Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы





Вспомните: каких великих деятелей российской культуры первой по­ловины XIX в. вы знаете? Рядом с какими корифеями западноевропей­ской культуры их можно поставить?

Взаимодействие европейской и русской культуры. В первой половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затро­нул образованные слои русского общества. Дворянская, а затем и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции, повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений (просвещение, классицизм, романтизм, реализм). Европейский рационализм и европейские художественные приемы служили для освоения собственной национальной традиции.

В творчестве А. С. Пушкина (1799—1837) литературный язык приобрел завершенные классические формы. Русская литература обрела национальное и социальное звучание, ста­ла формой осмысления исторического пути страны и духовно­го богатства ее народа. Со времени А. С. Пушкина литерату­ра стала оказывать наиболее сильное влияние на духовную и


общественную жизнь образованной части населения России. Именно она определила XIX в. как «золотой век» русской

культуры.

Огромное значение в развитии исторического сознания дворянского общества имело появление труда писателя и ис­торика Н. М. Карамзина (1766—1826) «История государства Российского». В нем впервые в популярной форме были ос­мыслены особенности исторического пути страны, в частности роль самодержавного государства и личностей царей. Н. М. Карамзин поставил вопрос о насильственном характере преобразований Петра I, разрушившего органическую преем­ственность в истории России.

На основе традиций русской песни композитором М. И. Глинкой (1804—1857) был создан русский музыкаль­ный театр. В рамках европейской музыкальной формы — опе­ры — стали разрабатываться сюжеты из русского фольклора, литературы, истории («Руслан и Людмила», «Жизнь за

царя»).

Появился подлинно национальный драматический театр. Его рождение связано с московским Малым театром, актером М. С. Щепкиным (1788—1863) и драматургом А. Н. Остров­ским (1823—1886). Герои Островского наделены чертами на­ционального характера.

Русская наука впервые выходит на мировую арену. Великие открытия М. В. Ломоносова остались неизвестны­ми в Европе. О них узнали лишь в середине XIX в. Пер­вым прославившимся на Западе русским ученым стал про­фессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792— 1856), создавший новую, неевклидову геометрию. Труды Н. И. Лобачевского проложили дорогу современным представ­лениям о строении Вселенной.

 

К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европей­ские языки были переведены произведения М. Ю. Лермонто­ва, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Русская литература стано­вилась частью европейской литературы. В Париже был по­ставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями. Все больше внимания иностранцев привлекал Петербург, пре­вратившийся благодаря творениям архитекторов В. В. Рас­трелли, Д. Кваренги, Ж. Тома де Томона, К. И. Росси, А. Д. Захарова и А. Н. Воронихина в один из красивейших городов Европы. В Петербурге и его пригородах часто высту­пали европейские знаменитости, главным образом певцы и музыканты. Благодаря этому наладился культурный обмен между Россией и Европой. В первой половине XIX в. он впер­вые приобрел двусторонний характер.







Date: 2015-07-23; view: 528; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию