Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что считать наркотиком?
Под наркотиком (наркотическое вещество) понимают вещество, которое соответствует трем критериям: меди- цинскому, социальному, юридическому: 1. Медицинский критерий — это вещество оказывает специфическое действие на психические процессы (стиму- лирующее, седативное, галлюциногенное и т. д.); 2. Социальный — если немедицинское потребление принимает большие масштабы и последствия этого при- обретают социальную значимость; 3. Юридический — если (с учетом выше сказанного) это вещество, в установленном Законом порядке, признано наркотическим и включено в список наркотических средств. Эти критерии взаимосвязаны, и в правовом аспекте ка- кое-либо средство может быть признано наркотическим при единстве этих трех критериев. Напомню, что тема нашего занятия звучит следую- щим образом: «Строим жизнь без зависимости». Так да- вайте же разберемся с понятием «зависимость». Зависимость — это постоянный прием наркотических веществ, для предотвращения или ослабления физических или психологических абстинентных нарушений. Зависимость имеет физиологическую и психологиче- скую составляющие. Физическая зависимость — состоя- ние, при котором в ответ на прекращение приема психоак- тивного вещества развивается абстинентный синдром, воз- никающий только при наличии психической зависимости. Психологическая зависимость — осознаваемая или неосо- знаваемая потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и дости- жения состояния психического комфорта. Характеризу- ется «нефизическими» симптомами, которые появляются после прекращения употребления наркотического вещест- ва. К их числу относятся: неудержимая тяга к наркотикам, тревога и депрессия. Так как же происходит формирование зависимости? Может быть, кто-нибудь уже знает об этом и может с нами поделиться «информацией»? Давайте разберем этот процесс. Психическая зависимость может развиться даже после однократного или нескольких раз употребления наркоти- ческого вещества. Психическая зависимость сохраняется на всех последующих этапах, то есть, если у человека сфор- мировалась психическая зависимость, она останется в той или иной мере на всю жизнь. Физическая зависимость на- ступает тогда, когда человек перестает получать удоволь- ствие от наркотика. Наркотик включается в обмен веществ и требуется только для того, чтобы организм мог нормально функционировать. На этом этапе при отмене наркотика возникает состояние, называемое «синдром отмены» (аб- стиненция, «ломка»). Этот период также можно назвать «глухим». Почему глухим? Потому что в этом периоде че- ловек считает, что именно он сумеет вовремя отказаться от употребления наркотика и не попадет в полную зависи- мость. В этот период не слышит поступающую информа- цию об опасности употребления наркотика. Зависимость формируется при любом способе поступления наркотика в организм. В большинстве случаев употребление нарко- тика начинает осознаваться человеком как проблема только тогда, когда он попадает в физическую зависимость. Еак вы думаете, у уже зависимых людей как склады- ваются отношения с окружающими их людьми: родными, близкими, друзьями, учителями и т. д.? Социальный аспект зависимости. Происходит посте- пенное разрушение социальных связей и снижение их зна- чимости. Это проявляется в том, что зависимый человек пе- рестает быть частью общества. Отношения с близкими людьми постепенно ухудшаются. Сначала они становятся формальными: поддерживается видимость семейного ук- лада, встреч с друзьями, любимым человеком, но делается это лишь ради сохранения «маски» обычного человека. Однако со временем зависимому человеку все труднее это делать — нет желания и сил. Отношения с близкими людьми становятся манипулятивными — попытки извлечь выгоду из любых контактов (не обязательно материаль- ную, это могут быть услуги). В конечном итоге манипули- ровать окружающими удается все реже, растет отчужде- ние. Еще одной стороной социальных последствий зависи- мости являются проблемы с работой и получением образо- вания, это связано с нарушениями в психической сфере, состоянием физического здоровья, с отсутствием устрем- лений к самореализации. Задумайтесь, нужны ли Вам эти проблемы...?!
Упражнение «Отказ» (25 мин.) Цель: дать возможность овладеть навыками уверенного поведения. Ход игры. Ведущий предлагает участникам разбиться на три группы по 5—7 человек. Предварительно ведущий должен выбрать одну из предложенных ниже ситуаций, либо придумать сам, и предложить её участникам, дав им следующую инструкцию: «Я вам предлагаю следующую ситуацию… Вы должны в группах разыграть сценку, соот- ветствующую данной ситуации, в которой вы должны буде- те сказать «НЕТ» собеседнику. Но каждая группа будет делать это по-разному. Первая группа будет уверенно и аргументировано отказываться, вторая — агрессивно, с нападками, а третья — неуверенно. На обсуждение вам дается 7 минут». Ситуации для обсуждения: • Одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию». • Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома. • Одноклассник просит отвезти вещь незнакомому че- ловеку. • Одноклассник просит достать для него наркотик. Пример ситуации и аргументы к ней: «Одноклассник просит достать для него наркотик». Уверенный стиль: «Я не смогу для тебя это сделать т. к. во-первых, я переживаю за твое здоровье, во-вторых, как ты не можешь понять, что на тебе, на твоей жизни другие люди зарабатывают большие деньги, ведь сами то они не употребляют, а ищут слабых и безвольных. А в-третьих давай вообще за эти деньги сходим куда-нибудь». Агрессивный стиль: «Да ты что вообще с ума выжил. Я что тебе мальчик на побегушках. Тебе надо ты и ищи. Ты получишь дозу, а мне потом из-за тебя в тюрьме сидеть. Отстань, ищи себе другого дурочка». Неуверенный стиль: «Я даже не знаю… Мне страшно… Но я может попробую… А что мне за это будет? Ну, я не обещаю. Нет, может все-таки я откажусь от твоего предло- жения, но я еще подумаю…» Затем группы по очереди представляют свои сценки. После того, как были продемонстрированы все ситуации, участники вместе решают, какой из способов отказа наиболее эффективный и почему. Подведение итогов занятия, прощание (15 мин.) Ведущий дает возможность высказаться каждому участнику: сказать что понравилось, а что нет; вынес ли что-нибудь полезное и новое для себя из этого занятия; с каким настроением уходит. Ведущий должен поблагодарить всех участников за активное участие и подвести итоги.
4.2.3. Занятие «Выбери здоровье»
Участники: ученики 9–11 классов. Цель занятия: рассмотреть проблемы связанные с нар- копотреблением. Задачи: • Повышение уровня информированности участников по проблеме наркопотребления. • Определить причины употребления наркотиков. • Формирование мотивации к сохранению здоровья. План занятия: 1. Введение (5 мин.). 2. Игра «Спорные утверждения» (20 мин.). 3. Обсуждение (8 мин.). 4. Минилекция (10 мин.). 5. Игра «Марионетка» (20 мин.). 6. Подведение итогов (7 мин.). Необходимые материалы: листы бумаги А4, кнопки, часы, рисунки с изображением различных видов наркоти- ков, четыре листа бумаги с написанными на них утвержде- ниями. Сделать до начала занятия: подготовить помещение для проведения занятия (убрать столы, расставить стулья, разложить необходимые материалы), т. е. необходимо создать неформальную обстановку в помещении, чтобы оно не было похоже на школьный класс. Проверить наличие необходимых материалов. Еще раз просмотреть план занятия.
Введение (5 мин.) В начале занятия необходимо представить участникам цель занятия, обратить внимание на то, что они, возможно, уже владеют какой-либо информацией о наркотиках и нар- копотреблении и могут её использовать в течение занятия. Игра «Спорные утверждения» (20 мин.) Цель: помочь выяснить каждому участнику свои взгля- ды на проблему наркопотребления. Ход игры: необходимо четыре листа бумаги с написан- ными на них утверждениями: • «Совершенно согласен» • «Согласен, но с оговорками» • «Совершенно не согласен» • «Не имею точного мнения» Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному спорному утвержде- нию. Далее участники расходятся по четырем сторонам комнаты и занимают позиции около тех листов (с написан- ными на них утверждениями), на которых отражена их точка зрения по данному вопросу. Участникам необходимо обосновать свой выбор. Ведущий должен предоставить воз- можность высказаться каждому участнику. 1. Наркомания — это преступление. Например: совер- шенно согласен, т. к. наркопотребление — причина огром- ного количества преступлений, связанных с тем, что: • человек вынужден постоянно искать деньги на нарко- тики. Вначале их, возможно, хватает; затем человек на- чинает продавать все, что можно, причем не только свое. Когда все продано, наступает очередь преступле- ний (чаще всего, краж). Нередко человек начинает распространять наркотики, чтобы получить очередную дозу или деньги на ее приобретение; • под воздействием наркотика или во время «ломки» че- ловек нередко становится агрессивным и совершает бессмысленные и неоправданно жестокие преступления; • в результате повышения спроса на наркотики растет их подпольное производство, контрабанда и незаконная торговля. Разрастаются мафиозные кланы и бандит- ские группировки, между которыми нередки серьез- ные «разборки». 2. Наркомания — это болезнь. Например: совершенно согласен, т. к. в организме человека вследствие употребле- ния наркотиков происходят изменения, которые затраги- вают все органы и системы человека, развиваются различ- ные психические нарушения. Многие изменения необра- тимы. Также наркомания приводит к наркозависимости. Наркозависимый — это человек, больной наркоманией. Кроме того, многие наркотические вещества содержат токсические примеси. 3. У многих людей возникают проблемы из-за потреб- ления наркотиков. Например: совершенно согласен, т. к. у таких людей может появиться: «внутреннее беспо- койство»; общая резкая физическая слабость, разбитость, вялость, головная боль. Потребность сорвать зло на чем-то, (ком-то); депрессивные расстройства; мучительная бессон- ница, потеря аппетита; необоснованная тревожность и по- дозрительность; возможны попытки суицида и др. Харак- терным негативным социальным последствием злоупо- требления наркотиками является искажение семейных связей. Наркопотребители значительно реже, чем здоро- вые люди того же возраста, вступают в брак; их семьи быст- ро распадаются, если второй супруг не является нарко- потребителем. По статистике среди наркопотребителей число состоящих в браке в 1,6 раз меньше, чем в среди населения в целом, а разведенных — в 2,8 раз больше. 4. Наркопотребитель может умереть от передозировки. Например: совершенно согласен, т. к. одной из самых час- тых причин смерти среди наркопотребителей является передозировка — прием избыточного количества нарко- тика. Передозировка может стать причиной смерти в ре- зультате: • остановки дыхания из-за паралича дыхательного центра; • нарушения дыхания вследствие попадания в дыхатель- ные пути рвотных масс (чаще всего после употребления наркотика вместе со снотворными или алкоголем). 5. Многие подростки потребляют наркотики. Напри- мер: не имею точного мнения, т. к. для некоторых подрост- ков главным мотивом потребления наркотиков является достижение более глубокого самопознания и познания дру- гих людей, религиозного откровения или же обретение бо- лее высокой творческой способности. Человек может дей- ствительно верить, что наркотик дает такое знание: некое мистическое ощущение и глубочайшее понимание самого себя, своих эмоциональных проблем или новое видение жизни в аспекте любовных отношений. Но в любом возрас- те человек может начать потреблять наркотические ве- щества по различным причинам. 6. Наркопотребитель является распространителем ВИЧ-инфекции. Например: совершенно согласен, т. к. сейчас появляется все больше доказательств тому, что по- требление наркотиков играет важную роль в распростра- нении ВИЧ-инфекции. • Высокий риск заражения грозит потребителям инъек- ционных наркотиков, которые пользуются общими шприцами и другим зараженным инструментарием — это прямой путь передачи вируса от одного человека другому, через кровь. • Независимо от того, употребляются они инъекционным или иным путем, психоактивные вещества также свя- заны с поведением, которое может повышать риск пере- дачи ВИЧ-инфекции. Например, подавление механиз- ма торможения при употреблении некоторых видов нар- котических веществ может приводить к беспорядочным половым связям без предохранения, а состояние инток- сикации может осложнить использование презерватива или способность договариваться о безопасном поведении.
Анализ упражнения (8 мин.) Ведущий обращается к участникам: — Ребята, что вы почувствовали, выполняя это упраж- нение? Что вам понравилось, что нет?
Date: 2015-07-24; view: 352; Нарушение авторских прав |