Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные российские концепции воспитательного коллектива





Концепция А.С. Макаренко (1888 – 1939).

Основа концепции – воспитательный коллектив, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения.

Коллектив в своем развитии проходит три стадии:

-коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам;

-возникает актив – группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам;

-складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

Наиболее существенные внутриколлективные и межколлективные отношения: руководства и подчинения, взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищества; взаимоотношения между педагогами и детьми, между старшими и младшими воспитанниками, между общим и первичным коллективами. Потребности, влечения, желания личности, ее внутренний мир отодвигались на второй план.

Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения (перспектива). Перспективы могут быть:

-близкими – близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии;

-средними – это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени;

-дальними – это будущее учреждения.

Задача школы: выпустить энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок, прежде всего, с точки зрения интересов общества.

Необходимость организованности и дисциплинированности естественно вытекала из общих интересов. Детский коллектив предъявляет дисциплинарные требования к каждому из своих членов. Таким образом, воспитанники выступают в роли воспитателей.

Принципы построения воспитательной системы:

-единство детского и педагогического коллективов;

-отказ педсовета от права законодательства;

-возможность подчинения воспитателей воспитанникам;

-принцип завтрашней радости.

Законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания:

- закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом;

- закон развития (движения) коллектива - форма существования коллектива – движение вперед; коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в воем развитии, лишен будущего;

- принцип перспективных линий – педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов определенной целью (перспективой);

- принцип педагогической целесообразности – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен быть обусловлен целями и задачами воспитания;

- принцип активной целеустремленности – в воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели;

- принцип целостности процесса воспитания – использование всей системы методов и средств воспитания.

Важными факторами воспитания являются: символика и атрибутика: строй, оркестр, знамени, форменная одежда, которые соответствуют мажорному стилю и тону отношений; эстетика обстановки, костюма, комнат, станка.

Концепция В.А. Сухомлинского(1918 – 1970).

Детский коллектив – средство воспитания.

Детский коллектив – объединение, которое имеет определенную органи­зационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотруд­ничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответ­ственности каждого за всех и всех за каждого.

Детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность: «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Важное воспитательное воздействие на ребенка имеют традиции, фольклор, природа.

Основное внимание должно уделяться воспитанию гражданственности. Успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Принципы воспитательной системы: гармония педагогических воздействий и целостность актива, из которых складывается повседневная жизнь школы.

Воспитание в коллективе не исключает и индивидуальной рабо­ты с обучающимися. Необходимо создавать условия для того, чтобы каждый член коллекти­ва сохранил свою индивидуальность.


Концепция коллектива Л.И. Новиковой (1918 – 2004), А.Т. Куракина (1920 – 1980).

Детский коллектив – это своеобразный инструмент, создание которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности; механизм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.

Детский коллектив – диалектическое единство общего, особенного и единичного; такой подход позволяет установить общие закономерности его развития, разработать типологию коллективов, выявить их индивидуальные особенности.

Детский коллектив – единство организационной структуры и психологической общности, в рамках этого единства он выступает одновременно как объект и субъект воспитания.

Коллектив воспитательной организации – единство разнотипных коллективов, возникающее в результате процессов дифференциации и интеграции.

Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе.

Детский коллектив может оказывать противоречивое влияние: одни его свойства способствуют нивелировке личности, другие – развитию ее индивидуальности.

В управлении детским коллективов выделяются три аспекта: социально-педагогический, педагогический, психолого-педагогический.

Перспектива развития детского коллектива в рождении коллектива общинного типа, объединяющего детей разного возраста, функционирующего на основе принципов гуманизма и демократии (гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление, участие каждого в решении общих задач, отказ от традиционных формализованных структур).







Date: 2015-06-11; view: 1824; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию