Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что считать наркотиком?





Под наркотиком (наркотическое вещество) понимают вещество, которое соответствует трем критериям: меди-

цинскому, социальному, юридическому:

1. Медицинский критерий — это вещество оказывает специфическое действие на психические процессы (стиму-

лирующее, седативное, галлюциногенное и т. д.);


2. Социальный — если немедицинское потребление принимает большие масштабы и последствия этого при- обретают социальную значимость;

3. Юридический — если (с учетом выше сказанного) это вещество, в установленном Законом порядке, признано наркотическим и включено в список наркотических средств.

Эти критерии взаимосвязаны, и в правовом аспекте ка- кое-либо средство может быть признано наркотическим при единстве этих трех критериев.

Напомню, что тема нашего занятия звучит следую- щим образом: «Строим жизнь без зависимости». Так да- вайте же разберемся с понятием «зависимость».

Зависимость — это постоянный прием наркотических веществ, для предотвращения или ослабления физических или психологических абстинентных нарушений.

Зависимость имеет физиологическую и психологиче- скую составляющие. Физическая зависимость — состоя- ние, при котором в ответ на прекращение приема психоак- тивного вещества развивается абстинентный синдром, воз- никающий только при наличии психической зависимости. Психологическая зависимость — осознаваемая или неосо- знаваемая потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и дости- жения состояния психического комфорта. Характеризу- ется «нефизическими» симптомами, которые появляются после прекращения употребления наркотического вещест- ва. К их числу относятся: неудержимая тяга к наркотикам, тревога и депрессия.

Так как же происходит формирование зависимости? Может быть, кто-нибудь уже знает об этом и может с нами поделиться «информацией»? Давайте разберем этот

процесс.

Психическая зависимость может развиться даже после однократного или нескольких раз употребления наркоти- ческого вещества. Психическая зависимость сохраняется на всех последующих этапах, то есть, если у человека сфор- мировалась психическая зависимость, она останется в той или иной мере на всю жизнь. Физическая зависимость на- ступает тогда, когда человек перестает получать удоволь- ствие от наркотика. Наркотик включается в обмен веществ


и требуется только для того, чтобы организм мог нормально функционировать. На этом этапе при отмене наркотика возникает состояние, называемое «синдром отмены» (аб- стиненция, «ломка»). Этот период также можно назвать

«глухим». Почему глухим? Потому что в этом периоде че- ловек считает, что именно он сумеет вовремя отказаться от употребления наркотика и не попадет в полную зависи- мость. В этот период не слышит поступающую информа- цию об опасности употребления наркотика. Зависимость формируется при любом способе поступления наркотика в организм. В большинстве случаев употребление нарко- тика начинает осознаваться человеком как проблема только тогда, когда он попадает в физическую зависимость.

Еак вы думаете, у уже зависимых людей как склады- ваются отношения с окружающими их людьми: родными, близкими, друзьями, учителями и т. д.?

Социальный аспект зависимости. Происходит посте- пенное разрушение социальных связей и снижение их зна- чимости. Это проявляется в том, что зависимый человек пе- рестает быть частью общества. Отношения с близкими людьми постепенно ухудшаются. Сначала они становятся формальными: поддерживается видимость семейного ук- лада, встреч с друзьями, любимым человеком, но делается это лишь ради сохранения «маски» обычного человека.

Однако со временем зависимому человеку все труднее это делать — нет желания и сил. Отношения с близкими людьми становятся манипулятивными — попытки извлечь выгоду из любых контактов (не обязательно материаль- ную, это могут быть услуги). В конечном итоге манипули- ровать окружающими удается все реже, растет отчужде- ние. Еще одной стороной социальных последствий зависи- мости являются проблемы с работой и получением образо- вания, это связано с нарушениями в психической сфере, состоянием физического здоровья, с отсутствием устрем- лений к самореализации. Задумайтесь, нужны ли Вам эти проблемы...?!

 

Упражнение «Отказ» (25 мин.)

Цель: дать возможность овладеть навыками уверенного поведения.


Ход игры. Ведущий предлагает участникам разбиться на три группы по 5—7 человек. Предварительно ведущий должен выбрать одну из предложенных ниже ситуаций, либо придумать сам, и предложить её участникам, дав им следующую инструкцию: «Я вам предлагаю следующую ситуацию… Вы должны в группах разыграть сценку, соот- ветствующую данной ситуации, в которой вы должны буде- те сказать «НЕТ» собеседнику. Но каждая группа будет делать это по-разному. Первая группа будет уверенно и аргументировано отказываться, вторая — агрессивно, с нападками, а третья — неуверенно. На обсуждение вам дается 7 минут».

Ситуации для обсуждения:

• Одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию».

• Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

• Одноклассник просит отвезти вещь незнакомому че- ловеку.

• Одноклассник просит достать для него наркотик.

Пример ситуации и аргументы к ней: «Одноклассник

просит достать для него наркотик».

Уверенный стиль: «Я не смогу для тебя это сделать т. к. во-первых, я переживаю за твое здоровье, во-вторых, как ты не можешь понять, что на тебе, на твоей жизни другие люди зарабатывают большие деньги, ведь сами то они не употребляют, а ищут слабых и безвольных. А в-третьих давай вообще за эти деньги сходим куда-нибудь».

Агрессивный стиль: «Да ты что вообще с ума выжил. Я что тебе мальчик на побегушках. Тебе надо ты и ищи. Ты получишь дозу, а мне потом из-за тебя в тюрьме сидеть. Отстань, ищи себе другого дурочка».

Неуверенный стиль: «Я даже не знаю… Мне страшно… Но я может попробую… А что мне за это будет? Ну, я не обещаю. Нет, может все-таки я откажусь от твоего предло- жения, но я еще подумаю…»

Затем группы по очереди представляют свои сценки. После того, как были продемонстрированы все ситуации, участники вместе решают, какой из способов отказа

наиболее эффективный и почему.


Подведение итогов занятия, прощание (15 мин.)

Ведущий дает возможность высказаться каждому участнику: сказать что понравилось, а что нет; вынес ли что-нибудь полезное и новое для себя из этого занятия; с каким настроением уходит.

Ведущий должен поблагодарить всех участников за активное участие и подвести итоги.

 

 

4.2.3. Занятие «Выбери здоровье»

 

Участники: ученики 9–11 классов.

Цель занятия: рассмотреть проблемы связанные с нар- копотреблением.

Задачи:

• Повышение уровня информированности участников по проблеме наркопотребления.

• Определить причины употребления наркотиков.

• Формирование мотивации к сохранению здоровья.

План занятия:

1. Введение (5 мин.).

2. Игра «Спорные утверждения» (20 мин.).

3. Обсуждение (8 мин.).

4. Минилекция (10 мин.).

5. Игра «Марионетка» (20 мин.).

6. Подведение итогов (7 мин.).

Необходимые материалы: листы бумаги А4, кнопки, часы, рисунки с изображением различных видов наркоти- ков, четыре листа бумаги с написанными на них утвержде-

ниями.

Сделать до начала занятия: подготовить помещение для проведения занятия (убрать столы, расставить стулья, разложить необходимые материалы), т. е. необходимо создать неформальную обстановку в помещении, чтобы оно не было похоже на школьный класс. Проверить наличие необходимых материалов. Еще раз просмотреть план занятия.

 

Введение (5 мин.)

В начале занятия необходимо представить участникам цель занятия, обратить внимание на то, что они, возможно,


уже владеют какой-либо информацией о наркотиках и нар- копотреблении и могут её использовать в течение занятия.

Игра «Спорные утверждения» (20 мин.)

Цель: помочь выяснить каждому участнику свои взгля- ды на проблему наркопотребления.

Ход игры: необходимо четыре листа бумаги с написан-

ными на них утверждениями:

• «Совершенно согласен»

• «Согласен, но с оговорками»

• «Совершенно не согласен»

• «Не имею точного мнения»

Эти листы прикрепляются по четырем сторонам

комнаты.

Ведущий зачитывает по одному спорному утвержде- нию. Далее участники расходятся по четырем сторонам

комнаты и занимают позиции около тех листов (с написан- ными на них утверждениями), на которых отражена их

точка зрения по данному вопросу. Участникам необходимо обосновать свой выбор. Ведущий должен предоставить воз- можность высказаться каждому участнику.

1. Наркомания — это преступление. Например: совер- шенно согласен, т. к. наркопотребление — причина огром- ного количества преступлений, связанных с тем, что:

• человек вынужден постоянно искать деньги на нарко- тики. Вначале их, возможно, хватает; затем человек на-

чинает продавать все, что можно, причем не только свое. Когда все продано, наступает очередь преступле- ний (чаще всего, краж). Нередко человек начинает распространять наркотики, чтобы получить очередную дозу или деньги на ее приобретение;

• под воздействием наркотика или во время «ломки» че- ловек нередко становится агрессивным и совершает

бессмысленные и неоправданно жестокие преступления;

• в результате повышения спроса на наркотики растет их подпольное производство, контрабанда и незаконная

торговля. Разрастаются мафиозные кланы и бандит- ские группировки, между которыми нередки серьез- ные «разборки».

2. Наркомания — это болезнь. Например: совершенно согласен, т. к. в организме человека вследствие употребле-

ния наркотиков происходят изменения, которые затраги-


вают все органы и системы человека, развиваются различ- ные психические нарушения. Многие изменения необра- тимы. Также наркомания приводит к наркозависимости. Наркозависимый — это человек, больной наркоманией. Кроме того, многие наркотические вещества содержат токсические примеси.

3. У многих людей возникают проблемы из-за потреб- ления наркотиков. Например: совершенно согласен, т. к. у таких людей может появиться: «внутреннее беспо- койство»; общая резкая физическая слабость, разбитость, вялость, головная боль. Потребность сорвать зло на чем-то, (ком-то); депрессивные расстройства; мучительная бессон- ница, потеря аппетита; необоснованная тревожность и по- дозрительность; возможны попытки суицида и др. Харак- терным негативным социальным последствием злоупо- требления наркотиками является искажение семейных связей. Наркопотребители значительно реже, чем здоро- вые люди того же возраста, вступают в брак; их семьи быст- ро распадаются, если второй супруг не является нарко- потребителем. По статистике среди наркопотребителей число состоящих в браке в 1,6 раз меньше, чем в среди населения в целом, а разведенных — в 2,8 раз больше.

4. Наркопотребитель может умереть от передозировки. Например: совершенно согласен, т. к. одной из самых час- тых причин смерти среди наркопотребителей является

передозировка — прием избыточного количества нарко-

тика. Передозировка может стать причиной смерти в ре- зультате:

• остановки дыхания из-за паралича дыхательного центра;

• нарушения дыхания вследствие попадания в дыхатель-

ные пути рвотных масс (чаще всего после употребления

наркотика вместе со снотворными или алкоголем).

5. Многие подростки потребляют наркотики. Напри- мер: не имею точного мнения, т. к. для некоторых подрост- ков главным мотивом потребления наркотиков является достижение более глубокого самопознания и познания дру- гих людей, религиозного откровения или же обретение бо- лее высокой творческой способности. Человек может дей- ствительно верить, что наркотик дает такое знание: некое мистическое ощущение и глубочайшее понимание самого


себя, своих эмоциональных проблем или новое видение жизни в аспекте любовных отношений. Но в любом возрас- те человек может начать потреблять наркотические ве- щества по различным причинам.

6. Наркопотребитель является распространителем ВИЧ-инфекции. Например: совершенно согласен, т. к. сейчас появляется все больше доказательств тому, что по- требление наркотиков играет важную роль в распростра- нении ВИЧ-инфекции.

• Высокий риск заражения грозит потребителям инъек- ционных наркотиков, которые пользуются общими

шприцами и другим зараженным инструментарием — это прямой путь передачи вируса от одного человека другому, через кровь.

• Независимо от того, употребляются они инъекционным или иным путем, психоактивные вещества также свя- заны с поведением, которое может повышать риск пере- дачи ВИЧ-инфекции. Например, подавление механиз- ма торможения при употреблении некоторых видов нар- котических веществ может приводить к беспорядочным половым связям без предохранения, а состояние инток- сикации может осложнить использование презерватива или способность договариваться о безопасном поведении.

 

Анализ упражнения (8 мин.) Ведущий обращается к участникам:

— Ребята, что вы почувствовали, выполняя это упраж- нение? Что вам понравилось, что нет?

 

Date: 2015-07-24; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию