Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые общегосударственные ведомства Дворец, Казна
↓ «Приказ» (буквально приказ, разовое поручение по осуществлению отдельных функций, поручалось боярам, дьякам) ↓ «Путь» (постоянное поручение, «отрасль» управления, возглавляли путные бояре)) ↓ «Изба» (канцелярия) ↓ Приказ (центральное отраслевое государственное учреждение) В конце XV - начале ХVI в. формируются первые общегосударственныe органы управления - ведомства. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчиной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя. Во главе Дворца стоял дворецкий, ведавший княжеским хозяйством и оказывавший большое влияние на решение общегосударственных дел. Ему подчинялись другие дворовые слуги, по большей части вышедшие из среды старомосковского нетитулованного боярства, служилых людей, а также удельных князей, утративших суверенные права и свои вотчины. Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. Ряд важных отраслей государственного управления находился в ведении казначея и возглавляемой им Казны. Западные источники именуют его канцлером, подчеркивая тем самым его положение в системе управления Московского государством. Казначей был не только хранителем великокняжеской казны и архива, он также ведал государственной печатью, управлял ямскими и поместными делами, руководил вместе с князем внешней политикой. Формирование приказов. Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» специальные учреждения (своего рода отрасли управления), ведавшие различными отраслями хозяйства великого князя - «путями»: конюший воз, коневодство (путь конюший), ловчий - княжескую охоту (путь ловчий), чашник - бортное хозяйство (путь чашничий) и т.п. Стоявшие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе, примерно к середине XVI в., возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. К середине XVI в. появляется слой профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство – дьяки и подьячие, которые по мере развития государственной администрации стали играть самостоятельную и все более значительную роль в государственных делах. Выходцы из низших сословий русского общества, поповичей и даже холопов, выполнявшие в условиях удельной Руси канцелярские функции при боярах-управленцах, княжеские дьяки. Г. Эволюция местного управления. 1) До XV в. управление на местах по-прежнему находилось в руках княжеских наместников и волостелей, которые осуществляли на подведомственной территории административно-полицейские, судебные и военные функции. Их деятельность регламентировалась специальными уставными грамотами, выдаваемыми местному населению. Сохранялась система местного управления – кормления. Корма вносились не отдельными лицами, а различными общностями - крестьянскими общинами, корпорациями купцов и посадских людей и т. д. При вступлении княжеского представителя в должность население платило ему «въезжий корм». Кроме того, кормленщик трижды в год (на Рождество, Пасху и Петров день) получал «праздничный корм». Корм давался натурой (хлеб, мясо, сукно, ремесленные изделия и т.д.), для лошадей кормленщиков поставлялись овес и сено. В отличие от кормов пошлины уплачивались отдельными лицами. Кормленщики собирали в свою пользу судебные, таможенные, свадебные, за клеймение лошадей и прочие виды пошлин. 2) Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы - Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Date: 2015-07-25; view: 11154; Нарушение авторских прав |