Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слухового восприятия и обучению произношениюciSt Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению направлена на формирование устной речи детей: ее восприятия и воспроизведения. Развитие остаточного слуха расширяет сенсорную основу восприятия речи на слухо-зри-тельной основе и формирования произносительных навыков. При этом совершенствование произношения во многом способствует восприятию речи как слухо-зрительно, так и только на слух. С этой точки зрения оба направления в обучении детей с нарушением слуха можно рассматривать как единое целое. Однако для удобства изложения материала методические рекомендации даются раздельно: для работы по развитию остаточного слуха детей и обучению произношению. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Описание методики работы проводится по четырем основным направлениям содержания обучения: — выработка условной двигательной реакции на звук; — знакомство со звуками окружающего мира; — обучение восприятию на слух неречевых и речевых сиг — обучение восприятию на слух речевого материала. ! ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУК Работа по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным игровым действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамиду и т. п. Упражнения проводятся без звукоусиливающей аппаратуры. Педагог сажает ребенка перед собой (за стол, на стул) на расстоянии 0,5—1 м. Перед ребенком кольца пирамиды (пуговицы, бирюльки и т. п.). Сурдопедагог кладет около руки малыша одно кольцо (или большую пуговицу и т. п.), ударяет несколько раз в барабан и рукой ребенка надевает кольцо на стержень пирамиды (кладет пуговицу в коробку и т. п.). Это упражнение проводится до тех пор, пока малыш самостоятельно (без побуждения) не начинает нанизывать кольцо пирамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сигнал (на это может потребоваться несколько занятий). Затем педагог встает за спину малыша (на расстоянии 0,5 м) и ударяет по барабану несколько раз. В ответ ребенок собирает или разбирает пирамиду (или выполняет другое подобное действие). Если ребенок при восприятии звучания барабана только на слух перестал работать (т. е. не выполняет определенного действия), нужно вновь несколько раз ударить по барабану так, чтобы он мог видеть это и слышать удары (в ответ — надеть кольцо пирамиды или выполнить другое действие), а затем опять встать за спину малыша. Убедившись в том, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух, педагог, постепенно отходя от малыша, определяет максимальное расстояние, на котором он реагирует на его звучание. Аналогично проводится работа и с другими звучащими игрушками (например, с бубном, гармошкой и т. д.), но начинается она ближе к уху ребенка, на расстоянии 15—20 см. При этом для поддержания интереса к занятию обязательно надо менять дидактический материал. Например, при работе с барабаном ребенок собирает и разбирает разнообразные пирамиды, при работе с гармошкой он «нагружает» пуговицами грузовик и т. п. (рис. 1). Параллельно с выработкой условной двигательной реакции на звучание игрушек ведется обучение детей ощущению звучания речевых сигналов (слогосочетаний, слов). 2* 19
Рис. 1. Выработка условной двигательной реакции на звучание гармошки Педагог садится рядом с ребенком за стол, на котором стоит пирамида (матрешки), лежит мозаика (бирюльки и т. п.), и учит его реагировать на звучание речи (слогосочетаний), воспринимаемое на слухо-зрительной основе. С этой целью он обращает внимание малыша на свои губы и голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, папа-папа) и одновременно его рукой нанизывает на стержень пирамиды одно кольцо (выкладывает один из элементов мозаики и т. п.). Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам {без побуждения) выполнять действие в момент произнесения слогов. Затем сурдопедагог голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, пупупупу) на ухо ребенку без экрана. В этом случае дополнительным раздражителем является выдыхаемая говорящим струя воздуха. Если малыш не отреагирует на звук, то педагог в момент звучания его рукой нанизывает одно кольцо пирамиды (или выполняет другое действие). Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам выполнять действие в момент произнесения педагогом слогов. Наконец педагог произносит эти же слоги голосом разговорной громкости, но уже при использовании экрана, в качестве которого могут выступать ладонь или лист бумаги (плотные экраны использовать не следует, так как за ними дети могут не услышать звучания голоса). Теперь малыш должен реагировать на произносимые слогосочетания, воспринимаемые только на слух; в ответ он собирает и разбирает пирамиду, матрешку и т. п. Если при изоляции струи воздуха ребенок перестал реагировать на звучание слогов, можно усилить голос до громкого. После того как выработана четкая реакция на громкий голос (она есть практически у всех детей), надо его снижать, пытаясь научить ребенка реагировать на голос разговорной громкости. Когда у него выработана реакция на звучание слогов, произносимых у ушной раковины голосом разговорной громкости, педагог постепенно увеличивает расстояние от уха ребенка, отодвигаясь вместе с экраном на 5— 10 см и далее (рис. 2). Если реакция на звук голоса разговорной громкости обнаруживается у ребенка на расстоянии 1 м и далее, следует, используя описанную выше методику, определить его возможности в восприятии шепота. В этом случае слоги типа папапа, тутуту произносятся шепотом у ушной раковины ребенка вначале без экрана, а затем — за экраном. Если первоначально при восприятиии слогов без экрана реакция отсутствует, то педагог опять в момент их произнесения надевает рукой ребенка кольцо на стержень пирамиды, добиваясь в дальнейшем самостоятельного действия дошкольника. У некоторых слабослышащих детей реакция на шепот может быть обнаружена не только у ушной раковины, но и на определенном удалении от нее. Эта работа проводится вначале на каждом индивидуальном занятии, а затем не реже одного раза в неделю в течение
Рис. 2. Выработка условной двигательной реакции на звучание голоса первых полутора лет. В дальнейшем эту работу целесообразно проводить хотя бы один раз в месяц, с тем чтобы стимулировать ребенка реагировать на тихие звуки. При этом, как правило, используется либо звучащая игрушка, либо сло-госочетание. Среди используемых для этого упражнения слогосочетаний должны быть низкочастотные типа пупупу, тутутуту, среднечастотные типа папапа, татата и высокочастотные типа сисиси, чичичи. На каждом занятии педагог начинает работу с того максимального расстояния, которое отмечено у данного ребенка, и постепенно пытается его увеличить. Если ребенок не реагирует на звучание игрушки (или шепота, голоса) на максимальном для него расстоянии, то педагог постепенно приближается к малышу. После того как ребенок отреагировал на данное звучание на более близком расстоянии, сурдопедагог вновь возвращается к исходному (максимальному) расстоянию. На последующих занятиях делается попытка его дальнейшего увеличения. Следует помнить, что в начале обучения у многих глухих и даже слабослышащих детей отсутствует реакция на звучание ряда игрушек (например, свистка, металлофона, шарманки), а также на звучание голоса разговорной громкости даже у само- го уха. Педагог должен постоянно возвращаться к тем игрушкам, звучание которых тот или иной ребенок пока не слышит, и пытаться выработать у него реакцию на этот звук (это же относится и к восприятию голоса разговорной громкости и шепота). При проведении данной работы следует помнить, что: — педагог должен играть на «инструменте» или произно — педагог должен проследить, чтобы ребенок боковым зре — педагог не должен касаться экраном уха ребенка, иначе — педагог не должен сразу после произнесения слогов, игры — педагог не должен требовать и ждать от ребенка повто После того как уже выработана условная двигательная реакция на звучание игрушек и речи без звукоусиливающей аппаратуры, аналогично проводятся упражнения и с индивидуальными слуховыми аппаратами. В последнем случае возможности детей в ощущении звучаний резко возрастают: они ощущают звучание голоса на расстоянии 1,5—2 м и более, слышат звук игрушки, удаленный от них на 2—3 м и более. ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И глухие, и слабослышащие дети успешно используют свои остатки слуха, если слуховая информация представляет для них интерес. Особое внимание следует уделить знакомству дошкольников со звуками, окружающими их в группе, на улице, дома. Их нужно научить реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), звук отодвигаемого стула, стук упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о стену, пол, землю, скрип качелей, лай собаки, плач, смех, кашель, чихание и т. п. Подобная работа не требует специальных занятий, она проводится в течение всего дня всеми слышащими взрослыми, окружающими детей. Самое главное — быть внимательными и наблюдать за реакциями каждого ребенка. В индивидуальных слуховых аппаратах (и даже без них) дети слышат многие звуки. Услышав, они замирают, моргают, значительно реже пытаются найти источник звука. Если слуховые реакции не подкрепляются, то постепенно они затухают, и дети перестают реагировать даже на громкие звуки (например, грохот упавшего возле них предмета). А это означает, что работа по развитию слухового восприятия проводится формально, она оказывается нерезультативной. Задача окружающих взрослых — показывать каждому ребенку, что звучит: что-то упало — указать и сказать: «Бах! Упало»; работает пылесос — подвести к нему детей, выключить его — звука нет, вновь включить — звук появился; на улице громко сигналит машина, малыш плачет в коляске, громко лает собака — показать, воспроизвести эти же действия и звуки вместе с детьми. При формировании этих умений крайне важна эмоциональная реакция слышащего взрослого на звуки. Во время звучания, к которому он хочет привлечь внимание ребенка, взрослый всем своим видом, позой, выражением лица, естественными жестами показывает, что что-то произошло. Он обращает внимание ребенка на случившееся, при возможности повторяет этот звук или демонстрирует результат: чашка упала и разбилась, хлопнула дверь — кто-то пришел и т. п. Важно учить и ребенка эмоционально реагировать на звук. Постепенно дети начнут прислушиваться к тем звукам, которые их окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым. Восприятию детей со слуховыми аппаратами доступны многие звуки, следует лишь сделать их интересными и значимыми. Однако этого мало. Нужно целенаправленно знакомить детей со звуками, например научить реагировать на стук в дверь или звонок (наиболее доступен восприятию громкий, низкого звучания). Такие упражнения лучше проводить дома. Ребенка специально подводят к двери тогда, когда с противоположной стороны громко стучат. У ребенка возникает какая-то реакция на этот сигнал, но он не знает, что это такое и как реагировать. Мама спрашивает: «Кто там?» — и открывает дверь. На пороге стоит папа с игрушкой, он обнимает ребенка, подбрасывает малыша. Делая это каждый день (каждые выходные), родители учат ребенка реагировать на стук или звонок в дверь. Теперь он уже сам с радостью бежит к двери. Если первоначально у ребенка не возникает реакция на стук, можно приложить его руки к двери, чтобы он ощутил вибрацию, а затем дать возможность послушать стук еще раз (рис. 3). Рис. 3. Знакомство со звуками окружающего мира v\ 'Ш В специальной группе дошкольного учреждения желательно иметь альбом или стенд, на котором помещаются предметы или таблички, соответствующие тому, что в течение дня (недели) услышали дети в группе, на улице. Подобный альбом хорошо вести и дома. С ним ребенок приходит в детский сад, воспитатель или сурдопедагог обсуждает с детьми, что они услышали дома, пытаются воспроизвести в группе те звуки, которые дети слышали дома. Когда дошкольники станут постарше, нужно учить их не только адекватно реагировать на звук, но и устанавливать причинно-следственные связи: шум в батареях, трубе — дядя работает, звуки музыки в зале — тетя играет, детские голоса на улице — дети гуляют, скрип качелей — дети качаются, шум воды на кухне — мама моет посуду и т. п. Подобные упражнения проводятся в течение всего дня; при этом используются как случайные ситуации, так и специально созданные взрослым. Результативность обучения восприятию звуков окружающего мира во многом определяется тем, насколько взрослые поддерживают интерес ребенка к звукам, радуются каждой его реакции, даже ошибочной. ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ;
|