Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Паспорт специалиста — общие требования и специальные функции
Разработка паспорта специалиста предполагает: во-первых, уяснение личностных качеств специалиста, определение его знаний и умения, которые должны быть развиты в процессе его профессиональной подготовки независимо от типа социального работника; во-вторых, определение круга его должностных обязанностей, вычленение специальных функций медико-социальной работы. При этом, как отмечает Л.В. Топчий, не должно быть подмены видов и задач профессиональной деятельности должностными обязанностями; приоритет первых условий по отношению ко вторым очевиден. При определении качеств личности социального работника с высшим образованием необходимо учитывать показатели, которые характеризуют уровень интеллектуального, общекультурного и нравственного потенциала личности. Сегодня велика потребность в гуманистических и общегуманитарных качествах, высокой политической культуре и гражданственности. В обобщенной форме профессия социального работника предстает как социальная специализированная деятельность, объективно необходимая для функционирования государственно-общественной системы социальной помощи различным категориям населения. По мнению Е.И. Холостовой, социальный работник должен:
Общие требования, сформулированные Е.И. Холостовой к социальным работникам, являются необходимыми и по отношению к специалистам в области медико-социальной работы. Профессиограмма социального работника требует высоких стандартов поведения и профессионализма, особенно в плане самоконтроля, стрессоустойчивости, коммуникабельности. Таким образом, в своей повседневной практике социальный работник базируется на: 1) официальных, легитимных полномочиях; 2) конкретном должностном и социальном статусе; 3) профессиональной и личной репутации; 4) знаниях, умениях, навыках, опыте; 5) личной привлекательности, обаянии, технике общения, наличии харизматических данных и т.п. Министерствам и ведомствам, заинтересованным в вовлечении социальных работников в деятельность своих учреждений, предстоит сложная работа по созданию профильных тарифно-квалификационных характеристик должностей специалистов по медико-социальной работе. При разработке таких характеристик в конкретных областях медицины рекомендуем пользоваться следующими обобщенными критериями компетентности социального работника общего профиля. Специалист должен уметь:
В каждой многопрофильной профессии происходит закономерный процесс — определение границ своей профессиональной сферы, своей максимальной и продуктивной компетенции, т.е. выбора более узкой, конкретной специализации. Это имеет место и в сфере социальной работы, причем “признается”, что фактическая специализация вскоре станет формальным требованием. Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места, он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья». Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому социальная работа рассматривается как деятельность, родственная врачеванию. Проблема здоровья — это глобальная проблема, неотъемлемая о других проблем человека. Она возникает в момент его рождения и изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и при болезни. В личностном плане здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее ее антипод. Здоровье не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека». Здоровье человека является предметом изучения многих естественных и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии. Изучение основ здоровья - это в большей степени медико-биологический аспект. И все же необходимо помнить, что хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели - сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Напомним, что по данным зарубежных и отечественных исследователей здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Деятельность социальных работников характеризуется, по меньшей мере, тремя подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация и адвокатирование. Применение того или иного подхода определяет различные ролевые позиции, цели и методы действия. В кратком изложении дифференциация деятельности социальных работников выглядит следующим образом. Воспитательный подход позволяет социальному работнику выступать в роли учителя, консультанта, эксперта: давать советы, обучать навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливать обратную связь, применять ролевые игры как метод обучения. Фасилитативный подход выполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемной дезорганизации личности. Он нацелен на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, мобилизацию внутренних ресурсов. Адвокативный подход применяется в тех случаях, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов. Используя такой подход, социальный работник оказывает помощь в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений и т.п. Для специалиста по социальной работе профессиональная деятельность не самоцель, она - средство решения конкретных задач, главными среди которых остаются специальные междисциплинарные взаимосвязи, обуславливающие содержание и методы социальной работы. В то же время методы социальной работы определяются спецификой субъекта этой работы. Вместе с врачами, психологами, юристами, педагогами социальный работник участвует в решении проблем отдельной личности или социальной группы. Это в полной мере относится и к такой специфической сфере профессиональной деятельности как медико-социальная работа. Как было отмечено в начале главы, вторая важнейшая составляющая паспорта специалиста - определение его должностных обязанностей, специальных функций, которые он выполняет на уровне профессионального дипломированного работника. Проведенный анализ данных научной литературы позволил систематизировать обширный перечень функций специалистов, которые в разной мере и разном объеме участвуют в оказании медико-социальной помощи различным группам населения, и составить в соответствии с предложенной нами концепцией обобщенный перечень специальных функций, объединив их в три группы: медико-ориентированные, социально ориентированные и интегративные. Медико-ориентированные функции: организация медицинской помощи и ухода за больными; оказание медико-социальной помощи семье; медико-социальный патронаж различных групп; оказание медико-социальной помощи хроническим больным; организация паллиативной помощи умирающим; предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности; санитарно-гигиеническое просвещение; клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем нуждающегося. Социально ориентированные функции: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи; содействие в предупреждении общественно опасных действий; оформление опеки и попечительства; участие в проведении, социально-гигиенического мониторинга; участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения; обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам их здоровья; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат; семейное консультирование и семейная психокоррекция; психотерапия, психическая саморегуляция; коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков. Интегративные функции: комплексная оценка социального статуса клиента; содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях; формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни; планирование семьи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, геронтологии, хирургии и других областях клинической медицины; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально-правовое консультирование; организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов. Предложенная функциональная характеристика специалиста по медико-социальной работе дает возможность пользоваться ею при разработке нормативных документов по социальной работе в различных областях здравоохранения и социальной защиты населения. При этом, по мнению некоторых исследователей, ее можно использовать в качестве единого методического подхода, что является особенно важным на этапе утверждения ведомственных приказов, инструкций и других нормативных документов. По мере расширения практики социальной работы в здравоохранении и научных исследований по данной проблеме специальные функции, равно, как и должностные обязанности специалистов, будут уточняться, конкретизироваться, что поможет дальнейшему формированию нормативной базы нового вида деятельности.
|