Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На слух неречевых и речевых сигналов 5 page





— сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о_____, от-

1 брасывать мяч вперед — о или па;

, — сидя на полу или за столом, «везти» поезд (машину) «да­
йн леко» — у___ и поворачивать — у;

-v%- — округло соединять руки перед собой (над головой) —
о__, резко опустить соединенные руки вниз — о;

— плавно развести руки в стороны — а____, затем прямые

: <; руки соединить перед грудью — у____, резко развести

руки в стороны — а, соединить перед грудью — у;


'«.-•■.•:— стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («само-

\'-' лет летит»), произнося в___, резко опустить руки вниз,

^-■•"' присесть — в («самолет сел»).

На более поздних этапах обучения в упражнения включа­
ются все новые и новые звуки, например, длительное произ­
несение звука ш___ сопровождается круговыми движениями

ладоней, поднятыми вверх от себя, а краткое ш — резким дви­жением ими вниз.

Слитность звучания ~* '•■

.-.,'. Упражнения также проводятся с детьми 2—3 лет:

— стоя или сидя, резко опускать руки со сжатыми кулака­
ми вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о
кулак — па па па (неслитно);

— стоя, покачиваться из стороны в сторону (например,
изображая мишку), произнося то_____ то___ то___; то-

•""-' пать одной ногой — то то то;

— изображать большой и маленький мячи: «большой мяч»
- - подпрыгивает — по по по; «маленький мяч» слегкапри-
«' седает — попопо;

— стоя, плавно вытягивать вперед руки, согнутые в лок­
тях перед грудью, — м а м а т а; резко

•■■' вытягивать в стороны то одну руку, то другую — ■"•: ма ма ма;

— стоя, выполнять вращательные движения ладонями над
■"'*■' головой — ляляляля; руки на поясе, наклоняться в сто-
/"*' роны — ля ля ля.

?; Подобные упражнения помогают формировать слитную
речь.
-I -■ * • *

1-11 Темп произнесения *

* Упражнения по изменению темпа произнесения проводя-ятся в течение всего дошкольного обучения. Детей 2—3 лет учат воспроизводить движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов, например:

— сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие уда­
ры мячом о пол, произнося па___ па__ па__ и частые —

папапа;

"'••' — сидя, часто ударять кулаками о пол — папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе—


па__ па__ па__, хлопать ладонями по ногам, медленно

произнося па__ па__ па__;

— шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медлен­
но, произнося слогосочетание татата в разном темпе;
- — хлопать в ладоши в медленном темпе, произнося
па_______ па__ па__; в нормальном — па_па_па_; в быст­
ром — папапа (или хлоп-хлоп-хлоп и т. п.).
Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога
на каждое движение трудно, поэтому темп следует наращи­
вать постепенно, с учетом возможностей детей.

В дальнейшем детей 4—6 лет следует учить постепенному
убыстрению и замедлению темпа произнесения слогов. Напри­
мер, стоя, производить медленные махи руками внизу, про­
износя ля___ ля___ ля___, затем, продолжая движения перед

грудью, произносить слоги в нормальном темпе — ля__ ля__

ля__; над головой — в быстром — ляляля; у груди в нормаль­
ном — ля__ ля__ ля__; внизу, в медленном, — ля__ ля__ ля__.

Упражнение может быть усложнено: внизу производятся махи в очень медленном темпе, сочетающиеся с таким же темпом произнесения слогов, постепенно руки поднимаются выше и выше, движения становятся более быстрыми, вплоть до очень быстрых над головой, а затем постепенно замедляются при опускании рук ниже и ниже; в соответствующем темпе произ­носятся и слоги.

Аналогично проводятся упражнения при хлопанье в ладо­ши, руками по бедрам, ходьбе на месте, ударах кулаком о ку­лак и т. п.

В это же время детей учат произвольно изменять темп и
при произнесении словесного материала. Например, педагог,
разместив в комнате кукол (мишек, машины), на разном от
детей расстоянии, спрашивает: «Где куклы (мишки, маши­
ны)?» — и вместе с детьми произносит «там», показывая на
близко находящуюся куклу, «та__ ж», указывая на ту, кото­
рая подальше, «та___ м___» — про самую дальнюю.

Формируя у детей умение произносить речевой материал в разном темпе, следует учить их произносить очень простые слова и фразы за разных «героев». Например, медведь-папа, медведица-мама и маленький медвежонок в разном темпе го­ворят: «Мед тут, мед там, мед, мед тут и там* (по возмож­ности, дети изменяют не только темп произнесения, но и вы­соту голоса).

Следует подбирать различные стихи, декламация которых требует изменения темпа, например:


Еле-еле-еле-еле Закрутились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом, ^ ■»• Все быстрей, быстрей, бего% Карусель кругом, кругом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите!.,..' Раз-два, раз-два — Вот и кончилась игра.

•■'■i Предложенные упражнения направлены на формирование нормального темпа речи, что крайне важно и для внятности речи, и для восприятия. Умение произвольно изменять темп произносимого речевого материала способствует решению этой задачи.

Сила голоса

N

После того как у детей вызван голос, их учат произносить слоги громко и тихо; громко, потише и тихо. Обучая детей изменять силу голоса, педагог предлагает им различные дви­жения; при этом чем громче звук, тем больше и амплитуда движений. Могут быть использованы следующие упражнения: ^v — «Лиля спит» — дети тихо подходят к спящей в кроват-.-•«$.- ке кукле, произнося тихим голосом папапа; педагог.;-. предлагает разбудить куклу, малыши громко топают, iiuitV": произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просы-!5м '» пается и пляшет;

•'.•; — сидя, стучать пальцем о палец у колен, произнося та- rj;.. тата (тихо), у груди — ТАТАТА (громче), над головой. v ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплиту­ду да движений;

— стоя, разводить опущенные руки в стороны — а______

(тихо), разводить руки в стороны от груди — А______

• V. (громче), над головой — А___ (громко); чем громче

/ • звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим на-- v.-,- пряжением произносится звук (такое упражнение про- водится и с другими гласными);

стоя, развести опущенные руки внизу — пу_ (тихо), у

груди — ПО__ (громче), над головой — ПА___ (гром-

ко) или наоборот, начиная с самого тихого произнесе-


— пгагать на месте или ходить по кругу под звучание бубна
или барабана: громкие удары — шагать, высоко подни­
мая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТ AT А,
ТОП-ТОП-ТОП),
удары потише — шагать обычно, про­
износя ПАПАПА голосом разговорной громкости, ти­
хие удары — слегка поднимать ноги и произносить сло­
ги тихо — папапа.

На 3—5 годах обучения упражнения постепенно услож­няются: детей учат не только произносить слоги с разной силой голоса (от громкого до шепота), но и постепенному его усиле­нию и ослаблению. Например, проводятся такие упражнения:

— стоя, медленно через стороны поднимать руки, про­
износя гласный а___: с постепенным усилением голоса

ч*' а___ А__, его ослаблением А_ а__, с усилением и ос­
лаблением — а___ А___ а___;

I»' '•

— стоя, отводить руки со сжатыми кулаками попеременно
в стороны, произнося татата; при этом движения выпол­
няются вначале внизу с малой амплитудой и соответ­
ствуют тихому произнесению слогов, постепенно руки
поднимаются вверх, голос усиливается, а затем руки

''■' опускаются, сила голоса при этом уменьшается.

Постепенно упражнения усложняются. Для произнесения предлагаются более сложные слогосочетания, например татоту.

Когда дети уже могут воспроизводить слоги голосом раз­ной силы, их учат произносить голосом разной интенсивнос­ти не только слоги, но и слова и фразы. Например, такое уп­ражнение: стоя разводить руки в стороны, произнося слово «мама» с усилением и ослаблением голоса; при этом руки постепенно поднимаются вверх, а затем опускаются.

Используются различные ситуации, в которых нужно по­звать ребенка (маму, игрушку), произнося его имя тихо, по­громче, громко. Целесообразно разыгрывать небольшие сцен­ки, в которых разные персонажи говорят голосом разной силы, подбирать специальный стихотворный материал, например:

Ногами топ, ногами топ, громко топнет — ТОП-ТОП-ТОП; Ногами топ, ногами топ, тихо топнем — топ-топ-топ. Руками хлоп, руками хлоп, громко хлопнем — ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП; Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем — хлоп-хлоп-хлоп.

Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и разви­вается постепенно. Обучая детей произносить гласные звуки,


слоги и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы они не напрягались, чтобы не было излишнего форсиро­вания звука. В противном случае у ребенка может сорваться голос или образоваться фальцет. Каждый ребенок учится гово­рить громче и тише по отношению к индивидуальной силе свое­го голоса. Постепенно голос малыша окрепнет, и разница меж­ду нормальной его силой и тихим или громким голосом увеличится. Следует также следить за тем, чтобы, усиливая голос, дети его не повышали.

Громкие звуки не должны вызывать ни у кого из детей не­приятных ощущений. В случае их появления, во-первых, не­обходимо корректировать режим звукоусиления: включить автоматический регулятор усиления (АРУ), отрегулировать его таким образом, чтобы громкие звуки не были неприятны ребенку (в отечественных карманных аппаратах его регуля­тор CR, в заушных аппаратах фирмы «Отикон» (Дания) — ре­гулятор AGC). Во-вторых, педагогу нужно уменьшить силу собственного голоса, предлагающегося в качестве образца громкого произнесения.

Высота голоса

Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, тре­буют пристального внимания со стороны педагога, так как неправильное их проведение будет способствовать закрепле­нию дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса высокий, у других — низкий. Ребенка учат изменять высоту голоса относительно основного тона его голоса, т. е. в преде­лах его частотного диапазона. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не переходил в фальцет. При произнесении вы­соким голосом педагог может ощущать хотя бы слабую вибра­цию грудной клетки ребенка (т. е. включается грудной резо­натор), а при фальцете вибрирует не грудная клетка, а темя, так как в голосообразовании участвует не грудной резонатор, а головной. Точно так же педагог должен проверить и высоту своего голоса при произнесении с его повышением гласных, слогов, слов и фраз. Образец для ребенка — высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. В ходе ежеднев­ных целенаправленных упражнений каждый ребенок посте­пенно научится хотя бы немного изменять высоту своего голо-


са. Но это требует внимания и многолетней целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса пред­лагаются для работы с детьми начиная с двухлетнего возраста, первые результаты могут появиться значительно позже.

В начале обучения, после того как уже вызван голос нор­мальной высоты, детей учат говорить высоким и низким го­лосом. Работа проводится ежедневно. В первую очередь пред­лагаются упражнения, связанные с обыгрыванием различных игрушек. При игре с ними, как правило, у ребенка впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Например:

о, — изображать большого и маленького мишку (зайку, со-I" баку): большой медведь идет медленно — ААА а (низкий голос), маленький — бежит — ааа (высо-я кий голос);

— изображать лягушку, большую собаку, птичку; педагог
Y--> (или ребенок) предлагает угадать, кого он изображает
аггп: (Кто я?): прыгает «лягушка», произнося голосом нор­
мальной высоты ква-ква-ква, лает «большая собака» —
АФ-АФ-АФ (низкий голос), летает «птичка» — пипипи
(высокий голос).

Детям предлагается произносить высоким, низким и нор­мальным голосом различные гласные и слоги. При этом низкие звуки произносятся при расслабленных движениях, направлен­ных вниз, высокие — с очень напряженными движениями, на­правленными вверх, например: стоя, разводить опущенные руки

в стороны — О___ (низкий голос), у груди — о__ (нормальный),

над головой — о__ (высокий); так же проводятся упражнения

и со слогосочетаниями (та__, то___, ту___).

Если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлага­ется произносить гласные и слоги только низким и нормаль­ным голосом. Упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет.

Когда ребята научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, их учат постепен­ному повышению и понижению голоса (как правило, с 4— 5 лет). Предлагаются упражнения такого типа:

— «самолет» едет, а потом взлетает: А___ (низкий голос),

u a___ (высокий голос); «самолет» летит высоко и са-

'-■■■• дится: а__ (высокий голос) А___ (низкий голос);

"::'! «самолет» едет, поднимается, летит и садится:
'' ■ "' А_____ а А;


- стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать,
произнося а___ {па___) вначале низким голосом, кото­
рый постепенно повышается, а затем снижается; такие
упражнения проводятся и с другими гласными;
■ стоя, развести опущенные руки нешироко в стороны —

у___ низкий голос), у груди — о___ (средний), вверху

а___ (высокий); при этом движения и гласные звуки

воспроизводятся плавно, слитно. Аналогично можно

проводить упражнения и со слогами ла_ __ло___ лу___

; и др.

По достижению детьми 5—б лет в упражнения наряду со слогами включаются слова и фразы. Так, например, детей учат изображать куклу (малыша), женщину, дедушку, сопро­вождая это самыми простыми высказываниями типа: я идутоп-топ-топ, которые соответственно произносятся высоким, средним и низким голосом. Разыгрываются маленькие сцен­ки: кукла упала, плачет, «говорит» высоким голосом: «Я упа­ла, болит нога»; пришел медведь и просит меда: «Я большой мишка. Я хочу меда» (низким голосом) и т. п. Полезно подби­рать стихотворный материал, декламация которого связана с изменением высоты голоса, типа:

Г

г

 

На занятиях важно предлагать каждому ребенку произно­сить материал и низким, и нормальным, и высокий голосом. Ошибочно, когда один ребенок постоянно повторяет матери­ал низким голосом, а другой — высоким. Дошкольник с более низким голосом не будет в этом случае овладевать его повы­шением, и наоборот.

«-2554


\


       
 
   
 

I

Ритмическая структура речи

В 2—3 года детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных занятиях — определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трех. По мере того как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведени­ем ритма звучаний.

В 3—4 года детей учат воспроизводить вначале двуслож­ные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа Tamama, maTAma, mamaTA). С этой целью проводятся раз­нообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важ­но, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение ударного слога со­провождается движением не только более длительным, ши­роким, но и качественно другим, например:

— сидя, ударять ладошками по коленям, произнося безу­
дарный слог па, и кулачками по полу — ударныйПА

'к' (при воспроизведении двусложных ритмов паПА или ";: ПАпа);

— сидя или стоя, хлопать в ладоши на безударный слог та
и по ногам на ударный — ТА (при воспроизведении трех­
сложных ритмов ТАтата, maTAma, mamaTA);

— сидя, ударять мячом о пол, произнося безударный слог
та, вытягивать руки с мячом вперед на ударный слог —
ТА (воспроизведя дву-, трехсложные ритмы);

— стоя, сжатые кулачки у груди, на безударный слог руки
■■'• \ ч резко опустить вниз па, на ударный — отвести в сторо-

!' ны — вниз — ПА (при воспроизведении дву-, трехслож­ных ритмов).

В тех случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог выполняет упражнение вме­сте с ним, его руками.

Постепенно движения при произведении ударного и безу­дарных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например при отхлопывании ритмов, их отсту­кивании (рукой или ногой) дирижировании и т. п.

В 5—6 лет детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов типа ТАтаТАтаТАта или папаПАпапаПАпапаПА. При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хло­пать в ладоши и т. п.

По мере того как дети овладевают этим умением, упраж­нения усложняются: предлагается сочетать произнесение по-


вторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения, например:

— отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: мед­
ленно, в нормальном темпе и быстро;

— шагать на месте, произнося ритм ТАтатаТАтата ти-
■ V * хим голосом и слегка поднимая ноги, голосом нормаль-

\ ной громкости при среднем поднимании ног, громким с ' высоким поднятием колен.

Предлагаются также упражнения в воспроизведении рит­ма слов, фраз, рифмованные строки:

татаТОтатаТОмолоко, молоко,

mamamaTETmamamaTET — велосипед, велосипед,
таТУтата таТО — на улице тепло.

Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизво­дят дирижированием. В них, как правило, сохраняется удар­ный гласный.

Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и под­бирать их по ритму, предложенному педагогом. Например узнавать, ритм какого из 3—5 слов отхлопал взрослый: паль­то, весна, тапочки, собака, виноград.

, Интонационная сторона речи,-

Произносительные навыки, которые формируются у до­школьников в ходе проведения описанных выше упражнений, создают основу, без которой невозможно овладение ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка — речевой инто­нацией.

Как известно, сензитивным периодом для становления речи является раннее детство. Маленький слышащий ребенок усваивает многие элементы речевой интонации до того, как овладевает звуковой стороной речи. Произношение же детей со значительным снижением слуха (тяжелая тугоухость и глу­хота) отличается монотонностью, неинтонированностью. Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над ин­тонационным строем речи, тем лучших результатов в его ус­воении можно достигнуть.

В дошкольный период детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естествен­ные ситуации, так и специально создаваемые. При этом детей


           
 
   
 
   
 

побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и выразительной мимикой лица, позами, телодвижениями. Предлагаются различные упражнения, ко­торые проводятся ежедневно. Для примера приведем некото­рые.

С первого года обучения и до последнего в ходе специаль­ных игровых упражнений детей учат подражать педагогу, который изображает различные эмоциональные состояния, при этом речевой материал постепенно усложняется. Подра­жая педагогу, дети учатся изображать:

— боль — а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот

и т. п.

Постоянно разыгрываются разнообразные сценки: кто-то
потерялся, кто-то хочет есть, что-то сломалось, кто-то ударил­
ся (скучает, зовет маму) и т. п. Вот одна из них. К детям при­
ходит новая красивая кукла. Малыши восхищаются ею. Кук­
ла гладит детей по головкам — «хороший!» и начинает
плясать, радостно напевая ляляляля; дети поют вместе с ней.
Затем кукла падает, «разбивает до крови ногу (руку, лоб)».
Дети вместе с педагогом изображают, как больно кукле, про­
износя, как могут: «Бах! Ой-ой-ой! Бобо! Болит! Бобо! Ой-ой-
ой, жалко!»
Кукла (и дети вместе с ней) плачет: «О-о-о, болит,
бобо!»
Педагог и дети жалеют куклу, «лечат» ее, целуют. Кук­
ла «выздоравливает» — О! (радостно), дети вместе с куклой
танцуют, подпевая радостно ляляляля, затем они изобража­
ют усталость: о______, о___ (устала), устали, ох-ох.

Обыгрываются повадки различных животных, характер­ные черты людей. Дети изображают заботливую маму-кошку, шаловливого котенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму и т. п. Инсценируются доступные детям сказки: «Тере­мок», «Варежка», «Колобок», «КурочкаРяба» и др.


Вместе с педагогом дети рассматривают картинки, эмоцио­нально оценивают изображенную ситуацию: «Молодец! Хоро­шо! Ай-я-яп! Плохо! Нельзя», говорят за персонажей.

Во всех случаях подбирается речевой материал, который
соответствует уровню речевого развития детей. При этом они
учатся выражать то или иное эмоциональное состояние преж­
де всего движениями всего тела, мимикой лица, позами, ко­
торые сопровождаются произнесением вначале лишь отдель­
ных гласных и простых слогов (а__________, о___, nanana, mamama),

затем включаются междометия, лепетные и самые простые
полные слова, а позже и фразы. Например, разыгрывая сцен­
ку, в которой щенок потерялся, маленькие дети жалобно
«лают» — а-а-а или аф-аф-аф, зовут маму: «А-а-а, мама!» пла­
чут, радуются ее появлению: «А_________ / Ура! Мама!» Дети постар­
ше могут пользоваться другим речевым материалом: «Я по­
терялся. Где моя мама? Мама, ау! Мама, иди, я тут! Вот
моя мама! Мама нашла меня. Я рад!»

С 4 лет детям для упражнений специально подбирается речевой материал, насыщенный речевыми интонациями типа:

■оаг '№-№->> Вот наш дом. Мы дома.

~т.. ■■■■)■>■■:•■•' Кто дома? — Мы дома.;•;,,

■& -г- -.Г'-"-'.- Где вы? — Мы дома. ■■бЧ; >

,н/г Где? — Дома!,<ш:

Детей также учат выразительному чтению стихов, счита­лок, потешек и т. д. К праздникам можно подготовить малень­кие инсценировки, насыщенные интонационно окрашенным материалом.

Описанные упражнения при ежедневном их проведении весьма способствуют становлению естественной, выразитель­ной речи. Но в то же время у многих детей со значительным снижением слуха в силу разнообразных причин возникают затруднения при становлении речевого дыхания и голоса. Необходимо проводить работу над этими сторонами произно­шения как на индивидуальных, так и на специальных фрон­тальных занятиях.

Внятная, понятная для окружающих, речь не может быть сформирована без владения детьми звуковым составом слова. Вызывание звуков — наиболее трудный и специфичный раз­дел работы над произносительной стороной речи.

Остановимся подробнее на работе над речевым дыханием, голосом и звуками речи в первоначальный период обучения.


РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ

Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребенка определенные трудности. Некоторые дошкольники не могут произнести ряд слогов или изолированный гласный звук про­должительно, без дополнительного вдоха, у отдельных детей речь приобретает «всхлипывающий» характер. Бывают слу­чаи, когда голосообразование происходит на вдохе.

Для формирования длительного, определенной силы выдоха используются специальные игровые дыхательные уп­ражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги: задувание свечи струей выдыхаемого воздуха, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей и т. п. При этом постепенно увеличивается расстоя­ние, с которого дети должны, например, скатить катушку со стола, увеличивается длина трубочек; задания усложняют­ся, например дутьем докатить карандаш до определенной гра­ницы.

Подобные упражнения проводятся в течение всего перво­го года обучения, сначала индивидуально, затем только на фронтальных занятиях. Однако с детьми, у которых выполнение этих упражнений вызывает особые трудности, работа продолжается на индивидуальных занятиях как на первом году обучения, так и, в случае необходимости, на последующих.

Для развития речевого дыхания полезно проводить упраж­нения, связанные с протяжным произнесением гласных и мно­гократным повторением слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Следует приучать детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы.

Требования к длительности выдоха постепенно нарастают. Если в начале обучения дети учатся произносить на одном вы­дохе дву-, трехсложные слова и фразы типа: папа, собака, дом там, вот рыба, то к четырем годам — слова и фразы из 3—5 слогов, а к концу дошкольного периода обучения — из 7—8 слогов.

Как правило, становление нормального речевого дыхания -происходит в ходе занятий по формированию навыков произ­несения звуков и их сочетаний, воспроизведения слов и фраз с использованием в качестве методического приема речевой ритмики. Но в случае необходимости работе над речевым ды­ханием отводится специальное время.


Формированию речевого дыхания способствуют упражне­ния по отделению одного слога от ряда слогов, упражнения в долгом и кратком произнесении гласных и слогов.

„■ а ■

П

Date: 2015-07-24; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию