Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И обучению произношению





Целью данного раздела является развитие у детей с нару­шением слуха навыков восприятия устной речи на слухо-зри-тельной и слуховой основе и овладение ими произноситель­ной стороной речи, чтобы утвердить устную речь глухого и слабослышащего ребенка как средство общения.

Задачи работы по развитию слухового восприятия:

1. Развитие остаточного слуха ребенка в процессе целена­
правленного обучения восприятию на слух речи и нере­
чевых звучаний.

2. Создание и совершенствование качественно новой слу-
хо-зрительной основы восприятия устной речи.

3. Обогащение представлений детей с нарушенным слухом
о звуках окружающего мира.

Задача работы над произношением триедина: формирова­ние внятной, членораздельной, естественной речи. Учитывая исключительную роль устной речи как средства общения глу­хого и слабослышащего ребенка со слышащими, наиболее важным является формирование у него внятной, понятной для окружающих речи.

Важным также является утверждение устной речи детей с недостатками слуха как орудия мышления и базы владения языком. Поэтому при обучении произношению необходимо достигать его максимальной членораздельности, т. е. в устной речи ребенка должны присутствовать и быть отчетливо про­тивопоставлены друг другу все элементы фонетической сис­темы языка: звуки, словесное ударение, интонация.


Внятность речи и ее членораздельность — два разных по­нятия. Речь ребенка может быть достаточно внятной, но не­достаточно членораздельной, например в его речи не проти­вопоставлены соответствующие пары мягких и твердых, звонких и глухих согласных. В этом случае нельзя говорить о полной членораздельности устной речи, но она может быть до­статочно внятной. И наоборот, в речи ребенка могут быть пред­ставлены все фонемы языка, но их звучание столь искажено, что его речь становится невнятной. Известно, что на этапе до­школьного обучения не достигается полная членораздель­ность устной речи. Тем более важным представляется фор­мирование внятной речи, так как в противном случае задача обучения произношению остается не реализованной, по­скольку невнятная речь не может быть полноценным сред­ством общения.

Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучания, но и для того, чтобы не-слышащий ребенок успешнее воспринимал речь собеседника. Процесс восприятия речи предполагает проговаривание «про себя» или вслух воспринимаемого высказывания. Это возмож­но лишь в том случае, если речь ребенка совпадает с речью собеседника в слитности, темпе, ударении, орфоэпии, инто­национном строе.

Содержание работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения диктуется задачами обучения глухих и слабослышащих дошкольников устной речи.

В содержание работы по развитию остаточного слуха де­тей входит обучение:

— ощущению неречевых (барабан, дудка и т. п.) и речевых
"■■ (слогосочетания) сигналов при постоянном увеличении

- ж, расстояния от источника звука (в дальнейшем эта рабо-' "' •■■■ та будет называться выработкой условной двигательной

w реакции на звук);

"f — восприятию звуков окружающего мира; ' "" • '"

— различению на слух неречевых и речевых сигналов: раз-
' личение звучания игрушек, определение количества,
s долготы, громкости, высоты, ритма звучаний и т. п.;

— восприятию на слух речевого материала: звукоподража­
ний, слов и словосочетаний, фраз (поручения, вопросы,

"'V повествовательные фразы), текстов.

В содержание работы по обучению произношению входит работа над:

— речевым дыханием,


■V't

,,. — голосом,
_0. —звуками и их сочетаниями,,.

_j, — словом, ■...-,.-.■...

х —фразой.

Обучение устной речи (ее восприятию и воспроизведению) ведется на осмысленных речевых единицах: словах, словосо­четаниях, фразах и текстах. Это обусловлено необходимостью формировать устную речь неслышащего ребенка как средство общения.

Речевой материал, который дети учатся воспринимать на слух и произносить, должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть знакомым детям (знакомство с ним происходит на
занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, в
играх и т. п.). При работе над звукоподражаниями дети
должны уметь выбрать нужную игрушку в ответ на произне­
сение взрослого; при включении в работу полных слов дети
должны уметь соотносить письменную табличку с соответству­
ющим предметом, картинкой, действием; на последующих
годах — знать буквенный состав слов и фраз, которые предъяв­
ляются им при работе по развитию слухового восприятия и
обучению произношению (т. е. они должны уметь написать,
составить из разрезной азбуки или продактилировать их).
Слабослышащим детям на определенном этапе обучения для
развития их остаточного слуха специально предлагается и со­
всем незнакомый речевой материал.

2. Речевой материал должен быть наиболее актуальным
для целей общения, часто употребляемым в общении детей со
взрослыми и друг с другом.

3. Соответствовать задачам работы по развитию слухового
восприятия и обучению произношению на определенном этапе.

С первых дней обучения педагог постоянно побуждает де­тей к устному проговариванию всего речевого материала, ко­торый они учатся слушать. При этом он следит за тем, чтобы каждый ребенок максимально реализовывал свои произноси­тельные возможности.

В ходе проведения работы по развитию слухового воспри­ятия и обучению произношению дошкольники должны овла­деть не только определенными умениями и навыками, но и специфическим словарем, который используется в связи с этой работой. Например: Играй(те) на барабане. Я играю на бара­бане. Скажи слитно. Оля сказала неслитно (громко, тихо, долго, быстро) и т. п.


Date: 2015-07-24; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию