Часть 9
«Методология естествознания и техники»
|
Тема 47.
Философия и методология
|
47.1. Гносеологические аспекты
|
= Субъект - объектное отношение
|
o формула: С-СП-О
|
o конструктивность отношения:
|
· создаваемые знаково-символические системы приобретают относительную самостоятельность
|
· человек замещает ими реальность в процессе интеллектуальной деятельности
|
o теоретические конструктивы
|
= Субъект:
|
o носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа, социум),
|
o источник активности, направленной на объект, вносит свою субъективность
|
o творит свой мир, порождает мир как свое представление об объективной реальности или волю
|
= Объект:
|
o противостоит субъекту в его познавательно-практической деятельности
|
o является результатом конструирования, выделения и отражения объективной реальности
|
o эмпирический уровень объекта дан человеку в его ощущениях, в деятельности
|
o теоретически объект представлен, раскрывается в научных знаниях, теориях
|
= Деятельность:
|
o специфический для человека способ отношения к действительности
|
o сопровождающийся целесообразным преобразованием действительности
|
o приводящий к развитию форм культуры
|
o цели: лежат вне самой деятельности, определяются ценностями, идеалами, мотивами человека
|
= Познание:
|
o процесс построения идеальных планов деятельности и общения
|
o процесс создания и совершенствования знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми
|
o назначение познания: накладывание на мир сети обозначений – научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить своё бытие и структурировать свою психику
|
= Средства познания:
|
o духовные
|
o материальные (вещественные)
|
47.2. Методология науки
|
= Понятие методологии:
|
Тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности
|
= Структура методологического знания:
|
o Уровни методологического знания:
|
1) философский уровень
|
2) общенаучная методология;
|
3) междисциплинарные методы
|
4) частнонаучные методы
|
o Философский уровень
|
· Философские и общенаучные понятия и принципы:
|
ü принципы проверяемости (подтверждаемости), опровергаемости (фальсификации), наблюдаемости и т.д.
|
ü принципы теоретического уровня знания: простоты, соответствия, инвариантности (симметрии) и системности (согласованности)
|
· Идеалы и нормы:
|
ü методов познавательной деятельности
|
ü содержание знания: доказательности, обоснования, объяснения и описания,
|
ü построение системы знания: состав, структура и организация.
|
· Научная картина мира (НКМ)
|
· Стиль научного мышления
|
= Общенаучная методология
|
o основоположники Р. Декарт, Ф.Бэкон,
|
o классики: И. Ньютон, Г. Лейбниц, И.Кант;
|
o современные:
|
· логико-методологические (структурно-логические аспекты),
|
· исторические (внутренняя историческая детерминация науки),
|
· социокультурная детерминация
|
= Методология сфер научного познания:
|
1) естественных наук:
|
· позитивизм: исключение метафизики, строить знание от опыта
|
· объект познания заданная реальность,
|
· познаются не единичные явления или их свойства, а общее и закономерное
|
2) социологии:
|
· задача: объективно смотреть на субъективное, построение научного знания о субъективных явлениях
|
· социальный факт анализируется с учетом мнений, целей и ценностей;
|
· понимание как основа, объяснение носит вспомогательный характер
|
· социальный мир теоретически схематизируется и редуцируется до культурных элементов, системы ценностей индивида, коллектива или социальной группы
|
3) гуманитарных наук
|
· основатели и классики: В. Дильтей (19в.), Э. Гуссерль,
|
· стремится отразить человека цельного, в многообразии его сил и способностей, с его волей – чувствами - представлениями
|
· герменевтический метод:
|
ü не объяснение, а понимание;
|
ü знаки и текст;
|
ü значения, ценности
|
ü целесообразность,
|
ü гештальт,
|
ü рефлексия
|
4) технических наук
|
= Методология видов деятельности:
|
o виды: научно-исследовательская, образовательная (педагогическая), инженерная, производственно-техническая, творчество в искусстве и т.д.
|
o методология научного познания:
|
· философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания
|
· компоненты научной деятельности: субъект, объект и средства
|
· уровни субъекта: ученый как индивид, научный коллектив, общество
|
· объект дан через познавательную деятельность в идеализированной форме предмета познания, человек творит свой мир, конструирует его
|
· средства познания: материальные и духовные
|
o этапы научного исследования:
|
· постановка проблемы;
|
· вычленение объекта и формирование предмета исследования;
|
· постановка и проведение экспериментов (исследовательских, проверочных);
|
· описание (объяснение) опытных фактов;
|
· выдвижение гипотез и предсказаний;
|
o инженерная и научно-техническая деятельность
|
· особенности С-О отношения: объект не задан, исходно существует только социальный заказ
|
· результат: система знания (эмпирического и теоретического) и опытный образец
|
47.3. Формы научного знания
|
= Научный факт
|
o это фиксированные по установленной в науке процедуре результаты эмпирических исследований, выраженные на языке науки и обладающие определенными свойствами:
|
· новизна: принципиально новое, ранее неизвестное в науке знание
|
· достоверность: объективная истинность, независимость от того, кем и когда он был получен.
|
· точность: существенная совокупность качественных и количественных характеристик, достаточная для его идентификации
|
o теоретическая нагруженность научного факта: он имеет определенное теоретическое обоснование, в рамках которого только и приобретает статус истинного знания
|
o компоненты научного факта:
|
· лингвистический
|
· перцептивный
|
· материально-практический (событийный)
|
= Теоретическая схема (ТС):
|
o назначение: мысленная модель исследуемого объекта
|
o состав:
|
· абстрактные и идеальные конструктивы
|
· понятийное содержание конструктивов
|
o формы:
|
· образы на основе сопряженных понятий
|
· пространственно-образное представление пространственно-временных связей конструктивов
|
· понятийно-логическое описание
|
· интерпретированное на математическом формализме
|
= Научный закон
|
o необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, их свойствами и/или этапами развития
|
o основные смыслы:
|
1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие или разрушение
|
ü это объективные связи явлений и событий
|
ü они существуют независимо от того, известны они кому-либо или нет
|
2) утверждения, претендующие на отображение объективных связей и входящие в состав научных теорий
|
ü это законы науки
|
ü они претерпевают изменения вместе с эволюцией научного знания
|
3) аксиомы и теоремы теорий, смысл и значение предмета которых задается самими этими теориями
|
ü это утверждения логических и математических теорий
|
ü они конвенциональны в пределах возможности интерпретации и практического использования
|
4) социальные нормативные предписания, вырабатываемые самим обществом
|
o необходимо различать:
|
· сам закон как проявление свойств мира,
|
· форму его выражения, проявления
|
· условия (область) его применимости
|
o отношение к истинности:
|
· закон не может быть ни истинным, ни ложным, ни вероятностным.
|
· эти характеристики относятся к его форме выражения (математический формализм) и области его определения
|
o формы проявления:
|
· универсальный и частный
|
· детерминистический и стохастический
|
· эмпирический и теоретический
|
o родовые признаки (что выражают):
|
· связь
|
· отношение
|
· тенденция
|
o виды:
|
· атрибутивные: выражающие неотъемлемые свойства закона, без которых нет закона
|
· субстратные: указывают на носителя и условия закона
|
· функциональные: определяют роль и значение закона в существовании и развитии соответствующих явлений
|
o проблемы понятия «закон»:
|
· проблема индукции: обладают ли законы природы всеобщностью и необходимостью, если их истинность проверяется и подтверждается опытом на ограниченной предметной области
|
· проблема генезиса: можно ли сказать, что законы природы необходимо истины, если они сами эволюционируют вместе с историей природы
|
· соотношение объективных законов и научных законов, их отображающих
|
o история развития понятия:
|
· Античность:
|
ü закономерности мира как проявление совершенства, рациональности и целесообразности деятельности бога-творца,
|
ü ЛОГОС, Рок как единый закон мироздания
|
ü «номос» противостоит «фьюзису» как человеческое противостоит природному
|
· Платон: математическое понимание закона, сближение с необходимостью, устойчивостью, повторяемостью, существенностью
|
· Аристотель: закон как естественная причина
|
· Гиппократ: понимание природы (закона) человека должно опираться на эмпирическое обобщение медицины
|
· Эпикур, Лукреций Кар: самопроизвольное отклонение атома как его атрибут, объективность случайности
|
· Средневековье: Фома Аквинский: «закон природы» содержится в божественном духе
|
· Ф. Бэкон: высшая цель науки – познание формальных причин (форм, законов действия или движения) тел
|
· Г. Галилей понятие не использует, но выражает другими словами:
|
«У одного явления имеется лишь одна первичная причина, и между причиной и явлением существует постоянная и устойчивая связь… всякий раз, когда наблюдается постоянное и устойчивое изменение в явлении, должно быть постоянное и устойчивое изменение и в причине»
|
· Р. Декарт:
|
ü Бог – всеобщий законодатель, управляет телесным миром, выраженным на языке математики
|
ü первый начинает широко употреблять понятие «закон природы» как «вторичной» (после Бога) причине всех движений
|
ü формулирует как законы «инерции», «сохранения количества механического движения»
|
ü считает атрибутами закона: неизменность, вечность, познаваемость, математическую форму
|
· Т. Гоббс, Б. Спиноза:
|
ü естественные законы исходят из самой природы,
|
ü отражают общее и необходимое, строгую и определенную связь и отношения между явлениями
|
· французские материалисты 17-18вв.:
|
ü зависимость закона от специфической природы вещи, закон есть следствие взаимодействия частиц
|
ü самодвижение материи, естественный закон как закон движения
|
Закон - «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей» - Ш. Монтесквье
|
«…все существующее в природе может создаваться естественными законами движения и путем сочетания, комбинации и модификации частей материи» - Ж. Мелье
|
«Материя содержит в себе оживляющую её движущую силу, которая является непосредственной причиной всех законов движения» - Ж. Ламетри
|
«Структурность и системность являются атрибутами как всей природы в целом, так и каждой из её частей» - П. Гольбах
|
· И. Кант:
|
ü человеческий рассудок замещает бога и предписывает законы природе
|
ü законосообразный мир опыта возникает благодаря единству и порядку, вносимому рассудком в хаос чувств
|
· Э. Мах: законы субъективны и порождаются нашей потребностью в упорядоченном понимании явлений природы, в прогнозе
|
= Гипотеза
|
o форма вероятностного знания,
|
o научное допущение или предположение, истинность или ложность которого ещё не установлена
|
= Научная теория
|
o общее понятие
|
· высшая форма организации научного знания,
|
· целостное структурированное в схемах представление о всеобщих и необходимых закономерностях исследуемой области действительности (объекте теории), существующее в форме системы логически взаимосвязанных и выводимых предложений
|
o Функции:
|
· анализ, классификация и систематизация знания;
|
· истолкование, объяснение и понимание фактов
|
· предсказание новых результатов, прогнозирование развития событий
|
47.4. Метод:
|
= Понятие метода:
|
o сознательный способ достижения требуемого результата, совокупность правил, приёмов и операций осуществления целесообразной деятельности, решения задачи
|
o известная последовательность действий на основе четко осознаваемого, артикулируемого и контролируемого идеального плана, соотносимого с реальной ситуацией
|
o система регулятивных принципов и правил познавательной, практической или теоретической деятельности, выработанных субъектом на основе изучения объекта
|
= Метод и теория:
|
o метод основан на теории, она является предпосылкой метода
|
o они соотнесены и в процессе познания переходят друг в друга
|
= Классификация методов:
|
o по сфере применения: научные, конструкторские и т.д.
|
o по степени общности: общенаучные и специальные
|
o по уровням познания: эмпирические и теоретические
|
47.5. Логика Аристотеля (формальная логика)
|
= "Первая Аналитика" - учение о силлогизме
|
o силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение.
|
Все люди смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая посылка).
Следовательно, Сократ смертен (заключение).
|
= "Вторая Аналитика" - как получаются исходные посылки?
|
= Суждения и пропорции
|
o суждения возникают как результат объединения терминов в цепочку.
|
o действие утверждения или отрицания, когда оно логически оформлено, мы называем развернутым предложением, или повествовательной пропозицией
|
o суждение и пропозиция являются самой элементарной формой познания, ибо посредством нее мы узнаем о связи предиката и субъекта
|
= Принципы
|
o Принцип непротиворечия: нельзя утверждать и отрицать нечто в одно и то же время
|
o Принцип исключения третьего: невозможность присутствия между двумя противоположными терминами третьего.
|
47.6. Философские методы и наука
|
= Диалектический и метафизический методы
|
o всесторонность, системность рассмотрения
|
o причинность и индетерминизм
|
= Метод восхождения
|
o категории «абстрактное» и «конкретное».
|
o эмпирическое познание как восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному
|
Развитая Теоретический уровень
Теория научного познания
«Клеточка Проверочные
познания» эксперименты
Эмпирические Эмпирический
обобщения и законы уровень
научного познания
Практика (чувственно-конкретное)
Рис. Схема метода «Восхождения»
|
o теоретическое познание как восхождение от абстрактного к логически-конкретному:
|
· «Клеточка познания»
|
· механизм восхождения от абстрактного к логически-конкретному
|
= Метод взаимного перехода исторического и логического
|
o познание развивающегося объекта.
|
o познание развивающегося знания об объекте
|
Рис. Схема метода «Историческое и логическое»
|
Тема 48.
Проблема и гипотеза в науке
|
48.1. Проблемная ситуация (ПС):
|
= Понятие
|
o это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты и ограниченности
|
= Типы ПС:
|
o теории могут различаться:
|
· эмпирическими базами (Э);
|
· семантически (С)– различное содержательное наполнение самой теории, т.е. теоретические схемы (ТС) и смыслы понятий
|
· лингвистически (Л)– языки, формализмы различны, но интерпретируются на одинаковых ТС
|
· по основаниям (О), в том числе: научными картинами мира (НКМ), идеалами и нормами исследования (ИНИ), философскими основаниями (ФО)
|
o расхождение теории с экспериментальными данными (Э)
|
o конфронтация (конкуренция) теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам:
|
· эквивалентные эмпирически (Э1=Э2), и семантически (С1=С2), но различающиеся лингвистически (Л1¹Л2) (волновая и матричная формы квантовой механики)
|
· эмпирическая база одинакова (Э1=Э2), но сами теории различны ((С+Л)1¹(С+Л)2): Ампер с дальнодействием и Максвелл с близкодействием
|
· теории различающиеся во всех трех планах ((Э+С+Л)1¹(Э+С+Л)2) – флогистонная теория и кислородная теория Лавуазье
|
o различие по основаниям (О):
|
· несовпадение онтологии, НКМ: Птолемей и Коперник
|
· различия в ИНИ: 1) 17в – математизированная теория с дедуктивным выводом; 2) 18-19в. – эмпирическое обоснование и индукция;
|
· различия в ФО: корпускулярное или волновое описание мира у Ньютона и Декарта
|
48.2. Проблема
|
= Понятия
|
o проблема – это такой вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человечеством знании
|
o задача – ответ выводится из знания, содержащегося в исходных данных задачи на основании известных алгоритмов решения
|
o информационный вопрос – ответ отыскивается в имеющемся у человечества информационном поле по известному алгоритму и имеющимися (известными) средствами
|
o проблема формулируется путем придания явного и определенного вида (содержания) проблемной ситуации
|
= Проблемный вопрос:
|
o фиксирует сущность рассогласования в знаниях, главное противоречие и содержание проблемной ситуации
|
o формулировка проблемы в форме вопроса:
|
· означает, что уже фактически понятен и выбран возможный путь её решения
|
· не может быть получено только логическими методами
|
· может требовать предварительного решения специальных задач, которые могут вести к изменениями во всех компонентах науки от структуры теории до оснований
|
o проблема, противоречие могут быть осознаны как возможность разных и несовместимых ответов на один и тот же вопрос
|
o ответ может быть оценен как истинный или ложный только в связке с конкретным вопросом
|
= Псевдопроблема:
|
o «онтологическая», приписывание предметного существования явлениям, которые им обладать не могут по сущности (теплород, флогистон, эфир);
|
o логико-гносеологические – обусловленные уровнем развития науки (геоцентризм);
|
o логико-грамматические и семантические – несоответствиями в языке (его структура, правила и логика) (проблемы теории множеств, парадокс «Лжеца»)
|
48.3. Гипотеза
|
= Понятие гипотеза имеет разные значения:
|
o структурный элемент научной теории;
|
o метод развития научного знания, включающий в себя:
|
· выдвижение гипотез:
|
· предварительная проверка
|
· эмпирическая проверка
|
= Требования к научным гипотезам:
|
o релевантность (уместность): взаимосвязь с фактами, на которых она основана, в форме подтверждения или опровержения
|
o проверяемость: возможность сопоставления её следствий с результатами наблюдений или экспериментов
|
o совместимость с существующим научным знанием, т.е. обеспечивать преемственность
|
o объяснительная и предсказательная сила
|
o критерий простоты
|
Тема 49.
Общенаучные методы
|
49.1. Общелогические методы
|
= Абстрагирование
|
o понятие абстрагирования:
|
· теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные
|
· способ образования абстрактных понятий путем ограничения разнообразия
|
· информативность: не превышает полноты исходных наличных данных
|
o абстракция отождествления
|
· у предметов выделяется общее свойство, а от всех других свойств отвлекаются
|
· относительно общего свойства предметы являются тождественными
|
· для обозначения этого общего свойства вводится особое понятие
|
o изолирующая абстракция
|
· некоторое общее свойство и отношение исследуемых предметов отвлекается и рассматривается самостоятельно как абстрактный объект
|
o абстракция потенциальной осуществимости
|
· рассмотрение как целого какого-либо неограниченно развивающегося конструктивного процесса, имеющего реальное начало
|
· отвлечение от всей совокупности осложнений, не позволяющих завершить этот процесс в реальности
|
· мысленно считается, что в дедуктивном выводе вслед за любым шагом вывода может быть сделан следующий за ним шаг, т.е. быть осуществлены любые (n) и (n+1) шаги дедуктивного вывода
|
· примеры: ряд натуральных чисел, абстракция потенциальной бесконечности (линия как целое)
|
o абстракция актуальной бесконечности:
|
· при рассмотрении не обрывающегося конструктивного процесса порождения абстрактных объектов отвлекаются от принципиальной незавершенности этого процесса
|
· пример: отрезок как математический континуум
|
o абстракция неразличимости
|
= Идеализация:
|
o исходное представление:
|
· понятие, означающее представление о чем-либо в предельном, более совершенном виде, чем оно есть и может быть на самом деле
|
· мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразу в реальном мире
|
o назначение:
|
· упрощающая процедура применяется, когда исследуемые реальные объекты не позволяют выявить существенные аспекты на основе абстрагирования (отвлечения)
|
· позволяет выйти за пределы эмпирического рассмотрения и перейти на уровень теоретического исследования явлений и процессов с применением соответствующих методов познания
|
· позволяет объяснить, вскрыть общее и существенное, как закономерность в единичном
|
=Анализ и синтез
|
o понятие:
|
· реальное или мысленное разложение (объединение) объекта на (из) компонентов
|
· логическое следствие деления всех вещей в мире на материю и форму (элементы и структуру)
|
o виды А. и С.:
|
· природный.
|
· практический
|
· мысленный
|
· мета А. и С. – оперирует со знаниями о мире
|
= Классификация
|
o понятие:
|
· разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по определенным признакам
|
· система знания, понятия которой означают упорядоченные по определенным общим признакам группы объектов
|
o роль (задачи):
|
· представление объектов исследуемой области в удобном для обозрения виде
|
· содержание максимального объема существенной информации
|
· систематизирует объекты и задает направление исследования
|
o виды:
|
· естественная и искусственная
|
· дескриптивная (описывающая) и структурная (сущностная)
|
= Систематизация
|
o понятие:
|
· следующий после классификации этап научного познания,
|
· обеспечивает разработку методов и форм упорядочивания объектов в системе
|
o функции: синтетическая, поиск общей основы и форм упорядочивания объектов в систему
|
= Аналогия
|
o понятие: рассуждение, в котором на основании сходства в предметах каких-либо свойств (отношений), делается вывод об их сходстве в других свойствах (отношениях)
|
o гносеологическая природа: основана на однородности, единообразии и системности мироустройства
|
o виды: строгая (установлена теоретическая связь, критерии) и не строгая
|
o функции:
|
· эвристическая, позволяет открыть новые факты
|
· объясняющая
|
· доказательная
|
= Обобщение
|
o понятие:
|
· синтетическая форма приращения знания путем перехода от частного к общему, на более общий уровень знания за счет абстрагирования и построения понятий
|
· ограничение разнообразия данных в опыте явлений и построение гомоморфного образа, мысленно извлекаемого из опытных данных.
|
o виды и функции:
|
· эмпирическое обобщение:
|
ü производиться на основе операций упорядочивания, систематизации и классификации
|
ü приводит к выделению и обозначению в понятии внешних одинаковых чувственно воспринимаемых и часто встречающихся свойств у объектов определенного типа
|
· теоретическое обобщение:
|
ü фиксация внутренних существенных свойств объектов, проявляющихся как относительно постоянные во взаимодействиях
|
ü и характерных для него как целого
|
49.2. Моделирование
|
= Понятие: метод исследования, когда вместо объекта используется модель
|
= Модель:
|
o искусственный объект (артефакт) или естественный объект, помещенный в искусственные условия
|
o эти условия обладают существенным с точки зрения целей исследования сходством с изучаемым объектом
|
= Гносеологическая основа:
|
o наличие аналогии в проявлении исследуемого аспекта в различных объектах
|
o модель специфически отображает (воспроизводит) некоторые стороны исследуемого объекта
|
= Функция: получение нового знания об исследуемом объекте за счет переноса на него результатов, полученных при исследовании модели
|
= Виды:
|
o предметное: на модели в реальности воспроизводится исследуемый аспект (процесс, свойство)
|
o знаковое:
|
· мысленное
|
· логико-математическое
|
· численное на ЭВМ
|
o по отражаемому аспекту объекта моделирования:
|
· структурное
|
· функциональное
|
49.3. Формализация
|
= Понятие:
|
o совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значений и смыслов концептов и понятий научной теории с целью исследования её логических особенностей, дедуктивных возможностей
|
= Формализованная система:
|
o имеется исчерпывающее описание дедуктивных взаимосвязей между положениями теории, произведенное на основе аксиоматического метода
|
o выявлены и четко сформулированы логические средства, используемые при дедуктивном разворачивании теоретических положений
|
o понятия и выражения научной теории заменяются символическими обозначениями
|
= Виды формализации: полная и не полная
|
= Роль в познании: обеспечивает логическую систематизацию и организацию теоретического и эмпирического знания теории
|
= Формализованный язык
|
o алфавит,
|
o правила построения слов,
|
o правила преобразования (дедуктивного вывода)
|
o правила интерпретации выражений языка, придающих им семантическое значение (смысл)
|
Тема 50.
Методы эмпирического исследования
|
50.1. Исходные понятия
|
= Индуктивный метод: обеспечивает перенос знаний с известных областей практики на вновь осваиваемые и неизвестные
|
= Индукция:
|
o как метод рассуждения (вывода) содержит переход от эмпирически верифицируемых посылок к заключению, подтверждаемому посылками вероятно, но с истинной достоверностью из них не выводимого
|
o содержит информацию, не содержащуюся в посылках
|
o виды индукции (рассуждения):
|
· перечислительные: от эмпирической истинности определенного множества событий к вероятностной истинности большего множества
|
· временные: распространение истинности заданного множества от эмпирически данного временного диапазона за его временные рамки
|
50.2. Наблюдение:
|
= Общая характеристика.
|
o данные наблюдения как тип эмпирического знания
|
o случайные и систематические наблюдения
|
o применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении.
|
= Средства и методы
|
50.3. Эксперимент:
|
= Современное понимание научного эксперимента.
|
= Эмпирические зависимости и эмпирические факты.
|
o процедуры формирования факта.
|
o проблема теоретической нагруженности эксперимента и факта.
|
= Виды экспериментов
|
o физический и моделирующий
|
o мысленный и математический эксперимент
|
o вычислительный эксперимент
|
50.4. Техника науки
|
= Единицы измерения. Инструменты измерения.
|
= Относительность к средствам наблюдения
|
= Роль приборов в современном научном познании.
|
50.5. Метод Галилея
|
= Шаги
|
1) Выявление всех факторов, от которых зависит исследуемое явление
|
2) Группировка независимых и зависящих от исследователя факторов: Ф = Фн + Фз
|
3) Разработка теоретической модели
|
4) Подготовка экспериментальной установки
|
5) Проведение экспериментов с варьированием факторов и корректировка модели (итерация)
|
6) Разработка и проведение проверочного эксперимента
|
= Примеры
|
|
Н
h1
h2
L1
L2
Рис. Схема эксперимента Галилея
|
Факты
Теория
Рис. Анализ результатов
|
Тема 51.
Методы теоретического познания
|
51.1. Дедуктивная схема (метод):
|
= Исходные понятия:
|
o ducere – вести
|
o deducere – дедукция - выведение, перенос истинности посылок на следствия
|
o inducere – индукция – наведение, перенос истинности на новые объекты, новое вероятное знание по аналогии
|
o abducere – абдукция – приведение, создание гипотез, порождение нового вероятного знания
|
= Метод дедуктивного вывода
|
o объяснение частных явлений общим и закономерным, явления сущностью
|
o переносит значение истинности от посылок к заключению,
|
= Теоретическое знание естественных наук представляется системой с несколькими иерархическими уровнями:
|
o теоретическая схема, представляющая собой идеализированную модель исследуемого объекта, составленную из абстрактных и идеальных конструктивов;
|
o множество предложений, в которых выделяются аксиомы, соответствующие наиболее общим научным законам или принципам;
|
o из аксиом и теорем должны выводиться последующие теоремы;
|
o формализм теории (математический аппарат) выражающий законы, структурные отношения в исследуемом объекте, для его осмысления связывается (интерпретируется) с конструктами теоретической схемы;
|
o на основе теоретических схем (теоретического уровня) путем их преобразования в эмпирические схемы выражаются экспериментальные данные
|
51.2. Гипотетико-дедуктивная схема (метод):
|
= Семантический аспект - интерес исследования сосредоточен на соответствии теории миру вещей
|
= Истинность знания:
|
o все теоретические положения в данной теории являются гипотезами в смысле неполноты их подтверждения исходными эмпирическими данными
|
o для превращения сформированной по данной схеме системы знания в теорию необходимо выведение из неё экспериментального предсказания и проведение проверочного (критического) опыта
|
= Задача метода – обоснование существующего знания, в том числе:
|
o обеспечение логического анализа имеющихся гипотез
|
o дедукция логических следствий из гипотез;
|
o регламентирование процесса экспериментальной проверки гипотез
|
= Ограниченность метода:
|
o вопрос о способах порождении нового знания относится к психологии познания или научного творчества,
|
o проблемы и методы выдвижения (порождения) гипотез здесь не рассматривается
|
= Эффективно используется в естествознании:
|
o для подтверждения (верификации) гипотезы и превращения в теорию;
|
o для расширения области определения теории
|
= Исходные положения теории
|
o выводятся путем обобщения из имеющегося эмпирического базиса (Ньютон)
|
o в некоторых случаях эмпирическое происхождение исходных положений может явно не обозначаться (Архимед, Ньютон) и представляются в форме аксиом
|
= Математическая гипотеза
|
51.3. Аксиоматико-дедуктивная схема (метод):
|
= Понятие метода:
|
o способ дедуктивного построения научной теории
|
o в основание теории принимаются некоторые исходные, не доказываемые в ней положения (аксиомы)
|
o все остальные положения (теоремы) выводятся из аксиом по принятым в данной теории логическим правилам (законам)
|
= Синтаксический аспект - имеет дело с понятиями как таковыми, но не их отношениями к предметной области
|
= В математике исходные положения (принципы) в данной схеме свободно конструируются в качестве прогноза возможных миров (Евклид)
|
= Аксиома:
|
o понятие: исходное утверждение научной теории, принимаемое в ней за истинное
|
o требования к аксиомам:
|
· непротиворечивость (Аристотелев закон исключения третьего)
|
· независимость: аксиомы в данной теории не выводятся друг из друга в качестве теорем
|
· полнота системы аксиом: все положения теории выводимы из принятых аксиом
|
= Теоремы Гёделя:
|
o Теорема о неполноте: в достаточно богатых формальных непротиворечивых системах, содержащих арифметику (или, например, теорию множеств) всегда находятся неразрешимые формулы, которые одновременно и недоказуемые, и неопровержимые
|
o Теорема о непротиворечивости: если формализованная арифметика действительно непротиворечива, то это недоказуемо её средствами (необходим выход в метатеорию)
|
51.4. Абдукция
|
= Задача метода: поиск и отбор наиболее вероятных научных гипотез для объяснения имеющихся фактов
|
= Основатель метода Ч.С. Пирс (американский логик и философ, кон. 19в.):
|
«Дедукция доказывает, что нечто должно быть,
индукция показывает, что нечто действительно существует,
а абдукция просто предполагает, что нечто может быть»
|
= Логическая схема метода:
|
1. Наблюдается некоторое удивительное явление Р
2. Р было бы объяснено, если гипотеза Н была истинной.
3. Следовательно имеется основание (с вероятностью, предположительно) думать, что гипотеза Н истинна.
|
= Последовательность шагов метода абдукции:
|
o начинается с анализа и затем объединения разнообразных наблюдаемых фактов, чтобы выявить предполагаемую связь между ними
|
o ведется поиск и формируются схемы, с помощью которых из совокупности имеющихся эмпирических данных, могут быть найдены возможные пути к новым открытиям
|
o представление данных фактов в виде некоторой предполагаемой схемы придаёт дополнительную степень достоверности абдуктивному заключению
|
= Методологические требования к гипотезам:
|
o гипотезы должны объяснять не только эмпирически наблюдаемые факты, но и факты, которые непосредственно не наблюдаются, но проверяются косвенным путем
|
o гипотезы должны быть сформулированы как высказывания, содержащие определенный вопрос, на который следует ответить в ходе исследования
|
o проверяемость гипотезы, которая не ограничивается подтверждением наблюдаемыми данными. При этом опровергаемость гипотезы служит лишь средством отсева ложных гипотез.
|
= Критерии для отбора правдоподобной гипотезы:
|
o насколько она превосходит альтернативные гипотезы по объяснительной силе;
|
o насколько она сама хорошо обоснована;
|
o насколько надежны данные, на которые она опирается
|
o в какой степени заслуживают доверия полученные объяснения.
|
Тема 52.
Методы технических наук и инженерной деятельности
|
52.1. Социальный заказ на ТН
|
= С XVIII столетия, складывается промышленное производство и формируется потребность:
|
o в разработке принципиально новых инженерных объектов (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т.д.)
|
o в создании сходных, но модифицированных изделий (машина того же класса, но с другими характеристиками – иная мощность, скорость, габариты, вес, конструкция и т.д.
|
o в тиражировании инженерных устройств
|
= Разработка поля однородных инженерных объектов позволяла сводить одни случаи к другим, одни группы знаний к другим.
|
o первые образцы изобретенного объекта описывались с помощью знаний определенной естественной науки
|
o все последующие, модифицированные, сводились к первым образцам
|
52.2. Аксиологический подход
|
= Предназначение науки – поиск смыслов;
|
= Смыслы, ценности науки, как социального института -
|
o в истинности, т.е. в соответствии знаний с тем, что есть в реальности, которые конкретизируются в других ценностях и нормах науки
|
= Аксиоматический метод
|
o логические нормы построения и доказательности в системе знаний
|
= Гипотетико-дедуктивный метод
|
o объяснение и обоснованность в опытной проверяемости
|
= Смыслы социально значимой деятельности
|
o в соответствии с ценностями, потребностями человека:
|
52.3. Прагматический метод:
|
= В процессуальном плане обеспечивает
|
o понимание
|
o перенос ценностей из социального (гуманитарного) мира человека на знания, результаты деятельности
|
o истолкование, интерпретация, понимание
|
o на языке ценностей, предпочтений (чувств, эмоций, идеалов, мотивов, целей, интересов)
|
= Результат:
|
o результатом является высказывание
|
o оно содержит не объяснение того, что есть (т.е. истинность), а понимание того, что должно быть (ценность)
|
o высказывание раскрывает понимание того, какие вещи, деятельность являются значимыми (т.е. ценным, вместо истинным) т.е. когда они соответствуют ценностям, потребностям человека
|
= Понимание и объяснение:
|
o объяснение – это подведение под закон природы, а понимание – это подведение под ценности человека
|
o в социально значимой деятельности нет истинного, есть только ценное, ценности замещают истину, становятся значимыми вместо истинного
|
o но при этом нельзя производить дальнейшее замещение - ценного на полезное, выгодное
|
52.3. Процедура «онтологизации»
|
= Поэтапный процесс схематизации инженерных устройств
|
o объекты разбивались на отдельные части
|
· крупные (двигатель, передаточный механизм, орудие),
|
· мелкие ("простые машины" – наклонная плоскость, блок, винт, рычаг).
|
o каждая часть замещалась "идеализированным представлением" (схемой, моделью), что позволяло:
|
· применить к инженерному объекту, с одной стороны, математические знания, с другой – естественнонаучные знания.
|
· по отношению к инженерному объекту такие представления являлись схематическими описаниями его строения (или строения его элементов),
|
· по отношению к естественной науке и математике они задавали определенные типы идеальных объектов (геометрические фигуры, векторы, алгебраические уравнения и т.д.; движение тела по наклонной плоскости, сложение сил и плоскостей, вращение тела и т.д.).
|
= Формирование базовых компонентов технической теории (знания 1)
|
o идеальные объекты (понятия: механизм, его онтологические представления, классификация простых механизмов)
|
o задание процедур преобразования, отнесение к этим объектам определенных знаний (знания технической науки)
|
o выделение области изучения таких объектов в самостоятельную (техническая наука в отличие от естественной)
|
52.4. Процедура «сведения»
|
= Сведение всех новых случаев (т.е. однородных объектов инженерной деятельности) к уже изученным в технической науке
|
= Сведение предполагает преобразование изучаемых в технической науке объектов и формирование новых знаний (знания отношений) – знания 2.
|
o знания отношений понимались как законы или теоремы,
|
o процедуры сведения – как доказательства.
|
o процедуры сведения предполагают упрощение, разделение знаний на компактные, более простые (четкие), обозримые части - промежуточные знания, знания отношений
|
= Знания, позволившие заменить громоздкие способы и процедуры получения отношений между параметрами инженерного объекта процедурами простыми и изящными - знания 3.
|
o например, последовательное замещение объекта технической науки в двух или более разных языках:
|
· структурные представления: колебательный контур состоит из источников тока, проводников, сопротивлений, емкостей и индуктивностей и все эти элементы соединены определенным образом
|
· характеристики, перенесенные из фундаментальной науки (знания о токах, напряжениях, электрических и магнитных полях, а также законах, их связывающих)
|
· характеристики, взятые из математического языка первого, второго..., n-го слоя (например, в теории электротехники говорят о самой общей трактовке уравнений Кирхгофа, данной в языке теории графов)
|
= В результате сведения возникает идеальный объект технической науки:
|
o характеристики в технической теории так видоизменяются и переосмысляются (одни, несовместимые, опускаются, другие изменяются, третьи приписываются, добавляются со стороны)
|
o новый объект в своем строении воссоздаёт в сжатом виде все типы характеристик
|
52.5. Процедура «математизации»
|
= Причина математизации:
|
o необходимость осуществлять в ходе изобретения и конструирования анализ и синтез отдельных процессов и обеспечивающих их конструктивных элементов
|
o исследовать все поле инженерных возможностей получить характеристики и отношения инженерного объекта, какие в принципе можно построить расчеты
|
= Условия и следствия математизации:
|
o необходимо вводить идеальные объекты технических наук в онтологию соответствующего математического языка, т.е. представлять их как состоящие из элементов, отношений и операций, характерных для объектов интересующей инженера математики
|
o для этого ведется длительный процесс дальнейшей схематизации инженерных объектов и их онтологизации
|
= Математизация позволяет:
|
o успешно решать задачи синтеза-анализа
|
o исследовать всю изучаемую область инженерных объектов на предмет теоретически возможных случаев
|
o выйти к теории идеальных инженерных устройств (например, теории идеальной паровой машины, теории механизмов, теории радиотехнического устройства и т.д.)
|
52.6. Идеальное устройство
|
= Это конструкция из элементов и отношений идеальных объектов технической науки:
|
o имитирует основные процессы и конструктивные образования этих инженерных устройств
|
o является именно моделью инженерных объектов определенного класса,
|
= Конструкции-модели
|
o существенно облегчают инженерную деятельность,
|
o позволяет анализировать и изучать основные процессы и условия, определяющие работу инженерного объекта (в частности, и собственно идеальные случаи).
|
52.7. Математизированная теория механизмов
|
= Создана В.Л. Ассуром, В.B. Добровольским, И.И. Артоболевским
|
Каждый механизм стал рассматриваться как кинематическая цепь, состоящая из одного или нескольких замкнутых контуров и нескольких незамкнутых цепей, служащих для присоединения звеньев контура к основным звеньям механизма. В теории механизмов появилась возможность получать новые конструктивные схемы механизмов дедуктивным способом.
|
Анализ механизма начинается с разработки определенной кинематической схемы на основе его структурной схемы, фиксирующей конструктивные элементы. Кинематическая схема позволяет исследовать естественный процесс – движение элементов, пар, цепей и отдельных точек.
|
Для решения этой задачи используются так называемые "планы" механизма, т.е. схематические его изображения в каком-либо положении.
|
На их основе составляются системы уравнений, устанавливающие математические зависимости между перемещениями, скоростями и ускорениями звеньев механизма.
|
С помощью графических и аналитических методов расчета определяется положение каждого звена, перемещение точек звеньев, углы поворота, мгновенные скорости и ускорения точек и звеньев по заданному закону движения начального звена.
|
Для расчета сложных механизмов осуществляются их эквивалентные преобразования в более простые схемы.
|
= Выводы ТММ:
|
o законы структурного образования становятся общими для всех механизмов;
|
o анализ общих законов структуры механизмов позволяет установить все возможные семейства и роды механизмов, а также создать их единую общую классификацию;
|
o структурный и кинематический анализ механизмов одного и того же семейства и класса может быть проведен аналогичными методами;
|
o метод структурного анализа дает возможность обнаружить громадное число новых механизмов, до сих пор не применяющихся в технике.
|
= В отличие от естественной науки в техническую науку включаются
|
o расчеты, описания технических устройств, методические предписания
|
Методологический семинар 5:Методологический анализ научно-исторической ситуации по теме реферата
|
Методологический семинар 6:Защита реферата
|