Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель подготовки специалиста





 

Разработка модели подготовки специалиста нового типа представляет собой многоаспектный процесс, результатом кото­рого являются учебные планы и учебные программы, предпола­гаемая система подготовки кадров, пути планирования и прогно­зирования потребности в специалистах.

Важнейшей особенностью учебных планов и программ под­готовки специалистов в области медико-социальной работы вы­ступает необходимость обеспечения интеграции знаний многих наук. Учитывая особое значение данного вопроса, соответству­ющие материалы выделены в самостоятельную главу "К вопро­су о программно-методическом обеспечении подготовки кад­ров".

Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для медико-социальной работы - сложная задача. Особенностью ее организационно-методических аспек­тов является отсутствие достаточного опыта подготовки отече­ственных социальных работников. При этом сделаем уточнение: подготовка социальных работников и социальное образование, о котором в последние годы появилось значительное число пуб­ликаций, понятия не тождественные.

В России социальное образование формируется достаточно традиционно. Его основу, общую часть для всех учебных заведений по Госстандарту представляют претерпевшие некоторые из­менения философия, политология, экономическая теория, со­циология, психология, политическая история. Новыми в соци­альном образовании стали такие учебные дисциплины, как де­мография, антропология, социальная психология, этнология, конфликтология, социальная педагогика, социальная история, теория социальной работы. Активизируется формирование оптимальной структуры социального образования, его дифференциация по профилю вуза и факультетов, по регионам и уровню образования.

Таким образом, понятие «социальное образование» в широком смысле характеризуется содержанием обучения наукам об обществе. И только в узком смысле можно рассматривать социальное образование как обучение специалистов для деятельности в сфере социальных отношений. В этом контексте мы рассматриваем и медико-социальную работу.

Для создания эффективной профессиональной деятельности специалистов нам представляется необходимым создание четырехуровневой системы подготовки кадров.

  1. Подготовка для медико-социальной работы персонала младшего звена.
  2. Подготовка для медико-социальной работы персонала среднего звена.
  3. Подготовка для медико-социальной работы персонала высшего звена (специалистов).
  4. Последипломное образование.

Необходимо отметить, что отдельные концептуально не взаимосвязанные между собой элементы такого подхода существуют. Это относится к подготовке персонала младшего и среднего звена социальных работников, готовившихся для работы в рамках системы социального обеспечения населения.

Основные положения системы подготовки кадров в рамках предлагаемой концепции медико-социальной работы представляются следующим образом.

Первый уровень — подготовка персонала младшего звена. Может осуществляться в средних учебных заведениях с введением нескольких дополнительных дисциплин (факультативных) и организацией практики или в профессиональных училищах. Это начальное медико-социальное образование.

Второй уровень — подготовка персонала среднего звена. Предусматривает подготовку на базе среднего образования или переподготовку среднего медицинского персонала по специальной образовательной программе в учебных заведениях типа колледжа или техникума. Это среднее медико-социальное образование.

Третий уровень — подготовка персонала высшего звена. На этом уровне осуществляется подготовка специалистов по медико-социальной работе в объеме пятилетнего вузовского образования. Такое обучение может осуществляться на факультетах социальной работы медицинских, гуманитарных или других вузов. В настоящее время нормативно-правовой основой такого вида образовательной деятельности могут являться различные специализации медико-социальной направленности. Подготовка персонала высшего звена может также осуществляться в виде переподготовки врачей по специальным учебным программам.

Четвертый уровень — после дипломная подготовка. Этот уровень представляется в виде различных курсов переподготовки и повышения квалификации дипломированных специалистов и преподавателей.

Следует отметить, что на данном этапе развития социальной работы в России мы не можем рассматривать аспирантуру или докторантуру как послевузовскую подготовку, ориентированную на медико-социальную работу, так как социальная работа как научная дисциплина в настоящее время не конституирована.


Проводимая автором книги и его коллегами работа в части образовательной деятельности дает основание констатировать, что предлагаемая система подготовки кадров для медико-социальной работы начинает функционировать. Это происходит не только на базё учебных заведений, занимающихся подготовкой социальных работников общего профиля. В этом плане представляет интерес, реализуемый в Институте молодежи (г. Москва) образовательный проект по подготовке специалистов по медико-социальной работе по трехлетней учебной программе на базе среднего специального медицинского образования.

Дальнейшее развитие сети образовательных учреждений по подготовке кадров для организация медико-социальной помощи населению сопряжено с вопросами планирования и прогнозирования потребности в специалистах по социальной работе.

В условиях современного кризиса в России трудно прогнозировать потребность в специалистах на длительную перспективу. Более реальным является составление среднесрочного и краткосрочного прогноза на 2 —3 года, в сочетании с перспективной долгосрочной прогнозной оценкой.

В любом случае для разработки краткосрочного прогноза необходимо произвести следующие оценки и анализ:

оценку современного состояния и тенденций развития медико-социальных служб независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм;

анализ развития инновационных структур медико-социального профиля;

оценку размерности норм и нормативов оказания медико-социальных услуг населению;

оценку состояния региональной экономики и возможных перспёктив ее развития реальный и ожидаемый в ближайшие два года бюджет и доля, выделяемая на развитие социальных служб, их кадровое обеспечение и др.

Проблема научного обоснования потребности в специалистах медико-социального профиля связана прежде всего с динамикой здоровья населения, демографическими показателями и проблемами потребности в медицинских кадрах и общегосударственной кадровой политикой в целом.

В формировании потребности в специалистах по медико-социальной работе необходимо учитывать состояние законодательства, регламентирующего условия выхода на пенсию по возрасту; продолжительность рабочего времени и систему регулирования оплаты труда; вопросы занятости населения в различных отраслях экономики; состояние здоровья населения, уровень социальной напряженности в обществе, потребности различных категорий населения в медико-социальной поддержке; источники насыщения отрасли здравоохранения специалистами гуманитарного профиля, уровень насыщаемости специалистами; увязку территориальных и отраслевых принципов планирования подготовки специалистов по социальной работе (медицинские и педагогические вузы, университеты, юридические вузы, кадровые центры и институты народного хозяйства и т.д., которые имеют различную ведомственную подчиненность) и др.

Исключительная актуальность проблемы создания в стране научно обоснованной системы социальной защиты населения в условиях становления рыночной экономики предопределяет и необходимость теоретико-методологического осмысления механизма формирования потребности в социальных работниках и системе их подготовки.


В целях регламентации деятельности социальных работников по оказанию медико-социальной помощи отдельным контингентам населения одной из наиболее актуальных задач является обоснование необходимой численности специалистов. Этапы проведения научных исследований для осуществления таких расчетов, как правило, должны включать:

  1. Медико-социальную характеристику обслуживаемого контингента (семьи, инвалиды, пожилые и т.д.).
  2. Медико-социальную оценку сложных жизненных ситуаций и проблем.
  3. Анализ факторов, предопределяющих остроту и сложность проявления имеющейся стрессовой ситуации.
  4. Выявление и осмысление основных факторов, препятствующих успешной деятельности специалистов по социальной работе.
  5. Обоснование форм, методов, масштабов и тактики социальной работы: определение численности нуждающегося контингента, форм предупреждения и решения проблем.
  6. Определение объема необходимых ресурсов для проведения медико-социальной работы как среди населения, так и в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования и др.

Общие методические подходы к расчету численности должностей специалистов по социальной работе приводятся в сборнике «Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка». Этот расчет проводится обычно на региональном уровне, так как централизованным путем практически невозможно определить распространенность тех или иных ситуаций в районе деятельности конкретного учреждения и потребность семей или индивидуумов в социальной помощи.

В научно-методической литературе даются краткие характеристики расчетов потребности в специалистах по трем основным методам: метод насыщенности или штатно-номенклатурный метод; метод удельной численности; метод нормативов обслуживания. Кроме того, можно использовать методы экстраполяции, экспертного прогнозирования и методы моделирования.

Предлагаемые подходы ориентируют на создание точных методик расчетов потребности в специалистах по медико-социальной работе для различных регионов и для отдельных сфер медицины и здравоохранения. Представляется, что изложенные подходы по этим вопросам в ближайшие годы найдут свое развитие, они будут в определенной степени отражать уровень социальной направленности проводимых реформ.

 







Date: 2015-07-25; view: 1538; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию