различались у двух групп,по порядку, были: ассертивность, счастье, самоуважение, самореализация,переносимость стресса и оптимизм. Мы могли ожидать, что ассертивность будет способствовать успеху продаж.Чем лучше вы можете выразить свои мысли, чувства и убеждения тактичнымобразом, тем больше ваши клиенты будут видеть в вас людей искренних, скоторыми стоит иметь дело. Это также совершает чудеса, когда вы приходитеокончательно завершить сделку. С первого взгляда, роль счастья кажется более неясной. Но спроситесебя: кто захочет покупать страховку жизни у человека, который хандрит иведет себя как владелец похоронного бюро? Жизнерадостный характер позволяетстраховому агенту придавать своему товару (который как-никак связан сосмертью) более позитивную окраску. Что же касается самоуважения, оно передает чувство доверия иуверенности, чувство, что продавец знает продаваемый продукт вдоль ипоперек, но не впадает в самонадеянность. Иметь дело со стрессом - это тожеважная часть описания работы; но сколько страховых компаний активно ищутлюдей, которые обладают этими способностями? Основываясь на неформальныхопросах участников наших семинаров, похоже, что, очень мало фирм пользуетсяпреимуществами такого предварительного отбора. А теперь, как мы обещали, EQ и агенты по взиманию долгов. В этойобласти психолог Джон Бахман провел несколько исследований. Работая вкачестве психолога в Commercial Financial Services, большом агенстве посбору задолженностей, он протестировал на EQ-i его штат. Как вы думаете, что требуется, чтобы быть специалистом в этоймалоприятной работе? Представляя себе вымогателей всех сортов, вы в первуюочередь думаете об агрессивности, жесткости и готовности быть законченнымгрубияном. Все не так. Согласно Бахману, секрет успеха в возврате денег клиента -это избегать пагубных стычек. Он выдвинул теорию, что две пары факторовэмоциональных способностей должны быть критическими в этой мягкосердечной,осторожной стратегии. Он полагает, что эмоциональный самоанализ и эмпатияпозволит сборщикам долгов следить за своими собственными эмоциями, наблюдаяза должниками и не давая ситуации выйти из-под контроля. Он также считает,что контроль за импульсами и гибкость позволят сборщикам вести переговоры,не попадая под влияние уклончивых, беспомощных, полных отчаяния или грубыхвысказываний должников. Чтобы проверить эти теории, Бахман протестировал на EQ-i группу лучшихработников (согласно характеристикам их руководителей) и группу менееуспешных. Он с удовлетворением обнаружил, что средние оценки по группам были110 и 102 соответственно, и что более эффективные сборщики особенно хорошовыполнили тесты на независимость, переносимость стресса, самоанализ,самореализацию и оптимизм. При более подробной проверке Бахман нашел, что успехи более эффективнойгруппы объясняются не двумя, а тремя парами факторов эмоциональной культуры.Первая - ассертивность и независимость, которые дают возможность агентамработать самостоятельно, будучи уверенными в своей способности выражатьсянеагрессивно, но высоко эффективно. Вторая пара - самореализация и решениепроблем, которые дают им возможность разумно распределять время, эффективноиспользовать информацию и уметь вести переговоры. Третья пара - оптимизм исчастье, которые обеспечивают устойчивость настроения, необходимую дляпреодоления присущих работе стрессов, отказов, огорчений и разочарований. И наконец, успешная группа сочетает достаточную (но не чрезмерную)эмпатию с острым чувством контроля над импульсами. Правильная степеньэмпатии позволяет этим сборщикам вести переговоры в деловом, но гуманномстиле, не перехлестывая в излишнем сочувствии ни к положению должника, ни ксправедливым требованиям клиента. Контроль над импульсами чуть нижесреднего, повидимому, позволяет им сохранять настойчивость - поддерживатьстимул и удерживаться от бесконечных отсрочек. Результаты были двойными. Через шесть месяцев было обнаружено, чтолучшие сборщики выцарапали у несчастных должников 100% своей нормы, в товремя как их менее успешные коллеги - всего 47%. После того, как Бахмансоздал статистическую формулу, чтобы помочь фирме отбирать новобранцев,опираясь на свои открытия, еще одно исследование проследило за их работой втечение первых трех месяцев. Замечательно, что те, которые были нанятыблагодаря своим высоким оценкам (и другие, прошедшие специальнуютренировку), собрали 163% нормы, в то время как те, кто получил низкиеоценки, сумели достичь вполне приличных 80%. (Очевидно, после тренировки.) Было множество дискуссий об эмоциональных способностях и лидерстве. Ксожалению, большинство из тех, что нам знакомы, основаны на умозрительныхрассуждениях или на такой же критике. Выдвигались безосновательные оценки -например, что эмоциональные способности определяют 80% качеств лидерства. Мыполагаем, что эти оценки, основанные на шатких данных, могут быть простовредны для настоящих исследований и понимания роли эмоциональной культуры.Они рискуют разрушить доверие к серьезным исследователям в этой области.Просматривать интервью, взятые много лет назад у руководителей тогдашнихкомпаний, может быть интересно, но это не прольет так уж много света на то,что обеспечивает успех сегодняшним лидерам. А также следует помнить, что безстандартизованных тестов надежность информации находится под подозрением.Интервью и оценки руководителей и подчиненных часто небеспристрастны. Многиеиз сегодняшних измерений сделаны под большим влиянием желания доставитьудовольствие боссу, или, наоборот, сместить его. Кроме того, трудно вточности судить о внутренних эмоциях того, с кем вы работаете. Наше тестирование в Организации Молодых Президентов - это первоенадежное исследование, которое изучало связь эмоциональных способностей слидерством. Эта избранная группа самых успешных бизнесменов имеет строгиеправила членства: в возрасте не более 39 лет быть президентом или главнымадминистратором компании, где работают 60 или больше сотрудников, и котораяимеет не менее 5 миллионов долларов годового дохода. Мы были приглашены представить свою методику на региональном собранииорганизации, которая тщательно отбирает выступающих, чтобы избежатьназойливости пустых рекламщиков и обеспечить своим членам действительнополезную информацию. Это приглашение предоставило нам уникальную возможность получитьнекоторые весьма интересные данные. Как-никак, не так легко получить доступк группам с такими строгими критериями успеха. Присутствующие согласились нато, чтоб мы сначала протестировали добровольцев по EQ-i Бар-Она. Это помоглосделать нашу презентацию более интересной для них и предоставило намполезный исследовательский материал. Каждый получит свои личные оценки, и мывключим "профиль группы" как часть презентации. Еще интереснее будетсравнение трех естественно определившихся подгрупп, характеристики которыхобеспечивают им членство в данной организации.. Это сравнение дает намвозможность исследования еще одного аспекта. Первая подгруппа состоит из "Учредителей". Это те, которые самиосновали руководимую ими компанию. Начав свою деятельность в малом бизнесе,эти инициативные молодые предприниматели убедились, что их планы не тольковоплощаются, но результаты часто превосходят самые смелые первоначальныеожидания. Вторую подгруппу мы назвали "Семейный Бизнес". Это те, кто по тойили иной причине взял на себя заботу о предприятии, которое было основанородителем, дядей или другим близким родственником. Третью подгруппу мыотнесли к "Профессиональным менеджерам", или попроще - "Наемная артиллерия".Это те, кто уже лет в 25 продемонстрировал незаурядную компетентность вуправлении. В некоторых случаях они доходят до поста главы компании сгодовым доходом более 50-ти миллионов долларов. Другой вопрос, который представлял большой интерес для многихучастников собрания - возможные различия в связи с полом, которые мы бымогли обнаружить. Каковы будут оценки по тесту у успешныхмужчин-предпринимателей по сравнению с оценками таких же успешных женщин?Хотя мужчин там было значительно больше, мы все-таки считали, что сравнениеих с женщинами будет иметь большую ценность. Что могло бы нам дать изучениенабора эмоциональных умений этих преуспевающих деловых женщин? Вначале мы понятия не имели, сколько из этих очень занятых молодыхруководителей смогут уделить время, чтобы заполнить наш вопросник, и захотятли они снова с нами встретиться. Соперничая с крайне напряженным темпомруководства компаниями, оборот которых может в некоторых случаях достигатьсотен миллионов долларов, мы не ожидали, что о нас вспомнит так уж многочеловек. В большинстве опросов бизнесменов получить ответы от 33% считалосьбольшим успехом. Поэтому мы были поражены, когда к нам стали прибыватьответы: возврат был 92%! И результаты были впечатляющими. Члены клуба получили оценки значительно более высокие, чем наш большойнабор стандартов. Фактически они были среди самых высоких из всех групповыхоценок, которые нам случалось обрабатывать до сих пор. Каковы специфические эмоциональные умения, которые выделяли эту группууспешных предпринимателей? Первое - это их высокий уровень гибкости. Им свойственна способностьчутко улавливать возможности и быстро ухватываться за них. Они готовы испособны при необходимости действовать быстро, чтобы воспользоватьсяподвернувшимися возможностями. (Предприимчивость!) Вторая черта, которая выделяет молодых успешных предпринимателей - этоих независимость, решающая компонента эффективного принятия решений. Мыувидели двадцатидвухлетних молодых людей, которые основали и продолжаютруководить кампаниями с оборотом более 20 миллионов долларов. В некоторыхслучаях они далеко обогнали по доходу любого из своей семьи или из друзей. Уних не было образцов для подражания, которым они могли бы следовать и скоторыми они могли бы обсуждать различные проблемы. Но одна из полезныхвещей в этой организации-клубе - "обучающая" программа, которая дает этимдвадцатидвухлетним миллионерам возможность учиться у старших, более опытныхпредпринимателей, которые руководят 100-миллионными кампаниями. Один молодоймиллионер рассказал нам, как он приходит к своему наставнику, чтобы обсудитьс ним кое-какие деловые темы, затруднения и решения. Пока ментор щедро даритему свои советы, ученик очень придирчиво выбирает, каким советам стоитпоследовать. В этом существо независимости: выслушивать других, взвешиватьсоветы, а затем пойти и принять свои собствнные решения. Что дает сравнение Основателей с Профессиональными Менеджерами иСемейным Бизнесом? Их различает только один фактор. Основатели значительноболее ассертивны, чем две другие группы. А что насчет молодыхженщин-президентов? Интересно, что они во всех областях выполнили тест также прекрасно, как их коллеги-мужчины, за исключением двух: они были гораздолучше в эмпатии и межличностных отношениях. Имеется ли некоторая связь между эмоциональными способностями и тем,сколько мы зарабатываем? Наши коллеги д-ра Ян Дерксен и Теодор Богельс изГолландии недавно провели первое в мире исследование связи между доходом и EQ. Они протестировали большую, тщательно отобранную выборку населенияГолландии по EQ-i и связали данные с доходом. Они обнаружили явную связь:люди с более высоким EQ зарабатывают больше денег. Мы имели возможность протестировать другую группу людей, которые влияют(иногда хорошо, иногда плохо) на нашу жизнь - журналистов, работающих впечати и эфире. Мы обнаружили, что у них очень высокие оценки посамоуважению и оптимизму, но неважные по контролю за импульсами и (чтозвучит очень плохо, потому что их дело - раскапывать истину) в оценкедействительности. Удивительно, но они получают также весьма средние оценкипо эмпатии и социальной ответственности. (Удивительно, что авторы этомуудивляются. -Р.М.) Это последнее замечание озадачило нашего приятеля, который самжурналист; он полагал, что большинство его коллег обладают более развитымчувством гражданского долга. Его единственное объяснение: работники средствмассовой информации выражают свою социальную ответственность в своей работеи не решаются участвовать в жизни общественных организаций из опасения, чтоих объективность может пострадать, если им придется освещать деятельностьэтих организаций. (Довольно интересно, что работники радио и телевидениясклонны быть более независимыми и оптимистичными, чем их коллеги в органахпечати. Они также обнаружили способность быть более целеустремленными иболее владеющими собой.) Еще одна группа, которую мы имели возможность детально изучить - этоюристы. Мы тестировали по EQ-i более 130 адвокатов, занимающихся уголовнымиделами, и юристов в области законодательства о корпорациях, а также судей. Вобщем большинство из них получали средние оценки, но некоторые - звезды -выделялись среди остальных. Среди последних мы хотели бы упомянуть двух:Алана Гольда и Дона Джека. Алан, как и подобало экс-президенту ассоциации адвокатов по уголовнымделам, сначала был очень насторожен. Он множество раз в суде критиковалпсихологические тесты и ставил в затруднительное положение экспертов впсихологии, выступавших в качестве свидетелей. Несмотря на это, мынастаивали, и он наконец согласился выполнить тест EQ-i. Однако когда мы встретились, чтобы обсудить результаты, Алан началоспаривать всю концепцию эмоциональной культуры. Он хотел бы быть славнымпарнем (не хотел бы нас обижать), сказал он. Но он сомневается, что любоезаключение, которые мы бы сделали из его ответов, может выдержать критику. Тогда мы изменили тактику. Мы начали с того, что попросили его забыть отесте, о вопросах, о терминологии, которая употребляется в этой области, иобратиться к тому, что он знает лучше других. Мы спросили его, какиекачества делают адвоката первоклассным. Например, если бы он был обвинен впреступлении, пригласил бы он в защитники человека, который лучше всехучился в университете? "Самого умного в выпуске?" ответил он. "Вы смеетесь. Ни в коем случае." Разумеется, мы спросили его - почему. Ведь такой человек наверняказнает законы вдоль и поперек. Но Алан тут же все поставил на место. Онсказал, что знать законы - не самое главное. Скорее дело в том, чтобы знать,где и как найти то, что вам необходимо узнать - получить ответы на жизненноважные вопросы, когда они возникают. Он также говорил о важности искусства общения, умения изложить своимысли четко и понятно, не тратя лишних слов и не отвлекаясь от темы, и онеобходимости излучать уверенность и компетентность. Далее он заметил, что в80% всех случаев искусство адвоката, вероятно, не имеет значения - делорешается на основании статей закона. В оставшихся 20% адвокат может повлиятьна исход дела, но не всегда положительно. Другими словами, выступлениеадвоката может способствовать поражению. Даже несмотря на то, что Алан начал с нападения, на нас произвелобольшое впечатление, что в его словах совершенно отсутствовало высокомерие.Он высочайший профессионал, и он постоянно является мишенью для нападоксвоих противников, которые очень часто делают ошибку, впадая в откровенноатакующий тон. Но он берет себе за правило никогда не отвечать тем же. Взале суда он вежлив, любезен и деловит, даже если он питает отвращение кпротивной стороне. Это дает ему возможность набирать очки; если противник нев состоянии владеть своими эмоциями, Алан может обратить это на пользусвоему клиенту. Он сохраняет невозмутимость, он всегда владеет собой и редковозмущается - только для нужного эффекта. Воображение тоже является важной чертой арсенала юриста. Алан мысленновидит развертывание дела до того, как входит в зал суда (точно так какспортсмен перед матчем), обдумывая возможные кризисы до того, как онивозникают, и стараясь предвидеть, какие возражения может представить егопротивник. Неудивительно, что оценки Алана были значительно выше, чем у среднегоадвоката. Его оценки по отдельным компонентам тоже были показательны - самыевысокие в независимости (как и подобает старшему партнеру в его собственнойфирме), затем следуют самоанализ и межличностные отношения, ассертивность ирешение проблем. Когда мы изложили Алану наши соображения, мы его спросили, не видит лион связи между умением хорошо понимать других людей, ясно выражать своимысли, быть спокойным, учтивым, владеть собой и быть уверенным - а все этокомпоненты эмоциональной культуры - и своим успехом, и он признал, чтонесмотря на свое недоверие, он, в конце концов, видит немало смысла в нашейработе. Вторая наша юридическая звезда - Дон Джек, представляющий в судекорпорации, который как раз тогда, когда проходил EQ-i тест, участвовал вколлективном иске против Bre-Ex (это был процесс по одному из самыхзапутанных биржевых мошенничеств 1990-х годов.) Одно из первых впечатлений онем - он настоящий джентльмен. Мы были поражены его мягкими манерами иделикатностью, но наш общий приятель нас поправил. "Не обманывайтесь",сказал он. "Это человек, которого лучше иметь на своей стороне." (С которымлучше не ссориться.) Позднее мы узнали, что в зале суда обычная любезностьДона сочетается с бульдожьей хваткой, и его допросы, изматывающие душу,часто доводят свидетелей до слез. У него также были высокие оценки по тесту EQ-i, особенно всамоуважении, самореализации и переносимости стресса. И он тоже, хотя иучился в Оксфорде, скажет вам, что для того, чтобы выделиться, малоакадемических успехов. Один из факторов его успеха - способность разобратьсяв самой сложной картине, определить самые существенные детали и найти самоеуязвимое место противника. Он тоже понимает необходимость контролироватьсвои эмоции и иметь план игры, и в то же самое время улавливать эмоции судьии свидетелей, дающих показания перед судом. Мы бы сравнили его работу в судес дирижированием оркестром или с игрой шахматного мастера, который всегдарассчитывает вперед на десятки ходов. Не все из нас участвуют в судебных процессах, но многие из нас имеютдетей, и один из наиболее часто задаваемых вопросов на наших лекциях - "Чтонужно для того, чтоб стать прекрасным учителем?" Теперешние потребителиобразования (родители и ученики) стали гораздо более требовательными в своихожиданиях. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы провели EQ-i тест средитысяч учителей, и нас часто просили устраивать презентации и семинары длягрупп учителей и для школ, включая их в программу профессиональногосовершенствования. Например, нам представилась возможность ежегоднотестировать весь штат частной школы средней величины, и мы должны былиустраивать презентацию (включая конкретное исследование выдающегося ученика)для административного комитета, кратко изложив, чего их классы добились зашкольный год. Школа указала нам пять лучших учителей, и когда нашетестирование было завершено, мы сравнили их показатели с показателями ихколлег. Мы обнаружили, что лучшие учителя имели значительно более высокиеоценки, чем их коллеги, по нескольким категориям, но - надо еще раз сказать,что мы были слегка удивлены, в каких именно. Часто мы спрашивали учителейопределить, что, по их мнению, является самыми важными факторами в ихработе; может быть, им легче это сделать, описывая лучших и наиболееэффективных учителей, которые были у них самих, когда они были молодыми. Нофактор, который по нашим исследованиям оказался самым важным, никогда не былна первом месте в их списках. Это был самоанализ. Почему он выделяется? Потому что, как мы ужевидели, быть в курсе своих эмоций - это первый шаг к эффективному управлениюими. Это также способ создавать себе мотивацию совершенствоваться, делатьвсе как можно лучше, неделя за неделей, лицом к лицу с целым классомучеников с очень различными потребностями и способностями, разными уровнямиинтереса и объемом внимания. Мало кто из нас, можно смело утверждать,встречается изо дня в день с такой устрашающей задачей. В другом исследовании мы тестировали 257 учителей начальных школ и 157- средних школ. Мы тоже попросили их оценить качество своей работы. 13%оценили ее как среднюю или еще ниже, 60% - как среднюю, а 27% заявили, чтоона выше средней. Какие EQ факторы различали эти группы? Самое большоеразличие было в оптимизме: те учителя, которые заявили, что они вышесреднего, были значительно более оптимистичны, чем другие. Они также былигораздо выше других в решении проблем и самореализации, переносимостистресса и счастье. Когда мы повторили эту процедуру с учителями среднейшколы, мы обнаружили, что фактор, который выделял наиболее успешных (по ихзаявлению) преподавателей - в первую очередь самореализация, способность вполной степени выполнять свои обязанности, участвовать в факультативнойдеятельности и постоянно стремиться к совершенству - а за этим идут умениерешать проблемы, самоанализ и счастье. Ну а что насчет плохих учителей? На уровне начальной школы, как вынаверное подозреваете, им нехватает оптимизма, но вы ошибаетесь. Фактор,который ограничивает их успех - это отсутствие контроля над импульсами, чтоприводит к проблемам поведения на уроке, недостатку терпения иорганизационных способностей. На уровне средней школы учителя, которые былинедовольны качеством своей работы, отличались низкими оценками в гибкости.Излишняя строгость - не лучший путь к сердцу подростка, а верный признак,что вы подспудно стремитесь следовать правилам любой ценой, не сгибаясь,укрепляя дисциплину и поддерживая свой авторитет. Для некоторых учителейгибкость - это самое трудно достижимое качество, но она совершеннонеобходима. В длительной перспективе победа в борьбе за сердца учениковпродвинет учителя намного дальше, чем ежедневные сражения с ними подлозунгом: "Зарубите себе на носу, что я здесь хозяин!" Мы подозреваем, что вклассе и вне его жестко регламентированный режим все более уходит в прошлое. Мы также смогли протестировать целый ряд врачей, чьи оценки оказались,увы, ниже среднего. Самые высокие оценки у них были в переносимости стресса,гибкости и оценке действительности; самые низкие - в эмпатии, следом идутсчастье и социальная ответственность. Однажды мы оказались на национальном радиошоу вместе с руководителемкафедры семейной практики большого медицинского ф-та, и с некоторым трепетомупомянули о наших данных, боясь, что она тут же накинется на нас или на нашуметодику. Но она сказала, что это ее совсем не удивляет. По ее мнению,медицинские ф-ты ежегодно набирают массу интеллигентных и внимательных кдругим молодых людей, и вскоре успешно выбивают из них эти качества.Неудивительно, что холистическая медицина (рассматривающая любую болезнь какнарушение функционирования всего организма) пользуется все большим успехомза счет более традиционных дисциплин, и что количество исков против медиковрезко увеличилось за последние 20 лет - в значительной степени из-заотсутствия контакта между врачом и пациентом. И еще по этому поводу мы можем добавить, что мы опросили 3,829 человек,которые проходили тест EQ-i, о их способности справляться с делами,касающимися здоровья. 2,715 полагают, что они успешно с ними справляются, а1,114 сказали, что следовало бы лучше. Как вы можете себе представить, ихоценки значительно различались - первые в среднем получили на 10 балловбольше по всем аспектам. Умения и подходы, которые больше всего различалисьу этих двух групп, были: переносимость стресса, оптимизм, гибкость,самоуважение и счастье - в этом порядке. В этом, опять же, нет ничего удивительного. Болезнь вызывает стресс, инаша реакция на этот стресс сама по себе физиологична и может осложнить нашесостояние (усугубить наш дискомфорт). Мы не только чувствуем себя больными идействуем как больные, но наши реакции на болезнь тормозят естественныеусилия тела справиться с болезнью. Достаточно плохо просто болеть, но еслипри этом еще мучить себя мрачными мыслями, это может только осложнить нашипроблемы. Оптимизм помогает нам преодолеть эту беду, точно так, как онпомогает нам преодолеть другие несчастья. Если наши мысли сфокусировать водну - как хорошо мы сумеем справиться с болезнью, и будем верить, что онасо временем отступит, это действительно поможет нам справиться с ней. И тоже самое с гибкостью: упрямо отказываясь делать то, что может нам помочь, мытолько удлиняем наши страдания. В 1996 г. Дженни Данкли, аспирантка-психолог из Южной Африки, провелатакое исследование: она сравнила оценки в EQ-i тесте у 58 пациентов, которыенезадолго до этого перенесли сердечный приступ, с контрольной группой, укоторых было здоровое сердце. Как она и думала, выздоравливающие пациентыимели намного меньшие оценки, особенно в переносимости стресса, гибкости исамореализации. Но, к ее удивлению, они получили больше очков в социальнойответственности. Может быть прикосновение смерти заставило их перенестивнимание на одну из наиболее важных и ценных вещей в жизни - великодушие,благожелательность по отношению к ближнему. Но Данкли не остановилась на этом. Ей было известно, что 22 пациентаучаствовали в программе, помогающей справиться со стрессом, в то время как16 - нет. Она сравнила их оценки и обнаружила значительные различия и вобщих оценках, и в каждой составляющей, за исключением межличностныхотношений и самоуважения. Те, кто прошли антистрессовую программу, былиснова тестированы после пяти недель занятий и увеличили свои оценки всреднем на 9 баллов, наибольшее улучшение было в переносимости стресса,самоуважении, гибкости, счастье, самореализации, решении проблем и контроленад импульсами. А что с безработными? С помощью Роз-Мари Нигли из Молодежной ЖенскойХристианской Организации YWCA в Торонто мы собрали данные по EQ-i в большойвыборке хронически безработных в возрасте от 18 до 50 лет. В целом этагруппа получила оценки ниже среднего в межличностной и адаптивной областях.Самые низкие оценки были в самоутверждении, оценке действительности исчастье. В самоуважении и независимости оценки тоже были ниже среднего. Эти результаты могут объяснить, почему им не удается найти работу илиудержаться на ней. Постоянные неудачи ослабляют эти, возможно изначальнонедоразвитые эмоциональные навыки, создавая хроническую ситуацию. Однако примечательно, что люди в этой группе имеют оценки выше среднегов эмпатии и социальной ответственности. Может быть, поддержка со стороныгосударства усиливает понимание и внимание к другим, которым повезло ещеменьше. Около 50 из них участвовали в шестинедельных занятиях, направленных наразвитие самоутверждения, реалистичности в поиске работы иусовершенствовании общих жизненных навыков (умении справляться с трудностямии быть более оптимистичными). У группы был инструктаж в классе, обучениежизненным навыкам и техническим умениям. Более 90% участников после этогонашли работу. Когда они снова прошли тест EQ-i, их оценки значительноповысились; больше всего - в ассертивности, оценке действительности иэмоциональном самоанализе. И наконец, какова связь между эмоциональными способностями иудовлетворением семейной жизнью? Чтобы ответить на этот вопрос, мы протестировали более 1,100 человек ипредложили им самим оценить себя в этом отношении. Как и ожидалось, те, ктобыли удовлетворены, имели в целом на 5 баллов выше недовольных. Разницаобнаружилась во всех пяти сферах эмоциональных способностей, а также по всемих 15 компонентам, но что, как вы думаете, играет наибольшую определяющуюроль в том, счастлив ли человек в браке? Многие из нас назвали бымежличностные отношения, эмпатию или гибкость. Но список возглавляетсчастье, за ним следует самоуважение, самоанализ, ассертивность и оценкадействительности. И только затем в силу входят межличностные отношения. Поскольку счастье, как оказывается, играет значительную роль в одном изнаших исследований, многие спрашивают, не получается ли так (в этом частномслучае), что удачный брак приводит к более высоким оценкам в счастье - илинаоборот. Мы думаем, что первичное - это счастье, потому что люди с высокимуровнем этого компонента имеют тенденцию быть счастливыми в широкомразнообразии ситуаций, в хорошие и плохие времена (как говорится в брачномобещании, в радости и в горе). Мы надеемся, вы поняли из этой книги, чтосчастье возникает изнутри человека. Очевидно, что в браке, где ярко проявляются и ваши достоинства, и вашислабости, самоуважение чрезвычайно важно. Умение видеть себя поможет вамбыть менее обидчивым и склонным к самозащите во что бы то ни стало. (В концеконцов, не считая вашей мамы, скорее всего ваш(а) супруг(а) будет вас большевсех критиковать. Если вы подготовлены, это поможет вам конструктивносправляться с критикой, честно глядя ей в лицо, и, если она обоснована,что-то предпринять по этому поводу, а не подымать крик.) Что же касаетсясамоанализа, он дает вам возможность следить за своей внутреннейтемпературой и контролировать ее; самореализация, придавая вкус каждомуэлементу нашей жизни, особенно важна, кагда дело доходит до интимныхотношений. Мы надеемся, что идеи и упражнения из этой книги помогли вам развитьсвои эмоциональные способности. Мы полагаем, что достаточно полно показали,что нет ни одного человека, кто не извлек бы пользы от повышения их уровня.Будь это на работе, в развлечениях, в игре или во взаимоотношениях сблизкими и не очень людьми, когда ваша эмоциональная культура на высоте, вылучше подготовлены к успеху в жизни. Помните - никогда не слишком поздносовершить перемену к лучшему.

Date: 2015-08-15; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию