Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слухового восприятия и обучению произношению





ciSt

Работа по развитию слухового восприятия и обучению про­изношению направлена на формирование устной речи детей: ее восприятия и воспроизведения. Развитие остаточного слуха расширяет сенсорную основу восприятия речи на слухо-зри-тельной основе и формирования произносительных навыков. При этом совершенствование произношения во многом способ­ствует восприятию речи как слухо-зрительно, так и только на слух.

С этой точки зрения оба направления в обучении детей с нарушением слуха можно рассматривать как единое целое. Однако для удобства изложения материала методические ре­комендации даются раздельно: для работы по развитию оста­точного слуха детей и обучению произношению.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Описание методики работы проводится по четырем основ­ным направлениям содержания обучения:

— выработка условной двигательной реакции на звук;

— знакомство со звуками окружающего мира;

— обучение восприятию на слух неречевых и речевых сиг­
налов;

— обучение восприятию на слух речевого материала.


! ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУК

Работа по развитию слухового восприятия глухих и сла­бослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов опре­деленным игровым действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамиду и т. п. Упражнения проводятся без звукоусиливающей аппаратуры.

Педагог сажает ребенка перед собой (за стол, на стул) на расстоянии 0,5—1 м. Перед ребенком кольца пирамиды (пу­говицы, бирюльки и т. п.). Сурдопедагог кладет около руки малыша одно кольцо (или большую пуговицу и т. п.), ударяет несколько раз в барабан и рукой ребенка надевает кольцо на стержень пирамиды (кладет пуговицу в коробку и т. п.). Это упражнение проводится до тех пор, пока малыш самостоя­тельно (без побуждения) не начинает нанизывать кольцо пи­рамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сиг­нал (на это может потребоваться несколько занятий). Затем педагог встает за спину малыша (на расстоянии 0,5 м) и уда­ряет по барабану несколько раз. В ответ ребенок собирает или разбирает пирамиду (или выполняет другое подобное дей­ствие).

Если ребенок при восприятии звучания барабана только на слух перестал работать (т. е. не выполняет определенного дей­ствия), нужно вновь несколько раз ударить по барабану так, чтобы он мог видеть это и слышать удары (в ответ — надеть кольцо пирамиды или выполнить другое действие), а затем опять встать за спину малыша. Убедившись в том, что ребе­нок воспринимает звучание барабана на слух, педагог, посте­пенно отходя от малыша, определяет максимальное расстоя­ние, на котором он реагирует на его звучание.

Аналогично проводится работа и с другими звучащими игрушками (например, с бубном, гармошкой и т. д.), но начи­нается она ближе к уху ребенка, на расстоянии 15—20 см. При этом для поддержания интереса к занятию обязательно надо менять дидактический материал. Например, при работе с ба­рабаном ребенок собирает и разбирает разнообразные пирами­ды, при работе с гармошкой он «нагружает» пуговицами гру­зовик и т. п. (рис. 1).

Параллельно с выработкой условной двигательной реакции на звучание игрушек ведется обучение детей ощущению зву­чания речевых сигналов (слогосочетаний, слов).

2* 19


Рис. 1. Выработка условной двигательной реакции на звучание гармошки

Педагог садится рядом с ребенком за стол, на котором сто­ит пирамида (матрешки), лежит мозаика (бирюльки и т. п.), и учит его реагировать на звучание речи (слогосочетаний), вос­принимаемое на слухо-зрительной основе. С этой целью он обращает внимание малыша на свои губы и голосом разговор­ной громкости произносит слогосочетание (например, папа-папа) и одновременно его рукой нанизывает на стержень пи­рамиды одно кольцо (выкладывает один из элементов мозаики


и т. п.). Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам {без побуждения) выполнять действие в момент произнесения слогов.

Затем сурдопедагог голосом разговорной громкости произ­носит слогосочетание (например, пупупупу) на ухо ребенку без экрана. В этом случае дополнительным раздражителем явля­ется выдыхаемая говорящим струя воздуха. Если малыш не отреагирует на звук, то педагог в момент звучания его рукой нанизывает одно кольцо пирамиды (или выполняет другое действие). Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам выполнять действие в момент произнесения педагогом слогов.

Наконец педагог произносит эти же слоги голосом разго­ворной громкости, но уже при использовании экрана, в каче­стве которого могут выступать ладонь или лист бумаги (плот­ные экраны использовать не следует, так как за ними дети могут не услышать звучания голоса). Теперь малыш должен реагировать на произносимые слогосочетания, воспринимае­мые только на слух; в ответ он собирает и разбирает пирами­ду, матрешку и т. п. Если при изоляции струи воздуха ребе­нок перестал реагировать на звучание слогов, можно усилить голос до громкого. После того как выработана четкая реакция на громкий голос (она есть практически у всех детей), надо его снижать, пытаясь научить ребенка реагировать на голос разговорной громкости. Когда у него выработана реакция на звучание слогов, произносимых у ушной раковины голосом разговорной громкости, педагог постепенно увеличивает рас­стояние от уха ребенка, отодвигаясь вместе с экраном на 5— 10 см и далее (рис. 2). Если реакция на звук голоса разговор­ной громкости обнаруживается у ребенка на расстоянии 1 м и далее, следует, используя описанную выше методику, опре­делить его возможности в восприятии шепота. В этом случае слоги типа папапа, тутуту произносятся шепотом у ушной раковины ребенка вначале без экрана, а затем — за экраном. Если первоначально при восприятиии слогов без экрана реак­ция отсутствует, то педагог опять в момент их произнесения надевает рукой ребенка кольцо на стержень пирамиды, доби­ваясь в дальнейшем самостоятельного действия дошкольника. У некоторых слабослышащих детей реакция на шепот может быть обнаружена не только у ушной раковины, но и на опре­деленном удалении от нее.

Эта работа проводится вначале на каждом индивидуаль­ном занятии, а затем не реже одного раза в неделю в течение


Рис. 2. Выработка условной двигательной реакции на звучание голоса

первых полутора лет. В дальнейшем эту работу целесообразно проводить хотя бы один раз в месяц, с тем чтобы стимулиро­вать ребенка реагировать на тихие звуки. При этом, как пра­вило, используется либо звучащая игрушка, либо сло-госочетание. Среди используемых для этого упражнения слогосочетаний должны быть низкочастотные типа пупупу, тутутуту, среднечастотные типа папапа, татата и высо­кочастотные типа сисиси, чичичи.

На каждом занятии педагог начинает работу с того макси­мального расстояния, которое отмечено у данного ребенка, и постепенно пытается его увеличить. Если ребенок не реагиру­ет на звучание игрушки (или шепота, голоса) на максималь­ном для него расстоянии, то педагог постепенно приближает­ся к малышу. После того как ребенок отреагировал на данное звучание на более близком расстоянии, сурдопедагог вновь возвращается к исходному (максимальному) расстоянию. На последующих занятиях делается попытка его дальнейшего увеличения.

Следует помнить, что в начале обучения у многих глухих и даже слабослышащих детей отсутствует реакция на звучание ряда игрушек (например, свистка, металлофона, шарманки), а также на звучание голоса разговорной громкости даже у само-


го уха. Педагог должен постоянно возвращаться к тем игруш­кам, звучание которых тот или иной ребенок пока не слышит, и пытаться выработать у него реакцию на этот звук (это же относится и к восприятию голоса разговорной громкости и шепота).

При проведении данной работы следует помнить, что:

— педагог должен играть на «инструменте» или произно­
сить слогосочетания (типа пупупу, папапа и т. д.) с раз­
ным временным интервалом;

— педагог должен проследить, чтобы ребенок боковым зре­
нием в зеркале или в другом отражающем предмете не
мог видеть его лица;

— педагог не должен касаться экраном уха ребенка, иначе
он будет ощущать вибрацию;

— педагог не должен сразу после произнесения слогов, игры
на дудке, свистке и т. п. убирать экран, закрывающий
его лицо и струю воздуха; нельзя смотреть на ребенка
сразу после произнесения слогов, игры на «инструмен­
те». В противном случае малыш будет реагировать на
внешние проявления поведения педагога, а не на звук;

— педагог не должен требовать и ждать от ребенка повто­
рения звуков: малыш отвечает на сигнал определенным
действием; во время работы не нужно произносить ни­
каких слов или звуков, кроме сигнальных.

После того как уже выработана условная двигательная ре­акция на звучание игрушек и речи без звукоусиливающей аппаратуры, аналогично проводятся упражнения и с индиви­дуальными слуховыми аппаратами. В последнем случае воз­можности детей в ощущении звучаний резко возрастают: они ощущают звучание голоса на расстоянии 1,5—2 м и более, слы­шат звук игрушки, удаленный от них на 2—3 м и более.

ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

И глухие, и слабослышащие дети успешно используют свои остатки слуха, если слуховая информация представляет для них интерес. Особое внимание следует уделить знакомству дошкольников со звуками, окружающими их в группе, на ули­це, дома. Их нужно научить реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), звук отодвигаемого стула, стук


упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о стену, пол, землю, скрип качелей, лай собаки, плач, смех, кашель, чихание и т. п.

Подобная работа не требует специальных занятий, она про­водится в течение всего дня всеми слышащими взрослыми, окружающими детей. Самое главное — быть внимательными и наблюдать за реакциями каждого ребенка. В индивидуаль­ных слуховых аппаратах (и даже без них) дети слышат мно­гие звуки. Услышав, они замирают, моргают, значительно реже пытаются найти источник звука. Если слуховые реак­ции не подкрепляются, то постепенно они затухают, и дети перестают реагировать даже на громкие звуки (например, гро­хот упавшего возле них предмета). А это означает, что работа по развитию слухового восприятия проводится формально, она оказывается нерезультативной. Задача окружающих взрос­лых — показывать каждому ребенку, что звучит: что-то упа­ло — указать и сказать: «Бах! Упало»; работает пылесос — подвести к нему детей, выключить его — звука нет, вновь включить — звук появился; на улице громко сигналит маши­на, малыш плачет в коляске, громко лает собака — показать, воспроизвести эти же действия и звуки вместе с детьми.

При формировании этих умений крайне важна эмоцио­нальная реакция слышащего взрослого на звуки. Во время звучания, к которому он хочет привлечь внимание ребенка, взрослый всем своим видом, позой, выражением лица, ес­тественными жестами показывает, что что-то произошло. Он обращает внимание ребенка на случившееся, при воз­можности повторяет этот звук или демонстрирует резуль­тат: чашка упала и разбилась, хлопнула дверь — кто-то пришел и т. п. Важно учить и ребенка эмоционально реаги­ровать на звук.

Постепенно дети начнут прислушиваться к тем звукам, которые их окружают, радуясь знакомым и проявляя любо­пытство к новым. Восприятию детей со слуховыми аппарата­ми доступны многие звуки, следует лишь сделать их интерес­ными и значимыми.

Однако этого мало. Нужно целенаправленно знакомить детей со звуками, например научить реагировать на стук в дверь или звонок (наиболее доступен восприятию громкий, низкого звучания). Такие упражнения лучше проводить дома. Ребенка специально подводят к двери тогда, когда с противо­положной стороны громко стучат. У ребенка возникает какая-то реакция на этот сигнал, но он не знает, что это такое и как


реагировать. Мама спрашивает: «Кто там?» — и открывает дверь. На пороге стоит папа с игрушкой, он обнимает ребен­ка, подбрасывает малыша. Делая это каждый день (каждые выходные), родители учат ребенка реагировать на стук или звонок в дверь. Теперь он уже сам с радостью бежит к двери. Если первоначально у ребенка не возникает реакция на стук, можно приложить его руки к двери, чтобы он ощутил вибра­цию, а затем дать возможность послушать стук еще раз (рис. 3).

Рис. 3. Знакомство со звуками окружающего мира


v\


'Ш В специальной группе дошкольного учреждения желатель­но иметь альбом или стенд, на котором помещаются предме­ты или таблички, соответствующие тому, что в течение дня (недели) услышали дети в группе, на улице. Подобный аль­бом хорошо вести и дома. С ним ребенок приходит в детский сад, воспитатель или сурдопедагог обсуждает с детьми, что они услышали дома, пытаются воспроизвести в группе те звуки, которые дети слышали дома.

Когда дошкольники станут постарше, нужно учить их не только адекватно реагировать на звук, но и устанавливать причинно-следственные связи: шум в батареях, трубе — дядя работает, звуки музыки в зале — тетя играет, детские голоса на улице — дети гуляют, скрип качелей — дети качаются, шум воды на кухне — мама моет посуду и т. п.

Подобные упражнения проводятся в течение всего дня; при этом используются как случайные ситуации, так и специаль­но созданные взрослым. Результативность обучения воспри­ятию звуков окружающего мира во многом определяется тем, насколько взрослые поддерживают интерес ребенка к звукам, радуются каждой его реакции, даже ошибочной.

ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ;

Date: 2015-07-24; view: 628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию