Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На слух неречевых и речевых сигналов 5 page— сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о_____, от- 1 брасывать мяч вперед — о или па; , — сидя на полу или за столом, «везти» поезд (машину) «да -v%- — округло соединять руки перед собой (над головой) — — плавно развести руки в стороны — а____, затем прямые : <; руки соединить перед грудью — у____, резко развести руки в стороны — а, соединить перед грудью — у; '«.-•■.•:— стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («само- \'-' лет летит»), произнося в___, резко опустить руки вниз, ^-■•"' присесть — в («самолет сел»). На более поздних этапах обучения в упражнения включа ладоней, поднятыми вверх от себя, а краткое ш — резким движением ими вниз. Слитность звучания ~* '•■ .-.,'. Упражнения также проводятся с детьми 2—3 лет: — стоя или сидя, резко опускать руки со сжатыми кулака — стоя, покачиваться из стороны в сторону (например, •""-' пать одной ногой — то то то; — изображать большой и маленький мячи: «большой мяч» — стоя, плавно вытягивать вперед руки, согнутые в лок •■■' вытягивать в стороны то одну руку, то другую — ■"•: ма ма ма; — стоя, выполнять вращательные движения ладонями над ?; Подобные упражнения помогают формировать слитную 1-11 Темп произнесения * * Упражнения по изменению темпа произнесения проводя-ятся в течение всего дошкольного обучения. Детей 2—3 лет учат воспроизводить движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов, например: — сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие уда папапа; "'••' — сидя, часто ударять кулаками о пол — папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе— па__ па__ па__, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па__ па__ па__; — шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медлен В дальнейшем детей 4—6 лет следует учить постепенному грудью, произносить слоги в нормальном темпе — ля__ ля__ ля__; над головой — в быстром — ляляля; у груди в нормаль Упражнение может быть усложнено: внизу производятся махи в очень медленном темпе, сочетающиеся с таким же темпом произнесения слогов, постепенно руки поднимаются выше и выше, движения становятся более быстрыми, вплоть до очень быстрых над головой, а затем постепенно замедляются при опускании рук ниже и ниже; в соответствующем темпе произносятся и слоги. Аналогично проводятся упражнения при хлопанье в ладоши, руками по бедрам, ходьбе на месте, ударах кулаком о кулак и т. п. В это же время детей учат произвольно изменять темп и Формируя у детей умение произносить речевой материал в разном темпе, следует учить их произносить очень простые слова и фразы за разных «героев». Например, медведь-папа, медведица-мама и маленький медвежонок в разном темпе говорят: «Мед тут, мед там, мед, мед тут и там* (по возможности, дети изменяют не только темп произнесения, но и высоту голоса). Следует подбирать различные стихи, декламация которых требует изменения темпа, например: Еле-еле-еле-еле Закрутились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом, ^ ■»• Все быстрей, быстрей, бего% Карусель кругом, кругом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите!.,..' Раз-два, раз-два — Вот и кончилась игра. •■'■i Предложенные упражнения направлены на формирование нормального темпа речи, что крайне важно и для внятности речи, и для восприятия. Умение произвольно изменять темп произносимого речевого материала способствует решению этой задачи. Сила голоса N После того как у детей вызван голос, их учат произносить слоги громко и тихо; громко, потише и тихо. Обучая детей изменять силу голоса, педагог предлагает им различные движения; при этом чем громче звук, тем больше и амплитуда движений. Могут быть использованы следующие упражнения: ^v — «Лиля спит» — дети тихо подходят к спящей в кроват-.-•«$.- ке кукле, произнося тихим голосом папапа; педагог.;-. предлагает разбудить куклу, малыши громко топают, iiuitV": произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просы-!5м '» пается и пляшет; •'.•; — сидя, стучать пальцем о палец у колен, произнося та- rj;.. тата (тихо), у груди — ТАТАТА (громче), над головой. v ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплитуду да движений; — стоя, разводить опущенные руки в стороны — а______ (тихо), разводить руки в стороны от груди — А______ • V. (громче), над головой — А___ (громко); чем громче / • звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим на-- v.-,- пряжением произносится звук (такое упражнение про- водится и с другими гласными); стоя, развести опущенные руки внизу — пу_ (тихо), у груди — ПО__ (громче), над головой — ПА___ (гром- ко) или наоборот, начиная с самого тихого произнесе- — пгагать на месте или ходить по кругу под звучание бубна На 3—5 годах обучения упражнения постепенно усложняются: детей учат не только произносить слоги с разной силой голоса (от громкого до шепота), но и постепенному его усилению и ослаблению. Например, проводятся такие упражнения: — стоя, медленно через стороны поднимать руки, про ч*' а___ А__, его ослаблением А_ а__, с усилением и ос
— стоя, отводить руки со сжатыми кулаками попеременно ''■' опускаются, сила голоса при этом уменьшается. Постепенно упражнения усложняются. Для произнесения предлагаются более сложные слогосочетания, например татоту. Когда дети уже могут воспроизводить слоги голосом разной силы, их учат произносить голосом разной интенсивности не только слоги, но и слова и фразы. Например, такое упражнение: стоя разводить руки в стороны, произнося слово «мама» с усилением и ослаблением голоса; при этом руки постепенно поднимаются вверх, а затем опускаются. Используются различные ситуации, в которых нужно позвать ребенка (маму, игрушку), произнося его имя тихо, погромче, громко. Целесообразно разыгрывать небольшие сценки, в которых разные персонажи говорят голосом разной силы, подбирать специальный стихотворный материал, например: Ногами топ, ногами топ, громко топнет — ТОП-ТОП-ТОП; Ногами топ, ногами топ, тихо топнем — топ-топ-топ. Руками хлоп, руками хлоп, громко хлопнем — ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП; Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем — хлоп-хлоп-хлоп. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Обучая детей произносить гласные звуки, слоги и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы они не напрягались, чтобы не было излишнего форсирования звука. В противном случае у ребенка может сорваться голос или образоваться фальцет. Каждый ребенок учится говорить громче и тише по отношению к индивидуальной силе своего голоса. Постепенно голос малыша окрепнет, и разница между нормальной его силой и тихим или громким голосом увеличится. Следует также следить за тем, чтобы, усиливая голос, дети его не повышали. Громкие звуки не должны вызывать ни у кого из детей неприятных ощущений. В случае их появления, во-первых, необходимо корректировать режим звукоусиления: включить автоматический регулятор усиления (АРУ), отрегулировать его таким образом, чтобы громкие звуки не были неприятны ребенку (в отечественных карманных аппаратах его регулятор CR, в заушных аппаратах фирмы «Отикон» (Дания) — регулятор AGC). Во-вторых, педагогу нужно уменьшить силу собственного голоса, предлагающегося в качестве образца громкого произнесения. Высота голоса Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, требуют пристального внимания со стороны педагога, так как неправильное их проведение будет способствовать закреплению дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса высокий, у других — низкий. Ребенка учат изменять высоту голоса относительно основного тона его голоса, т. е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не переходил в фальцет. При произнесении высоким голосом педагог может ощущать хотя бы слабую вибрацию грудной клетки ребенка (т. е. включается грудной резонатор), а при фальцете вибрирует не грудная клетка, а темя, так как в голосообразовании участвует не грудной резонатор, а головной. Точно так же педагог должен проверить и высоту своего голоса при произнесении с его повышением гласных, слогов, слов и фраз. Образец для ребенка — высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научится хотя бы немного изменять высоту своего голо- са. Но это требует внимания и многолетней целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются для работы с детьми начиная с двухлетнего возраста, первые результаты могут появиться значительно позже. В начале обучения, после того как уже вызван голос нормальной высоты, детей учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с обыгрыванием различных игрушек. При игре с ними, как правило, у ребенка впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Например: о, — изображать большого и маленького мишку (зайку, со-I" баку): большой медведь идет медленно — А — А — А а (низкий голос), маленький — бежит — а — а — а (высо-я кий голос); — изображать лягушку, большую собаку, птичку; педагог Детям предлагается произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные и слоги. При этом низкие звуки произносятся при расслабленных движениях, направленных вниз, высокие — с очень напряженными движениями, направленными вверх, например: стоя, разводить опущенные руки в стороны — О___ (низкий голос), у груди — о__ (нормальный), над головой — о__ (высокий); так же проводятся упражнения и со слогосочетаниями (та__, то___, ту___). Если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным голосом. Упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет. Когда ребята научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, их учат постепенному повышению и понижению голоса (как правило, с 4— 5 лет). Предлагаются упражнения такого типа: — «самолет» едет, а потом взлетает: А___ (низкий голос), u a___ (высокий голос); «самолет» летит высоко и са- '-■■■• дится: а__ (высокий голос) А___ (низкий голос); "::'! «самолет» едет, поднимается, летит и садится: - стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, у___ низкий голос), у груди — о___ (средний), вверху а___ (высокий); при этом движения и гласные звуки воспроизводятся плавно, слитно. Аналогично можно проводить упражнения и со слогами ла_ __ло___ лу___ ; и др. По достижению детьми 5—б лет в упражнения наряду со слогами включаются слова и фразы. Так, например, детей учат изображать куклу (малыша), женщину, дедушку, сопровождая это самыми простыми высказываниями типа: я иду — топ-топ-топ, которые соответственно произносятся высоким, средним и низким голосом. Разыгрываются маленькие сценки: кукла упала, плачет, «говорит» высоким голосом: «Я упала, болит нога»; пришел медведь и просит меда: «Я большой мишка. Я хочу меда» (низким голосом) и т. п. Полезно подбирать стихотворный материал, декламация которого связана с изменением высоты голоса, типа: Г г На занятиях важно предлагать каждому ребенку произносить материал и низким, и нормальным, и высокий голосом. Ошибочно, когда один ребенок постоянно повторяет материал низким голосом, а другой — высоким. Дошкольник с более низким голосом не будет в этом случае овладевать его повышением, и наоборот. «-2554 \
Ритмическая структура речи В 2—3 года детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных занятиях — определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трех. По мере того как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний. В 3—4 года детей учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа Tamama, maTAma, mamaTA). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение ударного слога сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например: — сидя, ударять ладошками по коленям, произнося безу 'к' (при воспроизведении двусложных ритмов паПА или ";: ПАпа); — сидя или стоя, хлопать в ладоши на безударный слог та — сидя, ударять мячом о пол, произнося безударный слог — стоя, сжатые кулачки у груди, на безударный слог руки !' ны — вниз — ПА (при воспроизведении дву-, трехсложных ритмов). В тех случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог выполняет упражнение вместе с ним, его руками. Постепенно движения при произведении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой) дирижировании и т. п. В 5—6 лет детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов типа ТАтаТАтаТАта или папаПАпапаПАпапаПА. При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т. п. По мере того как дети овладевают этим умением, упражнения усложняются: предлагается сочетать произнесение по- вторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения, например: — отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: мед — шагать на месте, произнося ритм ТАтатаТАтата ти- \ ной громкости при среднем поднимании ног, громким с ' высоким поднятием колен. Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, рифмованные строки: татаТОтатаТО — молоко, молоко, mamamaTETmamamaTET — велосипед, велосипед, Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием. В них, как правило, сохраняется ударный гласный. Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например узнавать, ритм какого из 3—5 слов отхлопал взрослый: пальто, весна, тапочки, собака, виноград. , Интонационная сторона речи,- Произносительные навыки, которые формируются у дошкольников в ходе проведения описанных выше упражнений, создают основу, без которой невозможно овладение ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка — речевой интонацией. Как известно, сензитивным периодом для становления речи является раннее детство. Маленький слышащий ребенок усваивает многие элементы речевой интонации до того, как овладевает звуковой стороной речи. Произношение же детей со значительным снижением слуха (тяжелая тугоухость и глухота) отличается монотонностью, неинтонированностью. Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть. В дошкольный период детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и специально создаваемые. При этом детей побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и выразительной мимикой лица, позами, телодвижениями. Предлагаются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. Для примера приведем некоторые. С первого года обучения и до последнего в ходе специальных игровых упражнений детей учат подражать педагогу, который изображает различные эмоциональные состояния, при этом речевой материал постепенно усложняется. Подражая педагогу, дети учатся изображать: — боль — а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот и т. п. Постоянно разыгрываются разнообразные сценки: кто-то Обыгрываются повадки различных животных, характерные черты людей. Дети изображают заботливую маму-кошку, шаловливого котенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму и т. п. Инсценируются доступные детям сказки: «Теремок», «Варежка», «Колобок», «КурочкаРяба» и др. Вместе с педагогом дети рассматривают картинки, эмоционально оценивают изображенную ситуацию: «Молодец! Хорошо! Ай-я-яп! Плохо! Нельзя», говорят за персонажей. Во всех случаях подбирается речевой материал, который затем включаются междометия, лепетные и самые простые С 4 лет детям для упражнений специально подбирается речевой материал, насыщенный речевыми интонациями типа: ■оаг '№-№->> Вот наш дом. Мы дома. ~т.. ■■■■)■>■■:•■•' Кто дома? — Мы дома.;•;,, ■& -г- -.Г'-"-'.- Где вы? — Мы дома. ■■бЧ; > ,н/г Где? — Дома!,<ш: Детей также учат выразительному чтению стихов, считалок, потешек и т. д. К праздникам можно подготовить маленькие инсценировки, насыщенные интонационно окрашенным материалом. Описанные упражнения при ежедневном их проведении весьма способствуют становлению естественной, выразительной речи. Но в то же время у многих детей со значительным снижением слуха в силу разнообразных причин возникают затруднения при становлении речевого дыхания и голоса. Необходимо проводить работу над этими сторонами произношения как на индивидуальных, так и на специальных фронтальных занятиях. Внятная, понятная для окружающих, речь не может быть сформирована без владения детьми звуковым составом слова. Вызывание звуков — наиболее трудный и специфичный раздел работы над произносительной стороной речи. Остановимся подробнее на работе над речевым дыханием, голосом и звуками речи в первоначальный период обучения. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребенка определенные трудности. Некоторые дошкольники не могут произнести ряд слогов или изолированный гласный звук продолжительно, без дополнительного вдоха, у отдельных детей речь приобретает «всхлипывающий» характер. Бывают случаи, когда голосообразование происходит на вдохе. Для формирования длительного, определенной силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги: задувание свечи струей выдыхаемого воздуха, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей и т. п. При этом постепенно увеличивается расстояние, с которого дети должны, например, скатить катушку со стола, увеличивается длина трубочек; задания усложняются, например дутьем докатить карандаш до определенной границы. Подобные упражнения проводятся в течение всего первого года обучения, сначала индивидуально, затем только на фронтальных занятиях. Однако с детьми, у которых выполнение этих упражнений вызывает особые трудности, работа продолжается на индивидуальных занятиях как на первом году обучения, так и, в случае необходимости, на последующих. Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Следует приучать детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы. Требования к длительности выдоха постепенно нарастают. Если в начале обучения дети учатся произносить на одном выдохе дву-, трехсложные слова и фразы типа: папа, собака, дом там, вот рыба, то к четырем годам — слова и фразы из 3—5 слогов, а к концу дошкольного периода обучения — из 7—8 слогов. Как правило, становление нормального речевого дыхания -происходит в ходе занятий по формированию навыков произнесения звуков и их сочетаний, воспроизведения слов и фраз с использованием в качестве методического приема речевой ритмики. Но в случае необходимости работе над речевым дыханием отводится специальное время. Формированию речевого дыхания способствуют упражнения по отделению одного слога от ряда слогов, упражнения в долгом и кратком произнесении гласных и слогов. „■ а ■ П
|