Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь решений неоднородной и соответствующей однородной системы уравнений
Представьте двух близких родственниц: неоднородную систему (у которой хотя бы одно число правой части отлично от нуля) и такую же систему– только справа одни нули (то бишь, однородную систему). Нетрудно предположить, что если системы отличаются лишь столбцом свободных членов, то между их решениями должна существовать тесная связь. И это действительно так! Материал целесообразнее рассмотреть на конкретной задаче, которая, как и все другие, взята из реальной контрольной работы: Пример 5 Дана система линейных алгебраических уравнений Требуется: 1) найти общее решение; 2) используя результат предыдущего пункта, найти общее решение соответствующей однородной системы и записать его в векторной форме. Решение: по условию дана обычная неоднородная система уравнений, и первая часть не отличается новизной: 1) Запишем расширенную матрицу системы (не зеваем нолик в третьей строке) и с помощью элементарных преобразований приведём её к ступенчатому виду: (1) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –1. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на –3. К четвёртой строке прибавили первую строку, умноженную на –4. (2) Последние три строки одинаковы, две из них удалили. Обратным ходом метода Гаусса получим общее решение: Выразим базисные переменные через свободные переменные. Из 2-го уравнения: Общее решение неоднородной системы обозначим через («Общее Неоднородной»). Ответ: 2) Во второй части задания требуется найти общее решение такой же, только однородной системы , причём по условию необходимо использовать ответ предыдущего пункта. Выполнять элементарные преобразования заново, разумеется, не нужно. Правило: общее решение неоднородной системы равно сумме общего решения соответствующей однородной системы и какого-либо частного решения неоднородной системы : Откуда легко выражается общее решение нашей однородной системы: Найдём какое-нибудь частное решение неоднородной системы. Проще всего взять нулевые значения свободных переменных : Таким образом, общее решение соответствующей однородной системы: Представим в векторной форме. Поскольку у нас две свободные переменные, то фундаментальная система решений будет состоять из двух векторов. Пойдём классическим путём: Рассмотрим пару значений свободных переменных и получим первый вектор: Теперь рассматриваем пару и получаем второй вектор: И вообще – любая линейная комбинация векторов фундаментальной системы , где – произвольные действительные числа, является решением данной системы: Ответ: , где Иными словами, если взять два любых вещественных числа, например, , то получится вектор частного решения однородной системы: Если хотите избежать дробей, то при нахождении вектора следует выбрать значения и получить второй вектор в виде: Порядком многих я, наверное, подзапутал, но коль скоро задание не придумано, то его нельзя было обойти стороной. Более распространённая тема для самостоятельного решения: Пример 6 Дана однородная система Найти общее решение и записать ответ с помощью векторов фундаментальной системы. В образце решения завершающим элементарным преобразованием я уже потихоньку начинаю приобщать вас к методу Жордано-Гаусса. Чтобы окончательно закрепить алгоритм, разберём финальное задание: Пример 7 Решить однородную систему, ответ записать в векторной форме. Решение: запишем матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведём её к ступенчатому виду: (1) У первой строки сменили знак. Ещё раз заостряю внимание на неоднократно встречавшемся приёме, который позволяет существенно упростить следующее действие. (1) Ко 2-ой и 3-ей строкам прибавили первую строку. К 4-ой строке прибавили первую строку, умноженную на 2. (3) Последние три строки пропорциональны, две из них удалили. В результате получена стандартная ступенчатая матрица, и решение продолжается по накатанной колее: – базисные переменные; Выразим базисные переменные через свободные переменные. Из 2-го уравнения: – подставим в 1-ое уравнение: Таким образом, общее решение: Поскольку в рассматриваемом примере три свободные переменные, то фундаментальная система содержит три вектора. Подставим тройку значений в общее решение и получим вектор , координаты которого удовлетворяют каждому уравнению однородной системы. И снова повторюсь, что крайне желательно проверять каждый полученный вектор – времени займет не так много, а от ошибок убережёт стопроцентно. Для тройки значений находим вектор И, наконец, для тройки получаем третий вектор: Ответ: , где Желающие избежать дробных значений могут рассмотреть тройки и получить ответ в эквивалентном виде: К слову о дробях. Посмотрим на полученную в задаче матрицу и зададимся вопросом – нельзя ли упростить дальнейшее решение? Ведь здесь мы сначала выразили через дроби базисную переменную , потом через дроби базисную переменную , и, надо сказать, процесс это был не самый простой и не самый приятный. Второй вариант решения: Идея состоит в том, чтобы попытаться выбрать другие базисные переменные. Посмотрим на матрицу и заметим две единицы в третьем столбце. Так почему бы не получить ноль вверху? Проведём ещё одно элементарное преобразование: (4) К первой строке прибавили вторую строку, умноженную на –1. Здесь базисные переменные легко и практически мгновенно выражаются через свободные переменные : По существу, мы применили метод Жордано-Гаусса, который как раз и направлен на скорейшее получение базисного решения посредством дополнительных элементарных преобразований. В результате общее решение: Последовательно выбираем в качестве значений свободных неизвестных тройки Не забываем проверить координаты каждого вектора! Ответ: общее решение: Как видите, второй способ гораздо проще и рациональнее, но для подобных изысков, конечно, необходимо обладать некоторым опытом. Надеюсь, данная статья окончательно развеяла все страхи перед векторами, и теперь вы с огромным удовольствием откроете учебник по линейной алгебре, чтобы изучить теорию векторных пространств, линейных преобразований и другие не менее интересные вещи. Желаю успехов! Решения и ответы: Пример 2: Решение: запишем матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведём её к ступенчатому виду: Пример 4: Решение: запишем матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем её ступенчатому виду: Пример 6: Решение: Запишем матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду: Автор: Емелин Александр
Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора?
Однажды некто Жордано (не путать с Джордано Бруно) сел решать очередную систему уравнений. Он любил этим заниматься и в свободное время совершенствовал свои навыки. Но вот настал момент, когда ему наскучили все методы решения и метод Гаусса в том числе. Предположим, дана система с тремя уравнениями, тремя неизвестными и записана её расширенная матрица . В наиболее распространенном случае получаются стандартные ступеньки , и так каждый день…. Одно и то же – как беспросветный ноябрьский дождь. На некоторое время развевает тоску другой способ приведения матрицы к ступенчатому виду: , причём он совершенно равноценен и может быть не удобен только по причине субъективного восприятия. Но всё рано или поздно приедается…. И подумал тогда математик – а зачем вообще мучиться с обратным ходом гауссовского алгоритма? Не проще ли сразу получить ответ с помощью дополнительных элементарных преобразований? Для освоения данного урока «чайникам» придётся пойти путём Жордано и прокачать элементарные преобразования хотя бы среднего уровня, прорешав, минимум, 15-20 соответствующих заданий. Поэтому если вы смутно понимаете, о чём идёт разговор и/или у вас возникнет недопонимание чего-либо по ходу занятия, то рекомендую ознакомиться с темой в следующем порядке: Метод Гаусса для чайников; Несовместные системы и системы с общим решением; Ранг матрицы; Однородные системы. Ну, и совсем замечательно, если отработаны элементарные преобразования определителя. Как все поняли, метод Жордано-Гаусса представляет собой модификацию метода Гаусса и с реализацией основной, уже озвученной выше идеи, мы встретимся на ближайших экранах. Кроме того, в число немногочисленных примеров данной статьи вошло важнейшее приложение – нахождение обратной матрицы с помощью элементарных преобразований. Не мудрствуя лукаво: Пример 1 Решить систему методом Жордано-Гаусса Решение: это первое задание урока Метод Гаусса для чайников, где мы 5 раз трансформировали расширенную матрицу системы и привели её к ступенчатому виду: Теперь вместо обратного хода в игру вступают дополнительные элементарные преобразования. Сначала нам необходимо получить нули на этих местах: , Идеальный с точки зрения простоты случай: (6) Ко второй строке прибавили третью строку. К первой строке прибавили третью строку. (7) К первой строке прибавили вторую строку, умноженную на –2. Не могу удержаться от иллюстрации итоговой системы: Ответ: Предостерегаю читателей от шапкозакидательского настроения – это был простейший демонстрационный пример. Для метода Жордано-Гаусса характерны свои специфические приёмы и не самые удобные вычисления, поэтому, пожалуйста, настройтесь на серьёзную работу: Пример 2 Решить систему линейных уравнений методом Жордано-Гаусса. Решение: первая часть задания хорошо знакома: (1) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –1. К третьей строке прибавили первую строку, умноженную на 3. К четвертой строке прибавили первую строку, умноженную на –5. (2) Вторую строку разделили на 2, третью строку разделили на 11, четвёртую строку разделили на 3. (3) Вторая и третья строки пропорциональны, 3-ю строку удалили. К четвёртой строке прибавили вторую строку, умноженную на –7 (4) Третью строку разделили на 2. Очевидно, что система имеет бесконечно много решений, и наша задача – привести её расширенную матрицу к виду . Как действовать дальше? Прежде всего, следует отметить, что мы лишились вкусного элементарного преобразования – перестановки строк. Точнее говоря, переставлять-то их можно, но в этом нет смысла. И далее целесообразно придерживаться следующего шаблона: Находим наименьшее общее кратное чисел третьего столбца (1, –1 и 3), т.е. – наименьшее число, которое бы делилось без остатка и на 1, и на –1 и на 3. В данном случае, это, конечно же, «тройка». Теперь в третьем столбце нам нужно получить одинаковыепо модулючисла, и этими соображениями обусловлено 5-ое преобразование матрицы: (5) Первую строку умножаем на –3, вторую строку умножаем на 3. Вообще говоря, первую строку можно было умножить тоже на 3, но это было бы менее удобно для следующего действия. К хорошему привыкаешь быстро: (7) Во втором столбце два ненулевых значения (24 и 6) и нам снова нужно получить одинаковые по модулю числа. В данном случае всё сложилось довольно удачно – наименьшее кратное 24, и эффективнее всего умножить вторую строку на –4. (8) К первой строке прибавили вторую. (9) Заключительный штрих: первую строку разделили на –3, вторую строку разделили на –24 и третью строку разделили на 3. Это действие выполняется В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ! Никаких преждевременных дробей! В результате элементарных преобразований получена эквивалентная исходной система: Элементарно выражаем базисные переменные через свободную: и записываем: Ответ: общее решение: В подобных примерах применение рассмотренного алгоритма чаще всего оправдано, поскольку обратный ход метода Гаусса обычно требует трудоёмких и неприятных вычислений с дробями. И, разумеется, крайне желательна проверка, которая выполняется по обычной схеме, рассмотренной на уроке Несовместные системы и системы с общим решением. Для самостоятельного решения: Пример 3 Найти базисное решение с помощью элементарных преобразований Такая формулировка задачи предполагает использование метода Жордано-Гаусса, и в образце решения матрица приводится к стандартному виду с базисными переменными . Однако всегда держите на заметке, что в качестве базисных можно выбрать и другие переменные. Так, например, если в первом столбце громоздкие числа, то вполне допустимо привести матрицу к виду (базисные переменные ), или к виду (базисные переменные ), или даже к виду с базисными переменными . Существуют и другие варианты. Но всё-таки это крайние случаи – не стОит лишний раз шокировать преподавателей своими знаниями, техникой решения и уж тем более не надо выдавать экзотических жордановсих результатов вроде . Впрочем, бывает трудно удержаться от нетипового базиса, когда в исходной матрице, скажем, в 4-ом столбце есть два готовых нуля. Примечание: термин «базис» имеет алгебраический смысл и понятие геометрического базиса здесь не при чём! Если в расширенной матрице данных размеров вдруг обнаруживается пара линейно зависимых строк, то её следует попытаться привести к привычному виду с базисными переменными . Образец такого решения есть в Примере №7 статьи об однородных системах линейных уравнений, причём там выбран другой базис. Продолжаем совершенствовать свои навыки на следующей прикладной задаче:
Date: 2015-07-23; view: 1266; Нарушение авторских прав |