Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паспорт специалиста — общие требования и специальные функции





 

Разработка паспорта специалиста предполагает: во-первых, уяснение личностных качеств специалиста, определение его знаний и умения, которые должны быть развиты в процессе его профессиональной подготовки независимо от типа социального работника; во-вторых, определение круга его должностных обязанностей, вычленение специальных функций медико-социальной работы. При этом, как отмечает Л.В. Топчий, не должно быть подмены видов и задач профессиональной деятельности должностными обязанностями; приоритет первых условий по отношению ко вторым очевиден.

При определении качеств личности социального работника с высшим образованием необходимо учитывать показатели, которые характеризуют уровень интеллектуального, общекультурного и нравственного потенциала личности. Сегодня велика потребность в гуманистических и общегуманитарных качествах, высокой политической культуре и гражданственности. В обобщенной форме профессия социального работника предстает как социальная специализированная деятельность, объективно необходимая для функционирования государственно-общественной системы социальной помощи различным категориям населения.

По мнению Е.И. Холостовой, социальный работник должен:

  • иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики, законодательства, информатики;
  • обладать высокой общей культурой;
  • владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;
  • обладать определенной социальной приспособленностью;
  • иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну;
  • обладать эмоциональной устойчивостью, уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным;
  • уметь принимать решения в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Общие требования, сформулированные Е.И. Холостовой к социальным работникам, являются необходимыми и по отношению к специалистам в области медико-социальной работы.

Профессиограмма социального работника требует высоких стандартов поведения и профессионализма, особенно в плане самоконтроля, стрессоустойчивости, коммуникабельности.

Таким образом, в своей повседневной практике социальный работник базируется на: 1) официальных, легитимных полномочиях; 2) конкретном должностном и социальном статусе; 3) профессиональной и личной репутации; 4) знаниях, умениях, навыках, опыте; 5) личной привлекательности, обаянии, технике общения, наличии харизматических данных и т.п.

Министерствам и ведомствам, заинтересованным в вовлечении социальных работников в деятельность своих учреждений, предстоит сложная работа по созданию профильных тарифно-квалификационных характеристик должностей специалистов по медико-социальной работе. При разработке таких характеристик в конкретных областях медицины рекомендуем пользоваться следующими обобщенными критериями компетентности социального работника общего профиля.

Специалист должен уметь:

  • идентифицировать и оценить ситуации в тех случаях, когда требуется начать, усилить, восстановить, защитить или закончить отношения между людьми и социальными институтами;
  • развить план и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых и адекватных рубежей;
  • усилить способности человека к решению проблем, преодолению стресса, способности к развитию;
  • связать людей с системами, которые обеспечивают ресурсами, услугами и возможностями;
  • эффективно вмешиваться в решение проблем дискриминируемых и уязвимых групп от их имени;
  • способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;
  • активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и адекватными запросам потребителей;
  • оценить степень достижения цели планируемого вмешательства;
  • постоянно оценивать собственный профессиональный рост путем анализа поведения и навыков;
  • содействовать усовершенствованию службы, развивая базу профессиональных знаний и поддерживая стандарты и этические нормы профессии.

В каждой многопрофильной профессии происходит закономерный процесс — определение границ своей профессиональной сферы, своей максимальной и продуктивной компетенции, т.е. выбора более узкой, конкретной специализации. Это имеет место и в сфере социальной работы, причем “признается”, что фактическая специализация вскоре станет формальным требованием.

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места, он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию.

Проблема здоровья — это глобальная проблема, неотъемлемая о других проблем человека. Она возникает в момент его рождения и изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и при болезни. В личностном плане здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее ее антипод. Здоровье не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека».

Здоровье человека является предметом изучения многих естественных и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии. Изучение основ здоровья - это в большей степени медико-биологический аспект. И все же необ­ходимо помнить, что хотя все медицинские доктрины в своей ос­нове имели две взаимосвязанные цели - сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о бо­лезнях. Человек связан с отношениями в обществе и его соци­альной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здо­ровья без учета широкого спектра социальных факторов. На­помним, что по данным зарубежных и отечественных исследова­телей здоровье человека на 50% зависит от образа жизни.

Деятельность социальных работников характеризуется, по меньшей мере, тремя подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функ­ций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация и адвокатирование. Применение того или иного подхо­да определяет различные ролевые позиции, цели и методы дей­ствия. В кратком изложении дифференциация деятельности со­циальных работников выглядит следующим образом.

Воспитательный подход позволяет социальному работнику выступать в роли учителя, консультанта, эксперта: давать сове­ты, обучать навыкам, моделированию и демонстрации правиль­ного поведения, устанавливать обратную связь, применять роле­вые игры как метод обучения.

Фасилитативный подход выполняет роль пособника или по­мощника, сторонника или посредника в преодолении проблем­ной дезорганизации личности. Он нацелен на интерпретацию по­ведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, мобилизацию внутренних ре­сурсов.

Адвокативный подход применяется в тех случаях, когда со­циальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов. Используя та­кой подход, социальный работник оказывает помощь в выдви­жении усиленной аргументации, подборе документально обосно­ванных обвинений и т.п.

Для специалиста по социальной работе профессиональная деятельность не самоцель, она - средство решения конкретных задач, главными среди которых остаются специальные междис­циплинарные взаимосвязи, обуславливающие содержание и ме­тоды социальной работы. В то же время методы социальной ра­боты определяются спецификой субъекта этой работы. Вместе с врачами, психологами, юристами, педагогами социаль­ный работник участвует в решении проблем отдельной личности или социальной группы. Это в полной мере относится и к такой специфической сфере профессиональной деятельности как ме­дико-социальная работа.

Как было отмечено в начале главы, вторая важнейшая со­ставляющая паспорта специалиста - определение его должност­ных обязанностей, специальных функций, которые он выполня­ет на уровне профессионального дипломированного работника.

Проведенный анализ данных научной литературы позволил систематизировать обширный перечень функций специалистов, которые в разной мере и разном объеме участвуют в оказании медико-социальной помощи различным группам населения, и со­ставить в соответствии с предложенной нами концепцией обоб­щенный перечень специальных функций, объединив их в три группы: медико-ориентированные, социально ориентированные и интегративные.

Медико-ориентированные функции:

организация медицинской помощи и ухода за больными;

оказание медико-социальной помощи семье;

медико-социальный патронаж различных групп;

оказание медико-социальной помощи хроническим боль­ным;

организация паллиативной помощи умирающим;

предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности;

санитарно-гигиеническое просвещение;

клиента о его правах на медико-социаль­ную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем нуждающегося.

Социально ориентированные функции:

обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

представление в органах власти интересов лиц, нуждающих­ся в медико-социальной помощи;

содействие в предупреждении общественно опасных дейст­вий;

оформление опеки и попечительства;

участие в проведении, социально-гигиенического монито­ринга;

участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения;

обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам их здоровья;

информирование клиентов о льготах, пособиях и других ви­дах социальной защиты;

содействие клиентам в решении социально-бытовых и жи­лищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;

семейное консультирование и семейная психокоррекция;

психотерапия, психическая саморегуляция;

коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков.

Интегративные функции:

комплексная оценка социального статуса клиента;

содействие выполнению профилактических мероприятий со­циально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и тер­риториальном уровнях;

формирование установок клиента, группы, населения на здо­ровый образ жизни;

планирование семьи;

проведение медико-социальной экспертизы;

осуществление медицинской, социальной и профессиональ­ной реабилитации инвалидов;

проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, геронтологии, хирургии и других областях клиниче­ской медицины;

содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфек­ции и обеспечение социальной защиты инфицированных и чле­нов их семей;

социально-правовое консультирование;

организация терапевтических сообществ само- и взаимопо­мощи реабилитационного, психолого-педагогического, социаль­но-правового характера;

участие в разработке комплексных программ медико-соци­альной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

обеспечение преемственности при взаимодействии специали­стов смежных профессий в решении проблем клиентов.

Предложенная функциональная характеристика специали­ста по медико-социальной работе дает возможность пользовать­ся ею при разработке нормативных документов по социальной работе в различных областях здравоохранения и социальной за­щиты населения. При этом, по мнению некоторых исследовате­лей, ее можно использовать в качестве единого методического подхода, что является особенно важным на этапе утверждения ведомственных приказов, инструкций и других нормативных до­кументов.

По мере расширения практики социальной работы в здраво­охранении и научных исследований по данной проблеме специ­альные функции, равно, как и должностные обязанности специ­алистов, будут уточняться, конкретизироваться, что поможет дальнейшему формированию нормативной базы нового вида де­ятельности.

Date: 2015-07-25; view: 1340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию