Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа по теме урока. С л о в о у ч и т е л я. Вспомните стихотворные строки А
С л о в о у ч и т е л я. Вспомните стихотворные строки А. С. Пушкина: И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? (по очереди, друг за другом). Именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Рассмотрите таблицу.
Знакомство с теоретическим материалом учебника — стр. 106. З а п о м н и т е! Сильная позиция для гласных — под ударением. Звук произносится четко: горЯщий. Слабая позиция — безударный гласный. Он ослабляется, изменяется. Для согласных сильная позиция (по глухости — звонкости) — перед гласными и перед звонкими согласными. Слабая — на конце слова (по глухости — звонкости) Сильная позиция по твердости — мягкости — конец слова и перед гласными, а слабая — перед буквами е, е, ю, я, и. Упр. 268. В ы в о д у ч и т е л я. Итак, орфограмма-безударная гласная в корне слова связана со слабой позицией гласных звуков. Значит, чтобы проверить безударную гласную, нужно поставить ее в сильную позицию. Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.
3. Тренировочные упражнения. Отгадайте загадку. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. Произнесите выделенные слова и запишите звуки, которые вы слышите на конце слов. Измените слова, поставив конечные согласные в сильную позицию (дубы). Какой звук будут передавать конечные согласные? Этот процесс называется «оглушение». Оглушение звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда. Прочитайте стихотворный текст. Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова. Постарайтесь запомнить отрывок и записать его по памяти. Мальчишек радостный народ Коньками звонко режет лед; На красных лапках гусь тяжелый Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег. Прочитайте предложения (материал распечатан). Вместе... Борей прибежал маленький щенок. В плавании... Жорой не мог соревноваться никто. В этот день дежурным классе были Володя... Шурой. На столе стоял стакан... чаем. Мы... Тамарой ходим парой. Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выражен этот предлог в каждом предложении. Сколько у вас получилось звуков? [ ж ш с ш] Как называется такое чередование звуков? (позиционное)
4. Домашнее задание. Из сказок А. С. Пушкина выписать отрывки, в которых есть позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Date: 2015-07-24; view: 1073; Нарушение авторских прав |