Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменение роли церкви в отношениях с государством
В течение длительного времени церковь являлась одним из институтов социального контроля, оказывавшим значительное влияние на верховную власть, выступала духовным противовесом всемогуществу государства. С середины XVI в. царская власть стремится ограничить возможности Церкви и подчинить ее государству. 5) Общая тенденция к усилению авторитарного характера власти до установления самодержавной формы правления и деспотического характера власти в едином государстве к концу XVI в. Но первоначально власть великого князя была еще не настолько сильной (обусловлено борьбой с боярской знатью), чтобы превратиться сразу в неограниченную монархию – о складывании самодержавия отдельно подробнее). Поэтому единое государство сначала формировалось как сословно-представительная монархия, в которой великий московский князь (а затем царь) делил власть с представителями господствующего сословия - боярами, удельными и служилыми князьями, а также церковью, сохранявшей еще сильные позиции и значительную самостоятельность в политической системе русского общества. Фактически сословно-представительная монархия способствовала укреплению самодержавия. Сословно-представительные органы: - высший орган – Земский собор - местные органы – губные и земские избы 6) Слабость сословно-представительных структур. Их роль в государственном управлении носила больше формальный характер, чем реальный и сводилась к обеспечению поддержки политики царской власти, еще нуждавшейся в легитимации своих решений.). Сословия на Западе являлись реальной оппозицией центральной власти, не давая ей превратиться во власть, деспотическую. Причины слабости: - медленное развитие и слабость самих сословий (особенно важно, что не сложилось самостоятельное «третье сословие» - средний класс (городские буржуазные элементы) – неразвитое сословное сознание (в плане борьбы за представление и защиту своих интересов). Почему? 1) Сами города в России долгое время имели по преимуществу феодальный характер, создавались как опорные пункты княжеской власти и до объединения русских земель являлись административными центрами удельных князей. В период монгольских завоеваний многие из них подверглись разрушению, постепенно утратили остатки былых вольностей, оказались в условиях внешней опасности, в полной власти местных князей и их дружин. 2) Сословия (отчасти по причинам уже указанным, отчасти в связи с огромным пространством России и оттоком населения на окраины государства) формировались очень медленно, создавались самим государством, служили ем у и в отличие от западных стран различались, по тонкому наблюдению В. О. Ключевского, «не столько правами, сколько повинностями». Страшные годы опричнины, по словам русского консервативного мыслителя Л. А. Тихомирова, действительно глубоко задуманной и выполненной с железной энергией, окончательно похоронили былую независимость и привилегии и боярства, и, Церкви, и вольных городов. - укрепление высшей власти ( великокняжеской, а затем царской) происходило за счет подчинения ей сословий; - сословно-представительные структуры появились не в результате собственного эволюционного развития, политической борьбы сословий за свои интересы (как в Западной Европе), а по инициативе власти и для нее. - основной сословно-представительный орган - Земский собор лишь формально ограничивал царскую власть, фактически использовался ею для противовеса реально ограничивавшей самодержавие Боярской думе. Вывод: вряд ли следует преувеличивать их реальное участие в выработке правительственной политики и тем более приписывать им, как это нередко делается, функцию ограничения царской власти. В условиях складывавшегося самодержавия их роль чаще всего сводилась к обеспечению поддержки политики царской власти, еще нуждавшейся в легитимации своих решений. В большинстве случаев они эпизодически собирались для заслушивания правительственных деклараций и санкционирования уже принятых законов (приговоров). Не доверяя местным властям и воеводам, правительство через Земские соборы могло получать информацию о положении дел в провинции, нуждах населения, чаще же о его возможностях для ведения войны. 7) Сохраняется противоречие между княжеской, а затем царской властью и боярской аристократией, стремившейся сохранить традиционную независимость и претендовавшей на долю власти в государстве. Сила боярской знати в государственном управлении проявлялась в том, что: А) Важнейшее место в системе государственного управления занимала Боярская дума (высший административный орган государственной власти, обладала законодательными функциями), выросшая из совета при князе. Князь управлял вместе с Думой. Великий князь издавал указы («приговоры») не один, а вместе с Боярской думой (приговорил князь великий з бояры»). Б) Бояре занимали в государстве все важнейшие должности, как военные, так и гражданские. Борьба верховной власти за снижение роли боярской аристократии в государственном управлении проявлялась в том, что: - начинают созываться Земские соборы как противовес Боярской Думе - формируется новая социальная опора власти (см. следующее). - расширение состава Боярской думы за счет служилых дворянских фамилий и представителей нарождавшейся бюрократии. В Боярской думе появляются новые думные чины - думные дворяне и думные дьяки. 8) Формирование единого государства (с одной стороны, усложнение управления требовало мощного бюрократического аппарата, с другой, стремление власти к неограниченному самодержавию), обусловило необходимость изменения социальной опоры власти, что привело к большим изменениям в составе и положении господствующего класса (с середины XVI в). Социальной опорой власти становится новая элита: высшая бюрократия и поместное служилое дворянство. Она зависела от власти гораздо больше, чем боярская аристократия и завоевывала все более прочные позиции в связи с развитием приказов и новой системы местного управления (губные и земские избы). В результате нарастает противоречие внутри правящей элиты между традиционной группой знати (боярской аристократией) и новой элитой. 9) В основе назначения на высшие государственные должности в Московском государстве лежал принцип местничества (производное от словосочетания «считаться местами») Местничество - это распределение служебных мест с учетом древности и знатности происхождения, родовитости («породы»), служебного положения предков, а не на основе знаний и способностей. Наиболее высокое место занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей - Рюриковичи и Гедиминовичи. Сохраняли свои позиции и представители старомосковского боярства, многие десятилетия верно служившие московские князьям. При этом при дворе московского великого князя появляется множество новых людей и чинов. На положение бояр была переведена значительная часть местной княжеской аристократии - служилых князей, т. е. бывших самостоятельных князей, утративших суверенные права на свои княжения при переходе на службу к московскому князю. Служилые князья лишались права претендовать на занятие великокняжеского престола и должны были нести военную службу при московском государе в качестве его подданных. Начиная с середины ХVI в. во властных структурах Московского государства родовое начало постепенно вытесняется служилым. Местничество как социальный институт просуществовало до 1682 г. В.) Эволюция системы государственного управления От дворцово-вотчинной (территориальный принцип управления) к приказной (функционально-отраслевой принцип управления). Хотя – сохраняется и территориальный (территориальные приказы) Это исторически первая российская бюрократическая система управления. Создание единой общегосударственной системы центрального управления было необходимостью, так как функции управления усложнялись, была полная неразбериха и дезорганизация аппарата управления. Формирование приказной системы явилось мощным средством создания и укрепления централизованного государства. Date: 2015-07-25; view: 665; Нарушение авторских прав |