Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЛАБОСЛЫШАЩИЕ дети, в отличие от глухих, уже в дошк период могут воспринимать разнообразные тексты на слух. Работа проводится в определенной системе





Уже на втором году занятий детей учат не только различать на слух слова, словосочетания и фразы по сюжетным картинкам, знакомым детям, но и отвечать на вопросы типа: Что делает...? Кто спит? (ест, играет...,)? Где...? У кого...? и выполнять задания типа: Покажи девочку (маму) При этом вопросы и задания на табличках не пишутся и предъявляются только устно.

Если вопрос (задание) не воспринят на слух с первого предъявления, он повторяется до З раз, а затем предлагается для восприятия на слухо-зрительной основе.

С третьего года обучения начинается целенаправл работа по восприятию текстов на слух. Вначале это маленькие тексты из З—4 предложений, дополненные сюжетной картинкой, уже знакомой детям. Постепенно объем текстов возрастает. Слабослышащие дошк учатся воспринимать новые для них рассказы как с опорой на сюжетную картинку, так и без нее, при этом в первом случае сами тексты должны быть более сложными.

При предъявлении текста с наглядной опорой педагог помещает перед ребенком соответствующ сюжетную картинку, макет, игрушки и произносит текст за экраном. При его предъявлении без наглядной опоры перед ребенком не выкладываются ни картинки, ни макет, ни игрушки.

Методика работы по восприятию текстов на слух.

1этап. Педагог воспроизводит за экраном текст целиком 1—2 раза. После каждого его предъявления ребенок должен воспроизвести, что он услышал.

2 этап. Педагог предъявляет текст по предложениям или частям предлож.

Он говорит: «Послушай первое предложение» и произносит его. Ребенок должен повторить фразу точно, соблюдая заданную последовательность слов. Если фраза невоспринята точно, она может повторяться до 5 раз. При этом часть материала, который дошкольник воспроизвел точно, может предъявляться слухо-зрительно (т. е. без экрана), а не воспринятая часть — на слух (за экраном). Например, педагог произносит за экраном фразу: «На деревьях распустились первые листочки», которую ребенок воспроизводит как: На деревьях листочки

Педагог повторяет фразу, при этом два первых и последнее слово он произносит без экрана, а середину предложения — за экраном. Так предъявляется весь текст, фраза за фразой. Работа с каждым предлож-м, вне зависимости от успешности его восприятия на слух, заканчивается прочтением фразы по табличке. Т.о.перед ребенком оказывается выложенным весь текст. После этого педагог предлагает послушать его название.

3 этап. Педагог вновь воспроизводит за экраном весь рассказ. Ребенок слушает его с опорой на лежащий перед ним текст. Полезно учить детей «следить» на слух за чтение педагога (следить глазами по табличкам). Для этого он предупреждает ребенка, что тот будет продолжать чтение. Останавливается педагог лишь ближе к концу текста, так как важно, чтобы ребе нок услышал еще раз весь рассказ.

4 этап. Педагог предлагает различать на слух предложения, словосочетания и слова из текста, в том числе и с некоторыми изменениями (перестановками, дополнениями и т. п.). Если та или иная речевая единица не воспринята сразу на слух, то она повторяется до 3—5 раз. При сохранении затруднений целесообразно ограничить «поле выбора» показать предложение со словом (словосочетанием), предъявляющимся на слух и т. п. При различении на слух речевого материала, входящего в рассказ, перед ребенком находится письменный текст, который впоследствии может быть заменен соответствующей сюжетной картинкой, макетом, игрушками.

5 этап. Педагог предлагает ребенку отвечать на вопросы и выполнять задания, воспринятые на слух. Если вопрос (или поручение) не воспринят сразу на слух, то он может повторяться до 3—5 раз. Если же он все равно не услышан, то вопрос (поручение) повторяется сначала для слухо-зрительного восприятия, а затем — на слух. При восприятии на слух вопросов и заданий перед, ребенком должен быть или текст рассказа, или сюжетная картинка, макет, соответствующие игрушки.

Постепенно усложняются тексты рассказов, а также вопросы и задания, которые предлагаются ребенку при его обсуждении.

Текст считается усвоенным, если реб различает на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в него, отвечает на вопросы и выполняет задания, предъявленные на слух. В дальнейшем речевой материал текста используется в ходе различения и опознавания на слух разнообразного материала.

Работа с одним текстом, как правило, проходит на двух занятиях. На первом ребенок обязательно должен познакомиться со всем рассказом, т. е. ведется работа по 1—3 пунктам. При этом следует помнить, что работа по тексту не должна занимать все время занятия (необходимо предложить дошкольнику и другие виды работ), поэтому не нужно увлекаться большими рассказами.

Вначале работа с текстами проводится на индивидуальных занятиях. По мере того как она становится доступной всем детям группы, ее целесообразно проводить и на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Слабослышащих детей на последнем году занятий учат также вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым темам и ситуациям, например: у врача, в автобусе, в магазине и т. п. «Объем» диалога зависит от речевых и слуховых возможностей детей. Задача этого вида работы — упражнять детей в восприятии на слух нормальной речи, поэтому диалог проводится именно между ребенком и педагогом, а не между детьми.

Работу по R слухового восприятия следует проводить в занимательной, интересной для дошкольника форме. Маленький реб быстро устает от занятий за столом, по этому их целесообразно проводить и на полу, и на диване, и в игровом уголке. Когда малыш повторяет услышанное слово, следует дать ему возможность немного поиграть с соответствующей игрушкой, которую в это время, в процессе его игры, педагог вновь и вновь называет, говоря в лицо ребенку или прикрыв рот (на слух).

Важно использовать различные игровые приемы поощрения ребенка, чтобы повысить его интерес к занятиям. Например, малыш с помощью педагога или самостоятельно наклеивает изображение услышанного, рисует его. При восприятии повествовательных фраз нужно побуждать ребенка не только показать соответствующую картинку, но и самому продемонстрировать требуемые ситуацией действия (причем при повторах фразы показывать их по-другому, например: «спит» как на картинке и в других позах). Речевой материал, который ребенок слушает, вместо педагога может «произносить любая игрушка. В этом случае она должна стать полноправным действующим лицом занятия: она не только «предлагает мате риал, но и хвалит», «выражает свое одобрение» ей ребенок дает те или иные предметы и картинки.

Если в качестве поощрения за хорошую работу педагог использует фишки, то в конце занятий нужно вместе со всеми детьми сосчитать их, определить «героя» дня, особо поощрять его.

Каждое занятие по R слухового восприятия должно убеждать ребенка в его слуховых возможностях. Поэтому заканчивать занятие обязательно нужно на том материале, на тех упражнениях, где тот или иной реб будет успешен. Порицать можно только за то, что дошк отвлекается, шалит, невнимателен, а не за то, что он не услышал.

Домашнее задание. ИГРЫ, подготовка к зачету.

 

Date: 2015-07-24; view: 910; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию