Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На слух неречевых и речевых сигналов 3 pageПрежде чем учить воспринимать на слух тот или иной речевой материал, детей нужно познакомить с ним в общении, на занятиях педагога, воспитателей. Для успешного обучения различению на слух звукоподражаний, а впоследствии и лепетных и полных слов, фраз необходимы соответствующие игрушки и картинки, разные по величине, цвету, форме и т. д., но небольшие, чтобы ребенок мог уверенно держать их в руке. Чтобы интерес к игрушкам у детей не ослабевал, ими нужно пользоваться только на занятиях. Для игры предлагаются другие игрушки. Работу по различению на слух звукоподражаний можно начинать так. У педагога в непрозрачном мешочке (коробке) находятся 3—5 разных собачек и машинок. Он достает одну игрушку, например собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит ав-ав-ав (или ам-ам-ам)3, показывает, как собачка «лает», побуждает ребенка назвать игрушку, «полаять» — ав-ав-ав (или ам-ам-ам) и ставит ее на стол. Затем он достает другую игрушку, например машинку, называет ее у, демонстрирует, как она едет, вновь побуждает малыша назвать ее, приближает для этого свое ухо к его губам и ставит игрушку на другой конец стола. Доставая в разной последовательности других собачек и машинки, педагог называет их и учит ребенка объединять машинки и собачек в две группы, каждый раз поощряя их называние. Затем он предлагает малышу различать данные звукоподражания слухо-зрительно — видя губы и слушая. Пе- 1 Звукоподражание ав-ав-ав всегда произносится как афаф-аф. 2 Если к началу дошкольного обучения в речи ребенка уже есть полные 3 Выбор варианта звукоподражания определяется произносительными дагог в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет игрушку со стола, называет ее и убирает в мешочек или коробку. Можно расставить по комнате несколько машинок и собачек и говорить ребенку с естественным жестом: «Дай у (ав-ав-ав)». Ребенок должен принести названную игрушку. Когда он научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух. Вначале педагог демонстрирует образцы звучания звукоподражаний. Для этого он берет машинку, показывает, как она едет, и за экраном (если используется слуховой тренажер или на ребенке индивидуальные слуховые аппараты) или на ухо без экрана (если работа проводится без звукоусиливающей аппаратуры) произносит голосом разговорной громкости у (рис. 9). После этого, предлагая ребенку показать, как едет машинка, педагог вновь повторяет звукоподражание. Затем то же проделывается с собачкой (ав-ав-ав).
Ребенок учится различать на слух данные звукоподражания, в ответ на которые он должен производить определенные действия с игрушками и называть их. В случае ошибки педа- гог повторяет звукоподражание, которое ребенок сначала воспринимает на слухозрительной основе, а затем — снова на слух. Каждый раз, когда произносится то или иное звукоподражание, ребенка побуждают повторить его. В начале обучения обязательно поощряется всякая попытка ребенка воспроизвести слово, а в дальнейшем следует добиваться более точного произнесения. Усвоение пары звукоподражаний рассчитано на 2—3 заня как: у___ — му___, мяу — у___, пипипи — ав-ав-ав. Сходные между собой звукоподражания предлагаются детям позже, когда у них появится навык различения на слух. Ребенку, который легко справляется с различением на слух двух звукоподражаний, предлагается выбор из 3—5 звукоподражаний, работа с которыми проводится в течение недели. При этом постепенно увеличивается не только число предъявляемых звукоподражаний, но и расстояние, с которого ребенок их воспринимает на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них — на ухо. Если он при увеличении расстояния не узнает звукоподражания на слух после 2—3-кратного повторения, надо приблизиться, а затем вновь отойти. В течение занятия педагог постоянно то приближается к ребенку (к его уху), то удаляется, в зависимости от того, воспринял он материал на слух или нет. При правильно подобранном режиме работы индивидуальных слуховых аппаратов даже глухие дети могут различать звукоподражания на расстоянии не менее 1,5—2 м. Если работа проводится со слуховым тренажером, то педагог говорит в микрофон на постоянном расстоянии — 5—7 см ото рта и делает попытку уменьшить усиление. Когда ребенок начнет различать звукоподражания, ему Позже подбираются звукоподражания в сочетании с лепетны- nununu — мама, ав-ав-ав — утя — лопата. Методика работы остается той же, но к полным словам педагог подкладывает таблички, написанные печатными буквами; по мере усвоения слов в письменном виде, таблички подкладывает и сам ребенок. Если в процессе работы на слух ребенок постоянно заменяет одно слово другим (например, дом вместо мяч, мяу вместо му___), следует предъявить образец звучания каждого слова: «Послушай: дом» (педагог произносит слово за экраном и показывает данный предмет или картинку); «Послушай: мяч». Затем необходимо поупражнять ребенка в различении этих двух слов (звукоподражаний). Когда слуховой словарь ребенка будет состоять из 8—10 речевых единиц, надо подбирать для различения на слух звукоподражания, лепетные и полные слова, относящиеся к разным тематическим группам: игрушки, близкие люди, еда, одежда, части тела и т. д. Если ребенок различает на слух речевой материал при выборе из 3—5 и более единиц, в работе используются словосочетания типа: тетя Оля, деда (дедуля) Вова, мама и папа и т. д. Словосочетания включаются в набор с уже знакомыми на слух словами, к ним подбираются соответствующие картинки, фотографии и таблички. В результате систематических занятий все дети с нарушенным слухом научатся различать на слух хорошо знакомый речевой материал при выборе из 3—5 речевых единиц со зрительной опорой на соответствующие предметы или картинки. Однако слабослышащим для овладения этим умением достаточно 2—3 месяцев занятий, а глухим — 1,5—2 года. В течение дошкольного периода обучения количество речевых единиц, из которых ребенок может осуществить выбор на слух, постепенно увеличивается до 7—8—10. По мере того как ребенок начал различать на слух звукоподражания при выборе из 2—3, его учат и опознавать их. При опознавании перед ребенком не выкладываются соответствующие игрушки, предметы и картинки. Начать обучение можно так. Педагог предлагает ребенку различать на слух, например, 3 звукоподражания. Упражнение заканчивается тем, что педагог с помощью ребенка убирает игрушки в мешочек. Затем, показывая ребенку мешок, его спрашивают: «Что там?», после чего предлагают: «Слушай». За экраном или на ухо ребенку (если он без аппаратов) произносят одно из звукоподражаний. Ребенок пытается узнать, повторяя услышанное. Если он услышал верно, педагог дает ему мешок и предлагает достать соответствующую игрушку. В случае если с первого раза малыш не опознал данное звукоподражание, оно повторяется педагогом до трех раз, и если все же оно остается не узнанным, то предъявляется для слухо-зрительного восприятия, а потом повторяется за экраном или на ухо ребенку. Через некоторое время после предъявления других звукоподражаний оно еще раз повторяется для опознавания на слух. Такая игра проводится в течение одной-трех недель. Она подготавливает ребенка к опознаванию звукоподражаний на слух. Затем во время занятий педагог достает мешочек, в котором обычно лежат игрушки, названия которых ребенок учится различать на слух, но в данном случае содержимое мешочка ему неизвестно. Ему предлагают угадать, что там. Педагог произносит звукоподражание, ребенок повторяет услышанное. Если он узнал звукоподражание, то ему дают или предлагают достать соответствующую игрушку, картинку. Если ребенок не узнал сказанное после 2—3-кратного повторения, педагог сам показывает соответствующую игрушку, предмет, картинку и повторяет звукоподражание, сначала не закрывая своего лица экраном, а затем за экраном. Игрушка убирается обратно в мешочек. Педагог произносит другие звукоподражания, а затем вновь предлагает ребенку то, которое он раньше не услышал. При опознавании на слух одно и то же звукоподражание необходимо произносить несколько раз, иначе ребенок, услышав, например: в___, будет знать, что больше эту игрушку педагог не назовет. По мере того как ребенок научится различать на слух не му___, кококо, утя, дом; прр, ляля, мама, суп, живот; аф-аф- аф, имя ребенка, кофта, бабуля Тома, юла; мяу, лопата, молоко, чай и т. д. Работа по обучению опознаванию на слух постоянно проводится параллельно с обучением различению на слух. На одном занятии ребенок и различает, и опознает на слух речевой материал. Постепенно расширяется слуховой словарь дошкольника и совершенствуются способы восприятия. Надо стремиться к тому, чтобы все звукоподражания, слова и словосочетания, которые ребенок различает на слух, он мог и опознавать. Если на занятии ребенок затрудняется в опозна- вании на слух того или иного речевого материала, то его нужно постоянно предъявлять для различения. Материал для опознавания на слух следует менять на каждом занятии, в отличие от материала для различения на слух, работа с которым может вестись и в течение недели. Если на нескольких занятиях для опознавания будут предъявлены одни и те же звукоподражания и слова, то ребенок будет знать заранее, что ему предложит педагог, и практически будет различать, а не опознавать материал на слух. Обучение опознаванию и различению на слух речевого материала следует проводить как со звукоусиливающей аппаратурой, так и без нее. Например, ребенок различает звукоподражания и слова без аппаратов правым ухом, а опознает их с индивидуальными слуховыми аппаратами, или наоборот. В процессе опознавания и различения на слух следует постепенно увеличивать расстояние, с которого дети узнают услышанное с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них (а также уменьшать усиление при работе со слуховыми тренажерами). Так, если малыш с аппаратами научился слышать звукоподражания на расстоянии 0,7 м, то их нужно предъявлять с1м, 1,5 м, 2 м и более, в зависимости от слуховых возможностей ребенка. Если, несмотря на целенаправленную работу, расстояние увеличить не удается, нужно изменить режим работы индивидуальных слуховых аппаратов: усиление, частотный режим (см. раздел «Методика уточнения режима звукоусиления»).
Различение и опознавание фразового материала Когда ребенок начнет уверенно различать звукоподражания, слова (лепетные и полные) и словосочетания при выборе из 3—5, помимо работы по их опознаванию на слух начинается обучение дошкольников различению на слух фраз типа: Ляля спит, Тома упала, Мама ест и т. п. В этих фразах детям должны быть знакомы по звучанию входящие в них существительные. Фразы вводятся в набор с ранее отработанными на слух звукоподражаниями и словами. К ним подбираются соответствующие картинки. Полезно использовать также речевой материал и соответствующие ему фотографии, где действует сам ребенок и его близкие (Папа ест, Мама спит, Вова гуляет, Оля плачет). «Перед ребенком выкладываются картинки, фотографии или предметы, например: дом, тарелка, Вова спит. К ним подк л ад ывают таблички. Сначала это делает педагог, а позже — сам ребенок. Слова и фразы предлагаются для различения на слухо-зрительной основе, т. е. видя лицо говорящего и слушая. Затем можно приступать к различению на слух. Вначале педагог дает образец звучания каждого слова или фразы. Для этого, показывая предмет или картинку, он за экраном или на ухо ребенку произносит данные слова и фразу. Ребенок повторяет услышанное, показывает картинку или предмет, изображает действие. Затем педагог в разной последовательности произносит слова и фразу, не показывая картинок. Ребенок должен услышать и узнать названное слово (фразу). Постепенно педагог приучает его воспринимать на слух не только всю фразу целиком, но и отдельные слова из нее, например: Вова спит, дом, спит, дом, тарелка, Вова, Вова спит. В дальнейшем повествовательные фразы усложняются, например: Тетя Таня дома. У девочки синий шар. Дети играют в мяч и т. п. Если ребенок может различать на слух повествовательные фразы, можно включать в работу по развитию слухового восприятия и более сложный речевой материал — фразы-поручения. Первыми из них, как правило, используются фразы типа: Дай мяч (самолет,рыбу), Убери барабан (дом, лопату) и т. п. Работа над фразами-поручениями ведется в определенной последовательности. Дошкольники различают на слух поручения, состоящие из: — двух разных глаголов и существительных (например,.,. дай мяч — убери барабан); на это обычно уходит 1—2 занятия; я.1 — двух разных глаголов и одного существительного (на- Щ* пример, дай мяч — убери мяч); эта работа проводится с •та. целью обучения детей различению на слух данных гла- ■'-■'?■ голов и занимает, как правило, не более 1—2 занятий; "'зл если же ребенок и за 3 занятия не научится различать V1 их на слух — поручения меняются (например: дай '■■U рыбу — убери рыбу и т. п.); 1 j — разных глаголов дай и убери с двумя (тремя и т. п.) су-'?»'? ществительными, например: дай рыбу (юлу, самолет), ж убери рыбу (юлу, самолет). "''•v Впоследствии добавляются поручения с глаголом покажи, например: покажи куклу (дом, маму и т. п.). В дальнейшем, по мере развития речи, используются разнообразные побудительные фразы. В начале обучения таблички, соответствующие данным поручениям, обязательно должны лежать на столе. Когда же ребенок начинает хорошо справляться с данным заданием, они убираются. Следует помнить о необходимости учить детей естественной реакции в ответ на воспринятое на слух поручение: выполнять его, говоря, например: при восприятии поручения «Дай мяч» — на; на мяч, Тетя Катя, на мяч; или при восприятии поручения «Убери собаку» — там; там собака; я убрал(а) собаку; или при восприятии поручения «Покажи самолет» — вот; вот самолет. Конкретное речевое оформление зависит от уровня речевого развития того или иного ребенка. Методика работы над фразами-поручениями такова: 1. Восприятие на слухо-зрительной основе звучания каждого поручения в качестве образца. С этой целью педа-. у.? гог произносит сначала одно поручение и одновременно показывает соответствующую табличку (ребенок выпол-х няет его и «отчитывается», говоря: на; там дом, вот собака и т. п.), а затем второе поручение и т. п. vf2. Обучение различению данных поручений на слухо-зри-»ш; тельной основе. Для этого педагог в разной последовало тельности произносит то одно, то другое поручение, не.!а1, показывая соответствующие таблички. Ребенок выполняет поручения, говоря: на дом, там барабан и т. п. Пе- Ьг дагог помимо поручений произносит и отдельные слова, ,_:< обозначающие предметы, например: дай дом, барабан, дом, убери барабан. Ребенок в ответ на воспринятое слово ' -,_г повторяет его и показывает соответствующий предмет. йл После того как ребенок научится различать данные по-,, ручения и слова на слухо-зрительной основе (без показа.,-,.: соответствующих табличек), можно переходить к следую-,л-> щему этапу. Как правило, на работу по первым двум пун-.,. г ктам затрачивается часть первого занятия. 3. Восприятие на слух звучания каждого поручения в ка й!ч, щую табличку, педагог произносит за экраном (или на 4. Обучение различению данных поручений на слух. С этой ji торые дошкольник выполняет, говоря: на дом, там барабан и т. п. В случае ошибки педагог каждый раз по-! s вторяет данное поручение для восприятия на слухо-зри- -' л тельной основе (и подкрепляет соответствующей таблич-■i? кой), а затем только на слух (говоря за экраном или на ухо ребенку) и одновременно демонстрирует табличку. " При этом педагог произносит помимо поручений и от-*** дельные слова, которые входят в них. Н' Слова-существительные ребенок повторяет, слова-глаголы он также повторяет, спрашивая затем: «Что?»; например: «Дай, что?», «Убери, что?» и т. п. При этом педагог без экрана произносит глагол, а за экраном — существительные, например: «Дай (без экрана) собаку (за экраном)». Важно, чтобы работа по различению на слух фраз и слов, входящих в них, шла параллельно, т. е. чтобы педагог предлагал их для восприятия на слух вразбивку (а не отрабатывал сначала фразы, а затем слова). По мере появления в речи детей фразы именно она становится основной речевой единицей в работе по развитию слухового восприятия. Если раньше ребенок учился сначала различать на слух слова, а только затем — фразы, включающие эти слова, то теперь новый речевой материал предъявляется ребенку сразу в виде фразы (например: Дай карандаш; Попроси чашку; Как тебя зовут?). Дошкольник учится различать на слух эти фразы, а также слова, которые включены в них, а затем и опознавать их на слух. Обучение опознаванию фраз на слух начинается на материале фраз-сообщений и фраз-поручений, знакомых детям по звучанию. Те фразы, которые дошкольники научились различать на слух, со следующего занятия предлагаются им для опознавания на слух (наряду со словами и словосочетаниями, которые они уже научились опознавать на слух); при этом фразы, словосочетания и слова должны предъявляться вразбивку. На каждое индивидуальное занятие для опознавания на слух должно быть запланировано от 5—7 до 10 речевых единиц1. Если ребенок не услышал слово (словосочетание, фразу) с 1-го предъявления, то оно повторяется педагогом до 3—5 раз. Если же данная речевая единица все же не опознана на слух, 1 Речевой единицей считается каждое слово, каждая фраза (поручение, вопрос, сообщение). то она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, а затем — только на слух и подкрепляется соответствующим предметом (картинкой), который затем вновь убирается в коробку (в мешочек, пакет). Педагог предлагает для опознавания на слух следующие слова, словосочетания и фразы, а через некоторое время повторяет то слово (фразу), которое не было узнано в первый раз. Если ребенок вновь его не услышал, педагог предъявляет его для слухо-зрительного восприятия, а затем — на слух. Целесообразно работу по обучению опознаванию на слух проводить в начале занятия. В этом случае тот речевой материал (слова, словосочетания, фразы), который ребенок не сумел опознать, предлагается ему для различения на слух (наряду с материалом, специально для этого запланированным). Параллельно с обучением детей опознаванию на слух фразового речевого материала педагог учит их и различать на слух новые фразы, словосочетания и слова, увеличивая слуховой словарь ребенка. Особенно разнообразен речевой материал, который предлагается слабослышащим детям. Он включает в себя разные по конструкции фразы, разнообразные словосочетания и слова, например на третьем году занятий: Сколько карандашей? У кого зайка? Какого цвета платок? Кто заболел? Прыгай как большой мяч; Беги как лошадка; Нарисуй самолет; Возьми два шара, возьми столько же грибов; названия игрушек, продуктов, одежды и обуви, животных и растений, частей тела, цвета, формы, величины и т. п. Новый речевой материал ребенок учится различать на слух сначала на слухо-зрительной основе, а затем — на слух, предварительно прослушав образец звучания фраз, словосочетаний или слов. В начале обучения таблички, на которых написаны фразы и отдельные слова и словосочетания, обязательно должны лежать на столе перед ребенком. Когда он начинает хорошо справляться с данными заданиями, они убираются. Речевой материал для обучения различению на слух подбирается на неделю. За это время часть фраз и слов ребенок научится уверенно различать на слух. На следующей неделе эти фразы и слова педагог предъявляет дошкольнику для опознания на слух (присоединяя их к слуховому словарю, который ребенок уже опознает на слух). Фразы и слова, которые дошкольник еще плохо различает на слух, оставляются еще на одну неделю для тренировки. Педагог учит ребенка разли- чать их на слух и в зависимости от успешности различения постепенно добавляет к ним новый речевой материал. Таким образом, на каждом занятии часть речевого материала ребенок опознает на слух, а часть — различает. Речевой материал, предназначенный для опознавания на слух, планируется для каждого занятия, а не на неделю, так как он должен постоянно изменяться: остаются те фразы и слова, которые ребенок с трудом опознает на слух, и добавляются новые, которые он уже научился различать на слух. Данное требование к планированию речевого материала важно — в противном случае дошкольник на последующих занятиях по существу будет не опознавать фразы и слова, а различать их на слух, но без зрительной опоры. Как уже отмечалось, опознавание на слух целесообразно проводить в начале занятия с тем, чтобы в случае затруднений (ребенок не может опознать данную фразу, слово, словосочетание на слух), ее следует предложить для различения на слух наряду с материалом, специально для этого запланированным. На следующем занятии данная фраза (слово) вновь предъявляется для опознавания на слух, а при необходимости — и для различения на слух. Речевой материал и для опознавания на слух, и для различения необходимо отбирать из разных тематических групп, например, организация занятий, счет, одежда, а также из материалов данного и предыдущих лет обучения. Для того чтобы ребенок вслушивался в сказанное педагогом, а не пытался угадать, что может быть, необходимо как при опознавании, так и особенно при различении на слух повторять одну и ту же фразу (слово) неоднократно (иногда 2—3 раза подряд). При этом чаще повторяются именно те фразы (слова), которые ребенок слышит хуже. Для развития слухового восприятия важно учить детей воспринимать на слух фразы с определенными изменениями: с инверсией (изменением порядка слов), например: Мальчик плачет — Плачет мальчик, Кот пьет молоко — Молоко пьет кот — Пьет кот молоко — Пьет молоко кот, а также с наращиванием и с сокращением фразы, например: Девочки играют — Девочки играют в мяч — Девочки играют в мяч на улице — Три девочки играют в мяч на улице — Три маленькие девочки играют на улице в синий мяч. Такие упражнения проводятся при различении речевого материала на слух с опорой на соответствующую картинку; таблички при этом не используются. Ребенок должен точно повторить за педагогом воспринятую на слух фразу. Если он ошибается, она предъявляется ему слухо-зрительно. Если и в этих условиях ребенок не может повторить данную фразу, она пишется. Затем данный речевой материал вновь предъявляется только на слух. Это направление работы является обязательным для слабослышащих детей, начиная со 2—3 годов обучения. Кроме того, слабослышащих дошкольников в целях развития фонематического слуха учат различать слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках. В ответ ребенок: — выбирает соответствующую картинку, например: доч *— демонстрирует сам или посредством игрушки то или иное действие, например: прибежал — убежал — отбежал — побежал; — выбирает нужную табличку, например: лист — лис Эти упражнения являются обязательными на последнем году занятий, но они могут включаться в работу и раньше. Распознавание на слух речевого материала ■■* По мере того как дети начинают уверенно не только различать, но и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, педагог приступает к целенаправленному обучению распознавания на слух не знакомого по звучанию (т. е. не бывшего в слуховой тренировке) речевого материала. Работа проводится как со слабослышащими, так и с глухими детьми. Слабослышащие дети могут успешно справляться с распознаванием уже со второго года обучения, а некоторые и раньше. С этого времени весь новый речевой материал, включая и тексты, предлагается слабослышащим детям сначала для распознавания на слух, а затем для различения и опознавания. Слабослышащих детей учат распознавать на слух хорошо знакомый по содержанию и грамматическому оформлению речевой материал различных разделов программы воспитания и обучения. В этом случае, воспринимая фразу на слух, ребенок может узнать в ней лишь отдельные слова и словосочетания. На основе догадки он восстанавливает всю хорошо зна- комую ему фразу. Это умение следует развивать и поощрять как основу восприятия речи неслышащим ребенком. Для развития собственно слуховых возможностей следует предлагать на слух и малознакомый, и незнакомый материал (слова и фразы типа: цикломен, ножны, мусорный контейнер, Слесарь чинит кран). Ребенок должен как можно точнее повторить, что он услышал. При этом каждая речевая единица, не воспринятая точно, может повторяться педагогом до 5 раз (после каждого предъявления ребенок воспроизводит услышанное). Если работа проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами, то неузнанное слово повторяется на более близком расстоянии, например: название лекарства «Но-шпа» произносится с 1,5 м, а затем — с 1 м, 0,5 м, пока ребенок не повторит его правильно. Количество предъявлений зависит от того, насколько успешно дошкольник приближается к образцу. Если фраза (слово) так и не воспринята точно, она повторяется для слухо-зрительного восприятия и подкрепляется табличкой и соответствующим предметом (картинкой). Не должно быть пустого формального повторения незнакомого материала! В качестве примера содержания данного упражнения можно порекомендовать игру в доктора и воспроизведение названия различных лекарственных средств, которые подкрепляются показом соответствующей упаковкой.
|