Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В наркологии





Алкоголизм, наркомании и токсикомании принадлежат к наиболее значимым социальным болезням. Психоактивные вещества — это исторически выявленные и социально закрепленные адаптогены т.е. средства, участвующие в обеспечении адаптации к условиям и требованиям жизни благодаря своему действию на психическое состояние — настроение, эмоции, тонус, поведение. В качестве социальных адаптогенов психоактивные вещества (ПАВ) включаются в механизмы индивидуального и группового поведения, массовой культуры, занимая важное место в бытовых обычаях, традициях, формах коммуникации и досуга.

Психобиологические эффекты алкоголя и наркотиков обуславливают не только их позитивную социальную роль, но и определяют многочисленные формы их негативного влияния на индивидов и на социум в целом.

Наркологические болезни развиваются у индивидуума как члена макросоциума и одновременно как члена микросоциума. В их генезе взаимодействует констелляция биологических, психологических и социальных факторов.

Ролевые сдвиги у членов социального окружения больного трансформируются в систему прочных патологических связей между больными и его окружением, прежде всего его семьи, которая принимает характер особой стойкой деформации поведения и психоэмоционального состояния членов окружения — супругов, детей, родителей и др. Этот социально-психологический феномен носит название созависимости и требует специальных мер для его коррекции и устранения.

Таким образом, очерчивается широкий круг социальных. проблем, с одной стороны, непосредственно или опосредованно обуславливающих массовое и индивидуальное злоупотребление алкоголем или наркотиками, формирование и течение наркотических заболеваний, а с другой — обусловленных неадекватными в социальном плане отношениями с психоактивными веществами или различными негативными проявлениями и последствиями собственно наркологической патологии., Все эти проблемы требуют внимания со стороны общества и организации целенаправленной работы по их разрешению.

Потребление алкоголя, наркотиков, других ПАВ — это системное биопсихосоциальное явление, социальные, медицинские, экономические, криминальные последствия которого влияют на общественное благосостояние.

При анализе комплекса социальных проблем, связанных с потреблением ПАВ, целесообразно вычленять формируемые на доклиническом, преклиническом и клиническом уровнях и те, которые являются вторичными, производными от той или иной наркологической патологии. Это важно для определения направленности и содержания отдельных технологий социальной работы в этой сфере, дифференциации ее специфических видов, ориентированных на различные контингенты и группы населения.

Специфика медико-социального статуса различных групп пациентов наркологического профиля (описана нами в главе “Базовая модель медико-социальной работы и пути ее дифференциации”) обуславливает необходимость учитывать ее особенности при составлении конкретных программ медико-социальной работы.

В технологиях медико-социальной работы с наркологическими больными выделяются профилактические, лечебные и специализированные программы.

Профилактические программы направлены на предупреждение потребления алкоголя и (или) наркотиков, а также злоупотребления ими. Они более широко нацелены на предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Здесь мишенями целенаправленного воздействия будут в основном контингенты детей и подростков как в целом, так и те составляющие их группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик. Группы риска составляют дети, у которых отягощена, особенно в наркологическом плане, наследственность; которые растут в неблагополучных, дисфункциональных семьях; воспитываются в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом или наркоманией; отягощены в органическом, личностном, поведенческом плане, в том числе интеллектуально недостаточные в своевременном личностном и социальном развитии. Работа с такими группами риска ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и т.д.

Второй вид программ медико-социальной помощи в сфере наркологии — это лечебные программы, предусматривающие раннее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической нозологией. Центральное место в этой группе занимают собственно терапевтические программы, решающие задачи оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков (т.е. в ремиссии), проведения мер вторичной и третичной профилактики — восстановления физического, личностного и социального статуса больных. Не менее важны программы, в рамках которых осуществляется социально-психологическая помощь членам семей и близким клиентов. Корригируется их личностный, семейный и трудовой статус. К этому виду программ относятся программы “помощи на рабочих местах’ непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.п.


В третью группу специализированных программ в области наркологии, неразрывно связанных с терапевтическими, входят программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации наркологических больных. В рамках этих программ преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро- и микросоциум максимально адекватно его индивидуальным особенностям, склонностям, возможностям, а также с учетом реалий его семейного и трудового модуса, данной общины, социально-экономической ситуации в ней.

Сеть учреждений социального обслуживания, деятельность которых направлена на помощь в профилактике и решении наркологических проблем, в России только начала формироваться. Создается нормативно-правовая база деятельности социальных работников в наркологии. Должностные обязанности социальных работников в сфере на наркологии могут базироваться на “Тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения”, введенных в действие постановлением Минтруда России от 4 декабря 1992 г. № 46. Приказом Минздрава России от 30 октября 1995 г. № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» утверждены тарифно-квалификационные характеристики специалистов по социальной работе, а также социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи (см. приложение 4).

Примером технологии медико-социальной работы в сфере наркологии является деятельность отделений медико-социальной помощи детям и подросткам, открывшихся в ряде наркологических диспансеров Москвы. В числе задач, решаемых таким специализированным отделением в наркологическом диспансере № 12, отметим следующие:

  1. Лечебно-диагностическая и психокоррекционная помощь детям, подросткам и их семьям; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; профилактическая работа по предупреждению пьянства, алкоголизма, наркомании среди детей и подростков.
  2. Разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты; подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей и подростков для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях; взаимодействие с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних.

Структурно отделение включает: амбулаторно-поликлиническую часть, стационары дневного и круглосуточного пребывания (последний играет роль приюта, прежде всего для детей из семей алкоголиков и наркоманов).

Штатное расписание отделения включает 95 должностей. Из них 18 врачебных. В амбулаторно-поликлинической части работают детский психиатр-нарколог, подростковый психиатр, четыре психотерапевта, два психолога, а также десять специалистов по социальной работе; в дневном стационаре — по два психотерапевта, психолога, социальных педагога; в круглосуточном стационаре — три психолога и двенадцать социальных педагогов.


В амбулаторно-поликлинической части отделения реализуются лечебная, послелечебная и профилактическая программы. Они тесным образом взаимосвязаны между собой и направлены на выявление, лечение и социальную реабилитацию подростков, имеющих химическую зависимость, и членов их семей, детей из семей алкоголиков и наркоманов, также на профилактику химической зависимости среди детей и подростков.

Лечебная программа ведется по трем направлениям: 1) работа с химически зависимыми детьми и подростками; 2) работа с семьями; З) работа с детьми из семей алкоголиков и наркоманов. Она включает в себя следующие компоненты:

  • первичные прием и консультирование; знакомство с программой лечения; психологическая диагностика;
  • индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия;
  • психокоррекционные группы (основанные на идеологии “12 шагов” общества “Анонимных Алкоголиков”;
  • психотерапевтические группы.

В лечебной программе работают психологи, специалисты по социальной работе и социальные работники (консультанты). Последними часто являются бывшие алкоголики и наркоманы, длительное время не употребляющие психоактивные вещества.

Послелечебная программа состоит:

1) в организации групп самопомощи;

2) в участии выздоравливающих алкоголиков и наркоманов в лечебной программе как помогающих консультантов;

З) в организации совместно с выздоравливающими подростками социально приемлемых форм активности в свободное от учебы и работы время (клубы по интересам, спортивные и туристические секции и т.д.).

Профилактическая программа осуществляется в целях понижения уровня заболеваемости алкоголизмом и наркоманией среди населения. В нее входят такие компоненты:

  • повышение уровня знаний населения по вопросам химической зависимости (лекции, семинары, беседы);
  • создание обучающих программ для специалистов, работающих с детьми и подростками (врачи, учителя, сотрудники УВД и т.д.), — проведение семинаров, тренингов, лекций;
  • создание психолого-образовательных программ по проблемам химической зависимости на базе учебных заведений (лекции, уроки, психологические группы);
  • образовательно-психологическая, психокоррекционная и психотерапевтическая работа с детьми и подростками из группы риска, т.е. с детьми из семей алкоголиков и наркоманов, из асоциальных, дисфункциональных и неблагополучных семей (психокоррекционные и психотерапевтические группы, лекций)

Деятельность отделения тесно взаимосвязана с другими структурными подразделениями диспансера. Взрослые алкоголики и наркоманы, проходящие лечение в диспансере и участвующие в программах выздоровления, используют отделение медико-социальной помощи детям и подросткам для реабилитации своих детей.


Создание отделения существенно расширило возможности оказания наркологической помощи, а также организации процесса психологической и социальной реабилитации детей, имеющих наркологические проблемы. Лежащие в основе работы отделения принципы добровольности обращения и участия в лечебных и послелечебных программах и анонимности обеспечивают более активное обращение детей и родителей в отделение по сравнению с подростковым кабинетом наркологического диспансера, где сохраняется традиционная система постановки на учет, наблюдения за контингентом и осуществления лечебно-реабилитационного процесса.

Отделение диспансера № 12, работая на базе подростковой поликлиники № 42, с ней тесно взаимодействует. Через врача-нарколога проходят подростки, обращающиеся в поликлинику. В то же время подростки, обратившиеся непосредственно в отделение, могут получить квалифицированную медицинскую помощь у специалистов поликлиники по направлению его сотрудников. Кроме того, работники отделения знакомят персонал поликлиники с проблемами алкоголизма и наркомании; подготовлена программа учебного семинара для врачей и среднего медперсонала. Это помогает персоналу поликлиники грамотно подходить к подросткам, страдающим наркологической зависимостью, а также к тем, у кого имеются соответствующие проблемы в семье.

Отделение сотрудничает с окружной комиссией по делам несовершеннолетних. Специалисты отделения ведут совместную работу с журналистами телевизионной программы «до 16 и старше…», а также с рядом молодежных периодических изданий в целях профилактики алкоголизма и наркомании и помощи зависимым подросткам и детям из семей алкоголиков и наркоманов.

Таким образом, отделение медико-социальной помощи детям и подросткам наркологического диспансера № 12 (главный врач О.В. Зыков) разрабатывает и проводит в жизнь целый комплекс дифференцированных программ, ориентированных на различные целевые контингенты. Аналогичные отделения на основе разрабатываемой “модели” создаются в Западном и Восточном округах Москвы.

Профессиональный интерес в рассматриваемой области представляет программа медико-психологической помощи несовершеннолетним, их социальной реадаптации и реабилитации. В плане реализации этой программы с 1992 г. функционирует новое по форме учреждение социальной помощи населению - Центр медико-психологической помощи детям и подросткам Юго-Западного округа Москвы с приютом-убежищем при фонде “Нет алкоголизму и наркомании”. Этим учреждением (приютом) предоставляется временное убежище (на срок до б месяцев) детям и подросткам до 16 лет, оказавшимся в кризисной ситуации, с различными формами и степенью тяжести дезадаптации. Приют стал эффективной моделью стационарной службы оказания социальной, медицинской, психологической правовой помощи дезадптированным детям.

Центр медико-психологической помощи детям и подросткам — первый в Москве специализированный приют для детей, убежавших из дома, утративших его по каким-либо причинам / или решивших временно “отделиться” от своих родителей. В приют поступают дети покинутые, брошенные, утратившие семейные и родственные связи, оставшиеся без надзора попечения и крова, бродяжничающие (в том числе задержанные за бродяжничество сотрудниками милиции).

В приют приходят также (преимущественно самостоятельно) дети, оказавшиеся в трудной ситуации в связи с проживанием в конфликтных, дисфункциональных, распадающихся семьях. Речь идет об эмоциональной и социальной депривации в семье, обусловленной тяжелой материальной ситуацией, отсутствием приемлемых бытовых условий, условий для учебы, адекватного общения, наличием тягостной морально-психологической атмосферы — с физическим насилием над детьми (вплоть до нанесения увечий, актов инцеста и т.п.), с вовлечением детей в пьянство, потребление наркотиков, воровство, проституцию, другие противоправные действия. До поступления в приют часть детей состояла на учете в “детских комнатах” милиции. Свое пребывание в приюте они рассматривают прежде всего как способ ухода от конфликтной ситуации, в том числе с правоохранительными органами.

О значимости наркологической проблематики для этих детей убедительно говорит тот факт, что в 98% случаев — это дети из семей “алкоголиков”, т.е. лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом. Характерно, что часто злоупотребляют алкоголем оба родителя или пьют мать и сожитель, а также старшие братья и сестры. В 15% случаев отмечено употребление наркотиков и токсикоманических средств (отдельные эпизоды; в единичных случаях — систематическое употребление транквилизаторов и других психотропных препаратов, иногда — курение гашиша, пробы “маковой соломки”).

Программа социальной и медико-психологической помощи внедряемая в приюте, включает в себя следующие разделы:

1. Комплексное медицинское, психологическое, наркологическое, социальное исследование детей, поступивших в приют.

Проводится клиническая (клинико-психопатологическая, соматоневрологическая) диагностика, оценивается психологический (психолого-поведенческий) статус детей, устанавливаются характеристики их актуального социального модуса. Особое внимание уделяется выявлению и анализу наркологических проблем.

2. Оказание лечебной помощи детям.

В случае обнаружения соматической патологии любого генеза и характера проводится необходимое лечение — как врачом-педиатром приюта и другими его медицинскими работниками, так и врачами специализированных учреждений, обслуживающих территорию Юго-Западного округа Москвы (детские поликлиники, кожно-венерологический диспансер и др.).

3. Оказание социальной помощи детям.

Сотрудниками приюта совместно с представителями правоохранительных органов и общественных организаций выявляются источники и причины социальной дезаптации детей — прежде всего особенности ситуации в семье, а также в окружении ребенка или подростка (дворовая или антисоциальная “компания”), в учебном заведении. Разрабатываются и реализуются меры по коррекции неблагоприятной семейной или учебной ситуации, по “изъятию” ребенка из асоциальных или криминальных групп, по возвращению его — при наличии такой возможности — в семью, по позитивному решению его дальнейшей судьбы в процессе взаимодействия с заинтересованными ведомствами и службами.

4. Разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ психокоррекции, личностной и социальной реадаптации и реабилитации детей.

С каждым ребенком проводится целенаправленная психокоррекционная работа - психотерапевтическая, воспитательная, учебная, спортивно-оздоровительная. Формируются навыки “правильного”, здорового, социально адекватного образа жизни, содержательного и адекватного общения. Ведутся специальные групповые и индивидуальные занятия, включающие простые и ролевые игры, беседы, вовлечение в процессы самообслуживания, само- и взаимопомощи. С детьми ведется при необходимости логопедическая работа, работа по купированию невротических и поведенческих нарушений. Дети включаются — с помощью воспитателей и педагогов близлежащих школ — в учебный процесс. Прицельно разрешаются наркологические проблемы.

5. Разработка рекомендаций для обеспечения непрерывности коррционно-реабилитационных мероприятий при возвращении детей в семью, в учебные и учебно-воспитательные учреждения системы образования.

Штатная структура приюта: директор (психолог), психиатр-нарколог, педиатр, логопед-дефектолог, специалист по социальной работе, а также два психолога, шесть воспитаелей – социо – педагогов, юрист, семь медсестер, шесть младших медицинских работников.

Результаты работы приюта демонстрируют позитивную динамику как личностно-поведенческого статуса детей, так и поведения в отношении употребления табака, алкоголя и других ПАВ. Более 35% детей по собственному желанию вернулись в семьи или были взяты под опеку; 30% помещены в различные детские учреждения. Остальные покинули приют по истечении срока или самовольно. Значительная часть из них повторно возвращалась в приют.

Среди амбулаторных лечебно – реабилитационных заслуживает внимание программа “Зебра’, построенная на принципах так называемых духовно-ориентированных программ “двенадцати шагов”, активно разрабатываемых обществом “Анонимных Алкоголиков» (АА).

Работа в программе “Зебра” включает в себя: терапевтические группы по отдельным «шагам» и различным ключевым вопросам выздоровления больных; лекционные циклы; курсы тренинговых занятий; самостоятельную работу по методическим пособиям; включение в деятельность группы АА; циклы занятий для родных и близких пациентов. В программе семь специалистов по социальной работе, имеющих определенные функциональные обязанности. Работа ведется в малых группах по 6—8 человек с одним постоянным “ведущим”.

Появление новых технологий медико-социальной работы способствовало созданию при департаменте здравоохранения — Москвы в 1995 г. совета по групповой и индивидуальной психотерапии в наркологии. Совет является постоянно действующим общественным консультативным органом и решает задачи популяризации и внедрения в практику духовно-ориентированных методов индивидуальной и групповой лечебно-реабилитационной работы, важнейший компонент которой — выявление и решение социальных проблем больного, его реадаптация и ресоциализация, долговременная социальная помощь и поддержка.

Как отмечают Ю.В. Валентик, О.В. Зыков, М.Г. Цетлин, в настоящее время в России есть предпосылки для формирования эффективной и структурно развитой системы медико-социальной работы в наркологии. К ним относятся наличие социальной направленности работы различных государственных и общественных структур, реальная возможность спонсирования со­циальных программ за счет банковских и производственных средств, имеющийся опыт самофинансирования многих общест­венных благотворительных организаций, достаточно активная финансовая помощь западных филантропов, в том числе через системы целевых инвестиций, и грантов, и, наконец, отечествен­ные традиции оказания помощи бедным и обездоленным.







Date: 2015-07-25; view: 825; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию