Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель подготовки специалиста
Разработка модели подготовки специалиста нового типа представляет собой многоаспектный процесс, результатом которого являются учебные планы и учебные программы, предполагаемая система подготовки кадров, пути планирования и прогнозирования потребности в специалистах. Важнейшей особенностью учебных планов и программ подготовки специалистов в области медико-социальной работы выступает необходимость обеспечения интеграции знаний многих наук. Учитывая особое значение данного вопроса, соответствующие материалы выделены в самостоятельную главу "К вопросу о программно-методическом обеспечении подготовки кадров". Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для медико-социальной работы - сложная задача. Особенностью ее организационно-методических аспектов является отсутствие достаточного опыта подготовки отечественных социальных работников. При этом сделаем уточнение: подготовка социальных работников и социальное образование, о котором в последние годы появилось значительное число публикаций, понятия не тождественные. В России социальное образование формируется достаточно традиционно. Его основу, общую часть для всех учебных заведений по Госстандарту представляют претерпевшие некоторые изменения философия, политология, экономическая теория, социология, психология, политическая история. Новыми в социальном образовании стали такие учебные дисциплины, как демография, антропология, социальная психология, этнология, конфликтология, социальная педагогика, социальная история, теория социальной работы. Активизируется формирование оптимальной структуры социального образования, его дифференциация по профилю вуза и факультетов, по регионам и уровню образования. Таким образом, понятие «социальное образование» в широком смысле характеризуется содержанием обучения наукам об обществе. И только в узком смысле можно рассматривать социальное образование как обучение специалистов для деятельности в сфере социальных отношений. В этом контексте мы рассматриваем и медико-социальную работу. Для создания эффективной профессиональной деятельности специалистов нам представляется необходимым создание четырехуровневой системы подготовки кадров.
Необходимо отметить, что отдельные концептуально не взаимосвязанные между собой элементы такого подхода существуют. Это относится к подготовке персонала младшего и среднего звена социальных работников, готовившихся для работы в рамках системы социального обеспечения населения. Основные положения системы подготовки кадров в рамках предлагаемой концепции медико-социальной работы представляются следующим образом. Первый уровень — подготовка персонала младшего звена. Может осуществляться в средних учебных заведениях с введением нескольких дополнительных дисциплин (факультативных) и организацией практики или в профессиональных училищах. Это начальное медико-социальное образование. Второй уровень — подготовка персонала среднего звена. Предусматривает подготовку на базе среднего образования или переподготовку среднего медицинского персонала по специальной образовательной программе в учебных заведениях типа колледжа или техникума. Это среднее медико-социальное образование. Третий уровень — подготовка персонала высшего звена. На этом уровне осуществляется подготовка специалистов по медико-социальной работе в объеме пятилетнего вузовского образования. Такое обучение может осуществляться на факультетах социальной работы медицинских, гуманитарных или других вузов. В настоящее время нормативно-правовой основой такого вида образовательной деятельности могут являться различные специализации медико-социальной направленности. Подготовка персонала высшего звена может также осуществляться в виде переподготовки врачей по специальным учебным программам. Четвертый уровень — после дипломная подготовка. Этот уровень представляется в виде различных курсов переподготовки и повышения квалификации дипломированных специалистов и преподавателей. Следует отметить, что на данном этапе развития социальной работы в России мы не можем рассматривать аспирантуру или докторантуру как послевузовскую подготовку, ориентированную на медико-социальную работу, так как социальная работа как научная дисциплина в настоящее время не конституирована. Проводимая автором книги и его коллегами работа в части образовательной деятельности дает основание констатировать, что предлагаемая система подготовки кадров для медико-социальной работы начинает функционировать. Это происходит не только на базё учебных заведений, занимающихся подготовкой социальных работников общего профиля. В этом плане представляет интерес, реализуемый в Институте молодежи (г. Москва) образовательный проект по подготовке специалистов по медико-социальной работе по трехлетней учебной программе на базе среднего специального медицинского образования. Дальнейшее развитие сети образовательных учреждений по подготовке кадров для организация медико-социальной помощи населению сопряжено с вопросами планирования и прогнозирования потребности в специалистах по социальной работе. В условиях современного кризиса в России трудно прогнозировать потребность в специалистах на длительную перспективу. Более реальным является составление среднесрочного и краткосрочного прогноза на 2 —3 года, в сочетании с перспективной долгосрочной прогнозной оценкой. В любом случае для разработки краткосрочного прогноза необходимо произвести следующие оценки и анализ: оценку современного состояния и тенденций развития медико-социальных служб независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм; анализ развития инновационных структур медико-социального профиля; оценку размерности норм и нормативов оказания медико-социальных услуг населению; оценку состояния региональной экономики и возможных перспёктив ее развития реальный и ожидаемый в ближайшие два года бюджет и доля, выделяемая на развитие социальных служб, их кадровое обеспечение и др. Проблема научного обоснования потребности в специалистах медико-социального профиля связана прежде всего с динамикой здоровья населения, демографическими показателями и проблемами потребности в медицинских кадрах и общегосударственной кадровой политикой в целом. В формировании потребности в специалистах по медико-социальной работе необходимо учитывать состояние законодательства, регламентирующего условия выхода на пенсию по возрасту; продолжительность рабочего времени и систему регулирования оплаты труда; вопросы занятости населения в различных отраслях экономики; состояние здоровья населения, уровень социальной напряженности в обществе, потребности различных категорий населения в медико-социальной поддержке; источники насыщения отрасли здравоохранения специалистами гуманитарного профиля, уровень насыщаемости специалистами; увязку территориальных и отраслевых принципов планирования подготовки специалистов по социальной работе (медицинские и педагогические вузы, университеты, юридические вузы, кадровые центры и институты народного хозяйства и т.д., которые имеют различную ведомственную подчиненность) и др. Исключительная актуальность проблемы создания в стране научно обоснованной системы социальной защиты населения в условиях становления рыночной экономики предопределяет и необходимость теоретико-методологического осмысления механизма формирования потребности в социальных работниках и системе их подготовки. В целях регламентации деятельности социальных работников по оказанию медико-социальной помощи отдельным контингентам населения одной из наиболее актуальных задач является обоснование необходимой численности специалистов. Этапы проведения научных исследований для осуществления таких расчетов, как правило, должны включать:
Общие методические подходы к расчету численности должностей специалистов по социальной работе приводятся в сборнике «Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка». Этот расчет проводится обычно на региональном уровне, так как централизованным путем практически невозможно определить распространенность тех или иных ситуаций в районе деятельности конкретного учреждения и потребность семей или индивидуумов в социальной помощи. В научно-методической литературе даются краткие характеристики расчетов потребности в специалистах по трем основным методам: метод насыщенности или штатно-номенклатурный метод; метод удельной численности; метод нормативов обслуживания. Кроме того, можно использовать методы экстраполяции, экспертного прогнозирования и методы моделирования. Предлагаемые подходы ориентируют на создание точных методик расчетов потребности в специалистах по медико-социальной работе для различных регионов и для отдельных сфер медицины и здравоохранения. Представляется, что изложенные подходы по этим вопросам в ближайшие годы найдут свое развитие, они будут в определенной степени отражать уровень социальной направленности проводимых реформ.
Date: 2015-07-25; view: 1538; Нарушение авторских прав |