Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 235





ную органам чувств. Средством, формирующим отвлеченное и обобщающее сознание человека, является язык.

А.Р.Лурия подчеркивал две важные черты слова (лексемы), необхо­димые для осуществления мыслительного процесса. Во-первых, слово «анализирует» фрагмент мира: «вводит его в определенную систему отношений, относит его к определенной категории. Так, слово часы от­носит обозначаемый предмет к категории предметов, измеряющих вре­мя (нас), и обозначает любые предметы, обладающие этой функцией, независимо от их вида, формы, размеров. Слово чернильница не только обозначает данную вещь, но и выделяет ее отношение к предметам, имеющим цвет (черн-), имеющим функцию орудийности (-ил-), служа­щих вместилищем (-ниц-)» (Лурия 1975, 132).

Во-вторых, в силу предметной отнесенности слово «удваивает» окружающий мир: внешний мир воспроизводится в сознании человека, и благодаря опоре на словесные знаки человек может мысленно опери­ровать с образами предметов в их отсутствии — сопоставлять эти обра­зы, выявлять их взаимоотношения, классифицировать, строить сужде­ния, выводить умозаключения и т.д. «Наличие языка и его сложных ло­гико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы на ос­нове логических рассуждений, не обращаясь каждый раз к своему не­посредственному чувственному опыту. Наличие языка позволяет челове­ку осуществить операцию вывода, не опираясь на непосредственные впе­чатления и ограничиваясь лишь теми средствами, которыми располагает сам язык. Это свойство языка создает возможность сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которые яв­ляются основными формами продуктивной интеллектуальной деятель­ное ги человека» (Лурия 1979, 252).

Являясь основным средством общения, язык в филогенезе че­ловечества постепенно становился также и важнейшим инстру­ментом познания. По-видимому, успех человеческого пути эво­люции обеспечило именно это обстоятельство: то, что и в комму­никативной, и в познавательной деятельности используется один и тот же инструмент — язык. Это привело к взаимодействию и совместному поступательному развитию трудовой (связанной с Добычей средств к существованию) и познавательной деятельно­сти человека.

Значительная часть процессов познания и речи осуществляет­ся на основе общих, одних и тех же структур и механизмов мозга. уже восприятие, т.е. одна из первых ступеней чувственного по-Знания, у человека опосредовано языком: человек «замечает» и «выделяет» прежде всего те фрагменты мира, для которых в его языке есть названия. Преимущественно на основе языка функ­ционируют память, воображение, внимание. Исключительно вели-Ка роль языка в процессах абстрактного мышления. Формирование


236 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

мысли представляет собой слитный речемыслительный процесс, в котором участвуют мозговые механизмы и мышления, и речи.

В отличие от людей, у которых познание и общение осуществ­ляются в значительной мере (но не полностью) на основе од­ной и той же семиотики (естественного языка), у животных ориентировочные (познавательные) процессы опираются на ра­боту органов чувств и отделены от тех механизмов и органов, с помощью которых в биокоммуникации порождаются знаки-сооб­щения. Элементы обобщения и синтеза в познавательных процес­сах у животных также не связаны с механизмами коммуникации.

Таким образом, познавательная функция в отличие от комму­никативной не является универсальной функцией семиотик. С дру­гой стороны, в некоторых семиотиках, обладающих возможно­стью участвовать в процессах познания, познавательная функция превалирует над коммуникативной. Таковы искусственные сим­волические языки математики, логики и других формализован­ных семиотик, построенных на их основе.

Функция познания мира присуща семиотическим системам всех религий и искусств. В этой области семиотического континуума наблюдаются самые широкие колебания в пропорциях коммуни­кативного и познавательного — как в отдельных семиотиках, так и в конкретных реализациях их возможностей: в системах религи­озных обрядов, институций, текстов; в специфических религиоз­ных жанрах разных искусств (иконопись, храмовая архитектура и скульптура, церковная поэзия и музыка); в произведениях внере-лигиозного искусства.

 

Date: 2015-07-25; view: 545; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию