Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика обучения опознаванию знакомых стихов и песенок





На индивидуальн занятие педагог без спец предупреждения (типа: «Слушай песню (стихи)» сразу на слух произносит четверостишие или поет песенку и спрашивает ребенка, что он услышал. Затем песенка или стихотворение предъявляются для слухо-зрительного восприятия, а потом на слух. Данное упражнение повторяется на последующих занятиях до тех пор, пока ребенок не научится опознавать четверостишие (песенку) на слух (на это, как правило, уходит не более двух занятий). Аналогично проводят работу со вторым четверостишием (песенкой), а за тем и с последующими. В дальнейшем на каждом занятии педагог предъявляет на слух одно из знакомых четверостиший или песенок. Слабослышащим детям предлагается также опознавать на слух знакомьте сказки и рассказы не стиотворн хар-ра.

Данный вид работы с успехом может проводиться и на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Полезно дать дошк послушать песенку или стихотворение в награду за хорошую работу на занятии (как всей группы, так и одного ребенка). В этом случае можно проводить «концерт по заявкам» дети (или один ребенок) называют песенку или стихотворение, которые они хотят послушать, а педагог воспроизводит ту или иную песенку или стихотворение. Оно может совпадать с «заявкой» или отличаться от нее. Дети слушают, называют услышанное (например, стихи о коте, песенка про солнышко), а затем хо ром вместе с педагогом повторяют услышанное. Такой вид работы целесообразно проводить в конце любого занятия сурдо- педагога и воспитателя.

ГЛУХИХ дошкольников, как уже отмечалось, подготавливают к восприятию на слух текстов (коротких). Для этого на последнем году занятий их учат воспринимать на слухо-зрительной основе речевой материал типа: Девочка взяла бумагу и карандаш, Девочка рисует дом.

Методика работы по подготовке к восприятию на слух текстов:

1. Педагог произносит обе фразы, котор ребенок воспринимает слухо-зрительно (ни соответствующая картинка, ни табличка ему не показываются). После первого их предъявления дошк предлагается повторить сказанное. Если он затрудняется в этом, фразы произносятся педагогом повторно. Если и в этом случае ребе нок не может их повторить, материал предъявляется ему для прочтения (но этого на 4-5 году обуч быть не должно).

2. Педагог показывает ребенку написанную на табличке первую фразу и произносит ее за экраном, затем то же проделывает со второй фразой), дал образец звучания данного материала); дошкольник повторяет сказанное.

3. Перед ребенком лежат картинка и написанные на табличке соответствующие фразы. Педагог предлагает ему различить речевой материал на слух. С этой целью он произносит за экраном (или на ухо ребенку) то одну из фраз, то словосочетание (например, девочка взяла, рисует дом, взяла бумагу и карандаш, взяла карандаш), то слово (например, взяла, карандаш, рисует, девочка), которые ребе повторяет (фразы, словосочетания или слова предъявляются вразбивку).

Если та или иная речевая единица не воспринята сразу на слух, то она повторяется педагогом до 3—5 раз.

Если и после повторов речевая единица остается не узнанной, то она предъявл-ся для восприятия на слухо-эрительной основе, а затем — на слух. Работа проводится до тех пор, пока реб не научится различать на слух фразы, словосочетания и слова данного речевого материала. По мере того как реб начинает справляться с заданием, таблички убираются и оставляется только картинка.

4. Перед ребенком вновь находятся и картинка, и написанные на табличке фразы. Педагог предъявляет ему на слух вопросы (например: Кто взял бумагу и карандаш? Что рисует девочка? Кто рисует дом? Зачем девочка взяла бумагу и карандаш?) и задания (например: Покажи девочку (бумагу, дом). Возьми бумагу и карандаш: нарисуй дом). Ребенок отвечает на вопросы и выполняет задания.

Вопросы и задания предъявляются сразу на слух и повторяются не более двух раз. Если они не восприняты, то вопрос или задание предлагаются для восприятия на слухо-зрительной основе, а затем — на слух. Когда реб начинает справляться с такой раб, таблички убираются и в помощь остается только картинка.

Работа с подобным речевым матер проводится в течение трех-пяти занятий. При этом:

на первом занятии педагог предъявляет материал на слухо-зрительной основе, дает образец его звучания и начинает обучение его различению на слух (3 этапа);

на втором занятии продолжается его различение на слух и обычно начинается (а на третьем последующих занятиях продолжается) обучение восприятию на слух вопросов и заданий (именно эта часть работы вызывает у детей наибольш затрудн-я). Поэтому при работе с первыми двумя типами данного речевого материала (например: Мальчик взял карандаш; мальчик рисует. Девочка взяла мяч; девочка играет) предъявляемые на слух вопросы и задания можно написать на листе бумаги и положить перед ребенком. В дальнейшем ни вопросы, ни задания не пишутся, а перед ребенком находятся картинки (макет и т. д.) и соответствующие фразы, например: Девочка надела пальто. Девочка гуляет.

Начиная со второго занятия эти две фразы предъявляются сразу для опознавания на слух. Для этого педагог, не предупреждая и не показывая соответствующей картинки или таблички, произносит фразы и просит ребенка повторить, что он услышал.

Если речевой матер не будет опознан, он предъявляется для восприятия на слухо-зрит основе, а затем на слух. При работе над подобным речевым материалом следует учить реб внимательно слушать, что говорит педагог. С этой целью полезно предложить ребенку продолжить фразу с того места, на котором остановился взрослый (картинка и табл лежат перед ребенком). Например, педагог произносит: «Девочка взяла бумагу и карандаш», и просит ребенка продолжить: «Девочка рисует дом». Задание усложняется, если сурдопедагог останавливается не в конце фразы, а в середине (напр, говорит: «Девочка взяла бумагу и карандаш; девочка рисует»; ребенок должен продол жить: «дом»)

Работа по подготовке детей к восприятию на слух текстов начинается на индивид занятиях. В дальнейшем (по мере овладения данным видом работы всеми глухими детьми группы) ее целесообразно проводить и на спец фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Речевой материал считается усвоенным, если ребенок различает на слух фразы, словосочетания и слова из него, предъявленные вразбивку, а также отвечает на вопросы и выполняет задания, предложенные на слух.

Впоследствии фразы, словосочетания и отдельные слова из текста дети должны научиться различать и опознавать на слух вне контекста того или иного речевого материала (т. е. наряду с остальными фразами и словами).

Подготовку детей к восприятию на слух текстов необходимо проводить на каждом индивидуальном занятии (на это будет уходить часть занятия).

Date: 2015-07-24; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию