Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ховного идеала.Идея «святой Руси» стала выводиться не из идеала самодержавия и власти,а из идеала церкви и веры





Это был шаг к противопоставлению идей церкви и государст­ва, характерному для «осевых» культур, попытка творческого развития традиционализма. Недаром старчество так привле­кало русскую интеллигенцию, в особенности Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского.

Пути к цивилизационному самосознанию. Становление рус­ского национального самосознания было своего рода ответом на проект Александра I по созданию христианской цивилиза­ции с центром в России. Спор велся об основаниях этой ци­вилизации и о том, кто станет во главе ее. Продолжался начатый консерваторами диалог, шел синтез идей, принадле­жавших немецкой, церковнославянской и русской народной культурам. Причем если на славянофилов и П. Я. Чаадаева наи­большее влияние оказывал немецкий философ Ф. В. Шеллинг, близкий религиозной мистике, создатель «философии откро­вения», то западники следовали за другим немецким филосо­фом, строгим рационалистом Г. В. Гегелем. Представители этих течений мечтали в конце концов превзойти своих учите­лей, сделать Россию авангардом цивилизации. Это был своего рода цивилизационный проект, второй после идеи «третьего Рима». Однако цивилизационное сознание в России только за­рождалось и не приняло цельных и законченных форм.

Надо отметить, что эти тенденции имели значение не толь­ко для русских, но и для других народов России. Как писал в 1860 г. востоковед и знаток ислама А. К. Казем-Бек, века совместно пережитой истории «вложили одну и ту же думу в сердца русских и восточных людей, которых в России мно­гие миллионы». Среди мусульман России под влиянием идей русской интеллигенции росло стремление к национальному само­познанию. Этому способствовало издание с 1802 г. исламской литературы в Казани. К концу XIX в. эти тенденции породи­ли исламское «западничество» — дэкадидизм, движение рели­гиозного обновления во главе с И. Гаспринским, выступавшее за модернизацию Востока при посреднической роли русских.

Повторим пройденное: 1. С именами каких деятелей русской куль­туры связано ее становление в качестве национальной культуры? 2. Ка­кое положительное содержание видели в российской культурной тради­ции славянофилы? 3. Что такое старчество? 4. Что такое джадидизм?

Подумайте и ответьте: 1. Как сочетались в произведениях классиков русской литературы в первой половине XIX в. европейская форма и на­циональное содержание? 2. Какие новые тенденции в отношениях рос­сийской и западной культур наметились в первой половине XIX в.? 3. Как понимали проблему исторической самобытности России: а) П. Я. Чаада­ев, б) славянофилы, в) западники? 4. Как вы думаете, в чем оказались правы славянофилы, а в чем западники в трактовке прошлого и буду-


щего России? 5. В чем разница либерального и революционно-демокра­тического идеалов?

Словарь урока

Романтизм — течение в художественной культуре, идеали­зировавшее народную или феодальную традицию, преувели­ченно ярко изображавшее борьбу эмоций и страстей, столкно­вение героев и злодеев, фантастические, односторонне разви­тые характеры.

Реализм — течение в художественной культуре, стремив­шееся к правдивому отображению действительности, характе­ров людей и общественных отношений, взвешенному исполь­зованию народной традиции, однако склонное при этом к на­турализму — слепому следованию за действительностью или идеологизации — типизации явлений общественной жизни на основе определенной идеологии.







Date: 2015-07-23; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию