Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опричнина (1565-1572 гг.)⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
А. Содержание опричнины. Серьезнейшим испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина, объявленная Иваном IV в январе 1565 г. Ее введению предшествовало падение правительства Избранной рады и расхождение входивших в нее князей и бояр с царем по вопросам внешней политики. А. Ф.Адашев, руководивший деятельностью Избранной рады, полагал, что Россия должна завершить свою историческую миссию по ликвидации татарских царств и сосредоточить основные усилия на борьбе с Крымским ханством. Иван IV, напротив, был убежден в необходимости укрепления России на берегах Балтики, даже ценой войны с коалицией европейских держав. За спорами по вопросам внешней политики скрывались более глубокие разногласия, связанные с различными представлениями в верхах русского общества о путях централизации государства. Княжеско-боярская аристократия высказывалась за продолжение реформ в духе Избранной рады, ведущих к упрочению сословно-представительной монархии при доминировании Боярской думы. Иван IV предпочитал иной путь централизации, направленной на усиление его единоличной власти. Наиболее последовательно мысль о единовластии была выражена Иваном IV в его переписке-полемике с князем-боярином А. М. Курбским. Отвечая князю на обвинения в несправедливом отношении царя к боярам, Грозный с редкой откровенностью и резкостью отверг все притязания на власть «лоббируемой» Курбским боярской олигархии, заявив, что московские «княжата» являются простыми подданными монарха, которых у него «не одно сто». Иван Грозный уже без всякой двусмысленности заявлял: «русские самодержцы изначально сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи, «кто тебя поставил судьей надо мной». Непосредственным поводом к учреждению опричнины послужили измена и бегство в Литву князя А. М. Курбского, являвшегося царским наместником в Юрьеве (Ливония). В декабре 1564 г. Иван IV неожиданно покинул Москву и обосновался в укрепленной резиденции в Александровской слободе. В январе 1565 г. он направил в столицу две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, Иван IV обвинил московские верхи - бояр, духовенство, приказных людей - в измене и сообщил о нежелании быть у них царем. Во второй грамоте, обращенной к простым людям, царь подчеркивал, что его гнев на них не распространяется. Под угрозой отречения от престола и провоцирования столкновения посада с боярством Иван IV добился от Боярской думы согласия на разделение государства на две части: опричнину, т. е. государев удел (как особо выделенное, принадлежащее царю владение, своего рода личный царский «удел»), и земщину, управлявшуюся Боярской думой и приказами. Иван Грозный перешел к новой политике - политике опричного террора, что по сути своей означало государственный переворот. Реформы были прерваны. Введение опричнины сопровождалось опалами и казнями заподозренных в измене бояр. Любое проявление недовольства расценивалось как крамола и жестоко подавлялось. Большинство членов Избранной рады подверглось репрессиям, был удален из Москвы протопоп Сильвестр, являвшийся до опалы, по свидетельству источников, настоящим временщиком при царе, сослан, а затем казнен другой царский любимец Адашев. Осенью 1568 г. был обезглавлен руководитель земской Боярской думы И. П. Федоров, тогда же был лишен сана, а позднее собственноручно задушен Малютой Скуратовым Митрополит Филипп, осмелившийся выступить с осуждением опричного террора. В 1569 г. был умерщвлен вместе с семьей двоюродный брат царя князь Владимир Старицкий, владетель последнего удела на территории Российского государства. Вскоре террор обрушился и на самих опричников: в 1570-1571 гг. были казнены организаторы опричнины А. Д. Басманов, А И. Вяземский, М. Т. Черкасский. В опричнину Иван IV включил наиболее важные в стратегическом отношении и экономически развитые земли. Из опричнины в земщину были выселены бояре и на их земли поселялись дворяне, входившие в опричное войско. Содержать его должно было население земщины, облагавшееся огромным по тем временам денежным налогом - 100 тыс. руб. Параллельно с земщиной в опричнине сформировалась собственная система управления: государев двор и дворцовые приказы. Земские приказы вскоре оказались в подчинении опричных приказов. Лишь после разгрома опричного войска крымским ханом Девлет-Гиреем Иван Грозный отменил деление страны на опричнину и земщину. Формально опричнина была отменена в 1572 г. В 1575 г. Иван IV попытался возродить опричнину в несколько измененном виде. Он отказался от царского титула и назначил «великим князем всея Руси» крещенного татарского царевича из рода Чингизидов Симеона Бекбулатовича. Через год, в 1576 г., Иван IV вернул себе царский трон. Впрочем, все это время реальная власть не выходила из рук Ивана Грозного. Б. Причины и сущность опричнины: 1) случайные, бессвязные мероприятия, обусловленные сумасбродством царя Н. М. Карамзин - проявление злой воли царя-маньяка. 2) вызвана государственными изменами (по мнению Ивана Грозного) и направлена против конкретных лиц, а не порядка – политически бесцельна 3) стремление царя установить режим личной, ничем не ограниченной власти – борьба с удельным сепаратизмом, против потомства удельных князей и имела целью отнять у них традиционные права и преимущества. Отразила противоречия царя (за абсолютную власть) и Избранной Рады (представляли интересы удельных князей). - борьба с боярством в интересах дворянства – опоры самодержавия и централизации. Для этого - подрыв экономических и политических позиций боярства, церкви и других крупных вотчинников. Разрыв царя со своим правительством произошел из-за амбиций членов Избранной рады, стремившихся укрепить свое влияние на дела рядом постановлений и обычаев, неудобных для московских самодержцев. Состоявшая из потомков удельных князей - княжат Избранная рада, как считают сторонники этой точки зрения, была орудием удельно-княжеской политики, отстаивала ее интересы и должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с московским царем, осознающим свое полновластие. Иван Грозный в полемике с Курбским недвусмысленно намекал опальному князю, какие цели, по его мнению, преследовали эти люди, «тайно» от него совещавшиеся о мирских, т. е. государственных делах. Они не только, по его выражению, самовольно и противозаконно, «ветру подобно», как Сильвестр, раздавали саны и вотчины, но и стали «снимать власть» с самого царя, противопоставляя ему бояр и «княжат». 4) стремление царя форсировать события и провести ускоренную централизацию страны чрезвычайными методами. В новейших исследованиях утверждается не лишенная оснований точка зрения, согласно которой в правление Ивана Грозного столкнулись две противоположные концепции централизации. Московского государя не устраивало не столько содержание, сколько темп проводимых Избранной радой структурных преобразований. Стремясь подавить реальную и воображаемую оппозицию бояр и удельных «княжат», царь выбрал путь ускоренной централизации страны. Однако в этой политике изначально было заложено глубокое противоречие, нарастание которого привело сначала к острейшему государственному кризису в России, а затем ввергло страну в катастрофический по своим последствиям длительный период Смуты. Суть этого противоречия состояла в том, что взяв курс на форсированную централизацию в стране, где еще не были созданы необходимые экономические и социальные предпосылки для строительства централизованного государства, московский царь вынужден был опираться преимущественно на принуждение и силу, встать на путь террора. Так в России было всегда, когда власть свою действительную слабость и нежелание (или неспособность) заниматься кропотливой работой по созданию государственного аппарата пыталась заменить силовыми методами управления. В. Последствия опричнины. 1) Окончательное утверждение в Московском государстве неограниченной власти монарха, отношений подданства, деспотического самодержавия, сопровождавшегося беспрецедентным попранием прав личности, подавлением всякого проявления независимой мысли и свободы во всех слоях русского общества, что превращало людей независимо от социального положения в холопов самодержавия. Террористические методы осуществления опричнины породили систему всеобщего страха перед властью, подорвали сословно-представительные начала в управлении. 2) Ослабление боярства (из 43 членов Боярской Думы казнено-19, пострижено в монахи – 3), укрепление дворянства, чиновничества. 3) Окончательно утрачена альтернатива европейской модели развития государственности. 4) Опричнина способствовала централизации государства, ликвидация пережитков удельной системы. 5) Разразившийся уже в 70-80-е гг. XVI в. тяжелейший экономический кризис, вызванный разорением (в связи с опричным террором) значительной территории страны. Огромные человеческие жертвы (около 40 т. чел. уничтожено) Вывод: опричнина ослабила государство и способствовала наступлению Смутного времени на рубеже XVI-XVII вв. Date: 2015-07-25; view: 1298; Нарушение авторских прав |