Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простые аналогии





Цель исследования: выявление характера логических связей и отношений между понятиями, выявление умения выделять существенные признаки, направленность мышления. Выявить уровень запаса и точности представлений об окружающем мире, уровень развития словесно – логического мышления, анализ отношений понятий, диагностика операций мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Задание направлено на выявление особенностей понятийного вербального мышления, определение уровня логических абстракций.

См. памятку.

Применяется для обследования лиц в возрасте 10 лет и старше.

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги, карточки.

Инструкция: Посмотри, здесь написано два слова: сверху – лошадь, снизу - жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа сверху одно слово – корова, а снизу пять слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову корова, как жеребенок к лошади, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет – теленок. Значит, нужно вначале установить, как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа.

Инструкция 2: Смотри, слева два слова. Сверху лошадь, внизу жеребенок.

Это ее детеныш. Справа – длинная черта. Над ней только одно слово, которое относится к слову корова так же, как слово жеребенок относится к слову лошадь.

Допустимо ограничение по времени – максимально – 3 минуты.

Допустима организующая помощь при выполнении всех примеров. Если у ребенка плохо сформирован навык чтения, целесообразно слова в скобках читать экспериментатору, а ребенку предложить зрительно следить.

 

Анализ результатов:

- Н. – выполняют задание при помощи наводящих вопросов.

- ЗПР – отвечают наугад.

- УО – лишь в наиболее легких задачах при совместном со взрослыми решении находят нужные слова. Даже в 13 – 15 лет данные задания самостоятельно не выполняются.

Продумать оценку в баллах!!!

 

Оценка, баллы                  
Кол –во правильных ответов.         15-17 13-14 11-12    

Высокий уровень – 9,7

Средний уровень – 6, 5

Ниже среднего – 4,3

Низкий уровень – 2,1

Очень низкий – см. дальше.

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2- 3 примеров, ориентируясь на существенные признаки. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ситуации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установления связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Ошибки при выполнении задания могут заключаться в том, что испытуемый при нахождении аналогий будет руководствоваться конкретной ассоциацией, соскальзывая на бытовые аналогии (картофель – суп, вместо картофель – шелуха). Ошибки такого рода могут быть связаны с ухудшением работоспособности. В этом случае они поддаются коррекции со стороны исследователя. Ошибки испытуемых с нарушением интеллектуального развития и конкретным мышлением возникают постоянно, даже если их постоянно поправлять. См. памятку.

Рекомендации к оформлению протокола:

 

№ карточки Слово, выделенное ребенком Объяснения ребенка Вопросы психолога Ответы ребенка
         

 

Для диагностики невербального интеллекта используется аналогичная методика в картинках (см. папку) – Невербальные аналогии.

Цель исследования:

выявление характера логических связей и отношений между понятиями на невербальном уровне, выявление умения выделять существенные признаки, направленность мышления.

Инструкция: аналогична предыдущей методике.

Анализ результата: по ранее рассмотренной схеме (какие признаки ребенок положил в основу, понимает ли логические закономерности и т. д.)

Обязательно сравнить результат с предыдущей методикой (возможно, уровень развития невербального интеллекта выше, чем уровень развития вербального интеллекта; либо уровень развития наглядно-образного мышления выше, чем уровень словесно – логического мышления и т.д.).


 







Date: 2015-07-23; view: 1942; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию