Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На слух неречевых и речевых сигналов 3 page





Прежде чем учить воспринимать на слух тот или иной ре­чевой материал, детей нужно познакомить с ним в общении, на занятиях педагога, воспитателей.

Для успешного обучения различению на слух звукоподра­жаний, а впоследствии и лепетных и полных слов, фраз необ­ходимы соответствующие игрушки и картинки, разные по величине, цвету, форме и т. д., но небольшие, чтобы ребенок мог уверенно держать их в руке. Чтобы интерес к игрушкам у детей не ослабевал, ими нужно пользоваться только на заня­тиях. Для игры предлагаются другие игрушки.

Работу по различению на слух звукоподражаний можно начинать так. У педагога в непрозрачном мешочке (коробке) находятся 3—5 разных собачек и машинок. Он достает одну игрушку, например собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит ав-ав-ав (или ам-ам-ам)3, показывает, как собачка «лает», побуждает ребен­ка назвать игрушку, «полаять» — ав-ав-ав (или ам-ам-ам) и ставит ее на стол. Затем он достает другую игрушку, напри­мер машинку, называет ее у, демонстрирует, как она едет, вновь побуждает малыша назвать ее, приближает для этого свое ухо к его губам и ставит игрушку на другой конец стола. Доставая в разной последовательности других собачек и ма­шинки, педагог называет их и учит ребенка объединять ма­шинки и собачек в две группы, каждый раз поощряя их назы­вание. Затем он предлагает малышу различать данные звукоподражания слухо-зрительно — видя губы и слушая. Пе-

1 Звукоподражание ав-ав-ав всегда произносится как афаф-аф.

2 Если к началу дошкольного обучения в речи ребенка уже есть полные
слова, то проводить работу на материале звукоподражаний и лепетных слов
нецелесообразно.

3 Выбор варианта звукоподражания определяется произносительными
возможностями ребенка.


дагог в разной последовательности называет игрушки, а ребе­нок берет игрушку со стола, называет ее и убирает в мешочек или коробку. Можно расставить по комнате несколько маши­нок и собачек и говорить ребенку с естественным жестом: «Дай у (ав-ав-ав)». Ребенок должен принести названную игрушку. Когда он научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их разли­чению на слух.

Вначале педагог демонстрирует образцы звучания звуко­подражаний. Для этого он берет машинку, показывает, как она едет, и за экраном (если используется слуховой тренажер или на ребенке индивидуальные слуховые аппараты) или на ухо без экрана (если работа проводится без звукоусиливающей аппаратуры) произносит голосом разговорной громкости у (рис. 9). После этого, предлагая ребенку показать, как едет машинка, педагог вновь повторяет звукоподражание. Затем то же проделывается с собачкой (ав-ав-ав).

Рис. 9. Предъявление ребенку образца звучания

Ребенок учится различать на слух данные звукоподража­ния, в ответ на которые он должен производить определенные действия с игрушками и называть их. В случае ошибки педа-


гог повторяет звукоподражание, которое ребенок сначала воспринимает на слухозрительной основе, а затем — снова на слух. Каждый раз, когда произносится то или иное звукопод­ражание, ребенка побуждают повторить его. В начале обуче­ния обязательно поощряется всякая попытка ребенка воспро­извести слово, а в дальнейшем следует добиваться более точного произнесения.

Усвоение пары звукоподражаний рассчитано на 2—3 заня­
тия. Если ребенок научился различать их раньше, то на сле­
дующем занятии ему предлагается различать при слухо-зри-
тельном восприятии, а затем и только на слух два новых
звукоподражания. Если же он не научился различать звукопод­
ражания в течение недели, то пара все равно меняется: остает­
ся то звукоподражание, которое ребенок слышит лучше, и к
нему подбирается новое. В начале работы следует подбирать зву­
коподражания, которые хорошо различимы между собой — и
зрительно, и на слух, например: пррав-ав-ав, у__пипи­
пи, ав-ав-ав
у____, мяупипипи, и не составлять такие пары,

как: у___му___, мяу — у___, пипипиав-ав-ав. Сходные

между собой звукоподражания предлагаются детям позже, когда у них появится навык различения на слух.

Ребенку, который легко справляется с различением на слух двух звукоподражаний, предлагается выбор из 3—5 звукопод­ражаний, работа с которыми проводится в течение недели. При этом постепенно увеличивается не только число предъявляе­мых звукоподражаний, но и расстояние, с которого ребенок их воспринимает на слух с индивидуальными слуховыми аппара­тами и без них — на ухо. Если он при увеличении расстояния не узнает звукоподражания на слух после 2—3-кратного повто­рения, надо приблизиться, а затем вновь отойти. В течение за­нятия педагог постоянно то приближается к ребенку (к его уху), то удаляется, в зависимости от того, воспринял он материал на слух или нет. При правильно подобранном режиме работы ин­дивидуальных слуховых аппаратов даже глухие дети могут различать звукоподражания на расстоянии не менее 1,5—2 м. Если работа проводится со слуховым тренажером, то педагог говорит в микрофон на постоянном расстоянии — 5—7 см ото рта и делает попытку уменьшить усиление.

Когда ребенок начнет различать звукоподражания, ему
можно предложить лепетные слова, например: у___пипи­
пи
ляля, му___ав-ав-авутя, в___кококобиБИ.

Позже подбираются звукоподражания в сочетании с лепетны-
ми и полными словами, например: прр — ляля — дом, у__


nununuмама, ав-ав-авутялопата. Методика работы остается той же, но к полным словам педагог подкладывает таблички, написанные печатными буквами; по мере усвоения слов в письменном виде, таблички подкладывает и сам ребенок.

Если в процессе работы на слух ребенок постоянно заменя­ет одно слово другим (например, дом вместо мяч, мяу вместо

му___), следует предъявить образец звучания каждого слова:

«Послушай: дом» (педагог произносит слово за экраном и по­казывает данный предмет или картинку); «Послушай: мяч». Затем необходимо поупражнять ребенка в различении этих двух слов (звукоподражаний).

Когда слуховой словарь ребенка будет состоять из 8—10 речевых единиц, надо подбирать для различения на слух зву­коподражания, лепетные и полные слова, относящиеся к раз­ным тематическим группам: игрушки, близкие люди, еда, одежда, части тела и т. д.

Если ребенок различает на слух речевой материал при вы­боре из 3—5 и более единиц, в работе используются словосо­четания типа: тетя Оля, деда (дедуля) Вова, мама и папа и т. д. Словосочетания включаются в набор с уже знакомыми на слух словами, к ним подбираются соответствующие картин­ки, фотографии и таблички.

В результате систематических занятий все дети с нарушен­ным слухом научатся различать на слух хорошо знакомый речевой материал при выборе из 3—5 речевых единиц со зри­тельной опорой на соответствующие предметы или картинки. Однако слабослышащим для овладения этим умением доста­точно 2—3 месяцев занятий, а глухим — 1,5—2 года. В тече­ние дошкольного периода обучения количество речевых еди­ниц, из которых ребенок может осуществить выбор на слух, постепенно увеличивается до 7—8—10.

По мере того как ребенок начал различать на слух звуко­подражания при выборе из 2—3, его учат и опознавать их. При опознавании перед ребенком не выкладываются соответ­ствующие игрушки, предметы и картинки. Начать обучение можно так. Педагог предлагает ребенку различать на слух, например, 3 звукоподражания. Упражнение заканчивается тем, что педагог с помощью ребенка убирает игрушки в мешо­чек. Затем, показывая ребенку мешок, его спрашивают: «Что там?», после чего предлагают: «Слушай». За экраном или на ухо ребенку (если он без аппаратов) произносят одно из звуко­подражаний. Ребенок пытается узнать, повторяя услышанное.


Если он услышал верно, педагог дает ему мешок и предлагает достать соответствующую игрушку. В случае если с первого раза малыш не опознал данное звукоподражание, оно повто­ряется педагогом до трех раз, и если все же оно остается не узнанным, то предъявляется для слухо-зрительного восприя­тия, а потом повторяется за экраном или на ухо ребенку. Че­рез некоторое время после предъявления других звукоподра­жаний оно еще раз повторяется для опознавания на слух. Такая игра проводится в течение одной-трех недель. Она под­готавливает ребенка к опознаванию звукоподражаний на слух.

Затем во время занятий педагог достает мешочек, в кото­ром обычно лежат игрушки, названия которых ребенок учит­ся различать на слух, но в данном случае содержимое мешоч­ка ему неизвестно. Ему предлагают угадать, что там. Педагог произносит звукоподражание, ребенок повторяет услышан­ное. Если он узнал звукоподражание, то ему дают или предла­гают достать соответствующую игрушку, картинку. Если ре­бенок не узнал сказанное после 2—3-кратного повторения, педагог сам показывает соответствующую игрушку, предмет, картинку и повторяет звукоподражание, сначала не закрывая своего лица экраном, а затем за экраном. Игрушка убирается обратно в мешочек. Педагог произносит другие звукоподра­жания, а затем вновь предлагает ребенку то, которое он рань­ше не услышал. При опознавании на слух одно и то же звуко­подражание необходимо произносить несколько раз, иначе

ребенок, услышав, например: в___, будет знать, что больше

эту игрушку педагог не назовет.

По мере того как ребенок научится различать на слух не
только звукоподражания, но и лепетные и полные слова, а
затем и словосочетания, этот материал предлагается ему для
опознавания на слух. Например, ребенка учат опознавать та­
кой речевой материал: в__, пипипи, прр; у___, кваква, ляля;

му___, кококо, утя, дом; прр, ляля, мама, суп, живот; аф-аф-

аф, имя ребенка, кофта, бабуля Тома, юла; мяу, лопата, мо­локо, чай и т. д.

Работа по обучению опознаванию на слух постоянно про­водится параллельно с обучением различению на слух. На од­ном занятии ребенок и различает, и опознает на слух речевой материал. Постепенно расширяется слуховой словарь до­школьника и совершенствуются способы восприятия. Надо стремиться к тому, чтобы все звукоподражания, слова и сло­восочетания, которые ребенок различает на слух, он мог и опознавать. Если на занятии ребенок затрудняется в опозна-


вании на слух того или иного речевого материала, то его нуж­но постоянно предъявлять для различения.

Материал для опознавания на слух следует менять на каж­дом занятии, в отличие от материала для различения на слух, работа с которым может вестись и в течение недели. Если на нескольких занятиях для опознавания будут предъявлены одни и те же звукоподражания и слова, то ребенок будет знать заранее, что ему предложит педагог, и практически будет раз­личать, а не опознавать материал на слух.

Обучение опознаванию и различению на слух речевого ма­териала следует проводить как со звукоусиливающей аппара­турой, так и без нее. Например, ребенок различает звукопод­ражания и слова без аппаратов правым ухом, а опознает их с индивидуальными слуховыми аппаратами, или наоборот.

В процессе опознавания и различения на слух следует по­степенно увеличивать расстояние, с которого дети узнают ус­лышанное с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них (а также уменьшать усиление при работе со слуховыми тренажерами). Так, если малыш с аппаратами научился слы­шать звукоподражания на расстоянии 0,7 м, то их нужно предъявлять с1м, 1,5 м, 2 м и более, в зависимости от слухо­вых возможностей ребенка. Если, несмотря на целенаправлен­ную работу, расстояние увеличить не удается, нужно изменить режим работы индивидуальных слуховых аппаратов: усиле­ние, частотный режим (см. раздел «Методика уточнения ре­жима звукоусиления»).

---..*

Различение и опознавание фразового материала

Когда ребенок начнет уверенно различать звукоподража­ния, слова (лепетные и полные) и словосочетания при выборе из 3—5, помимо работы по их опознаванию на слух начинает­ся обучение дошкольников различению на слух фраз типа: Ляля спит, Тома упала, Мама ест и т. п. В этих фразах де­тям должны быть знакомы по звучанию входящие в них су­ществительные. Фразы вводятся в набор с ранее отработанны­ми на слух звукоподражаниями и словами. К ним подбираются соответствующие картинки. Полезно использовать также ре­чевой материал и соответствующие ему фотографии, где дей­ствует сам ребенок и его близкие (Папа ест, Мама спит, Вова гуляет, Оля плачет).


«Перед ребенком выкладываются картинки, фотографии или предметы, например: дом, тарелка, Вова спит. К ним подк л ад ывают таблички. Сначала это делает педагог, а позже — сам ребенок. Слова и фразы предлагаются для различения на слухо-зрительной основе, т. е. видя лицо говорящего и слу­шая. Затем можно приступать к различению на слух.

Вначале педагог дает образец звучания каждого слова или фразы. Для этого, показывая предмет или картинку, он за экраном или на ухо ребенку произносит данные слова и фра­зу. Ребенок повторяет услышанное, показывает картинку или предмет, изображает действие. Затем педагог в разной после­довательности произносит слова и фразу, не показывая кар­тинок. Ребенок должен услышать и узнать названное слово (фразу). Постепенно педагог приучает его воспринимать на слух не только всю фразу целиком, но и отдельные слова из нее, например: Вова спит, дом, спит, дом, тарелка, Вова, Вова спит.

В дальнейшем повествовательные фразы усложняются, например: Тетя Таня дома. У девочки синий шар. Дети игра­ют в мяч и т. п.

Если ребенок может различать на слух повествовательные фразы, можно включать в работу по развитию слухового вос­приятия и более сложный речевой материал — фразы-поруче­ния. Первыми из них, как правило, используются фразы типа: Дай мяч (самолет,рыбу), Убери барабан (дом, лопату) и т. п.

Работа над фразами-поручениями ведется в определенной последовательности. Дошкольники различают на слух пору­чения, состоящие из:

— двух разных глаголов и существительных (например,.,. дай мячубери барабан); на это обычно уходит 1—2

занятия;

я.1 — двух разных глаголов и одного существительного (на-

Щ* пример, дай мячубери мяч); эта работа проводится с

•та. целью обучения детей различению на слух данных гла-

■'-■'?■ голов и занимает, как правило, не более 1—2 занятий;

"'зл если же ребенок и за 3 занятия не научится различать

V1 их на слух — поручения меняются (например: дай

'■■U рыбуубери рыбу и т. п.);

1 j — разных глаголов дай и убери с двумя (тремя и т. п.) су-'?»'? ществительными, например: дай рыбу (юлу, самолет), ж убери рыбу (юлу, самолет).

"''•v Впоследствии добавляются поручения с глаголом покажи, например: покажи куклу (дом, маму и т. п.). В дальнейшем,


по мере развития речи, используются разнообразные побуди­тельные фразы.

В начале обучения таблички, соответствующие данным поручениям, обязательно должны лежать на столе. Когда же ребенок начинает хорошо справляться с данным заданием, они убираются.

Следует помнить о необходимости учить детей естествен­ной реакции в ответ на воспринятое на слух поручение: вы­полнять его, говоря, например: при восприятии поручения «Дай мяч» — на; на мяч, Тетя Катя, на мяч; или при вос­приятии поручения «Убери собаку» — там; там собака; я убрал(а) собаку; или при восприятии поручения «Покажи самолет» — вот; вот самолет. Конкретное речевое оформ­ление зависит от уровня речевого развития того или иного ребенка.

Методика работы над фразами-поручениями такова: 1. Восприятие на слухо-зрительной основе звучания каж­дого поручения в качестве образца. С этой целью педа-. у.? гог произносит сначала одно поручение и одновременно показывает соответствующую табличку (ребенок выпол-х няет его и «отчитывается», говоря: на; там дом, вот

собака и т. п.), а затем второе поручение и т. п. vf2. Обучение различению данных поручений на слухо-зри-»ш; тельной основе. Для этого педагог в разной последова­ло тельности произносит то одно, то другое поручение, не.!а1, показывая соответствующие таблички. Ребенок выпол­няет поручения, говоря: на дом, там барабан и т. п. Пе- Ьг дагог помимо поручений произносит и отдельные слова, ,_:< обозначающие предметы, например: дай дом, барабан, дом, убери барабан. Ребенок в ответ на воспринятое слово ' -,_г повторяет его и показывает соответствующий предмет. йл После того как ребенок научится различать данные по-,, ручения и слова на слухо-зрительной основе (без показа.,-,.: соответствующих табличек), можно переходить к следую-,л-> щему этапу. Как правило, на работу по первым двум пун-.,. г ктам затрачивается часть первого занятия.

3. Восприятие на слух звучания каждого поручения в ка­
честве образца. С этой целью, показывая соответствую-

й!ч, щую табличку, педагог произносит за экраном (или на
ухо ребенку) сначала одно поручение (ребенок выпол-
i няет его), а затем второе и т. д.

4. Обучение различению данных поручений на слух. С этой
целью педагог вразбивку произносит поручения, ко-


ji торые дошкольник выполняет, говоря: на дом, там барабан и т. п. В случае ошибки педагог каждый раз по-! s вторяет данное поручение для восприятия на слухо-зри- -' л тельной основе (и подкрепляет соответствующей таблич-■i? кой), а затем только на слух (говоря за экраном или на ухо ребенку) и одновременно демонстрирует табличку. " При этом педагог произносит помимо поручений и от-*** дельные слова, которые входят в них. Н' Слова-существительные ребенок повторяет, слова-глаголы он также повторяет, спрашивая затем: «Что?»; например: «Дай, что?», «Убери, что?» и т. п. При этом педагог без экра­на произносит глагол, а за экраном — существительные, на­пример: «Дай (без экрана) собаку (за экраном)». Важно, что­бы работа по различению на слух фраз и слов, входящих в них, шла параллельно, т. е. чтобы педагог предлагал их для вос­приятия на слух вразбивку (а не отрабатывал сначала фразы, а затем слова).

По мере появления в речи детей фразы именно она стано­вится основной речевой единицей в работе по развитию слу­хового восприятия.

Если раньше ребенок учился сначала различать на слух слова, а только затем — фразы, включающие эти слова, то теперь новый речевой материал предъявляется ребенку сразу в виде фразы (например: Дай карандаш; Попроси чашку; Как тебя зовут?). Дошкольник учится различать на слух эти фра­зы, а также слова, которые включены в них, а затем и опозна­вать их на слух.

Обучение опознаванию фраз на слух начинается на мате­риале фраз-сообщений и фраз-поручений, знакомых детям по звучанию.

Те фразы, которые дошкольники научились различать на слух, со следующего занятия предлагаются им для опознава­ния на слух (наряду со словами и словосочетаниями, которые они уже научились опознавать на слух); при этом фразы, сло­восочетания и слова должны предъявляться вразбивку. На каждое индивидуальное занятие для опознавания на слух дол­жно быть запланировано от 5—7 до 10 речевых единиц1.

Если ребенок не услышал слово (словосочетание, фразу) с 1-го предъявления, то оно повторяется педагогом до 3—5 раз. Если же данная речевая единица все же не опознана на слух,

1 Речевой единицей считается каждое слово, каждая фраза (поручение, вопрос, сообщение).


то она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, а затем — только на слух и подкрепляется соответствующим предметом (картинкой), который затем вновь убирается в ко­робку (в мешочек, пакет). Педагог предлагает для опознава­ния на слух следующие слова, словосочетания и фразы, а че­рез некоторое время повторяет то слово (фразу), которое не было узнано в первый раз. Если ребенок вновь его не услы­шал, педагог предъявляет его для слухо-зрительного воспри­ятия, а затем — на слух.

Целесообразно работу по обучению опознаванию на слух проводить в начале занятия. В этом случае тот речевой мате­риал (слова, словосочетания, фразы), который ребенок не су­мел опознать, предлагается ему для различения на слух (на­ряду с материалом, специально для этого запланированным).

Параллельно с обучением детей опознаванию на слух фра­зового речевого материала педагог учит их и различать на слух новые фразы, словосочетания и слова, увеличивая слуховой словарь ребенка.

Особенно разнообразен речевой материал, который пред­лагается слабослышащим детям. Он включает в себя разные по конструкции фразы, разнообразные словосочетания и сло­ва, например на третьем году занятий: Сколько карандашей? У кого зайка? Какого цвета платок? Кто заболел? Прыгай как большой мяч; Беги как лошадка; Нарисуй самолет; Возьми два шара, возьми столько же грибов; названия игру­шек, продуктов, одежды и обуви, животных и растений, час­тей тела, цвета, формы, величины и т. п.

Новый речевой материал ребенок учится различать на слух сначала на слухо-зрительной основе, а затем — на слух, пред­варительно прослушав образец звучания фраз, словосочетаний или слов.

В начале обучения таблички, на которых написаны фразы и отдельные слова и словосочетания, обязательно должны ле­жать на столе перед ребенком. Когда он начинает хорошо справляться с данными заданиями, они убираются.

Речевой материал для обучения различению на слух под­бирается на неделю. За это время часть фраз и слов ребенок научится уверенно различать на слух. На следующей неделе эти фразы и слова педагог предъявляет дошкольнику для опоз­нания на слух (присоединяя их к слуховому словарю, кото­рый ребенок уже опознает на слух). Фразы и слова, которые дошкольник еще плохо различает на слух, оставляются еще на одну неделю для тренировки. Педагог учит ребенка разли-


чать их на слух и в зависимости от успешности различения постепенно добавляет к ним новый речевой материал. Таким образом, на каждом занятии часть речевого материала ребе­нок опознает на слух, а часть — различает.

Речевой материал, предназначенный для опознавания на слух, планируется для каждого занятия, а не на неделю, так как он должен постоянно изменяться: остаются те фразы и слова, которые ребенок с трудом опознает на слух, и добавля­ются новые, которые он уже научился различать на слух. Дан­ное требование к планированию речевого материала важно — в противном случае дошкольник на последующих занятиях по существу будет не опознавать фразы и слова, а различать их на слух, но без зрительной опоры.

Как уже отмечалось, опознавание на слух целесообразно проводить в начале занятия с тем, чтобы в случае затрудне­ний (ребенок не может опознать данную фразу, слово, слово­сочетание на слух), ее следует предложить для различения на слух наряду с материалом, специально для этого запланиро­ванным. На следующем занятии данная фраза (слово) вновь предъявляется для опознавания на слух, а при необходимос­ти — и для различения на слух.

Речевой материал и для опознавания на слух, и для разли­чения необходимо отбирать из разных тематических групп, например, организация занятий, счет, одежда, а также из материалов данного и предыдущих лет обучения.

Для того чтобы ребенок вслушивался в сказанное педаго­гом, а не пытался угадать, что может быть, необходимо как при опознавании, так и особенно при различении на слух по­вторять одну и ту же фразу (слово) неоднократно (иногда 2—3 раза подряд). При этом чаще повторяются именно те фразы (слова), которые ребенок слышит хуже.

Для развития слухового восприятия важно учить детей воспринимать на слух фразы с определенными изменениями: с инверсией (изменением порядка слов), например: Мальчик плачетПлачет мальчик, Кот пьет молокоМолоко пьет котПьет кот молокоПьет молоко кот, а также с на­ращиванием и с сокращением фразы, например: Девочки играютДевочки играют в мячДевочки играют в мяч на улицеТри девочки играют в мяч на улицеТри малень­кие девочки играют на улице в синий мяч.

Такие упражнения проводятся при различении речевого материала на слух с опорой на соответствующую картинку; таблички при этом не используются. Ребенок должен точно


повторить за педагогом воспринятую на слух фразу. Если он ошибается, она предъявляется ему слухо-зрительно. Если и в этих условиях ребенок не может повторить данную фразу, она пишется. Затем данный речевой материал вновь предъявля­ется только на слух. Это направление работы является обяза­тельным для слабослышащих детей, начиная со 2—3 годов обу­чения.

Кроме того, слабослышащих дошкольников в целях раз­вития фонематического слуха учат различать слова, отлича­ющиеся друг от друга гласными и согласными в корнях, окон­чаниях, суффиксах, приставках. В ответ ребенок:

— выбирает соответствующую картинку, например: доч­
ка
точка — ночкакочкапочка; девочка — де­
вочки;

*— демонстрирует сам или посредством игрушки то или иное действие, например: прибежалубежалотбе­жалпобежал;

— выбирает нужную табличку, например: лист — лис­
ток
листочеклистик.

Эти упражнения являются обязательными на последнем году занятий, но они могут включаться в работу и раньше.

Распознавание на слух речевого материала ■■*

По мере того как дети начинают уверенно не только раз­личать, но и опознавать на слух слова, словосочетания и фра­зы, педагог приступает к целенаправленному обучению рас­познавания на слух не знакомого по звучанию (т. е. не бывшего в слуховой тренировке) речевого материала. Рабо­та проводится как со слабослышащими, так и с глухими деть­ми. Слабослышащие дети могут успешно справляться с рас­познаванием уже со второго года обучения, а некоторые и раньше. С этого времени весь новый речевой материал, вклю­чая и тексты, предлагается слабослышащим детям сначала для распознавания на слух, а затем для различения и опоз­навания.

Слабослышащих детей учат распознавать на слух хорошо знакомый по содержанию и грамматическому оформлению речевой материал различных разделов программы воспитания и обучения. В этом случае, воспринимая фразу на слух, ребе­нок может узнать в ней лишь отдельные слова и словосочета­ния. На основе догадки он восстанавливает всю хорошо зна-


комую ему фразу. Это умение следует развивать и поощрять как основу восприятия речи неслышащим ребенком.

Для развития собственно слуховых возможностей следует предлагать на слух и малознакомый, и незнакомый матери­ал (слова и фразы типа: цикломен, ножны, мусорный контей­нер, Слесарь чинит кран). Ребенок должен как можно точнее повторить, что он услышал. При этом каждая речевая едини­ца, не воспринятая точно, может повторяться педагогом до 5 раз (после каждого предъявления ребенок воспроизводит услышан­ное). Если работа проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами, то неузнанное слово повторяется на более близком расстоянии, например: название лекарства «Но-шпа» произно­сится с 1,5 м, а затем — с 1 м, 0,5 м, пока ребенок не повторит его правильно. Количество предъявлений зависит от того, на­сколько успешно дошкольник приближается к образцу. Если фраза (слово) так и не воспринята точно, она повторяется для слухо-зрительного восприятия и подкрепляется табличкой и соответствующим предметом (картинкой). Не должно быть пу­стого формального повторения незнакомого материала! В ка­честве примера содержания данного упражнения можно поре­комендовать игру в доктора и воспроизведение названия различных лекарственных средств, которые подкрепляются показом соответствующей упаковкой.

Date: 2015-07-24; view: 772; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию