![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Метасемиотика в науках и искусствах как свидетельство их семиотической зрелости
Обобщающий термин метасемиотика построен по той же структурно-семантической модели, что и термин метаязык. Если метаязык — это 'язык второго порядка Я11', предназначенный для описания (прояснения, характеристики) 'языка первого порядка Я1', то соответственно метасемиотика — это некоторая 'семиотика второго порядка Z11', с помощью которой исследуется 'семиотика первого порядка Z1'. Например, средства, с помощью которых обсуждают семиотику кинематографа, •— это./метасемиотика кино; средства, с помощью которых объясняют и совершенствуют семиотику картографирования, составляют л*елшсемиотику картографирования и т.д. В п. 79 говорилось о том, что понятие метаязыка в лингвистике и семиотике возникло под влиянием логики и математики, в которых соответствующие метатеории со своим терминологическим и символическим аппаратом создавались как средство п р о в е р -к и объектных теорий. Именно металогика позволила объяснить и тем самым разрешить ряд античных парадоксов и софизмов, показав, что в их основе лежит смешение языка и метаязыка1. В той мере, в какой разные науки и искусства дорастают до способности к самоанализу, к рефлексии над своим познавательно-коммуникативным инструментарием, в них формируется своя метасемиотика. В искусствах функции метасемиотики выполняют три класса семиотических феноменов. Во-первых, это произведения соответствующего искусства о данном искусстве, например, стихи о поэте и поэзии; автопортрет художника за мольбертом; балет, отображающий балетную школу или постановку балета (как в одном из балетов Дж. Балан-чина); кинофильм о съемках фильма (как «Всё на продажу» (1969) Анджея Вайды) и т.п. Во-вторых, это средства записи произведений соответствующих искусств с помощью специальных знаковых систем — таких " Это смешение, например, объясняет тупик, в котором оказался стражник > городских ворот, получивший приказ топить всех, кто на вопрос^ зачем он идет в город скажет правду, и вешать тех, кто скажет неправду. Путник ответил ctZhh^ Я иду, чтобы быть повешенным. Если его действительно повесить, то окГеХчто он сказал правду и тогда его надо топить. Но в этом• ^ ™юы-вается, что он солгал, и тогда его следует повесить и т. д^Смсшсние языка и метаязыка часто используется для создания комического эффекта Н^мер в кинокомедии Григория Александрова «Волга-Волга» (1938) начальник-бюро кра^приказывает водовозу «прокричать» через Волгу депешу: Бывалов. Кричи: ^р^™кретнЫ Водовоз (очень громко). Кричи: Совершенно секретно! Бывалов. Да не кричи кричи, а кричи: Совершенно секретно, и т.д.
как ноты в музыке; средства записи танца и терминология хореографии; средства презентации и анализа произведений архитектуры и изобразительных искусств. В-третьих, это вербальная рефлексия над соответствующими искусствами — в виде их теории, истории, критики, учебных руководств. Патрис Пави насчитывает пять разновидностей метатеатра (и ме-тапьес): 1) «театр в театре» (спектакль, сюжетом которого является представление пьесы; во Франции такие опыты известны с конца XV в.); 2) «картина восприятия пьесы» (у Шекспира, Мариво, Пиранделло); 3) «осознание высказывания» (толкование, комментирование пьесы режиссером и актерами); 4) «операция мета» («внешняя» критика спектакля или театра); 5) «постановка» (представление не только пьесы, но и режиссерско-актерской работы по подготовке спектакля), порожденная «тенденцией не разделять подготовительную работу (над текстом, персонажами, пластикой) и конечный результат» (Пави 1991, 176—177, 349-350). Подобно тому как формирование метаязыковых навыков в онтогенезе означает рубеж между детством и школой, так в истории познания и коммуникации развитие метасемиотических средств ведет к интеллектуальной зрелости действующего субъекта (исследователя, художника). Эстетическая (художественная, или поэтиче-■ екая) функция. Якобсон в работе «Лингвистика и поэтика» писал о поэтической (или эстетической) функции речи/языка, однако эстетическая функция присуща также и другим семиотикам, поэтому обзор функций разных зон семиотического континуума был бы неполным без анализа их эстетических возможностей. В таблице 12 эстетическая функция отмечена для всех культурных семиотик (кроме искусственных) и отсутствует в биологических системах связи. В любой семиотике эстетическая функция связана с вниманием к «сообщению ради самого сообщения» (Якобсон [1960] 1975, 201 — 202), т.е. скорее к форме выражения некоторого содержания, чем к самому содержанию. В отличие от левополушарной метасемиотической рефлексии эстетическое отношение, включающее непосредственное, иногда иррациональное чувство, основано на механизмах правого полушария. Эстетическое отношение к языку проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться, восхищать своей ладностью, точностью, проникновенностью в суть вещей, красотой. Эстетическое отношение Date: 2015-07-25; view: 804; Нарушение авторских прав |