Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменения в гocударственно-политической идеологии верховной власти
Постепенно великокняжеская власть (затем царская) окружает себя особым ореолом, возвышавшим ее над остальным обществом. Первоначально это выражалось лишь внешне: в новых титулах, в дипломатической практике, в новых придворных церемониях. - появляются новые титулы: государь всея Руси, царь, самодержец. После присоединения Твери к Москве Иван III именует себя в официальных дипломатических документах «государем всея Руси», а иногда и «царем» (последний титул использовался в сношениях с Ливонским орденом и небольшими немецкими княжествами). В политическом лексиконе начинает употребляться термин «самодержец». С 1547 г.- царь - идеологическое обоснование власти, ее божественного характера, придание власти сакрального смысла. Сначала в дипломатической переписке, а затем и государственном праве Московского государства появляется новая формула «Божией милостью государь». На символическом уровне священность власти московского государя была закреплена в таинстве венчания на царство, совершавшимся патриархом (митрополитом или собором иерархов) возложением на царя короны (венца) и барм, вручением скипетра, державы и сопровождавшимся облачением в порфиру и произнесением символа веры. Высокое положение монарха получает идеологическое обоснование в «Сказании о князьях Владимирских», в котором родословная московских государей выводилась от римского императора Августа, и в политико-религиозной доктрине «Москва - третий Рим» (особая роль Московского государства как центра православия, «Третьего Римом» и «последнего православного царства), сформулированной старцем псковского Елизарова монастыря Филофеем. В его посланиях великому князю Василию III последний именуется «богоизбранным, боговенчанным, высокопрестольнейшим и вседержавным». Фактор. Эти перемены были обусловлены двумя событиями, имевшими мировое значение: падением Золотой Орды и крушением Византийской империи. Освободившись от двойной мости - монгольских ханов и греческих «царей», русские князья почувствовали себя не только самостоятельными, но и самодостаточными, призванными самой судьбой и историей принять на себя роль преемников римских кесарей и помазанников их на земле. - утверждение при дворе особого церемониала (заимствован из Византии). В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора - Софии Палеолог. Этот брак способствовал дальнейшему укреплению великокняжеской власти. При дворе стал утверждаться заимствованный из Византии пышный и торжественный церемониал, который лишний раз должен был подчеркнуть новое положение великого князя, его огромное превосходство над княжеско-боярской аристократией. - начинает складываться национально - государственная символика. С конца XV в. на печатях московского князя появляется двуглавый орел, по мнению большинства историков, также заимствованный из Византии и являвшийся, по мнению ученых, общехристианским символом единства светской и духовной власти. Некоторые ученые - Н. П.Лихачев, Н.А. Соболева, Г.Алеф и др. - отрицают византийское происхождение российского двуглавого орла, полагая, что он пришел на Русь из Священной Римской империи. Date: 2015-07-25; view: 489; Нарушение авторских прав |