Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Простые аналогии
Цель исследования: выявление характера логических связей и отношений между понятиями, выявление умения выделять существенные признаки, направленность мышления. Выявить уровень запаса и точности представлений об окружающем мире, уровень развития словесно – логического мышления, анализ отношений понятий, диагностика операций мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи. Задание направлено на выявление особенностей понятийного вербального мышления, определение уровня логических абстракций. См. памятку. Применяется для обследования лиц в возрасте 10 лет и старше. Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги, карточки. Инструкция: Посмотри, здесь написано два слова: сверху – лошадь, снизу - жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа сверху одно слово – корова, а снизу пять слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову корова, как жеребенок к лошади, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет – теленок. Значит, нужно вначале установить, как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа. Инструкция 2: Смотри, слева два слова. Сверху лошадь, внизу жеребенок. Это ее детеныш. Справа – длинная черта. Над ней только одно слово, которое относится к слову корова так же, как слово жеребенок относится к слову лошадь. Допустимо ограничение по времени – максимально – 3 минуты. Допустима организующая помощь при выполнении всех примеров. Если у ребенка плохо сформирован навык чтения, целесообразно слова в скобках читать экспериментатору, а ребенку предложить зрительно следить.
Анализ результатов: - Н. – выполняют задание при помощи наводящих вопросов. - ЗПР – отвечают наугад. - УО – лишь в наиболее легких задачах при совместном со взрослыми решении находят нужные слова. Даже в 13 – 15 лет данные задания самостоятельно не выполняются. Продумать оценку в баллах!!!
Высокий уровень – 9,7 Средний уровень – 6, 5 Ниже среднего – 4,3 Низкий уровень – 2,1 Очень низкий – см. дальше. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2- 3 примеров, ориентируясь на существенные признаки. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ситуации, а потом без напоминания решает правильным способом. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установления связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм. Ошибки при выполнении задания могут заключаться в том, что испытуемый при нахождении аналогий будет руководствоваться конкретной ассоциацией, соскальзывая на бытовые аналогии (картофель – суп, вместо картофель – шелуха). Ошибки такого рода могут быть связаны с ухудшением работоспособности. В этом случае они поддаются коррекции со стороны исследователя. Ошибки испытуемых с нарушением интеллектуального развития и конкретным мышлением возникают постоянно, даже если их постоянно поправлять. См. памятку. Рекомендации к оформлению протокола:
Для диагностики невербального интеллекта используется аналогичная методика в картинках (см. папку) – Невербальные аналогии. Цель исследования: выявление характера логических связей и отношений между понятиями на невербальном уровне, выявление умения выделять существенные признаки, направленность мышления. Инструкция: аналогична предыдущей методике. Анализ результата: по ранее рассмотренной схеме (какие признаки ребенок положил в основу, понимает ли логические закономерности и т. д.) Обязательно сравнить результат с предыдущей методикой (возможно, уровень развития невербального интеллекта выше, чем уровень развития вербального интеллекта; либо уровень развития наглядно-образного мышления выше, чем уровень словесно – логического мышления и т.д.).
Date: 2015-07-23; view: 1942; Нарушение авторских прав |