Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по
Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, усвоить характеристику причин, побудивших большевистское руководство отказаться от политики «военного коммунизма» и перейти к новой экономической политике. Необходимо рассмотреть те изменения, которые произошли в структуре высших органов власти и управления, правоохранительных органах при переходе к нэпу, правовые основы организации и деятельности адвокатуры. Постарайтесь выяснить, какой тип политического режима сложился в нашей стране в годы нэпа. Далее следует уяснить основные причины объединения советских республик. Следует рассмотреть основные этапы объединительного процесса, при этом необходимо учесть, что новая форма государственного единства была найдена не сразу. Существовали различные точки зрения на то, каким должно быть новое государство. Необходимо рассмотреть основные проекты создания нового государства. Помните, что 30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Обратите внимание на то, что съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в основном и передал затем эти документы на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. Имейте в виду, что создание Советского Союза завершилось принятием Конституции СССР в 1924 г., состоявшей из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Выясните, как в первом разделе закона подчеркивалось коренное отличие национальной политики Советского государства от национальной политики капиталистических государств, какие указывались причины объединения республик в союзное государство. Назовите принципы их объединения. Второй раздел определял основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, устанавливал систему высших органов власти и управления СССР. Подробно охарактеризуйте эту систему. Уясните, как строились бюджетные отношения, устанавливалось гражданство. Определите, какие вопросы относились к компетенции союзных органов и органов власти и управления в союзных республиках. Определите, какой орган мог утверждать, изменять или дополнять Договор. Уточните, содержалась ли в тексте договора возможность отмены, денонсации и аннулирования. Большую часть практического занятия по данной теме занимает работа с первыми советскими кодексами. Поэтому, прежде всего, необходимо ясно представлять основные причины кодификации советского законодательства в период нэпа. При изучении данного вопроса следует учесть, что новая экономическая политика была невозможна без четкого правового регулирования общественных отношений. Необходимо объяснить причины перехода от принципа революционной целесообразности к принципу революционной законности. Подробно остановитесь на уяснении процесса разработки Гражданского, Уголовного, Земельного кодексов и Кодекса законов о труде. Следует обратить внимание на то, что при принятии кодексов РСФСР специально ставила вопрос об их действии в пространстве. Они распространялись на союзные с РСФСР независимые социалистические республики. Затем на основе кодексов РСФСР союзные республики создавали свои самостоятельные законы. Далее следует учесть, что переход к нэпу требовал, прежде всего, защиты государственных интересов. Частник тоже должен был получить законодательные гарантии и защиту от произвола государственных структур. Поэтому роль гражданского права в этих условиях значительно возросла. При подготовке обратите внимание на то, что Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. состоял из четырех разделов: общей части, вещного права, обязательственного и наследственного права. Необходимо уяснить основные формы собственности по кодексу. При этом необходимо учесть, что кодекс допускал существование и частной собственности, однако закон ограничивал возможность бесконтрольного роста частной собственности. Выясните условия правового регулирования частнохозяйственных отношений по кодексу. При рассмотрении раздела, посвященному обязательственному праву, необходимо остановиться на характеристике основных видов договоров по кодексу. После этого необходимо уяснить характеристику основных принципов и институтов наследственного права по кодексу. В целом необходимо учесть, что Гражданский кодекс закреплял незыблемость социалистической системы производства и охранял в первую очередь интересы государства, хотя и предоставлял некоторые возможности проявления частной хозяйственной инициативы. Также при подготовке к практическому занятию следует учесть, что в основу разработки Уголовного кодекса РСФСР (УК) были положены Руководящие начала 1919 г. Задачей УК являлась правовая защита государства от преступлений и от общественно опасных элементов путем применения наказаний к нарушителям революционного порядка. Необходимо обратить внимание на тот факт, что кроме понятия наказания УК ввел также понятие «меры социальной защиты», носившие медицинский и медико-педагогический характер. Уясните определение преступления по УК РСФСР 1922 г. Покажите, на какие виды подразделялись преступления. Усвойте систему наказаний, а также меры социальной защиты, предусмотренные УК РСФСР 1922 г. Далее следует уяснить характеристику Земельного кодекса РСФСР 1922 г., рассмотрев его источники, структуру, те формы землепользования, которые допускал кодекс. После этого необходимо перейти к усвоению Кодекса законов о труде 1922 г., охарактеризовав его структуру. При этом принципиальной является необходимость уяснить отличие нового трудового законодательства от Кодекса законов о труде 1918 г.
Терминологическое задание. Впишите в тетради для практических и самостоятельных работ и усвойте содержание следующих понятий: нэп, Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), Декларация об образовании СССР, Договор об образовании СССР.
Самостоятельное практическое задание. 1. В рабочих тетрадях составьте схему: - «Причины перехода к новой экономической политике»; - «Структура органов власти и управления СССР по Конституции СССР 1924 г.»; - «Структура судебных органов РСФСР по судебной реформе 1922 г.»; - «Причины кодификации советского права в период нэпа»; - «Источники советского права в период нэпа»; - «Формы собственности по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.»; - «Виды договоров по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.»; - «Виды преступлений по Уголовному кодексу РСФСР 1922 г.»; - «Виды наказаний по Уголовному кодексу РСФСР 1922 г.»; 2. Составьте кроссворд по теме «Кодификация советского права в период нэпа», используя 20 ключевых слов. 3. Напишите эссе на тему «Предпосылки образования СССР и ход объединительного процесса».
Вопросы для самоконтроля 1. Что являлось основным звеном при переходе к новой экономической политике, принятой на X съезде РКП(б)? 2. Какой орган стал выполнять задачи, связанные с обеспечением законности в Советском государстве в 1920-е гг.? 3. В какой году была осуществлена судебная реформа в период нэпа? 4. На основании чего шло вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР в 1918-1920 гг.? 5. Какой проект был предложен представителями Наркомнаца для разработки новой модели федерации? 6. Сколько проектов Конституции СССР 1924 г. было представлено на рассмотрение комиссии ЦИК СССР?
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 38] Тема 14. Советское государство и право в период формирования тоталитарного политического режима (1929 – 1941 гг.) Самостоятельная работа – 8 часов (очная форма обучения); 12 часов (заочная форма обучения)
Date: 2015-07-23; view: 357; Нарушение авторских прав |