Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава VIII
Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в. Смена варианта взаимодействия с Европой. Социально-экономическая интеграция России и Европы и ее противоречия Вспомните: какие либеральные преобразования в Европе и России XIX в. вы знаете? Какую роль сыграли эти реформы в мировой истории? Быстрое социально-экономическое развитие европейских стран требовало от России коренной перестройки внутренней жизни страны на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Необходимо было создать современную промышленность и транспортную систему, иначе невозможно было со- хранить положение государства как великой державы. Это ясно сознавала воспитанная в европейском духе верхушка дворянства во главе с императором Александром II (1855—1881), сыном Николая I. Лидером либералов был брат царя, великий князь Константин Николаевич. Министр внутренних дел П. А. Валуев писал: «Я убежден, что для состязания с Европой нужны европейские средства, как для войны с ней нужно европейское оружие». Этими средствами были личная свобода граждан, общественное самоуправление, независимость судебных органов, введение подоходного налога, демократизация образования, всеобщая воинская обязанность, а в перспективе — конституционная монархия. Из независимых европейских государств к этому времени лишь Россия не имела всего этого. Некоторые из реформ готовились еще во времена царствования Николая I. Но политическую волю царя тогда направляло убеждение, что для России невозможно заимствование западных общественных и государственных норм как системы. Для того чтобы осуществить либеральные реформы, надо было перейти от логики политического приспособления к Европе к логике социально-экономической интеграции России и Европы, общности путей их развития. Идеологически этот переход был подготовлен либералами-западниками и рассматривался многими как продолжение и развитие преобразований петровской эпохи. Объективной базой переосмысления отношений России и Европы было укрепление экономических и культурных связей между ними. Либеральные реформы. Либерализация политической и общественной жизни России была подготовлена всей послепетровской эпохой. Но у нее были и сильные противники. Значительная часть дворянства не желала расставаться со своими привилегиями, считая, что отмена крепостного права подорвет устои жизни страны. Многие влиятельные чиновники видели в либеральных преобразованиях покушение на принцип самодержавия, являвшийся для них абсолютной ценностью. И хотя многие либералы заняли важные правительственные посты, это сопротивление мешало им последовательно провести реформы. Тем не менее в 60—70-е гг. XIX в. в жизни России произошли коренные изменения. 19 февраля 1861 г. царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне могли теперь от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определенному месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Самодержавие видело в сельском сходе, вечевых формах самоуправления, круговой поруке, вере крестьян в царя одну из основ своей власти. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. «Положение» 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т. п.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти «отрезки» крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося высокую плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3—4 десятины на душу при потребности 6—7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усиливало непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата. Удалось стабилизировать положение внутри страны более чем на 40 лет, до 1905 г. Однако в определенном отношении самодержавие все же должно было поделиться частью власти. В 1864 г. была проведена земская реформа. Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Ведущую роль в земствах играло либеральное дворянство, и потому с самого начала земства стали проявлять себя как зародыш альтернативного центра власти. Реальные возможности земств были невелики, что было связано, главным образом, с недостаточностью денежных средств. В их компетенцию входили вопросы развития местного хозяйства, распределение государственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохранение и народное образование. Однако земская деятельность объединила либеральное дворянство и служащую в земских учреждениях разночинскую интеллигенцию, придав этому учреждению достаточно веса, чтобы воздействовать на либерально настроен- ных министров Александра II. Главным требованием земцев-либералов было создание центрального земского учреждения, своего рода земского собора. К концу 70-х гг. земцы в Москве, Киеве, Харькове выступили за введение конституционного строя, ограничение власти царя. И хотя их требования не были выполнены, противостояние земств и губернаторов, возбуждавшее общественное мнение, строительство земствами школ и больниц, распространение знаний среди деревенских жителей сыграло в целом громадную роль, особенно в условиях упадка дворянских усадеб как центров культуры. Меньшее значение имела проведенная в 1870 г. городская реформа. Это объяснялось большей традиционностью взглядов купцов и промышленников, которые в основном занимались делами городских учреждений. Городская дума и городской голова вели прежде всего хозяйственные дела. Однако новые городские учреждения сыграли большую роль в благоустройстве городов, развитии городского транспорта, жилищного строительства, водоснабжения и т. п. В 1864 г. была проведена судебная реформа. Ею была заложена основа еще одного центра власти в стране. Бессословность судопроизводства, несменяемость судей, утверждаемых царем или Сенатом, введение состязательности судопроизводства и суда присяжных фактически позволяли судам выносить приговоры, являвшиеся вызовом местной или центральной власти. Ярким примером этого является оправдание в 1878 г. революционерки В. Засулич, стрелявшей в петербургского генерал-губернатора. Исключительно от общественного мнения зависели мировые судьи, избираемые земскими собраниями и подотчетные лишь съездам мировых судей. В России родилась либеральная адвокатура, так называемые присяжные поверенные. Их обучение и деятельность создали систему распространения правового сознания в народе. В мировоззрение широких масс впервые входило представление о неотъемлемых частных правах человека, отличных от его прав как гражданина, неотделимых от обязанностей перед государством. Определенное значение имели изменения в финансовой системе России. Реформы были дорогостоящим мероприятием. Выкупные платежи крестьян были растянуты во времени, а помещикам надо было платить за землю. Росли государственные капиталовложения в народное хозяйство. Дела поправлялись за счет иностранных займов и кредитов, почти неизвестных до реформы. Потребность иностранцев в информации об использовании этих средств заставила правительство начать публикацию государственных бюджетов и отчетов государственного контроля. Это был зародыш гласности в области государственного управления. Однако либеральная Реформа налогообложения, введение подоходного налога так и не были осуществлены. Основным источником государственных средств оставалась подушная подать с крестьян, не учитывавшая размера дохода и крайне тягостная для большинства. В области образования крупнейшее значение имело введение в 1863 г. нового университетского устава, провозглашавшего внутреннюю автономию университетов. Совет университета сам распоряжался учебным процессом, назначал ректоров и университетский суд. Это делало университет «государством в государстве», позволяло ему играть такую же роль, какая была у европейских университетов. Университеты стали очагами свободомыслия. Для молодежи это понятие связывалось с идеалами служения обществу и личного достоинства. Характерно, что именно в области университетской науки и образования Россия во второй половине XIX в. была признана как подлинно европейская страна. Имена профессоров П. Л. Чебышева, И. И. Мечникова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева, В. И. Вернадского, И. П. Павлова и других ученых вошли в списки корифеев европейской и мировой науки. Другим аспектом образовательной реформы было введение в 1864 г. принципов всесословной школы, возникновение сети государственных, земских, церковноприходских училищ со сроком обучения до 3 лет, что позволило существенно поднять уровень грамотности в стране. Создавались также семиклассные средние гимназии и реальные училища с ориентацией соответственно на классическое (гуманитарное) и техническое образование. Важнейшей для обороны страны была военная реформа, проведением которой руководил последовательный либерал Д. А. Милютин. В 1874 г. был учрежден устав о всеобщей воинской повинности, которым упразднялась рекрутчина. Призыву на воинскую службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Но сокращение численности армии в мирное время позволило набирать в войска меньше людей. Поэтому призывники определялись по жребию. Были установлены многочисленные льготы, освобождавшие от призыва. Сильно сокращало срок службы наличие образования. Так, среднее образование уменьшало его в 4 раза, с шести до полутора лет. При этом резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию. Это доказывал опыт войн второй половины XIX в. Проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель. Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Николае I, сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных де мократов, да ультраконсервативных помещиков. Либералы, получив поле деятельности: земства, суды, университеты,— смогли перейти от слов к конкретным делам. Крестьяне уверовали в Александра II как «настоящего царя» и ожидали от него объявления о сплошном переделе земель. Реформы показали, что добиваться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные общественные силы. Но главное было даже не в этом. Монолог власти, характерный для николаевской эпохи, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Он создал возможности компромисса различных взглядов на мир: между позицией самодержавия и либералов в вопросах власти, западным типом мышления и правосознания образованных слоев и традиционным менталитетом крестьянства и купечества. Реформы, казалось, открыли путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной. Их пиком стал приход к власти в 1880 г. министерства М. Т. Лорис-Меликова. Ему практически удалось добиться у Александра II согласия на организацию центрального органа всесословного представительства, Земского собора. Были сделаны шаги в направлении свободы печати. Однако этот процесс был прерван 1 марта 1881 г. убийством Александра II революционерами-народовольцами. Эпоха реакции. Сама по себе смена царя еще не предполагала перемену политики. Поэтому начало царствования наследника престола, Александра III (1881—1894), было ознаменовано петициями Самарского, Новгородского, Казанского, Тверского, Рязанского земств с намеками на необходимость дарования конституции. Это было предложение продолжить диалог власти и общества. Но уже в апреле 1881 г. новый царь выступил с манифестом, в котором положил конец либеральным ожиданиям. Следствием этого стала смена политики и уход со своих постов министров-либералов. Стержнем политики нового правительства стали контрреформы, уничтожение зародышей новых центров власти. Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр III предпочел опереться на реакционеров: министра внутренних дел Д. А. Толстого, К. П. Победоносцева, князя В. П. Мещерского. Диалог власти и общества снова сменился монологом власти, видевшей свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве. Характерно, что позиция самих крестьян реакционеров не интересовала, что привело к грубым просчетам в политике. Александр III занял враждебную позицию по отношению к земствам. Правительство поощряло произвол губернаторов, местной администрации по отношению к органам общественного самоуправления. В 1889 г. была учреждена должность земских начальников. Они контролировали общинное самоуправление крестьян, рассматривали судебные дела, ранее подлежавшие мировому суду, разрешали земельные споры. В 1890 г. в результате земской контрреформы в органах местного самоуправления возросла роль дворянства. Но это не дало реальных результатов. Оппозиционное движение в земствах не прекратилось. Его социальная база постоянно расширялась. Неэффективность гласного суда в борьбе против революционного движения привела к ограничению в 1881 г. гласности политических процессов. Прекратилась публикация отчетов о судебных заседаниях. Фактически был отменен принцип несменяемости судей. С 1881 по 1917 г. в стране на временной основе действовало чрезвычайное положение. Кроме обычной, существовала политическая полиция в виде корпуса жандармов и охранных отделений, чего не было ни в одной европейской стране. Однако суды продолжали выносить неугодные правительству приговоры, а фамилии знаменитых адвокатов были известны каждому образованному человеку. Особую ненависть реакционеров вызывала высшая школа, рассадник революционных идей. В 1884 г. был введен новый университетский устав, фактически уничтоживший автономию университетов. Решение о выборе преподавателей должно было утверждаться министром просвещения. Был упразднен университетский суд. В жизнь университета стал активно вмешиваться так называемый попечитель округа, который мог созывать ученый совет, назначать деканов, т. е. осуществлять руководство учебным процессом. Были ограничены ассигнования высшей школе, повышена плата за обучение, увеличен срок военной службы для выпускников. Удар пришелся и по средней школе. В 1887 г. был издан циркуляр, запрещавший принимать в гимназии лиц «низших сословий», исключая лишь особо одаренных детей. Контрреформы нанесли сильный удар по либеральному движению. Оно пострадало больше, чем революционное. Причиной этого было использование русского национализма, национальных традиций и православной церкви против либеральных идей. Еще в годы правления Николая I православие и национальные традиции воспринимались как возможный элемент либерального мировоззрения, в частности в идеологии славянофилов. В годы правления Александра III либерализм под напором «официальной народности» властей и низкопоклонства перед ними церкви становился все более за- падническим и атеистическим, а значит, все более отдалялся от народа. Монополизировав национальную идею, царизм достиг того, что ему не удалось сделать при помощи земской контрреформы. Он идейно изолировал народ от либералов. В результате ближе к крестьянству оказались революционеры-народники. Они сумели найти общий с крестьянством язык, усвоили общинные идеалы, совершенно чуждые либералам. Это имело далеко идущие последствия. Хотя в 60— 70-е гг. XIX в. крестьянство, ожидавшее передела земли от царя, не поддалось на революционную пропаганду, отчуждение крестьянства от либералов привело к тому, что в начале XX в. именно революционеры сумели возглавить крестьянское движение. Повторим пройденное: 1. Какую роль играли община и земство в пореформенной деревне? 2. Как изменилась судебная система в России во второй половине XIX в.? 3. Что такое контрреформы? Подумайте и ответьте: 1. В чем разница стратегии политического приспособления к Европе и социально-экономической интеграции с ней? Как это проявилось в политике Николая I и Александра II? 2. Как сочетались в реформах Александра II черты либеральной и попечительной политики? 3. Какие новые центры власти зародились в России в результате либеральных реформ? Почему они не смогли развиваться? 4. В чем реакция Александра III была сходной с консервативной политикой Николая I и в чем от нее отличалась? 5. Каково было влияние идеологии «официальной народности» на развитие политической ситуации в России? Date: 2015-07-23; view: 455; Нарушение авторских прав |