Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 235ную органам чувств. Средством, формирующим отвлеченное и обобщающее сознание человека, является язык. А.Р.Лурия подчеркивал две важные черты слова (лексемы), необходимые для осуществления мыслительного процесса. Во-первых, слово «анализирует» фрагмент мира: «вводит его в определенную систему отношений, относит его к определенной категории. Так, слово часы относит обозначаемый предмет к категории предметов, измеряющих время (нас), и обозначает любые предметы, обладающие этой функцией, независимо от их вида, формы, размеров. Слово чернильница не только обозначает данную вещь, но и выделяет ее отношение к предметам, имеющим цвет (черн-), имеющим функцию орудийности (-ил-), служащих вместилищем (-ниц-)» (Лурия 1975, 132). Во-вторых, в силу предметной отнесенности слово «удваивает» окружающий мир: внешний мир воспроизводится в сознании человека, и благодаря опоре на словесные знаки человек может мысленно оперировать с образами предметов в их отсутствии — сопоставлять эти образы, выявлять их взаимоотношения, классифицировать, строить суждения, выводить умозаключения и т.д. «Наличие языка и его сложных логико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы на основе логических рассуждений, не обращаясь каждый раз к своему непосредственному чувственному опыту. Наличие языка позволяет человеку осуществить операцию вывода, не опираясь на непосредственные впечатления и ограничиваясь лишь теми средствами, которыми располагает сам язык. Это свойство языка создает возможность сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которые являются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельное ги человека» (Лурия 1979, 252). Являясь основным средством общения, язык в филогенезе человечества постепенно становился также и важнейшим инструментом познания. По-видимому, успех человеческого пути эволюции обеспечило именно это обстоятельство: то, что и в коммуникативной, и в познавательной деятельности используется один и тот же инструмент — язык. Это привело к взаимодействию и совместному поступательному развитию трудовой (связанной с Добычей средств к существованию) и познавательной деятельности человека. Значительная часть процессов познания и речи осуществляется на основе общих, одних и тех же структур и механизмов мозга. уже восприятие, т.е. одна из первых ступеней чувственного по-Знания, у человека опосредовано языком: человек «замечает» и «выделяет» прежде всего те фрагменты мира, для которых в его языке есть названия. Преимущественно на основе языка функционируют память, воображение, внимание. Исключительно вели-Ка роль языка в процессах абстрактного мышления. Формирование 236 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ мысли представляет собой слитный речемыслительный процесс, в котором участвуют мозговые механизмы и мышления, и речи. В отличие от людей, у которых познание и общение осуществляются в значительной мере (но не полностью) на основе одной и той же семиотики (естественного языка), у животных ориентировочные (познавательные) процессы опираются на работу органов чувств и отделены от тех механизмов и органов, с помощью которых в биокоммуникации порождаются знаки-сообщения. Элементы обобщения и синтеза в познавательных процессах у животных также не связаны с механизмами коммуникации. Таким образом, познавательная функция в отличие от коммуникативной не является универсальной функцией семиотик. С другой стороны, в некоторых семиотиках, обладающих возможностью участвовать в процессах познания, познавательная функция превалирует над коммуникативной. Таковы искусственные символические языки математики, логики и других формализованных семиотик, построенных на их основе. Функция познания мира присуща семиотическим системам всех религий и искусств. В этой области семиотического континуума наблюдаются самые широкие колебания в пропорциях коммуникативного и познавательного — как в отдельных семиотиках, так и в конкретных реализациях их возможностей: в системах религиозных обрядов, институций, текстов; в специфических религиозных жанрах разных искусств (иконопись, храмовая архитектура и скульптура, церковная поэзия и музыка); в произведениях внере-лигиозного искусства.
|