Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы
Вспомните: каких великих деятелей российской культуры первой половины XIX в. вы знаете? Рядом с какими корифеями западноевропейской культуры их можно поставить? Взаимодействие европейской и русской культуры. В первой половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Дворянская, а затем и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции, повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений (просвещение, классицизм, романтизм, реализм). Европейский рационализм и европейские художественные приемы служили для освоения собственной национальной традиции. В творчестве А. С. Пушкина (1799—1837) литературный язык приобрел завершенные классические формы. Русская литература обрела национальное и социальное звучание, стала формой осмысления исторического пути страны и духовного богатства ее народа. Со времени А. С. Пушкина литература стала оказывать наиболее сильное влияние на духовную и общественную жизнь образованной части населения России. Именно она определила XIX в. как «золотой век» русской культуры. Огромное значение в развитии исторического сознания дворянского общества имело появление труда писателя и историка Н. М. Карамзина (1766—1826) «История государства Российского». В нем впервые в популярной форме были осмыслены особенности исторического пути страны, в частности роль самодержавного государства и личностей царей. Н. М. Карамзин поставил вопрос о насильственном характере преобразований Петра I, разрушившего органическую преемственность в истории России. На основе традиций русской песни композитором М. И. Глинкой (1804—1857) был создан русский музыкальный театр. В рамках европейской музыкальной формы — оперы — стали разрабатываться сюжеты из русского фольклора, литературы, истории («Руслан и Людмила», «Жизнь за царя»). Появился подлинно национальный драматический театр. Его рождение связано с московским Малым театром, актером М. С. Щепкиным (1788—1863) и драматургом А. Н. Островским (1823—1886). Герои Островского наделены чертами национального характера. Русская наука впервые выходит на мировую арену. Великие открытия М. В. Ломоносова остались неизвестными в Европе. О них узнали лишь в середине XIX в. Первым прославившимся на Западе русским ученым стал профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792— 1856), создавший новую, неевклидову геометрию. Труды Н. И. Лобачевского проложили дорогу современным представлениям о строении Вселенной. К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Русская литература становилась частью европейской литературы. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями. Все больше внимания иностранцев привлекал Петербург, превратившийся благодаря творениям архитекторов В. В. Растрелли, Д. Кваренги, Ж. Тома де Томона, К. И. Росси, А. Д. Захарова и А. Н. Воронихина в один из красивейших городов Европы. В Петербурге и его пригородах часто выступали европейские знаменитости, главным образом певцы и музыканты. Благодаря этому наладился культурный обмен между Россией и Европой. В первой половине XIX в. он впервые приобрел двусторонний характер. Date: 2015-07-23; view: 528; Нарушение авторских прав |