![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Онтогенез и филогенез эстетического отношения
к знаку. Отмечая глубинное родство магической и эстетической функций, следует указать также на момент, который сближает эстетическую функцию с метаязыковой: обе функции возникают в результате рефлексии над языком, они обращены на язык и на сообщение. Различие между ними состоит в том, что метаязыковой рефлексии «включены» интеллект, логический контроль, а при эстетической рефлексии — чувство, правополу-шарные центры удовольствия. С учетом правополушарной природы эстетического чувства можно допустить, что оно возникает несколько раньше метаязыковой рефлексии. Впрочем, Р.О.Якобсон указывал на тесную связь обеих функций в онтогенезе: «Типичной особенностью речи детей является тесное переплетение двух Функций — металингвистической и поэтической, — которые вполне раздельны в языке взрослых» (Якобсон [1992] 1996, 90). В упоминавшемся исследовании А. Н. Гвоздева есть немало фактов, в которых запечатлено именно эстетическое отношение ребенка к языку: приметой такого отношения является радость по поводу слова (радость — это и есть эстетическое удовольствие). А-Н.Гвоздев не раз пишет именно о радостном восприятии рече-Bbix неожиданностей. Например, отец несет Борю (2 года и 9 месяцев) на спине и говорит: Вот так куль с мукой я несу. Боря Подхватывает: Смотри, как мука-то лезет к тебе. Еще пример: Отец оговорился (открывая дверь вернувшемуся с улицы трехлетнему Жене): Ну, чисти руки, мой ноги. Для Жени было открытием что такая путаница вообще возможна, что слова могут стоять не на своих местах, и он несколько раз, весело хохоча, повторял эту оговорку — не подсмеиваясь над отцом, а удивляясь и радуясь языку (см.: Гвоздев [1929] 1961, 39). В онтогенезе эстетическое отношение к знаку возникает из нескольких источников. Во-первых, это удовольствие от мастерства (своего или художнического — в онтогенезе это не очень важно); во-вторых, удовольствие от узнавания, от собственной догадки1; в-третьих, удовольствие от игры; в-четвертых, это «выпуск пара», удовольствие от энергетической разрядки. К. И. Чуковский писал о первых детских стихах: «Детское стихотворчество — признак избытка играющих сил. Оно — явление того же порядка, как кувыркание или махание руками. Печальный, хилый или сонный ребенок в возрасте от двух до пяти не создаст ни одного стиха. Для того, чтобы стать поэтом, ребенку нужно испытывать то, что называется "телячьим восторгом". <...> Вообще стихотворения детей в- возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний» (Чуковский [1928] 1984, 229). Для понимания филогенеза эстетического отношения к знакам и знаковой деятельности существен также религиозно-магический компонент; кроме того, важно, что у взрослого в художественном творчестве реализуется не «телячий восторг», но более сложные и противоречивые состояния сознания и подсознания. «Признак избытка играющих сил», о котором пишет Чуковский, значим и для первых стихов ребенка, и для всех видов художественного творчества. С этим же признаком феномена эстетического связана его неутилитарность (которая оборачивается более важной «пользой») и «праздничность» — как небудничность, знак-память, украшенность, нарядность, свобода от дел, забот, отдых, забава, радость2.
Семиотические средства консолидации сообщества. У Якобсона в статье «Лингвистика и поэтика» не говорится о консолидирующей функции не только потому, что эта функция непосредственно не связана с языком, но и потому, что 1 В этом сила и привлекательность образов (тропов): когда ребенок впервые 2 Праздничная разновидность языковой способности человека — так определил Date: 2015-07-25; view: 769; Нарушение авторских прав |