Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XII. Различия между семиотиками в составе функций 237разумеется, присутствует в религиях и искусствах. Что касается формализованных языков, то здесь она или отсутствует, или же выступает довольно опосредованно (например, разработка новой математической модели побуждает изменить принцип расчета и т.д.), или связана с программированием работы компьютера и компьютерных систем. Магическая (заклинательная) функция. Якобсон ■ считал магическую функцию частным случаем призывно-побудительной с той разницей, что в случае словесной магии адресат речи — это не собеседник (грамматическое 2-е лицо), а неодушевленное или неведомое «3-е лицо», возможно, — высшая сила, как в литовском заклинании: Пусть скорее сойдет этот ячмень, тьфу, тьфу, тьфу! (Якобсон [1960] 1975, 200). К языковым проявлениям магической функции относятся табу, табуистиче-ские замены, а также обеты молчания в некоторых религиозных традициях; заговоры, молитвы, клятвы, в том числе божба и присяга; в религиях Писания — сакральные тексты, т.е. тексты, которым приписывается божественное происхождение: может считаться, например, что они были внушены, продиктованы или написаны высшей силой. За пределами языка магическое значение может приписываться позам и жестам, причем филогенетически древнейшая магия была не вербальной, а именно жестовой (см. подробно Мечков-ская 1998, 47 — 53). В этой связи следует указать на такие знаки, как изображение жестом креста в христианстве, ритуальные поклоны, поцелуи, коленопреклонение, поза и жест «адорации» (молитвы): обе руки простерты вверх, по направлению к Богу, небесам, высшим силам1 и др. Ср. также в тексте заговора сознательное «антиповедение» колдующего (дабы заговор, ощущаемый самим человеком как отход от христианства, возымел силу): Встану я, раб (имярек), не умоюся, не помолюся, оденуся и обуюся, не перекрещу ся... Магическое действие может связываться с напитками (ср. приворотное зелье), едой, запахами, тактильными ощущениями (курение смол, трав и т.п., омовения, помазание особыми маслами, растворами и т.п.), с одеждой, амулетами, ладанками и другими предметами-оберегами, изображениями (на плоскости или скульптурными), идеограммами, пиктограммами и т.п., т.е. практически со знаками любой материальной природы. Общей чертой магического отношения к семиотическим феноменам является неконвенциональное восприятие зна- 1 Лат. adoratio 'обожание, поклонение'. «Показательно, что в древнеегипетских надписях, комментирующих изображение этого жеста, он сопоставлялся с жестом ребенка, тянущегося к своей матери» (Байбурин, Топорков 1990, 44). 238 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ ка, т. е. представление о том, что знак в ритуале (словесная формула, жест, положенная по обряду одежда, посуда и т.д.) — это не условность, а часть, слагаемое важного содержания. Поэтому, например, произнесение ритуального имени может вызывать присутствие того, кто им назван, а ошибиться в ритуале (например, обходить храм во время крестного хода не «по солнцу» {посолонь), а «против солнца» (с запада на восток) или изменить ритуал (например, креститься не двумя перстами как у староверов, а тремя), что значит обидеть, прогневать или навредить высшим силам. Неконвенциональная трактовка знака в магиях близка к эстетическому восприятию материала искусства — музыкального созвучия, слова, красок, линий, жеста и мимики актера или танцора. (Об эстетической функции см. ниже, п. 91 — 93.) С другой стороны, магическая функция, суть которой состоит в стремлении «сверхприродным» образом воздействовать на мир и для семиотики которой характерна туманная или неопределенно широкая адресация, семиотически близка к знаковым средствам социальной репрезентации, консолидации коллектива или укрепления индивида; см. об этом в п. 94 («Семиотические средства консолидации сообщества»). Эмоционально-экспрессивная функция. Эта самая ■ «субъективная» из коммуникативных функций является и самой близкой, интимной, органичной для адресанта. Вместе с тем эмоциональная функция не замкнута на отправителе сообщения: она включает также и субъективные эмоциональные оценки явлений внешнего мира (вкуснятина; ну и холодина!; вырядился как чучело; воняет пылью; он хороший, т. е. 'мне с ним хорошо' и т.п.). Способность выражать эмоциональное состояние человека или особи присуща всем семиотикам естественного и культурного происхождения, за исключением искусственных семиотик. Однако самые сильные средства выражения эмоциональных состояний — интонация, мимика, жесты, взгляд — эфемерны. Они могут быть восприняты только в те секунды, когда имеют место; их нельзя остановить, продлить, сохранить; без видеокамеры пара-лингвистические знаки невоспроизводимы (их не пошлешь в письме и не опишешь); они воспринимаются далеко не в полном объеме, а иногда и вовсе не воспринимаются: например, говорящий в высказывании Леха, как всегда, сверхвнимателен иронически педалирует слово сверхвнимателен, а собеседник не чувствует иронии. Наконец, значения, воспринятые по каналам паралингвистики, недостаточно поддаются объективной интерпретации. В целом надежность разных семиотик в передаче эмоциональной ин-
|